Дело № 2-234/2018
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
с. Тээли 26 ноября 2018 года
Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Куулар А.М., при секретаре Кыныраа А.М., с участием прокурора Бай-Тайгинского района Республики Тыва Демдека Б.Х., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бай-Тайгинского района Демдека Б.Х. в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению Сельский Дом культуры имени Хензиг-оола Кужугет сельского поселения сумона Кара-Хольский муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции путем принятия мер по предупреждению коррупции,
установил:
прокурор Бай-Тайгинского района Демдек Б.Х. обратился в суд с вышеуказанным иском к муниципальному бюджетному учреждению Сельский Дом культуры имени Хензиг-оола Кужугет сельского поселения сумона Кара-Хольский муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» (далее – МБУ СДК им. Хензиг-оола Кужугет сумона Кара-Хольский). Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в марте 2018 года в порядке надзора проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в части принятия, организации мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений. В ходе проверки установлено, что в МБУ СДК им. Хензиг-оола Кужугет сумона Кара-Хольский требования, установленные ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон «О противодействии коррупции»), не исполняются должным образом, меры по предупреждению коррупции не принимаются. Между тем, согласно ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» установлена обязанность организаций разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, утвержденными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, установлено, что документы организации, регулирующие вопросы предупреждения и противодействия коррупции, рекомендуется принимать в форме локальных нормативных актов, что позволяет обеспечить обязательность их выполнения всеми работниками организации. В нарушение вышеуказанных требований законодательства в СДК по приказу не определено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не урегулировано сотрудничество СДК с правоохранительными органами; не разработаны и не внедрены в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы СДК в целом и в сфере противодействия коррупции; не принят Кодекс этики и служебного поведения работников СДК; не принято положение по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов. По данному факту прокуратурой района в адрес директора МБУ СДК с. Кара-Хол Монгуш А.Ч. вносилось представление об устранении нарушений закона о противодействии коррупции от 16.03.2018 г. N 86-01-2018, однако, в установленный законом срок, меры по устранению нарушений должностным лицом в полном объеме не были приняты. По результатам контрольной проверки, проведенной 17.10.2018 года, установлено, что нарушения, указанные в представлении, не устранены, меры по предупреждению коррупции в СДК не приняты. СДК принято лишь положение «О противодействии коррупции», изучением которого установлено наличие общих понятий коррупции. СДК не определены основные принципы антикоррупционной деятельности СДК; область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие; должностные лица СДК, ответственные за реализацию антикоррупционной политики; закрепление обязанностей и процедуры ее соблюдения работниками и учреждения, связанных с предупреждением и противодействием коррупции; перечня реализуемых организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения); ответственность работников за несоблюдение требований антикоррупционной политики; порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику СДК, правила, регламентирующие вопросы обмена «деловыми» подарками, введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью учреждения, стандартной антикоррупционной оговорки; введение антикоррупционных положений в трудовые договора работников. Непринятие мер по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений; по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений затрудняет предотвращение коррупции. Указанное нарушение увеличивает степень подверженности коррупционным рискам всех связанных с деятельностью Учреждения неопределенного круга лиц. В связи с чем прокурор просит возложить на МКУ Сельский дом культуры с.Кара-Хол Бай-Тайгинского района обязанность в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции путем принятия мер по предупреждению коррупции: определение должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в учреждении; порядок сотрудничества учреждения с правоохранительными органами; разработать и принять стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы; принять Кодекс этики и служебного поведения работников; принять положение по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В судебном заседании прокурор Демдек Б.Х. полностью поддержал исковые требования и просил их удовлетворить.
Ответчик извещен надлежаще о дате и времени судебного заседания, каких-либо ходатайств не заявлял, поэтому его неявка не является препятствием для рассмотрения дела на основании ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор вправе обратиться на основании ст. 45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов.
Согласно части 6 статьи 5 Федерального закона "О противодействии коррупции", генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
В соответствии с пп. "а" п. 2 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В соответствии с ч. 1 ст. 13.3 данного Закона организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Согласно ч. 2 указанной статьи меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать: 1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; 2) сотрудничество организации с правоохранительными органами; 3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; 4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; 5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов; 6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
В обязанности организаций входит деятельность в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
В силу положений ст. 6 Федерального закона "О противодействии коррупции" профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
2.1) рассмотрение в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решений судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
4) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
5) внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
6) развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.
Из материалов дела следует, что в марте 2018 года прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в МБУ СДК им. Хензиг-оола Кужугет сумона Кара-Хольский.
16 марта 2018 года прокурором района на имя директора МБУ Сельский дом культуры с.Кара-Хол внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, выразившихся в непринятии мер по предупреждению и противодействию коррупции, в частности: не определен порядок предотвращения и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников в ходе выполнения ими трудовых обязанностей; не принят кодекс этики и служебного поведения работников МБУ; не определено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений; не определен порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, а также перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, порядок регистрации уведомлений и организация проверки сведений.
Из ответа директора МБУ СДК им. Хензиг-оола Кужугет сумона Кара-Хольский Монгуш А.Ч. № 14 от 20 марта 2018 года на представление прокурора следует, что приказом № 8 от 20 марта 2018 г. утверждено положение «О мерах по предупреждению коррупции», приказом № 5 от 20 марта 2018 г. утвержден план мероприятий по противодействию коррупции на 2018-2020 гг., приказом № 5 от 20 марта 2018 года утвержден состав комиссии по противодействию коррупции. В соответствии с положением утверждена антикоррупционная политика в учреждении, принят кодекс этики и служебного поведения работников учреждения, определен порядок предотвращения и урегулирования конфликтов интересов, определен регламент обмена подарками и знаками делового гостеприимства в учреждении, определено должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений – художественный руководитель учреждения; определен порядок уведомления работодателя о фактах обращения к ним в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений; определен перечень должностей с высоким риском коррупционных проявлений по приказу № 7 от 20 марта 2018 года; в положении указаны меры по предупреждению коррупции в учреждении.
Согласно справке прокурора о проверке от 17.10.2018 г., в ходе контрольной проверки установлено, что нарушения, указанные в представлении, не устранены, меры по предупреждению коррупции в СДК не приняты. СДК не определены основные принципы антикоррупционной деятельности СДК; область применения политики и круг лиц, попадающих под ее действие; должностные лица СДК, ответственные за реализацию антикоррупционной политики; закрепление обязанностей и процедуры ее соблюдения работниками учреждения, связанных с предупреждением и противодействием коррупции; перечень реализуемых организацией антикоррупционных мероприятий, стандартов и процедур и порядок их выполнения (применения); ответственность работников за несоблюдение требований антикоррупционной политики; порядок пересмотра и внесения изменений в антикоррупционную политику СДК; правила, регламентирующие вопросы обмена «деловыми» подарками; введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью учреждения, стандартной антикоррупционной оговорки; введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников.
Рассматривая требования прокурора о возложении на ответчика обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции путем принятия мер по предупреждению коррупции, суд учитывает следующее.
Федеральным законом "О противодействии коррупции" введена система мер противодействия коррупции, определено само понятие коррупции: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица (ч.1 ст.1 Федерального закона "О противодействии коррупции").
Противодействие коррупции - деятельность, направленная на ее предупреждение (выявление и последующее устранение причин коррупции), а также предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (ч.2 ст.1 Федерального закона "О противодействии коррупции").
По мнению суда, непринятие мер по противодействию коррупции, перечисленных в ч. 2 ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ, может привести к различному роду злоупотреблениям со стороны должностных лиц учреждения коррупционного характера, чем могут быть нарушены конституционные права неопределенного круга лиц и Российской Федерации.
Следовательно, учитывая тот факт, что ответчик является юридическим лицом, он обязан принимать меры по противодействию коррупции в СДК с. Кара-Холь, предусмотренные ч. 2 ст. 13.3 Закона N 273-ФЗ.
При указанных обстоятельствах, требования прокурора подлежат удовлетворению.
Разрешая требования прокурора об установлении срока для исполнения обязательства в срок 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу, суд исходит из того, что по смыслу части 2 статьи 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом изложенного, суд считает верным возложить на ответчика обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, поскольку прокурор освобожден от обязанности по уплате судебных расходов, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 000 руб. в доход муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва».
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление прокурора Бай-Тайгинского района Демдека Б.Х. удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное учреждение Сельский Дом культуры имени Хензиг-оола Кужугет сельского поселения сумона Кара-Хольский муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» обязанность устранить нарушения законодательства о противодействии коррупции путем принятия мер по предупреждению коррупции: определить должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений в учреждении; порядок сотрудничества учреждения с правоохранительными органами; разработать и принять стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы; принять Кодекс этики и служебного поведения работников; принять положение по недопущению составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Взыскать с муниципального бюджетного учреждения - Сельский Дом культуры имени Хензиг-оола Кужугет сельского поселения сумона Кара-Хольский муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» в доход муниципального района «Бай-Тайгинский кожуун Республики Тыва» государственную пошлину в размере 6000 (шести тысяч) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Бай-Тайгинский районный суд Республики Тыва в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 3 декабря 2018 года (1, 2 декабря – выходные дни).
Председательствующий А.М. Куулар