НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Батайского городского суда (Ростовская область) от 27.06.2019 № 2-905/19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 июня 2019 года г. Батайск

Батайский городской суд Ростовской области в составе:

председательствующего судьи Макоед Ю.И.,

при секретаре Тырса Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-905/19 по иску ФИО1 ФИО5 к ГУ Управление Пенсионного фонда в <адрес> об обязании произвести перерасчет размера пенсии,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда в <адрес> о перерасчете страховой пенсии исходя из фактически уплаченных взносов в ПФР. В обоснование исковых требований указал, что в 2016 году истцу в связи с достижением пенсионного возраста назначена пенсия по старости в сумме 11 609 руб. 90 коп. После выхода на пенсию ведет трудовую деятельность как индивидуальный предприниматель, с которой перечисляет в ПФР взносы в фиксированном размере, а также 1% с суммы превышения дохода в 300 000 руб.

Осуществляя перерасчет пенсии пенсионный фонд начисляет баллы не из расчета фактически перечисленных взносов в ПФР в частности 1% с суммы дохода превышающего 300 000 руб., а за минусом произведенных расходов при ведении предпринимательской деятельности (данные по расходам работники пенсионного фонда получают из декларации по УСН из налоговой инспекции), тем самым существенно занижая уплаченные взносы в ПФР, что влияет на размер получаемой пенсии по старости.

Налоговая инспекция не согласна с позицией пенсионного фонда и требует полной оплаты взносов без учета произведенных расходов по предпринимательской деятельности. О чем она и сообщила в ответном письме, 1 5 с суммы превышения 300 000 руб. обязаны платить с дохода. В ответ на заявление о перерасчете пенсии по фактически уплаченным истцом взносам по фиксированного платежу м 1% с дохода превышающего 300 000 руб. обязаны платить с фиксированному платежу и 1% с дохода.

Считает отказ ответчика в перерасчете размера пенсии из фактически перечисленных взносов в полном объеме, а не части необоснованным.

На основании изложенного, истец просит обязать УПФР в <адрес> произвести перерасчет размера пенсии исходя из фактически уплаченных взносов в ПФР в полном объеме, без вычета расходов.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о дате и времени судебного заседания извещен судом надлежащим образом. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика УПФР в <адрес> по доверенности ФИО2 просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, представила отзыв.

Выслушав представителя ответчика по доверенности ФИО2, исследовав письменные материалы дела, суд полагает, что исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 обратился в УПФР в <адрес> с заявлением о назначении ему пенсии по старости в соответствии с ч. 1ст. 8 ФЗ от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 20.12.2016 года истцу в связи с достижением пенсионного возраста назначена пенсия по старости в размере 11 609 руб. 90 коп.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном ч. 18 ст. 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера с 1 августа каждого года (ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях

Страховые взносы, с учетом которых формируется пенсионный капитал, считаются учтенными в системе индивидуального (персонифицированного) учета только после внесения сведений о них на лицевые счета застрахованных лиц, в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минздравсоцразвития от 14 декабря 2009 г. N 987н.

Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах определяет порядок ведения Пенсионным фондом Российской Федерации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о каждом застрахованном лице, на которое распространяется обязательное пенсионное страхование (п. 1 данной Инструкции).

Статья 16 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее Закон N 212-ФЗ), предусматривает, что расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ и страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года.

Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.

Положениями подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Кодекса установлен дифференцированный подход к определению размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя для индивидуальных предпринимателей исходя из их дохода, который заключается в следующем:

- в случае если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса;

- в случае если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Кодекса.

Таким образом, если доход индивидуального предпринимателя в расчетном периоде превышает 300 000 руб., то такой индивидуальный предприниматель, помимо фиксированного размера страховых взносов, доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0 процента с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., но до определенной предельной величины.

Согласно ФЗ 2 243-ФЗ с 01.01.2017г. полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование от Пенсионного фонда РФ переданы налоговым органам.

Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 30.11.2016г. № 27-П было разъяснено, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" и статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации являются предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу постольку, поскольку на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Уплата индивидуальными предпринимателями страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии.

Принимая во внимание указанные особенности правового положения индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, а также правовой природы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, с 1 января 2014 года федеральный законодатель установил два способа определения размера страховых взносов в зависимости от уровня его дохода: в фиксированном размере (исходя из одного минимального размера оплаты труда) при доходе до 300 000 рублей за расчетный период либо в повышенном (не более восьмикратного минимального размера оплаты труда) - при доходе свыше 300 000 рублей за расчетный период (часть 1.1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

При этом размер облагаемого страховыми взносами дохода определяется в зависимости от установленного плательщику страховых взносов режима налогообложения, в том числе с учетом его волеизъявления (часть 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").

Соответственно, предусмотренная федеральным законодателем дифференциация размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в зависимости от величины полученного за расчетный период дохода и определения размера облагаемого взносами дохода в зависимости от установленного налогового режима сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные требования, поскольку основана на объективных критериях и обеспечивает увеличение размера пенсий при увеличении размера страховых взносов или увеличении объема облагаемого страховыми взносами дохода.

Согласно пункту 1 части 8 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 которой определено, что исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

При исчислении налоговой базы и суммы налога на доходы физических лиц федеральный законодатель предусмотрел право индивидуальных предпринимателей на уменьшение полученного ими дохода на сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов (профессиональный налоговый вычет); состав расходов определяется в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 1 статьи 221 Налогового кодекса Российской Федерации).

Доход для целей исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей в силу взаимосвязанных положений статей 210, 221 и 227 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит уменьшению на сумму расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, что аналогично определению прибыли в целях исчисления налога на прибыль организаций, под которой, по общему правилу, понимаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов.

Доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего налог на доходы физических лиц и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, как валовый доход за минусом документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, ФИО1 является получателем пенсии по старости с 20.12.2016г. размер страховой пенсии после произведенного перерасчета с 01.08.2018г. с учетом страховых взносов за 2016г., как работающего пенсионера составил 11 609 руб. 90 коп. (страховая пенсия 11 609 руб. 90 коп., фиксированная выплата 4 558 руб. 93 коп.) 11 609 руб. 90 коп.

В силу ст. 15 ФЗ № 400-ФЗ от 28.12.2013г. с 1 января 2015 года пенсия рассчитывается с учетом индивидуальных пенсионных коэффициентов, определяемых за каждый календарный год, учитывающих ежегодные отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ на страховую пенсию по старости в размере, эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости за застрахованное лицо в соответствии с ФЗ от 24.07.2009г. № 212 -ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ».

В настоящее время с суммой назначенной страховой пенсии истец не согласен и считает, что расчет пенсии по п. 3 ст. 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" для него не выгоден.

Согласно п. 18 ст. 15 Федерального закона « О страховых пенсиях» величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год начиная с 01.01.2015г. с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009г. № 212-ФЗ « О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Пенсионный фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации» по формуле:

- ИПК1 - ( СВ год, 1/ НСВгод, 1)х 10,где ИПК1 - индивидуальный пенсионный коэффициент, определяемый за каждый календарный год начиная с 01.01.2015г с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в соответствии с Федеральным законом № 212-ФЗ, (уплаченных) за соответствующий календарный год;

СвгодД - сумма страховых взносов на страховую пенсию по старости в
размере, рассчитываемом исходя из индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, начисленных и уплаченных (для лиц, указанных в ч.ч. 3 и 7 ст. 13 Федерального закона № 212- ФЗ;

НСВгодД -нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости, рассчитываемый как произведение максимального тарифа страховых отчислений на страховую пенсию по старости в размере эквивалентном индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости, и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ за соответствующий календарный год.

Нормативный размер страховых взносов в 2015году составлял - 113 760,00руб;

нормативный размер страховых взносов в 2016году составлял - 127 360,00руб.

Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента за 2015г в соответствии с ч.4 ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых взносах» - максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента за 2016г. в соответствии с ч.4 ст.35 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых взносах» -7,83.

По данным индивидуального лицевого счета ФИО1 нормативный размерстраховых взносов в календарном году (2015г.) составил 113760,00руб.

Размер страховой пенсии по старости ФИО1 на день назначения

(20.12.2016г.) составил - 11272,94 руб., в том числе; страховая пенсия -6714,01 руб.; фиксированная выплата - 4558,93руб.

С 01.01.2017г. ФИО1 был произведен беззаявительный перерасчет страховой пенсии по старости с учетом страховых взносов за 2016г. Страховые взносы, при перерасчете страховой пенсии по старости были приняты за минусом произведенных расходов.

При назначении страховой пенсии по старости с 20.12.2016г. ФИО1 были учтены страховые взносы за 2015г. Нормативный размер страховых взносов в календарном году за период с 01.01.2016г. по 30.09.2016г. составил 113760,0 руб., величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) - 7,39 то есть была учтена в предельном размере.

С 01.10.2016г. по 31.12.2016г. нормативный размер страховых взносов составил - 127360,0 руб., ИПК увеличен с учетом уплаченных страховых взносов в сумме 19574,4руб и добавлен ИПК в размере - 1,537. Перерасчет страховой пенсии в беззаявительном порядке был произведен с 01.01.2017г.

Размер страховой пенсии по старости ФИО1, после произведенного
перерасчета, как работающего пенсионера, составил - 11 387,09руб., в том
числе: страховая пенсия - 6 828,16руб.;фиксированная выплата - 4 558,93руб.

Определение величины дохода индивидуального предпринимателя, которым является ФИО1, применяющего упрощенную систему налогообложения (УСН), исходя из которого исчисляется размер страховых взносов, уплачиваемых ИП на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2017г., в данном случае, за 2016г., производился в соответствии с действующим законодательством, и с учетом Постановления Конституционного Суда РФ № 27-П от 30.11.2016г., Определения ВС РФ от 18.04.2017г. № 304КП6-16937, п.27 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 (2017г.) где указано следующее:«исходя из положений ст.347.13 НК РФ, налогоплательщики, применяющие УСН, вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы ФИО1 был выбран режим налогообложения: доходы минус расходы.

Размер дохода определяется на основании данных, представленных налоговым органом по месту учета плательщика страховых взносов. В соответствии с представленными органом ФНС данными, территориальные органы Пенсионного фонда РФ (в данном случае УПФР в <адрес>) сформировало обязательства плательщика по размеру фиксированного страхового взноса, от дохода, превышающего сумму 300 000 руб., который и подлежал уплате в соответствии с п.2 ч. 1.1 ст.14 Федерального закона № 212-ФЗ.

Излишне уплаченная сумма страховых взносов подлежит возврату ФИО1 при условии его обращении в УПФР в <адрес>, с заявлением установленной формы.

УПФР в <адрес> направило ФИО1 уведомление от 28.06.2019г. о том, что по состоянию на 01.01.2017г. у него имеется излишне уплаченная сумма страховых взносов на обязательное пенсионное (обязательное медицинское страхование) по расчетным периода, истекшим до 01.01.2017г. в сумме 126 000,93руб.

Согласно Федерального закона № 243-ФЗ с 01.01.2017г. полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование от Пенсионного фонда Российской Федерации переданы налоговым органам.

При процедуре передачи Пенсионным фондом налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, со стороны налогового органа имела место задержка передачи сведений по уплате страховых взносов плательщиками страховых взносов и разнесение их на лицевые счета плательщиков. В настоящеевремя разнесение уплаченных страховых взносов на лицевые счета плательщиковстраховых взносов завершена.ФИО1 с учетом уплаченных страховых взносов за 2016 год такжеподлежит доплата в сумме 3 783,45 руб., которая будет произведен в июле2019 года.За 2015 год страховые взносы учтены ФИО1 (для перерасчета назначенной ему страховой пенсии по старости) в полном объеме (без вычета расходов).

За 2016 год страховые взносы учтены ФИО1 в соответствии с выбранным им режимом налогообложения: доходы минус расходы. Размер страховых взносов уплаченных ФИО1 за 2016 год учтен в размере 140 150,0 руб. Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) - 4,01.

Оснований для перерасчета, назначенной ФИО1 в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 20.12.2016г. не имеется.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что каких-либо нарушений ответчиком порядка начисления страховой пенсии по старости в отношении ФИО1 не допущено, так как за 2015 год страховые взносы при произведении перерасчета страховой пенсии по старости в беззаявительном порядке были учтены ФИО1 в полном объеме (без учета расходов). Требования ФИО1 включить для перерасчета, назначенной ему с 20.12.2016г. страховой пенсии по старости, уплаченные им, как индивидуальным предпринимателем, страховые взносы за 2015г., и за 2016г. без учета расходов), противоречат действующему законодательству и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО6 к ГУ Управление Пенсионного фонда в <адрес> об обязании произвести перерасчет размера пенсии исходя из фактически уплаченных взносов, без вычета расходов, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Батайский городской суд Ростовской области в течение месяца с момента принятия судьей решения в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 04 июля 2019 года.

Судья: Ю.И. Макоед