НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Барун-хемчикского районного суда (Республика Тыва) от 28.04.2016 № 2-416/2015

Дело № 2-6/16

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

28 апреля 2016 года с. Кызыл-Мажалык

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Ондар Ч.И., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению ОндарТВ, Ондар АВ к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральный ЖКХ», муниципальному образованию «Городской округ - город Ак-Довурак Республики Тыва» о возложении обязанности на администрацию городского округа г. Ак-Довурака осуществить постановку на баланс муниципального имущества инженерные сети коммунального назначения, осуществить разработку и утверждение схемы инженерных сетей коммунального назначения, организовать эксплуатацию инженерных сетей коммунального назначения, выполнить ремонтные работы по канализационным сетям на территории г. Ак-Довурака, возмещении материального ущерба, причиненного заливом, компенсации морального вреда,

с участием истцов ОндарТВ, Ондар АВ, представителя истцов -адвоката НиловИЛ, действующего на основании ордера, представителя ответчика ООО «Центральный ЖКХ» ШагааланОБ., действующего на основании прав должности, представителя ответчика ООО «Центральный ЖКХ» -адвоката АртемьеваОВ, действующей на основании ордера, представителя ответчика администрации г. Ак-Довурака ХертекЖА, действующей по доверенности, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - Муниципального унитарного многопрофильного предприятия жилищно-коммунального хозяйства г. Ак-Довурака ШагааланРД, действующей на основании прав по должности,

у с т а н о в и л :

истец ОндарТВ обратилась в суд к ответчику Обществу с ограниченной ответственностью «Центральный ЖКХ» (далее по тексту ООО «Центральный ЖКХ») с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что она является собственником квартиры и земельного участка, расположенном по адресу: <адрес>. Начиная с мая 2012 года ежегодно земельный участок заливается сточными канализационными водами, стекающими с центральной канализационной сети колодца, расположенного на территории <адрес>. Ответчик ООО «Центральный ЖКХ» фактически обслуживает канализационные сети г. Ак-Довурака. Они неоднократно обращалась к директору указанного предприятия, в администрацию города Ак-Довурака и прокурору района. Однако проведенные ООО «Центральный ЖКХ» работы останавливали слив канализационных вод лишь на два и три месяца. Никаких решений по ремонту канализационной сети не предпринимается. В 2013 года пришлось снести баню на своем участке земли, поскольку указанными водами ее сильно подмыло и она просела в яму. С декабря 2014 года все канализационные воды постоянно стали сливаться на ее земельный участок, сточные воды залили весь участок, в зимнее время образовалась большая наледь. В результате этого были залиты все плодовые деревья и кустарники на ее участке, все грядки, сруб бани, вода просочилась в подвал их квартиры. Подмыло фундамент сруба бани, бетонная заливная площадка просела и переломилась, накренился забор. Повело стены квартиры, на стенах появились трещины: в спальной комнате появились трещины во внутренней и в наружной части стен, появились разрывы обоев в местах, где находятся трещины, оторвался уголок внутренней части окна, на кухне также появились трещины на стенах, в фартуке образовалось вздутие обоев; в прихожей имеются трещина на стенах с разрывом обоев, в кочегарке в фундаментной части внутренней стены образовались трещины с отслоением штукатурки и разрушением. Для ликвидации последствий указанного залива им необходимо выполнить ремонт, который не был запланирован в семейном бюджете. Оценивают причиненные убытки в размере <данные изъяты> рубля. Также стоит учесть, что они каждый год вкладывали свой труд в благоустройство своего дома и земельного участка. В частности, истцами восстанавливался забор, фундамент жилого дома, с залитого участка переносилась земля. Однако в результате бездействия ответчиков, каждый год результат их труда уничтожался. Стоит акцентировать внимание и на неприятный специфический запах, который преследует истцов уже несколько лет. Неоднократные обращения во все инстанции государственной власти каких-либо результатов не принесло. Данные обстоятельства причинили неизгладимые моральные страдания истцам. Они полагают обоснованным требовать взыскания компенсации морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Они считают, что именно на ответчиках лежит обязанность по устранению неполадок в канализационных сетях, из-за которые ежегодно происходит залив сточными водами их земельного участка. Просят возложить обязанность на муниципальное образование «городской округ г. Ак-Довурак Республики Тыва» и на Общество с ограниченной ответственностью «Центральный ЖКХ» произвести необходимые ремонтные работы канализационных сетей с целью устранения ежегодного залива земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; взыскать солидарно с ответчиков в пользу истцов материальный ущерб в общем размере <данные изъяты> рубля; взыскать солидарно с ответчиков компенсацию морального вреда в пользу истцов в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены ФИО2 и ФИО1.

30 сентября 2015 года ОндарТВ и Ондар АВ подано уточненное исковое заявление к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральный ЖКХ» и Муниципальному образованию «Городской округ – город Ак-Довурак Республики Тыва» в лице Администрации городского округа – город Ак-Довурак, в котором они просят обязать Муниципальное образование «Городской округ –город Ак-Довурак Республики Тыва» в лице Администрации городского округа – город Ак-Довурак и ООО «Центральных ЖКХ» произвести необходимые ремонтные работы канализационных сетей, с целью устранения ежегодного залива земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; взыскать солидарно с муниципального образования «Городской округ - город Ак-Довурак» и ООО «Центральгый ЖКХ» в пользу истцов материальный ущерб в размере <данные изъяты> рубля, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей.

ДД.ММ.ГГГГ от ответчика ООО «Центральный ЖКХ» поступило возражение на исковые требования, где указано, что <адрес> с прилегающим земельным участком принадлежит на праве собственности ФИО2. Кроме этого этот дом является многоквартирным и вторая квартиры дома с прилегающим земельным участком принадлежит ФИО1. В соответствии с законодательством Российской Федерации, обязанность по содержанию канализационных сетей, расположенных на земельном участке, принадлежащем абоненту, возложена на самого абонента – собственника канализационных сетей на указанном участке. ООО «Центральный ЖКХ» осуществляет прием сточных вод от многоквартирных домов по <адрес> в централизованную систему водоотведения от границы балансовой принадлежности, которая определена в соответствии с пунктом «Внутренний водопровод и канализация». Таким образом, на ООО «Центральный ЖКХ» нельзя возложить обязанность по несению эксплуатационных расходов и по содержанию внутридомовых канализационных сетей, находящихся в собственности физических лиц. Просят отказать в удовлетворении исковых требований.

11 ноября 2015 года судом назначена судебная строительно-техническая экспертизы с приостановлением производства по делу.

25 февраля 2016 года производство по делу возобновлено.

15 марта 2016 года ОндарТВ и Ондар АВ подано уточненное исковое заявление к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральный ЖКХ и Муниципальному образованию – городской округ «г. Ак-Довурак Республики Тыва» в лице Администрации городского округа – город Ак-Довурак, в котором они просят взыскать солидарно с ответчиков в пользу истцов материальный ущерб в размере <данные изъяты> рубля, а также компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей; обязать администрацию городского округа – город Ак-Довурак в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на баланс муниципальной собственности инженерных сетей коммунального назначения, в частности участок канализационной сети, расположенной на земельных участках, прилегающих к жилым домам <адрес>, домов по <адрес>, также включающим канализационный колодец на <адрес>, напротив <адрес>; в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить разработку и утверждение схемы инженерных сетей коммунального назначения, в частности участок канализационной сети, расположенной на земельных участках, прилегающих к жилым домам <адрес>, домов по <адрес>, также включающим канализационный колодец на <адрес>, напротив <адрес>; в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда определить гарантирующую организацию по эксплуатации инженерных сетей коммунального назначения, в частности участок канализационной сети, расположенной на земельных участках, прилегающих к жилым домам <адрес>, домов по <адрес> также включающим канализационный колодец на <адрес>, напротив <адрес>; в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда организовать проведение осмотра, промывки системы канализации, в частности участка канализационной сети, расположенной на земельных участках, прилегающих к жилым домам <адрес>, домов по <адрес>, также включающим канализационный колодец на <адрес>, напротив <адрес>.

В обоснование своих требований в части возложения обязанности осуществить постановку на баланс муниципального имущества инженерные сети коммунального назначения, осуществить разработку и утверждение схемы инженерных сетей коммунального назначения, организовать эксплуатацию инженерных сетей коммунального назначения на администрацию городского округа г. Ак-Довурака указали, что в ходе судебного разбирательства по делу установлено, что участок канализационной сети, расположенной на земельных участках, прилегающих к жилым домам <адрес>, <адрес>, также включающим канализационный колодец на <адрес>, напротив <адрес>, не передан администрацией г. Ак-Довурака на баланс ООО «Центральный ЖКХ». Кроме этого установлено, что администрацией г. Ак-Довурака данный участок канализационной сети не обслуживается и является бесхозным. В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в связи с отсутствием передаточного акта канализационных сетей рассматриваемого участка на ответчика ООО «Центральный ЖКХ» не может быть возложена обязанность по содержанию спорного имущества. Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрено, что объекты государственной собственности, указанные в приложении № 3 к постановлению, независимо от того, на чьем балансе она находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах). В приложении № 3 данного постановления указано, что объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт таких объектов, отнесены к муниципальному имуществу. Таким образом, администрация г. Ак-Довурака обязана осуществлять водоснабжение и водоотведение населения принимать меры к надлежащему обслуживанию водопроводных и канализационных сетей, принимать меры по обращению бесхозяйных сетей в муниципальную собственность, которые по сути не подпадают под легальную дефиницию такого имущества, приведенную в пункте 1 ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Также согласно подпунктом 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», п.п. 4, 5 Постановления Правительства РФ от 05 сентября 2011 года № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения», орган местного самоуправления – администрация г. Ак-Довурака обязана разработать и утвердить схемы инженерных сетей коммунального назначения на территории г. Ак-Довурака. Кроме этого, подпунктом 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» возложена обязанность на орган местного самоуправления – администрацию г. Ак-Довурака по поводу определения гарантирующей организации по эксплуатации инженерных сетей коммунального назначения. Пунктом 4 ст. 14 Федерального закона от 06 ноября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», Уставом муниципального образования – городского округа «г. Ак-Довурак Республики Тыва» предусмотрена обязанность у администрации г. Ак-Довурака по организации работ по проведению осмотра, промывки системы канализации на территории г. Ак-Довурака.

Истцы ОндарТВ, Ондар АВ просили удовлетворить исковые требования по указанным в нем основаниям, поскольку все указанные ими обстоятельства полностью подтверждены заключением судебной строительно-технической экспертизы.

Представитель истцов НиловИЛ также просил удовлетворить иск с учетом уточнения от 15 марта 2016 года, пояснив, что при ликвидации организации «Туваасбест» органу местного самоуправления необходимо было принять на свой баланс сети, которые находятся на его территории. Администрация г.Ак-Довурак является учредителем МУ МПП ЖКХ. Учредителем ООО «Центральный ЖКХ» является два лица ШагааланОБ. и ШагааланРД, данная организация занималась обслуживанием инженерных сетей коммунального назначения, что подтверждено письменном ответом ШагааланОБ и постановлением о привлечении к административной ответственности. Моральный вред с связи с затоплением причинен огромный, так как истцам пришлось нести непредвиденные расходы на ремонт, считает способ защиты избран правильный.

Представители ответчика – ООО «Центральный ЖКХ» ШагааланОБАртемьеваОВ просили отказать в удовлетворении исковых требований. При этом представитель АртемьеваОВ указала на то, что ООО «Центральная ЖКХ» является ненадлежащим ответчиком, так как надлежащими ответчиками являются собственники квартир <адрес> Для наступления ответственности ООО «Центральной ЖКХ» отсутствует причинно- следственная связь, так как оно не является собственником инженерных сетей коммунального назначения, не является организацией по эксплуатации данных сетей. В связи с нарушением материальных благ, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда не имеется, истцы не являются потребителями ООО «Центральная ЖКХ». Критически относится к отчету №06/04-У, на основании которого истцы требуют возместить материальный ущерб, так как сделан отчет о праве требования выплаты, тогда как эксперт может только определить размер причиненного ущерба, а не право требования, сведений о наличии строительного образования у эксперта не имеется.

Представитель ответчика – администрации г. Ак-Довурака ХертекЖА, а также представитель третьего лица – МУМПП ЖКХ ШагааланРД также не согласились с исковыми требованиями ОндарТВ и Ондар АВ.

Третьи лица ФИО2 и ФИО1, будучи извещенными надлежащим образом в судебное заседание не явились.

Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее- ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Статья 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов возмещения вреда предусматривает возмещение убытков (пункт 2 ст. 15 названного Кодекса). В силу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Судом установлено, что ОндарТВ и Ондар АВ являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. В суде ими пояснено, что их квартира является самоблагоустроенной.

В период времени с мая 2012 года по 09 июня 2015 года произошло затопление квартиры истицы сточными водами, что следует из постановления Службы государственной жилищной инспекции и строительного надзора Республики Тыва от 05 февраля 2015 года о привлечении директора ООО «Центральный ЖКХ» ШагааланОБ. к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ за нарушение требований п. 5.8.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, ответами на обращение ОндарТВ из прокурора Барун-Хемчикского района от ДД.ММ.ГГГГ, администрации г. Ак-Довурака от ДД.ММ.ГГГГ, а также заключением судебной строительно-технической экспертизы от ДД.ММ.ГГГГ.

В частности, экспертами, при проведении вышеуказанной экспертизы было установлено, что причина затопления жидкостью земельного участка, прилегающего в <адрес>, является переполнение канализационного колодца, который находится на приусадебном участке, расположенного по адресу: <адрес>. Указанное затопление произошло в результате неисправности канализационных сетей, в частности в связи с недостатками и ошибки в проекте. Были допущены нарушения правил проведения монтажно-строительных работ, нарушения правил эксплуатации канализационных сетей. Проект на данные канализационные сети отсутствует. За время эксплуатации с 1987 года наружной канализационной системы проводилась только откачка переполненных колодцев, проведение осмотров, промывки системы канализации не проводились. Периодичность проведения осмотров, промывки системы канализации согласно нормативных документов (ВСН 53-88) составляет 3-6 лет. Прочистка колодцев ежегодно. Продолжительность эффективной эксплуатации до капитального ремонта (замены) для чугунных труб – 40 лет; для стальных труб 15 лет; для керамических или асбестовых труб – 30 лет. Засорение (заливание) произошло на участке сети канализации между колодцами КК-73-1 и КК 73-2 в результате нарушения правил эксплуатации, плановых осмотров и ремонтов, не проведенные собственниками. Необходимо произвести прочистку канализационных колодцев КК 73-2, КК 73-1, промыть участок канализационной системы между колодцами КК 73-1 и КК 73-2. Во избежание образования засоров и повреждений в канализационной системе и канализационном колодце <адрес> необходимо выполнять правила и нормативы, установленные СП 32.13330.2012 Канализация. Наружные сети и сооружения (Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85). Работа участка канализационной сети, расположенной на земельных участках, прилегающих к жилым домам <адрес>, а также канализационного колодца на <адрес>, напротив <адрес> признана неудовлетворительной, поскольку при эксплуатации участка канализационной сети не проводится прочистка колодцев (ежегодная), проведение осмотров, промывка системы канализации. Состояние и функциональные возможности канализационной системы и колодца на территории <адрес> не соответствуют действующим нормам и правилам.

Также имеются нарушения в системе отвода стоков указанного участка канализационной сети, откачка канализационных стоков производится после обращения жильцов участка, на котором переполняется канализационный колодец, на участке канализационной системы от дома по адресу: <адрес>, проложены труды разного диаметра и изготовленные из разного материала, ремонт, ревизия и обслуживание колодцев не производится.

Кроме этого место установки канализационного колодца также не соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических норм, участок канализационной сети, расположенный на земельных участках жилых домов <адрес> выполнены с нарушениями, поскольку в соответствии с «СП 32.13330.2012 Канализация. Наружные сети и сооружения. СНиП 2.04.03-85» при присоединении канализационных сетей абонентов, не относящихся к жилому фонду, к сетям населенного пункта следует предусматривать выпуски с контрольными колодцами, размещаемыми за пределами территории абонентов.

Оснований не доверять заключению у суда не имеется, экспертное исследование проводилось экспертом, имеющим необходимую квалификацию, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Заключение экспертизы соответствует ст. 86 ГПК РФ, содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.

Как судом установлено, ООО «Центральная ЖКХ» на момент затопления квартиры обслуживала с мая 2012 года по 09 июня 2015 года <адрес>, в частности откачкой стоков, поступающих из указанных квартир.

Отчетом об оценке права требования выплаты компенсации стоимости работ и материалов, необходимых для устранения ущерба, причиненного несущим конструкциям после залива жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, зафиксированы повреждения, причиненные имуществу истицы вследствие залива, рыночная стоимость работ и материалов, для устранения которых необходимы денежные средства в размере <данные изъяты> рубля. Отчет составлен независимым экспертом оценщиком ФИО3.

Определяя обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора о возникновении обязательства вследствие причинения вреда, помимо самого факта причинения вреда, суд должен установить причинную связь между неправомерными виновными действиями ответчика и наступившим вредом, либо законные основания для возложения ответственности не на причинителя вреда, либо независимо от вины причинителя вреда, а также размер ущерба.

Факт залива ответчиком не оспаривается. Спор сторон ограничивается оспариванием причины протечки и, следовательно, установлением виновника залива, а также размера ущерба.

Согласно ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Следовательно, ООО «Центральный ЖКХ», являясь управляющей организацией в соответствии с Учредительным договором от 03 апреля 2006 года, Уставом от 03 апреля 2006 года, постановлением администрации г. Ак-Довурака от 09 октября 1997 года «Об утверждении акта передачи основных средств, объектов водоснабжения, теплоснабжения и канализации, находящихся на балансе комбината «Туваасбест» в муниципальную собственность с последующей передачей на баланс МПП ЖКХ», постановления администрации г. Ак-Довурака № 17 о приемке и передаче объектов теплоснабжения, водоснабжения и канализации, несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирных домах на территории г. Ак-Довурака, за выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.

При этом, следует отметить, что собственниками квартир <адрес>, на прилегающем земельном участке которой имеется канализационный колодец, через который произошел слив канализационных вод, является ФИО2 и ФИО1

Вместе с тем, система канализации, как и прочие инженерные системы дома (за пределами квартиры), вопреки доводам представителей ответчика не относится к зоне ответственности собственников помещения, расположенных по адресу: <адрес>, а относится к зоне ответственности обслуживающей организации, на что указывают "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (утв. Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, зарегистрированным в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) и "Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491). Следовательно, ответственность за надлежащее его состояние несет ответчик ООО «Центральный ЖКХ».

В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее- ГПК РФ), каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утв. Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, определено, что техническое обслуживание здания включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств.

В перечень работ по содержанию жилых домов, выполняемых организацией по обслуживанию жилищного фонда, входит, в том числе, проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем водопровода и канализации (установка уплотнительных гильз при пересечении трубопроводами перекрытий и др.) в сроки, установленные планами работ организаций по обслуживанию жилищного фонда; устранение утечек, протечек, закупорок, засоров, дефектов при осадочных деформациях частей здания или при некачественном монтаже санитарно-технических систем и их запорно-регулирующей арматуры, срывов гидравлических затворов, гидравлических ударов (при проникновении воздуха в трубопроводы), заусенцев в местах соединения труб, дефектов в гидравлических затворах санитарных приборов и негерметичности стыков соединений в системах канализации, обмерзания оголовков канализационных вытяжек и т.д. в установленные сроки ("а", "в" п. 5.8.3).

Перечень работ по содержанию жилых домов, приведенный в Приложении N 4 к Постановлению Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" в пункте А) в числе работ, выполняемых при проведении технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов, указывает следующие: 1. Устранение незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации (смена прокладок в водопроводных кранах, уплотнение сгонов, устранение засоров, регулировка смывных бачков, крепление санитарно-технических приборов, прочистка сифонов, притирка пробочных кранов в смесителях, набивка сальников, смена поплавка-шара, замена резиновых прокладок у колокола и шарового клапана, установка ограничителей - дроссельных шайб, очистка бачка от известковых отложений и др.). 4. Прочистка канализационного лежака. 5. Проверка исправности канализационных вытяжек.

Между тем, пунктом 6.2.7 указанных выше Правил N 170 также предусмотрено, что организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать профилактическую прочистку сетей канализации в многонаселенных домах, не реже одного раза в три месяца.

Согласно пункту 5.8.3 названных Правил, организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать проведение профилактических работ (осмотры, наладка систем), планово-предупредительных ремонтов, устранение крупных дефектов в строительно-монтажных работах по монтажу систем канализации, устранение протечек, утечек, закупорок, засоров при некачественном монтаже санитарно-технических систем, изучение слесарями-сантехниками систем канализации в натуре и по технической (проектной) документации, контроль за соблюдением нанимателями, собственниками и арендаторами правил пользования системами водопровода и канализации.

Пунктом 5.8.7 Правил предусмотрена обязанность организации по обслуживанию жилищного фонда проводить разъяснительную работу среди потребителей относительно правил пользования водопроводом и канализацией, разъяснять потребителям обязанность соблюдать указанные Правила.

При таких обстоятельствах, суд считает, что истцами доказаны обстоятельства, необходимые для наступления гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков - факт залива квартиры истцов в результате ненадлежащего содержания управляющей организацией квартир <адрес>, а также размер убытков.

В свою очередь, вопреки своим доводам, представителями ответчиков ООО «Центральный ЖКХ» не представлено достаточных доказательств в подтверждение того, что ущерб истцу причинен в другом размере, им не оспорен размер ущерба, и не в результате его действий.

При таком положении, суд полагает, что ненадлежащее исполнение ответчиком ООО «Центральный ЖКХ» своих обязательств по управлению и содержанию домом, в частности, по обслуживанию системы канализации повлекло затопление квартиры, находящейся в пользовании истцов. Таким образом, исковые требования истцов к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральный ЖКХ о взыскании в пользу истцов материального ущерба в размере <данные изъяты> рубля обоснованны и подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, изучив исковые требования истцов к администрации городского округа г. Ак-Довурака о возложении обязанности произвести необходимые ремонтные работы канализационных сетей, с целью устранения ежегодного залива земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, и взыскании в пользу истцов материального ущерба в размере <данные изъяты> рубля, считает, что в ходе судебного разбирательства между действиями администрации г. Ак-Довурака и наступившими вредными для истцов последствиями в виде затопления квартиры сточными водами причинно-следственной связи не имеется, поскольку из указанных выше нормативно-правовых актов прямо установлено, что обязанность по обслуживанию канализационных сетей в пределах населенного пункта лежит на организации по обслуживанию жилищного фонда, то есть на ООО «Центральный ЖКХ».

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч. 1).

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред (ч. 2).

Поскольку требования истцов носят имущественный характер, оснований для взыскания компенсации морального вреда по заявленным в иске основаниям не имеется.

Также изучив исковые требования о возложении обязанности на администрацию городского округа г. Ак-Довурака осуществить постановку на баланс муниципального имущества инженерные сети коммунального назначения, осуществить разработку и утверждение схемы инженерных сетей коммунального назначения, организовать эксплуатацию инженерных сетей коммунального назначения, суд приходит к выводу о необходимости отказа в их удовлетворении по следующим основаниям.

Так, истцами заявлены требования к администрацию городского округа – город Ак-Довурак об обязании в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу осуществить постановку на баланс муниципальной собственности инженерных сетей коммунального назначения, в частности участок канализационной сети, расположенной на земельных участках, прилегающих к жилым домам <адрес>, также включающим канализационный колодец на <адрес> в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу осуществить разработку и утверждение схемы инженерных сетей коммунального назначения, в частности участок канализационной сети, расположенной на земельных участках, прилегающих к жилым домам <адрес> также включающим канализационный колодец на <адрес>; в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда определить гарантирующую организацию по эксплуатации инженерных сетей коммунального назначения, в частности участок канализационной сети, расположенной на земельных участках, прилегающих к жилым домам <адрес>, также включающим канализационный колодец на <адрес>; в течение одного месяца с момента вступления в законную силу решения суда организовать проведение осмотра, промывки системы канализации, в частности участка канализационной сети, расположенной на земельных участках, прилегающих к жилым домам <адрес> также включающим канализационный колодец на <адрес>. То есть в данном случае, истцами фактически заявлен иск в интересах владельцев домов <адрес>, которые о предъявлении иска в их интересах не просили, доверенность на ведение дела в суде не выдавали, исковые требования не поддерживали.

Поскольку иск предъявлен лицами, которым не предоставлено право обращения в интересах других лиц, а владельцы домов <адрес>, в интересах которых предъявлены требования, не считают свои права нарушенными, материальными истцами по делу не являются, у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований в этой части.

На основании ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Как видно из квитанции от 09 июня 2015 года, при подаче искового заявления истцом ОндарТВ уплачена государственная пошлина размере <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рубля. Кроме этого истцом ОндарТВ для расчета рыночной стоимости причиненного ущерба проводилось оценочное исследование, за производство которого оплачено <данные изъяты> рублей.

Поэтому в соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ суд считает необходимым взыскать с ответчика ООО «Центральный ЖКХ» в пользу истца ОндарТВ её расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рубля и расходы по проведению оценочного исследования в размере <данные изъяты> рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194- 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковое заявление ОндарТВ, Ондар АВ к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральный ЖКХ», муниципальному образованию «Городской округ – город Ак-Довурак Республики Тыва» о возложении обязанности на администрацию городского округа г. Ак-Довурака осуществить постановку на баланс муниципального имущества инженерные сети коммунального назначения, осуществить разработку и утверждение схемы инженерных сетей коммунального назначения, организовать эксплуатацию инженерных сетей коммунального назначения, выполнить ремонтные работы по канализационным сетям на территории г. Ак-Довурака, возмещении материального ущерба, причиненного заливом, компенсации морального вреда – удовлетворить частично.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Центральный ЖКХ» в пользу ОндарТВ и Ондар АВ<данные изъяты> рубля в счет возмещения материального ущерба.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Центральный ЖКХ» в пользу ОндарТВ<данные изъяты> рубля в счет возмещения расходов на уплату государственной пошлины, <данные изъяты> рублей в счет возмещения расходов по проведению оценочного исследования.

В удовлетворении остальной части исковых требований ОндарТВ, Ондар АВ к Обществу с ограниченной ответственностью «Центральный ЖКХ» отказать.

В удовлетворении исковых требований ОндарТВ, Ондар АВ к муниципальному образованию «Городской округ – город Ак-Довурак Республики Тыва» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Барун-Хемчикский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (с учетом выходных и праздничных дней ДД.ММ.ГГГГ, с 1 по 3, с 7 по ДД.ММ.ГГГГ).

Судья С.Ш. Манчыылай