НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Барун-хемчикского районного суда (Республика Тыва) от 24.10.2018 № 2-556/18

Дело № 2-556/18

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

24 октября 2018 года с. Кызыл-Мажалык

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Сувакбут Ч.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес>Т.Л.А., действующей в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа <данные изъяты> о взыскании взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в муниципальной собственности,

с участием заместителя прокурора района Т.Л.А., представителя ответчика Х.Ж.А., действующей на основании доверенности,

у с т а н о в и л :

заместитель прокурора <адрес>Т.Л.А., действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратилась в суд с вышеуказанным иском к администрации <адрес>, указывая на то, что в муниципальной собственности городского округа <адрес> имеются 51 квартира в многоквартирных домах, в которых по договорам социального найма проживают граждане. Однако собственником указанных жилых помещений не уплачиваются взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домов. По выявленным нарушениям 31 июля 2017 года прокуратурой района в адрес председателя администрации <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Представление прокурора администрацией <адрес> рассмотрено, принято решение о запросе из Фонда капитального ремонта информации о размере задолженности и по мере возможности производить платежи по взносам на капитальный ремонт. В феврале 2018 года в ходе контрольной установлено, что нарушение со стороны администрации <адрес> не устранено, взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в муниципальной собственности, не уплачиваются. По данному факту 28 февраля 2018 года также внесено представление. Вместе с тем администрацией <адрес> указанное представление не рассмотрено, меры по устранению нарушений не приняты, в связи с чем председатель администрации <адрес> привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. Согласно информации Фонда капитального ремонта многоквартирных домов в <адрес> от 23 июля 2018 года, с марта 2015 года по настоящее время администрацией не внесены взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в которых находятся жилые помещения в муниципальной собственности. По состоянию на июнь 2018 года задолженность администрации <адрес> составляет 384 617,66 рублей. Просит взыскать с ответчика с пользу Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» 384 617,66 рублей за период времени с марта 2015 года по июнь 2018 года.

В судебном заседании заместитель прокурора Т.Л.А. исковое заявление поддержала полностью и просила удовлетворить его по указанным в нем основаниям.

Представитель ответчика администрации городского округа <адрес>Х.Ж.А. согласилась с исковыми требованиями и пояснила, что в настоящее время нет возможности погасить в связи с отсутствием финансирования.

Представитель третьего лица- Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте, в судебное заседание не явился, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в муниципальной собственности администрации <адрес> находятся 51 квартиры, расположенные по адресам: <данные изъяты>.

Согласно части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам квартир и собственникам нежилых помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, а также земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства.

Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В силу статьи 249 Гражданского кодекса Российской Федерации каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии с ч.2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя и взнос на капитальный ремонт.

В п.11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения спора по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащим им на праве собственности» (далее – Постановление №22) также указано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника включает в себя также и взнос на капитальный ремонт (пункт 2 части 2 статьи 154 ЖК РФ).

В п.29 названного Постановления №22 разъяснено, что обязанность по внесению платы за содержание жилого помещения и взносов на капитальный ремонт несет только собственник жилого помещения (статьи 30, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации и статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, собственник жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по внесению взносов на капитальный ремонт.

Согласно части 3 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме. При переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в том числе не исполненная предыдущим собственником обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, за исключением такой обязанности, не исполненной Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием, являющимися предыдущим собственником помещения в многоквартирном доме.

В соответствии с частью 1 статьи 2, пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) содержание муниципального жилищного фонда отнесено к вопросам местного значения городского округа, решение которых осуществляется органами местного самоуправления. Именно органы местного самоуправления согласно части 1 статьи 51 Закона №131-ФЗ от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества.

В силу ч.1 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, частью 8 статьи 170 и частью 5 статьи 181 настоящего Кодекса, в размере, установленном в соответствии с частью 8.1 статьи 156 настоящего Кодекса, или, если соответствующее решение принято общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, в большем размере.

Согласно положениям части 3 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса.

Такие взносы формируют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации); собственники помещений дома вправе выбрать один из способов формирования данного фонда, предложенных в части 3 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, а именно: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет или перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.

Согласно части 2 статьи 171 Жилищного кодекса Российской Федерации владельцем специального счета может быть, в том числе, товарищество собственников жилья, осуществляющее управление многоквартирным домом и созданное собственниками помещений в одном многоквартирном доме или нескольких многоквартирных домах, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 136 настоящего Кодекса.

В силу части 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы капитального ремонта, которая утверждена в установленном законом субъекта Российской Федерации порядке и в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 11.06.2014 № 281 была утверждена Региональная программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва, на 2014-2043 года». Указанным Постановлением Правительства Республики Тыва принято решение о том, что собственники в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, включенных в Региональную программу капитального ремонта, при способе формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.

Региональным оператором является Некоммерческий фонд «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

Постановлением администрации <адрес> № 562 от 24 ноября 2014 года формирован фонд капитального ремонта на счете Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» в отношении квартир, расположенных на территории городского округа <адрес>, собственники которых не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в срок, установленный пунктом 3 Постановления Правительства Республики Тыва от 11 июня 2014 года № 281 «Об утверждении региональной программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Тыва» на 2014-2043 года» с даты опубликования региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, согласно приложению. То есть в отношении жилых квартиры в многоквартирном доме, находящихся в муниципальной собственности администрацией <адрес> также формирован фонд капитального ремонта на счете Некоммерческой организации «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», из чего следует, что администрация <адрес> обязана с ежемесячно вносить взносы в вышеуказанный фонд взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, где находятся жилые квартиры в муниципальной собственности.

Ссылаясь на то, что ответчик, являясь собственником жилых помещений в указанных многоквартирных домах, обязательства по внесению платы на капитальный ремонт многоквартирного дома не исполнял, в связи с чем прокурор района обратился в суд с настоящим иском в интересах неопределенного круга лиц.

По результатам прокурорской проверки установлено, что в муниципальной собственности городского округа <адрес> имеются 51 квартира в многоквартирных домах, в которых по договорам социального найма проживают граждане. Однако собственником указанных жилых помещений не уплачиваются взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домов.

По выявленным нарушениям 31 июля 2017 года прокуратурой района в адрес председателя администрации <адрес> внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства.

Представление прокурора администрацией <адрес> рассмотрено, принято решение о запросе из Фонда капитального ремонта информации о размере задолженности и по мере возможности производить платежи по взносам на капитальный ремонт.

В феврале 2018 года в ходе контрольной установлено, что нарушение со стороны администрации <адрес> не устранено, взносы на капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в муниципальной собственности, не уплачиваются.

В связи с чем прокуратурой района по данному факту 28 февраля 2018 года также внесено представление в адрес администрации <адрес>.

Согласно ответу на запрос прокурора из Некоммерческого фонда «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» от 18 июля 2018 года, до момента предоставления ответа администрацией г. Ак-Довурака не были внесены взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном дома, где расположены жилые квартиры в муниципальной собственности.

Некоммерческим фондом «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» 29 июня 2018 года направлялась претензия в адрес администрации <адрес> о наличии обязанности ежемесячно вносить взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, где находятся жилые квартиры в муниципальной собственности; о наличии и необходимости погашения долга в срок до 30 июля 2018 года.

Также Некоммерческим фондом «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» предоставлен реестр помещений, находящихся в муниципальной собственности, согласно которому у ответчика имеется задолженность по взносам в фонд капитального ремонта многоквартирных домов в общем размере 384 617,66 рублей.

При этом ответчиком наличие указанной задолженности не оспаривается.

Из материалов дела следует, что ответчику на праве собственности в заявленном в иске принадлежат жилые вышеуказанные жилые помещения. Данный факт также ответчиком не оспаривается.

В ходе судебного разбирательства также изучались постановление о назначении административного наказания по ст. 17.7 КоАП РФ в отношении председателя администрации <адрес>, устав Некоммерческого фонда «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов», выписка Единого реестра юридических лиц, где указаны сведения о Администрации городского округа <адрес>.

Таким образом, ответчик, являясь собственником указанных выше жилых помещений в многоквартирном доме, в силу закона обязан уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества.

Статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено право кредитора требовать от должника исполнения его обязанности.

Согласно ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается в силу положений ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановлением администрации <адрес> был выбран способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов на территории г. Ак-Довурака, в том числе жилым помещений, находящихся в муниципальной собственности, путем перечисления взносов начисленных и оплаченных собственниками по строке капитальный ремонт на специальный счет в Некоммерческом фонде «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов».

В силу ч.2 ст.171 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя лица, указанного в части 3 статьи 175 настоящего Кодекса, взносы на капитальный ремонт уплачиваются на такой специальный счет в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежного документа, предоставляемого в порядке и на условиях, которые установлены частью 2 статьи 155 настоящего Кодекса, если иные порядок и условия не определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ч.1 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.

Обязанность по уплате взносов собственником помещения в многоквартирном доме, включенном в региональную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, предусмотрена положениями ч.1 ст.158, ч.1 ст.169 Жилищного кодекса Российской Федерации, т.е. вытекает из требований закона, и для ее исполнения не требуется обязательного заключения договоров или иных соглашений.

Уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома является обязанностью собственников помещений в доме, вытекающей из закона. Условия уплаты взносов определяются Жилищным кодексом Российской Федерации, региональным законодательством и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, решениями собственников (о размере взноса). Так, основание для начисления взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме закон связывает с наличием в собственности помещения (жилого и (или) нежилого) в многоквартирном доме и включением такого дома в региональную программу капитального ремонта (статьи 39 ч. 1, 153 ч. 1, 153 ч. 2 п.5, 154 ч. 2 п. 2, 158 ч. 1, 169 ч. 1, 169 ч. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Реквизиты специального счета для уплаты взносов на капитальный ремонт были известны ответчику. Кроме того, ответчиком не представлено доказательств того, что им предпринимались меры, направленные на внесение указанных взносов. Более того, они не были внесены ни полностью, ни частично в период рассмотрения дела судом.

Расчет задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт за спорный период определен истцом с учетом утвержденных постановлением Правительства Республики Тыва от 11.06.2018 № 281. Расчет ответчиком не оспаривается.

Расчет произведен истцом в соответствии с требованиями закона, проверен судом и признан правильным.

Поскольку доказательств внесения администрацией <адрес> в спорный период платы на капитальный ремонт многоквартирных домов ответчиком не представлено, исковые требования прокурора района о взыскании взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в муниципальной собственности.

Поскольку требования истца подтверждены материалами дела и не оспорены ответчиком надлежащим образом, суд пришел к выводу об обоснованности и правомерности заявленных истцом требований о взыскании 384 617 рублей 66 копеек долга.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковое заявление заместителя прокурора <адрес>Т.Л.А., действующей в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации городского округа <данные изъяты> о взыскании взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в муниципальной собственности – удовлетворить.

Взыскать с Администрации городского округа <данные изъяты> в пользу Некоммерческого фонда «Республиканский фонд капитального ремонта многоквартирных домов» 384 617 рублей 66 копеек в счет взносов на капитальный ремонт многоквартирных домов, находящихся в муниципальной собственности, начисленных за период с марта 2015 года по июнь 2018 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Барун-Хемчикский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 31 октября 2018 года (с учетом выходных дней – 27 и 28 октября 2018 года).

Судья С.Ш. Манчыылай