НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Барун-хемчикского районного суда (Республика Тыва) от 21.12.2023 № 2-576/2023

Дело

УИД

Р Е Ш Е Н И Еименем Российской Федерации

21 декабря 2023 года <адрес>

Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе: председательствующего Ховалыг Ч.Д., при секретаре ХМО, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Барун-Хемчикского района НБББ действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», Обществу с ограниченной ответственностью «Байыр» о возложении обязанностей,

с участием помощника прокурора Барун-Хемчикского района ШБА, действующего на основании доверенности,

у с т а н о в и л :

прокурор Барун-Хемчикского района НБББ действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва» (далее-администрация района) и Обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) «Байыр», прося обязать администрацию Барун-Хемчикского района и Общество с ограниченной ответственностью «Байыр» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ путем заключения дополнительного соглашения о включении в концессионное соглашение в качестве третьей стороны органа исполнительной власти Республики Тыва в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, а также путем определения в концессионном соглашении условий.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления, организациями законодательства в сфере коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией района и ООО «Байыр» заключено концессионное соглашение в отношении муниципального имущества объектов коммунального обслуживания, а именно ООО «Байыр» переданы здание котельной, водопровод жилой зоны, тепловые и канализационные сети. Заключенным дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в нарушение п. 4, 6.1, 6.5, 6.6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» не предусмотрены существенные условия. Выявленные нарушения требований закона существенно ограничивают права неопределенного круга лиц, нарушает права граждан на получение жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества.

В судебном заседании помощник прокурора исковое заявление поддержала по основаниям, указанным в нем.

Представители администрации района и ООО «Байыр», будучи извещенными надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явились. Представитель администрации района, действующая по доверенности ФИО1 подала возражение на исковое заявление, указав, что дополнительное соглашение между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва и администрацией района заключено ДД.ММ.ГГГГ, таким образом, нарушение устранено.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем и концедентом по которому выступает муниципальное образование, третьей стороной в обязательном порядке является также субъект Российской Федерации, в границах территории которого находится имущество, передаваемое концессионеру по концессионному соглашению, в случае, если полномочия по государственному регулированию тарифов в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения не переданы указанному муниципальному образованию в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации и если при осуществлении концессионером деятельности, предусмотренной таким концессионным соглашением, реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам).

Согласно Положения о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, утвержденного постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ, уполномоченным выступать третьей стороной в концессионных соглашениях в отношении объектов централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения выступает Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва

Как следует из представленных материалов между администрацией Барун-Хемчикского района (концедент), ООО «Байыр» (концессионер) и Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва (субъект Российской Федерации) ДД.ММ.ГГГГ заключено концессионное соглашение (далее- Соглашение).

В соответствии с пунктом 1 Соглашения концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения, право собственности на которое принадлежит Концеденту, и осуществлять производство, передачу, распределение тепловой энергии в целях предоставления услуг по теплоснабжению и водоснабжения населения с. Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с пунктом 2 Соглашения проведение работ по созданию и (или) реконструкции предусматривает проведение работ по техническому перевооружению объекта, проведению текущих и капитальных ремонтных работ на объекте.

В соответствии с Соглашением администрацией Барун-Хемчикского кожууна передано в ООО «Байыр» здание котельной, общей площадью 307,4 кв.м.; водопровод жилой зоны; тепловые сети; канализационные сети.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Барун-Хемчикского кожууна и ООО «Байыр» заключено дополнительное соглашение к концессионному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 данного дополнительного соглашения в качестве самостоятельной стороны указано Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва.

Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, в соответствии с которым деятельность Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва прекращена.

Указом Главы Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ утверждена структура органов исполнительной власти Республики Тыва, в соответствии с которым Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва входит в состав органов исполнительной власти Республики Тыва.

Из представленного представителем администрации Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что данное дополнительное соглашение заключено к соглашению от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Тыва бюджетам муниципальных образований на возмещение убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на тепловую и электрическую энергию, водоснабжение и водоотведения, вырабатываемыми организациями коммунального комплекса, понесенных в процессе выработки и (или) транспортировки энерго/теплоресурсов и воды.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона «О концессионных соглашениях» Концессионное соглашение, объектом которого являются объекты, указанные в части 1 статьи 39 настоящего Федерального закона, наряду с предусмотренными частью 1 статьи 10 настоящего Федерального закона должно содержать следующие существенные условия:

1) значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

2) задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 45 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий;

3) предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение);

4) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документацией технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее - плановые значения показателей деятельности концессионера);

5) порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания срока действия концессионного соглашения, в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

6) обязательства концессионера в отношении всего незарегистрированного недвижимого имущества по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на указанное имущество, в том числе по выполнению кадастровых работ и осуществлению государственной регистрации права собственности концедента на имущество, а также государственной регистрации обременения данного права в соответствии с частью 15 статьи 3 настоящего Федерального закона в срок, равный одному году с даты вступления в силу концессионного соглашения;

7) возможность переноса сроков реализации инвестиционных обязательств концессионера, являющегося регулируемой организацией, осуществляющей деятельность в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 291-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения", в связи с существенным ухудшением экономической конъюнктуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях» Концессионное соглашение должно включать в себя следующие существенные условия:

1) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции;

2) обязательства концессионера по осуществлению деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

3) срок действия концессионного соглашения;

4) описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;

4.1) срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения;

5) порядок предоставления концессионеру земельных участков, предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, и срок заключения с концессионером договоров аренды (субаренды) этих земельных участков (в случае, если заключение договоров аренды (субаренды) земельных участков необходимо для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), размер арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками в течение срока действия концессионного соглашения либо формула расчета размера арендной платы (ставки арендной платы) за пользование земельным участком или земельными участками исходя из обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с правом владения и пользования концедента земельным участком, в течение срока действия концессионного соглашения;

6) цели и срок использования (эксплуатации) объекта концессионного соглашения;

6.1) способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется;

6.2) размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения - в случае, если концессионным соглашением предусматривается концессионная плата;

6.3) порядок возмещения расходов сторон в случае досрочного расторжения концессионного соглашения;

6.4) обязательства концедента и (или) концессионера по подготовке территории, необходимой для создания и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения и (или) для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением;

6.5) объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 10, 11 и 17 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

6.6) этапы исполнения условий концессионного соглашения, объектом которого является имущество, предусмотренное пунктом 12 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, с указанием результатов исполнения этих этапов. Срок исполнения указанных этапов не может превышать один год. В случае, если таким концессионным соглашением предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров, срок исполнения указанных этапов в отношении регулярных перевозок пассажиров не может превышать один квартал;

6.7) размер и (или) порядок определения размера и условия финансового участия концедента - в случае, если концессионным соглашением предусматривается финансовое участие концедента;

Из представленных материалов установлено, что в ходе прокурорской проверки установлено отсутствие в заключенном Концессионном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены существенные условия, указанные в пунктах 4, 6.1, 6.2, 6.5, 6.6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях».

Представленное суду представителем администрации Барун-Хемчикского кожууна Республики Тыва дополнительное соглашение к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ не относится предмету спора.

Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований к администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», поскольку Концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ не предусматривает обязательные существенные условия предусмотренные пунктами 4, 6.1, 6.2, 6.5, 6.6 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О концессионных соглашениях», а также после не заменена третья сторона органа исполнительной власти Республики Тыва.

Предоставление двухмесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу для устранения ответчиком нарушений является разумным сроком для исполнения ответчиком настоящего решения и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление прокурора Барун-Хемчикского района НБББ действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Барун-Хемчикский кожуун Республики Тыва», Обществу с ограниченной ответственностью «Байыр» о возложении обязанностей – удовлетворить.

Обязать администрацию Барун-Хемчикского района и Общество с ограниченной ответственностью «Байыр» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу внести изменения в Концессионное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ путем заключения дополнительного соглашения о включении в концессионное соглашение в качестве третьей стороны органа исполнительной власти Республики Тыва в лице Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Тыва, а также путем определения в концессионном соглашении следующих условий:

описание, в том числе технико-экономические показатели, объекта концессионного соглашения;

способы обеспечения исполнения концессионером обязательств по концессионному соглашению (предоставление безотзывной банковской гарантии, передача концессионером концеденту в залог прав концессионера по договору банковского вклада (депозита), осуществление страхования риска ответственности концессионера за нарушение обязательств по концессионному соглашению), размеры предоставляемого обеспечения и срок, на который оно предоставляется;

размер концессионной платы, форму или формы, порядок и сроки ее внесения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 статьи 7 настоящего Федерального закона;

объем валовой выручки, получаемой концессионером в рамках реализации концессионного соглашения, в том числе на каждый год срока действия концессионного соглашения, если объектом концессионного соглашения является имущество, предусмотренное пунктами 10, 11 и 17 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, и реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

этапы исполнения условий концессионного соглашения, объектом которого является имущество, предусмотренное пунктом 12 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, с указанием результатов исполнения этих этапов, Срок исполнения указанных этапов не может превышать один год;

значения долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (долгосрочных параметров регулирования тарифов, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, определенных в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения) в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

задание и основные мероприятия, определенные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, с описанием основных характеристик таких мероприятий;

предельный размер расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществлять в течение всего срока действия концессионного соглашения концессионером без учета расходов, источником финансирования которых является плата за подключение (технологическое присоединение);

плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения. холодного водоснабжения и (или) водоотведения, плановые значения показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения, плановые значения иных предусмотренных конкурсной документаций технико-экономических показателей данных систем и (или) объектов (далее - плановые значения показателей деятельности концессионера);

порядок возмещения фактически понесенных расходов концессионера, подлежащих возмещению в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, в сфере водоснабжения и водоотведения и не возмещенных ему на момент окончания сока действия концессионного соглашения, в случае, если реализация концессионером производимых товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются по регулируемым ценам (тарифам) и (или) с учетом установленных надбавок к ценам (тарифам);

обязательства концессионера в отношении всего незарегистрированного недвижимого имущества по обеспечению государственной регистрации права собственности концедента на указанное имущество, в том числе по выполнению кадастровых работ и осуществлению государственной регистрации права собственности концедента на имущество, а также государственной регистрации обременения данного права в соответствии с частью 15 статьи 3 настоящего Федерального закона в срок, равный одному году с даты вступления в силу концессионного соглашения;

возможность переноса сроков реализации инвестиционных обязательств концессионера, являющегося регулируемой организацией, осуществляющей деятельность в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, в случае принятия Правительством Российской Федерации соответствующего решения, предусмотренного Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 291-Ф3 «O внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования тарифов в сфере электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения», в связи с существенным ухудшением экономической коньюнктуры.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Барун-Хемчикский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (23, ДД.ММ.ГГГГ выходные дни).

Председательствующий Ч.Д. Ховалыг