НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Барнаульского гарнизонного военного суда (Алтайский край) от 31.12.9999 №

                                                                                    Барнаульский гарнизонный военный суд                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                        Вернуться назад                                                                                           

                                    Барнаульский гарнизонный военный суд — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                        Копия

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата обезличена года ...

БАРНАУЛЬСКИЙ ГАРНИЗОННЫЙ ВОЕННЫЙ СУД

в составе:

председательствующего - судьи Щепеткова В.В., при секретаре Акимовой Л.Ю.,

с участием:

представителя истца - военного комиссариата Алтайского края - помощника начальника юридического отделения этого же военного комиссариата Алексаняна А.М., ответчика ФИО6,

представителя ответчика ФИО5 - старшего помощника начальника финансово-экономического отделения военного комиссариата Алтайского края ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по исковому заявлению военного комиссариата Алтайского края к бывшему военному комиссару Номер обезличен полковнику запаса ФИО6 и бывшему заместителю военного комиссара Номер обезличен края подполковнику запаса ФИО5 о взыскании денежных средств в счет возмещения материального ущерба,

УСТАНОВИЛ:

Полковник запаса ФИО6 и подполковник запаса ФИО5 в период с 2007 года по 2009 год проходили военную службу по контракту в должностях, соответственно, военного комиссара Ленинского и ...ов ... края и его заместителя.

Проведенными в июне 2009 года проверками отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности военного комиссариата Алтайского края, военного комиссариата Номер обезличен, а также административным расследованием по их результатам установлено, что при компенсации организациям и индивидуальному предпринимателю расходов по выплате среднего заработка их работникам, участвовавшим в военных сборах и мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в период с 2007 года по 2008 год военным комиссариатом Номер обезличен края (далее - военным комиссариатом) допущен незаконный расход денежных средств.

Так, из актов проверок и заключения по итогам административного расследования следует следующее.

Обществам с ограниченной ответственностью «Домоцентр-Розница», «ВАМ», «Энергетик+2», «Энергетик+6», «Горизонт» компенсированы указанные выше расходы с учетом времени участия их работников в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, в том числе в выходные дни, в результате чего военным комиссариатом допущен незаконный расход в размере 12.797 рублей 8 копеек.

При компенсации индивидуальному предпринимателю ФИО7 указанных выше расходов в связи с арифметической ошибкой при определении среднего заработка военным комиссариатом допущен незаконный расход денежных средств в размере 7.725 рублей 45 копеек.

В связи с учетом налога на добавленную стоимость (далее НДС) в качестве поименованных выше расходов по выплате среднего заработка военным комиссариатом ООО «Рики» незаконно компенсировано 3.142 рубля 37 копеек.

Кроме того, в связи с включением в состав расходов, связанных с выплатой среднего заработка, иных выплат, а также начислений на фонд оплаты труда (единого социального налога, взносов во внебюджетные фонды РФ) военным комиссариатом ЗАО «ДСК», ООО «Рики», ООО «Стройлюкс», ОАО «ПО АМЗ», ЗАО «Завод алюминиевого литья», ООО «А-Сервис», ООО «Алтай-холод», ООО «Экспресс-Металл», ОАО «Сибирь-телеком», ЗАО «Барнаулстройматериалы», МУП «Горэлектротранс», ОАО «Алтайгеомаш», ОАО «ОверПлюсСтак», ООО «Зенит-Алтай», ОАО «Управляющая компания «Доверие», ЗАО «Тонар плюс», ООО «Сантехстрой», ГКУП «Тепличный комбинат «Спутник», ЗАО «БКЖБИ-2», ОАО «Сибмост», филиалу ФГУП «Связь-безопасность» незаконно компенсировано 72.038 рублей 90 копеек.

Военный комиссар ФИО11 обратился в военный суд с иском, в котором просил взыскать с ФИО6 и ФИО5 материальный ущерб, причиненный незаконным расходованием денежных средств при компенсации в период с 2007 года по 2008 год организациям расходов по выплате среднего заработка их работникам, в размере, соответственно, 84.225 рублей 63 копейки и 11.478 рублей 17 копеек, а также, с учетом уточнения требований, судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины пропорционально причиненному ущербу: с ФИО6 - 2.650 рублей 41 копейку, с ФИО5 - 420 рублей 70 копеек.

Ответчик ФИО5, надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя ФИО4 и данное ходатайство судом удовлетворено.

Представитель военного комиссариата Алтайского края Алексанян в судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что выплата среднего заработка гражданам за период исполнение государственных обязанностей, которые не входят в круг их служебных обязанностей и не связаны с выполнением обязанностей в рамках трудовых договоров, производится за счет средств не организации (работодателя), а государственного органа, который привлек работника к исполнению государственных обязанностей. По этой причине из налоговой базы исключается средний заработок, выплачиваемый за время работы, что указано в письмах Минфина РФ от 27 мая 2008 года № 03-04-07-02/11 и от 12 мая 2008 года № 03-04-08-02/13. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», ФИО6 и ФИО5, имея права подписи первичных бухгалтерских документов, несут материальную ответственность в полном размере за ущерб, причиненный незаконным расходованием денежных средств. Актами проверки отдельных вопросов хозяйственной деятельности и заключением по итогам административного расследования не установлено совершение ответчиками умышленных действий по незаконному расходованию, в связи с чем полагал, что эти действия совершены ФИО6 и ФИО5 по неосторожности.

Ответчик ФИО6 и представитель ответчика ФИО5 - ФИО4, иск не признали. ФИО4 пояснила, что постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 года № 333 предусмотрена выплата среднего заработка за время нахождения на военных сборах, в связи с чем при решении вопроса о компенсации организациям расходов по выплате среднего заработка учитывались и выходные дни. Вместе с тем, указанным постановлением Правительства предусмотрено, что компенсация организациям среднего заработка осуществляется с учетом начислений на фонд оплаты труда, к которым относятся, помимо прочего, единый социальный налог (далее - ЕСН), выплаты во внебюджетные фонды РФ. Каких-либо разъяснений или указаний об исключении из суммы компенсации расходов по уплате ЕСН в военкомат не поступало.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела и представленные документы, военный суд приходит к следующему.

Из первичных бухгалтерских документов - платежных поручений военного комиссариата, справок-расчетов среднего заработка и счетов-фактур ЗАО «ДСК», ООО «Рики», ООО «Стройлюкс», ОАО «ПО АМЗ, ЗАО «Завод алюминиевого литья», ООО «А-Сервис», ООО «Алтай-холод», ООО «Экспресс-Металл», ОАО «Сибирь-телеком», ЗАО «Барнаулстройматериалы», МУП «Горэлектротранс», ОАО «Алтайгеомаш», ОАО «ОверПлюсСтак», ООО «Зенит-Алтай», ОАО «Управляющая компания «Доверие», ЗАО «Тонар плюс», ООО «Сантехстрой», ГКУП «Тепличный комбинат «Спутник», ЗАО «БКЖБИ-2», ОАО «Сибмост», ООО «Домоцентр-Розница», ООО «ВАМ», ООО «Энергетик+2», ООО «Энергетик+6», ООО «Горизонт», предпринимателя ФИО7, усматривается, что военным комиссариатом в 2007-2008 годах компенсированы расходы поименованным выше организациям и индивидуальному предпринимателю, связанные с выплатой среднего заработка гражданам за время их участия в военных сборах и мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности. При этом расходы компенсированы с учетом единого социального налога, страховых взносов во внебюджетные фонды РФ, налога на добавленную стоимость и иных выплат. Во всех представленных в судебное заседание платежных поручениях отсутствуют сведения о должностных лицах военного комиссариата, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, а также подписи данных лиц.

Из акта проверки отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности военного комиссариата Номер обезличен края, проведенной в период с 9 по 11 июня 2009 года, усматривается, что в связи с завышением количества дней участия в военных сборах и мероприятиях по их проведению, а также в связи с арифметической ошибкой, допущенной при определении размера среднего заработка, незаконно компенсированы ООО «Домоцентр-Розница», ООО «Вам», ООО «Энергетик +2», ООО «Горизонт», а также предпринимателю ФИО7 расходы по выплате среднего заработка их работникам по причине невнимательности начальника фининасово-хозяйственного отделения указанного военного комиссариата. Кроме того, в ходе проверки выявлены факты незаконного расходования денежных средств, которое, как указано в акте, стало возможным в результате нарушения требований постановления Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 704 «О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами, в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», в части включения в состав фактических расходов налогов, в том числе налога на добавленную стоимость и единого социального налога. Акт не содержит сведений о совершении указанных нарушений ответчиками ФИО6 и ФИО5, в том числе связанных с незаконным расходованием денежных средств при компенсации таких расходов.

Согласно заключению по итогам административного расследования, выводы указанного выше акта проверки о незаконном расходовании денежных средств являются результатом неоднозначности толкования норм, регламентирующих порядок начисления ЕСН и порядка компенсации среднего заработка гражданам, проходившим военные сборы и участвующим в мероприятиях по их проведению, а также отсутствием в военных комиссариатах Алтайского края соответствующих разъяснений.

Как следует из ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», организация работы аппарата усиления военных комиссариатов, а также проведение иных мероприятий, связанных с призывом или поступлением на военную службу по контракту и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами. При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 5 и ст. 6 этого Федерального закона, граждане, участвовавшие в военных сборах и мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.

Согласно ст. 56 названного Федерального закона, порядок прохождения военных сборов гражданами, пребывающими в запасе, а также их материальное обеспечение осуществляется в порядке и размерах, определяемых Положением о проведении военных сборов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Из п. 5 Положения о проведении военных сборов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 мая 2006 года № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» (далее - Положения) следует, что сроки военных сборов исчисляются со дня убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту их проведения до дня его прибытия в военный комиссариат после их окончания.

Согласно п. 25 Положения, финансовое обеспечение граждан, проходящих военные сборы или участвующих в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы, предусматривает выплату (возмещение) им за время прохождения военных сборов среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.

Как усматривается из п. 26 Положения, осуществление расходов по выплате среднего заработка производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», утвержденными постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 № 704 (далее - Правилами). При этом расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.

Из п.п. 2, 3 и 4 Правил (в ред. постановления Правительства РФ от 29 мая 2006 № 333) следует, что расходы организаций, связанные с выплатой среднего заработка по месту постоянной работы гражданам, участвующим в военных сборах и мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, подлежат компенсации с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы. Выплата компенсации осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны РФ, путем перечисления на счета получателей компенсации денежных средств.

Таким образом, период, за который производится выплата среднего заработка гражданам, проходившим военные сборы, а также участвовавшим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, исчисляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, что отражается в справке военного комиссариата. При этом, исключение из этого периода выходных дней действующим законодательством не предусмотрено. Размер среднего заработка определяется работодателем по месту постоянной работы гражданина, а перечисление военным комиссариатом денежных средств для его выплаты осуществляется на основании представленных работодателем документов с учетом начислений на фонд оплаты труда.

Согласно ст. 165 Трудового кодекса РФ, помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных указанным Кодексом, работникам предоставляются гарантии и компенсации также в случае исполнения государственных или общественных обязанностей. При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя.

Из ч. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2010 года), а также ст. 20 Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (в ред. от 14 июля 2008 года) объектом налогообложения единым социальным налогом, а также расчетной базой для начисления страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, а по страховым взносам также заработная плата, начисленные налогоплательщиками (страхователями) в пользу физических лиц по трудовым договорам. Кроме того, страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам), а виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 238 Налогового кодекса РФ в указанной выше редакции, постановлению Правительства РФ от 5 января 2000 года № 9 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования» и постановлению Правительства РФ от 7 июля 1999 года № 765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации», средний заработок, выплаченный гражданину за время участия в военных сборах и в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, не являлся суммой, которая подлежит освобождению от налогообложения единым социальным налогом и начисления страховыми взносами во внебюджетные фонды РФ.

Таким образом, выплата среднего заработка работающему гражданину, пребывающему в запасе, за время нахождения на военных сборах, а также за время участия в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, осуществляется по месту его работы, а организации (работодателю) компенсируются возникшие в связи с этим расходы с учетом всех начислений на фонд оплаты труда (единым социальным налогом, взносами во внебюджетные фонды РФ). При этом обязанность организации выплатить средний заработок гражданину возникает в том числе и в связи с наличием трудовых отношений, возникших на основании трудового договора.

Исходя из вышеизложенного, поскольку при компенсации в период с 2007 года по 2008 год организациям и предпринимателю расходов по выплате среднего заработка с учетом единого социального налога и страховых взносов, не нарушены нормативные правовые акты Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии факта незаконного расходования денежных средств в этой части.

При этом, довод представителя истца о том, что средний заработок выплачивался за время участия в военных сборах и мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности в нарушение указаний Министерства финансов РФ, изложенных в письмах от 27 мая 2008 года № 03-04-07-02/11 и от 12 мая 2008 года № 03-04-08-02/13, суд считает не состоятельным по следующим основаниям.

Из анализа норм Трудового кодекса РФ, а также налогового законодательства следует, что выплаты по трудовым договорам, которые являлись объектом налогообложения ЕСН и страховыми взносами, не обязательно связаны с непосредственным исполнением трудовых обязанностей. Трудовой кодекс РФ предусматривает также компенсационные выплаты в рамках установленных гарантий работникам, которые являясь выплатами по трудовым договорам, не связаны с исполнением трудовых обязанностей, поскольку носят компенсационный характер.

Согласно ч. 1 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Указанные выше разъяснения Министерства финансов России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм, не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 года № 1009, в связи с чем не являются нормативными правовыми актами, а совершение действий в противоречие данным разъяснениям не может являться основанием для вывода о незаконности таких действий.

Вместе с тем, согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Из пояснений представителя ответчика ФИО4 и ответчика ФИО6 следует, что правом подписи платежных поручений, на основании которых осуществлялся, как указанно в заключении по итогам административного расследования, незаконный расход денежных средств, обладали и ФИО6 и ФИО5. Однако во всех представленных суду платежных поручениях отсутствуют подписи должностных лиц, санкционировавших расход денежных средств, что исключает возможность удостоверить совершение каждым из ответчиков конкретных действий по расходованию.

Согласно указанным выше акту проверки отдельных вопросов финансовой и хозяйственной деятельности военного комиссариата и заключению по итогам административного расследования, виновность ответчиков ФИО6 и ФИО5 в совершении умышленных действий по незаконному расходованию денежных средств не установлена. Кроме того, в судебном заседании представитель истца Алексанян пояснил, что все указанные выше действия по перечислению денежных средств совершены ответчиками по неосторожности.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 12 июля 1999 года № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих», военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере ущерба в случаях, когда ущерб причинен в результате незаконных расходования или использования имущества либо иных умышленных действий (бездействия) независимо от того, содержат ли они признаки состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Военнослужащие несут материальную ответственность только за реальный ущерб, причиненный по их вине (ст. 3 Федерального закона).

Вопрос о взыскании с ответчиков исчисленных на момент их увольнения с военной службы оклада месячного денежного содержания и месячной надбавки за выслугу лет в порядке привлечения к ограниченной материальной ответственности военный комиссар Алтайского края не инициировал, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение в рамках заявленных требованиях.

С учётом вышеизложенного, принимая во внимание, что доказательств об умышленном характере действий ответчиков ФИО6 и ФИО5 по расходованию бюджетных денежных средств суду не представлено, суд полагает необходимым в удовлетворении иска военного комиссариата Алтайского края отказать в полном объеме.

Поскольку назначение судебной бухгалтерской экспертизы осуществлялось по инициативе суда, судебные расходы, связанные с её проведением, в соответствии со ст. 96 ГПК РФ подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, военный суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении иска военного комиссариата Алтайского края к бывшему военному комиссару Номер обезличен полковнику запаса ФИО6 и бывшему заместителю военного комиссара Номер обезличен края подполковнику запаса ФИО5 о взыскании денежных средств в счет возмещения материального ущерба - отказать.

Судебные расходы, связанные с проведением судебной бухгалтерской экспертизы в сумме 11.534 (одиннадцать тысяч пятьсот тридцать четыре) рублей 10 копеек возместить за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Барнаульский гарнизонный военный суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме.

Подлинный за надлежащими подписями

Председательствующий по делу: В.В. Щепетков

Секретарь судебного заседания Л.Ю. Акимова