НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Баргузинского районного суда (Республика Бурятия) от 10.09.2018 № 2А-950/18

Гражданское дело № 2а-950/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Баргузин 10 сентября 2018 года

Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ласкиной М.М., с участием представителя административного истца - Администрация МО «Баргузинский район» - Багайникова Д.А., действующего на основании доверенности, при секретаре Марусенко Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации МО «Баргузинский район» к Фонду поддержки малого предпринимательства Баргузинского района о ликвидации фонда,

УСТАНОВИЛ:

Администрация МО «Баргузинский район» обратилась в суд с административным исковым заявлением о ликвидации Фонда поддержки малого предпринимательства Баргузинского района с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении по причине невозможности достижения цели фонда.

Заявленные требования мотивированы тем, что Микрокредитная компания Фонд поддержки малого предпринимательства Баргузинского района был зарегистрирован и начал свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ года. Единственным учредителем Фонда является Администрация муниципального образования «Баргузинский район».

Основной целью деятельности фонда является аккумулирование денежных средств, для поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства Баргузинского района.

Высшим коллегиальным органом управления Фондом является Совет Фонда. В связи с этим дальнейшие решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции высшего коллегиального органа управления Фондом, принимались Советом Фонда.?

В 2017 году изменениями в федеральное законодательство, были введены новые требования для микрокредитных компаний, в точности, к формированию микрокредитными компаниями резервов на возможные потери по займам в соответствии с новым порядком, а также переход микрофинансовыми организациями с ДД.ММ.ГГГГ на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета.

Стратегия развития микрофинсовых организаций определяется нормативными документами Центрального Банка Российской Федерации (далее ЦБ РФ) - мегарегулятора финансового рынка.

Приказом Минэкономразвития России определены требования к ведению микрофинансовой организацией раздельного учета средств целевого финансирования, предоставленного из бюджетов всех уровней, к средств, полученных от предпринимательской деятельности, а также ведение раздельного бухгалтерского учета по денежным средствам, предоставленным за счет средств бюджетов всех уровней на осуществление основного вида деятельности, и размещение предоставленных за счет средств бюджетов всех уровней средств на отдельных счетах, в том числе банковских.

Таким образом, микрофинансовая организация должна иметь, как минимум, три банковских счета и возможность ведения раздельного учета полученных средств автоматизировано в специальной бухгалтерской учетной программе.

Требования к ведению бухгалтерского учета на ЕПС и ОСБУ, к знанию отраслевых стандартов бухгалтерского учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, разработанных ЦБ РФ, требуют специального обучения работников бухгалтерии микрофинансовой организации. Микрофинансовые организации обязаны, ежеквартально отчитываются в ЦБ РФ о проведении обучения своих сотрудников и подготовке к переходу с 2018 г. на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета Цетральному Банку Российской Федерации.

Переход на единый план счетов и новый формат повлекло новые проблемы - это и сложности в выборе поставщика программного обеспечения, и высокая стоимость программного обеспечения, и нехватка бухгалтеров с необходимой квалификацией, и сложность в оценке качества предлагаемых учебных программ по ведению учета с использованием ЕПС.

Таким образом, требования ЦБ РФ к специфике бухгалтерского учета в микрофинансовых организациях, к специфике и объему бухгалтерской (финансовой) отчетности требуют увеличения штата бухгалтерии микрофинансовой организации, наличие высокопрофессиональных сотрудников бухгалтерии микрофинансовой организации, а также подготовку, повышение их квалификации.

Кроме того, деятельность Фонда подлежит регулированию законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Действия Фонда в данной сфере регулируются Росфинмониторингом на основании нормативных актов.

Требованиями указанного законодательства установлено обязательное наличие структурного подразделения либо специального должностного лица по ПОД/ФТ. Современные тенденции в сфере регулирования деятельности микрофинансовых организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов обязывают Фонд утверждать новые «Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», не менее 4 раз в год. Установлена обязанность по ежегодному обязательному обучению для специальных должностных лиц в аккредитованных и лицензированных организациях, для остальных сотрудников 1 раз в 2 года. Для предоставления ежеквартальной отчетности (новая ЭЦП директора) в Росфинмониторинг обязательно наличие личного кабинета, в котором ведется электронный учет посещения личного кабинета и при проведении проверок производится сверка даты посещения личного кабинета и даты проверки заявителя о причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

С учетом вышеизложенного ДД.ММ.ГГГГ было проведено совещание представителей Администраций Муниципальных образований Республики Бурятия и руководителей всех муниципальных Фондов поддержки малого предпринимательства Республики Бурятия на уровне Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия на данном совещании была выработана концепция о необходимости и возможных путях реформирования Фондов.

ДД.ММ.ГГГГ Временно исполняющим обязанности Главы Республики Бурятия Цыденовым А.С. было дано Поручение главам муниципальных районов, оценить готовность муниципальных фондов осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. В случае невозможности осуществления деятельности, ввиду недостаточности капитализации, и следовательно недостаточности собственных средств для выполнения поставленных задач, рассмотреть возможность переуступки прав требований по действующим договорам Микрокредитной компании Фонд развития предпринимательства <адрес>.

В целях сохранения инфраструктуры поддержки бизнеса в муниципальных образованиях 14 районов включая <адрес>, выразили готовность принять предложенную МКК Фонд развития предпринимательства <адрес> модель реформирования муниципальных Фондов.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством промышленности и торговли РБ было дано поручение о начале реформирования фондов.

ДД.ММ.ГГГГ. Центральным Банком Российской Федерации принят приказ об исключении Фонда из государственного реестра.

С выходом из реестра микрофинансовых организаций Фонд потерял право заниматься микрофинансовой деятельностью.

Представитель Администрация МО «Баргузинский район» Багайников Д.А., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель административного ответчика микрокредитная компания Фонд поддержки малого предпринимательства Баргузинского района в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Суд, выслушав административного истца, изучив материалы дела, приходит к следующему:

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, зашиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (часть 2).

В силу части 1 статьи 123.17 Гражданского кодекса Российской Федерации фондом признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели.

Судом установлено, что Фонд поддержки малого предпринимательства Баргузинского района зарегистрирован и начал свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Уставом Фонда, утвержденным распоряжением главы администрации МО «Баргузинский район» от ДД.ММ.ГГГГ Фонд поддержки малого предпринимательства Баргузинского района, осуществляющей свою деятельность по поддержке и развитию малого предпринимательства в Баргузинском районе РБ. Учредителем Фонда является Муниципальное казенное учреждение Администрация МО «Баргузинский район» Республики Бурятия. Высшим коллегиальным органом управления Фондом является Совет Фонда.

Основной деятельностью Фонда является аккумулирование денежных средств, для поддержки малого и среднего предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства Баргузинского района.

Согласно свидетельства о государственной регистрации некоммерческих организаций Фонд поддержки малого предпринимательства Баргузинского района является действующим юридическим лицом.

Как следует из материалов дела, в связи с новыми требованиями к микрокредитным компаниям, и, в частности, к формированию ими резервов на возможные потери по займам, а также в связи с переходом с ДД.ММ.ГГГГ на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета, недостаточностью собственных средств для выполнения поставленных задач, Советом Фонда принято решение об уступке прав требований по договорам займа МКК Фонд развития предпринимательства <адрес>.

Банк России ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления организации об исключении сведений о ней из государственного реестра микрофинансовых организаций принял решение исключить из государственного реестра микрофинансовых организаций сведения о Микрокредитной компании Фонде поддержки малого предпринимательства Баргузинского района (ОГРН

С выходом из реестра микрофинансовых организаций Фонд потерял право заниматься микрофинансовой деятельностью.

Согласно статье 18 Федерального закона от N 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом 2 статья 123.20 Гражданского кодекса Российской Федерации фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены, фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом: в других случаях, предусмотренных законом.

В соответствии с ч.3ст.49 Гражданского кодекса РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его прекращении.

Согласно требованиям п. 5 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.

В силу ст. 21 указанного Федерального закона от N 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях», п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - ггрекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

В соответствии с пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изм. и доп., вступ. в силу с- 27.01.2018) ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.

Принимая во внимание исследованные судом обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что ликвидация Фонда поддержки малого предпринимательства Баргузинского района Республики Бурятия обусловлена объективной невозможностью продолжения его деятельности по основаниям, невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в связи с чем, удовлетворяет исковые требования о ликвидации Фонда с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности по причине невозможности достижения цели фонда.

Руководствуясь ст.ст. 175-3 80, 227. 228, 262-265 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить заявленные требования по административному исковому заявлению Администрации МО «Баргузинский район» к Фонду поддержки малого предпринимательства Баргузинского района о ликвидации фонда.

Ликвидировать некоммерческий Фонд поддержки малого предпринимательства Баргузинского района Республики Бурятия (ОРГН ИНН в качестве юридического лица с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности Фонда по причине невозможности достижения его цели.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Баргузинский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.

Судья М.М. Ласкина