Гражданское дело № 2-676/2022
УИД №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Баргузин 06 октября 2022 года
Баргузинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Цыбикова Б-М.Б., единолично, при секретаре Марусенко Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Республиканского агентства лесного хозяйства к Агафонову Сергею Алексеевичу, Лаптеву Александру Григорьевичу о взыскании затрат на тушение пожара,
УСТАНОВИЛ:
Республиканское агентство лесного хозяйства обратилось в суд с указанным иском, мотивируя тем, что ДД.ММ.ГГГГ в 13:20 часов в результате возгорания вагона, остатков костра, банок, бытового мусора произошел пожар на территории <адрес>,категория лесов, на которых произошел лесной пожар - эксплуатационные леса, категория земель - лесная, не покрытая лесом. Площадь пожара на момент обнаружения составляла <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ в 13:25 часов участковым лесничим получено сообщение о лесном пожаре. Согласно акту о лесном пожаре № от ДД.ММ.ГГГГ лесной пожар возник по вине населения. К тушению лесного пожара было привлечено 14 работников АУ РБ «Усть-Баргузинский лесхоз» и пожар ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ в 20:00 часов. Площадь, пройденная огнем составляет - <данные изъяты>, что подтверждается актом и схемой лесного пожара № от ДД.ММ.ГГГГ. Просит взыскать с ответчиков затраты на тушение лесного пожара в равных долях по 59211,57 рублей.
Представитель истца Воробьев Е.А. в судебное заседание не явился, надлежаще извещен, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчики Лаптев А.Г. и Агафонов С.А. в судебном заседании отсутствовали, будучи надлежаще извещенными о его времени и месте по последнему известному месту жительства в порядке ст. 119 ГПК РФ.
При этом информация о движении дела была размещена на сайте Баргузинского районного суда РБ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» barguzinsky.bur.sudrf.ru, раздел «Судебное делопроизводство».
В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства,судприходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В силу п. 1 ст. 76 ЗК РФ установлено, что юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
В силу положений ст. 11 ЛК РФ граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
Согласно ст. 99ЛК РФ виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со ст. 1064ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 05.06.2002 № 14 «О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем» вред, причиненный пожарами личности и имуществу гражданина либо юридического лица, подлежит возмещению по правилам, изложенным в статье 1064 ГК РФ, в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как следует из ст. 1080 ГК РФ Лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.По заявлению потерпевшего и в его интересах суд вправе возложить на лиц, совместно причинивших вред, ответственность в долях, определив их применительно к правилам, предусмотренным пунктом 2 статьи 1081 настоящего Кодекса.
Причинитель вреда, возместивший совместно причиненный вред, вправе требовать с каждого из других причинителей вреда долю выплаченного потерпевшему возмещения в размере, соответствующем степени вины этого причинителя вреда. При невозможности определить степень вины доли признаются равными (п. 2 ст. 1081 ГК РФ).
Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров (ч. 1 ст. 83 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 100ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 Методики исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» при причинении вреда лесам вследствие лесных пожаров, возникших в результате поджога или небрежного обращения с огнем, в состав ущерба включаются расходы, связанные с приведением соответствующей территории в состояние, пригодное для дальнейшего использования, а также расходы, связанные с тушением лесных пожаров.
Таким образом, из положений данной Методики следует, что в состав ущерба включаются расходы, связанные с тушением лесных пожаров.
Республиканское агентство лесного хозяйства является исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции, функции по предоставлению государственных услуг, использованию и распоряжению лесами, их охране, защите и воспроизводству, правоприменительные функции в сфере лесных отношений, функции по федеральному государственному лесному контролю (надзору), лесной охране в пределах предоставленных органам государственной власти Республики Бурятия полномочий (п. 1.1. постановления Правительства Республики Бурятия от 25.01.2007 года № 13 «Об утверждении Положения о Республиканском агентстве лесного хозяйства»).
Республиканское агентство лесного хозяйства осуществляет на землях лесного фонда охрану лесов (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров).
Финансирование тушения лесных пожаров на землях лесного фонда осуществляется за счет средств субвенций из федерального бюджета, предоставляемых органам государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление переданных отдельных полномочий Российской Федерации, определенных статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно абз. 20 приказа Рослесхоза от 03.04.1998 № 53 «Об утверждении Инструкциипо определению ущерба, причиняемого лесными пожарами» расходы на тушение лесного пожара включают:- заработную плату (с начислениями) занятых тушением пожара рабочих лесхоза, баз авиационной охраны лесов (мехотрядов, авиаотделений), привлеченных на тушение пожара работников из других организаций и предприятий, иных категорий населения;- стоимость услуг машин, тракторов, других механизмов, в том числе собственных, использованных при тушении лесного пожара, рассчитанная исходя из отработанных смен, а также налета часов воздушных судов (самолетов, вертолетов) на доставке людей, средств пожаротушения и других грузов, используемых при тушении лесного пожара;- стоимость израсходованных при тушении пожара материалов, средств тушения и другого имущества, используемого при тушении пожара;- расходы на питание работников, занятых на тушении лесного пожара, почтово-телеграфные и другие расходы на тушение лесного пожара, предусмотренные действующим законодательством.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 13.25 часов обнаружен лесной пожар на территории <адрес> площадью в момент обнаружения <данные изъяты>. Виновниками пожара являются Агафонов С.А., Лаптев А.Г. Тушение пожара начато ДД.ММ.ГГГГ в 14.30 часов. Лесной пожар ликвидирован ДД.ММ.ГГГГ в 20:00 часов.Площадь ликвидации пожара составляет <данные изъяты>. На тушение пожара было привлечено 14 работников личного состава, 3 единицы машин (Акт о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ).
Из раздела № акта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что сумма ущерба составляет 118432,14 рублей.Данные расходы были направлены на тушение пожара.
Постановлением государственного инспектора Баргузинского района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ виновником лесного пожара на территории <адрес> признан Агафонов С.А., который привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.
Также постановлением государственного инспектора Баргузинского района по пожарному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ виновником лесного пожара на территории Баргузинского <адрес> признан Лаптев А.Г., который привлечен к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.32 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа.
Данные постановления не обжалованы, вступили в законную силу.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Учитывая изложенное, принимая во внимание вступившие в законную силу постановлений о привлечении ответчиком к административной ответственности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчиков в доход МО «Баргузинский район» (ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ) подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3568,46 рублей, от оплаты которой истец был освобожден. Указанная сумма в соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчиков, по 1784,23 рублей с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Республиканского агентства лесного хозяйства (ИНН 0326041154, ОГРН 1070326000513) к Агафонову Сергею Алексеевичу (паспорт серия №), Лаптеву Александру Григорьевичу (паспорт серия №) о взыскании затрат на тушение пожара, удовлетворить.
Взыскать с Агафонова Сергея Алексеевича и Лаптева Александра Григорьевича в пользу Республиканского агентства лесного хозяйства затраты на тушение лесного пожара в размере 118423,14 рублей, по 59211,57 рублей с каждого ответчика.
Взыскать с Агафонова Сергея Алексеевича и Лаптева Александра Григорьевича государственную пошлину в местный бюджет в сумме 3568,46рублей, по 1784,23 рублей с каждого ответчика.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Б-М.Б. Цыбиков