Дело № 2а-542/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Балтийск 19 октября 2020 года
Балтийский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Агуреева А.Н.,
при секретаре Никаноровой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области к Дрыге Александру Анатольевичу о взыскании пени за просрочку уплаты налогов и штрафа; заинтересованные лица: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области (далее также - Межрайонная ИФНС № 10 по Калининградской области) обратилась с административным иском к Дрыге А.А. о взыскании пени за просрочку уплату налогов и штрафа.
Требования обоснованы тем, что административный ответчик Дрыга А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 13 октября 2004 года, прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 05 декабря 2017 года на основании собственного решения.
За время осуществления предпринимательской деятельности административный ответчик ненадлежащим образом исполнял обязанности, возложенные на него законодательством об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет Пенсионного фонда РФ и на обязательное медицинское страхование, полномочия по администрированию которых с 01 января 2017 года передано налоговым органам. В результате несвоевременного исполнения требований законодательства по уплате страховых взносов до 01 января 2017 года образовалась недоимка по пени в размере 767 руб. 47 коп. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, а также по пени в размере 358 руб. 89 коп. по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года.
Указывает, что за несвоевременное исполнение возложенных налоговых обязательств налогоплательщику вменен штраф в размере 1 000 руб.
Ссылается на то, что административным истцом плательщику страховых взносов – Дрыге А.А., в соответствии с абзацем 2 пункта 2, пунктом 4 статьи 52 НК РФ были направлены налоговое уведомление и требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам № <.....> от 04 июля 2019 года, что подтверждается списком отправки заказных писем, которые согласно пункту 6 статьи 69 НК РФ считаются полученными по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Однако налоговое уведомление и требование в установленный срок административным ответчиком не исполнены.
25 сентября 2019 года Межрайонная ИФНС России № 10 по Калининградской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Дрыги А.А. недоимки по налогам, пени за просрочку уплаты налогов и штрафа, но определением мирового судьи 1-го судебного участка Балтийского района Калининградской области от 12 ноября 2019 года в принятии данного заявления отказано.
Также административный истец, руководствуясь статьей 95 КАС РФ, ходатайствует о восстановлении пропущенного процессуального срока для обращения в суд.
С учетом изложенного административный истец просит: восстановить пропущенный срок на взыскание с административного ответчика Дрыги А.А. задолженности в размере 2 126 руб. 36 коп., из которой: пени в размере 767 руб. 47 коп. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года; пени в размере 358 руб. 89 коп. за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года; штраф за несвоевременное исполнение возложенных налоговых обязательств в размере 1 000 руб.
Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС № 10 по Калининградской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просит рассмотреть административный иск в их отсутствие.
Административный ответчик – Дрыга А.А., будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился.
Представители Территориального фонда обязательного медицинского страхования Калининградской области, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, привлеченные судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Учитывая положения части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ), суд полагает причины неявки лиц, участвующих в деле, неуважительными и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как видно из материалов дела, административный ответчик Дрыга А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 13 октября 2004 года, прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 05 декабря 2017 года на основании собственного решения, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 09 июля 2020 года (л.д. 23-30).
Федеральным законом от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование», вступившим в силу с 01 января 2017 года, в Налоговый кодекс РФ внесены дополнения: введен новый раздел XI «Страховые взносы в Российской Федерации», состоящий из одной главы 34 «Страховые взносы», включающей в себя статьи с 419 по 432.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе индивидуальные предприниматели.
В силу пунктов 1, 3, 6, 7 статьи 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за календарный месяц, подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа следующего календарного месяца.
Сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Плательщики, указанные в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса (за исключением физических лиц, производящих выплаты, указанные в подпункте 3 пункта 3 статьи 422 настоящего Кодекса), представляют расчет по страховым взносам не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, в налоговый орган по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленных подразделений организации, которым организацией открыты счета в банках и которые начисляют и производят выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, по месту жительства физического лица, производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно пункту 1 статьи 346.12 налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном настоящей главой.
Согласно абзацу 2 пункта 2, пункту 4 статьи 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку на основании полученного от него заявления о выдаче налогового уведомления, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Пунктом 1 статьи 70 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Пунктом 6 статьи 69 НК РФ установлено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Налоговый орган не представил доказательств, когда именно направил административному ответчику налоговое уведомление.
14 июля 2019 года Межрайонная ИФНС № 10 по Калининградской области направила административному ответчику требование № <.....> об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа по состоянию на 04 июля 2019 года (л.д. 11-12). Факт направления административному ответчику требования № <.....> по почте заказным письмом подтверждается списком отправленных налоговым органом заказных писем (л.д. 13), следовательно, оно считается полученным административным ответчиком 20 июля 2019 года.
Согласно требованию № <.....> от 04 июля 2019 года и расчету сумм пени, включенной в данное требование (л.д.14-18), Дрыга А.А. обязан уплатить пени в размере 767 руб. 47 коп., исчисленную за период с 01 января 2017 года по 01 января 2019 года за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, а также пени в размере 358 руб. 89 коп., исчисленную за период с 23 декабря 2018 года по 01 января 2019 года за просрочку исполнения обязанности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года.
При этом налоговым органом в требовании № <.....> от 04 июля 2019 года не указан размер недоимки как по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, так и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года. Также не указаны периоды, за которые образовалась недоимка по этим страховым взносам (л.д. 11-12). При этом суд отмечает, что административный ответчик Дрыга А.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 13 октября 2004 года и прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 05 декабря 2017 года, что подтверждено имеющимися в деле доказательствами и не оспаривается административным истцом.
Налоговым органом было предложено Дрыге А.А. исполнить названное требование до 11 сентября 2019 года (л.д. 12).
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Срок исполнения административным ответчиком требования об уплате пени и штрафа № <.....> от 04 июля 2019 года истек 11 сентября 2019 год, следовательно, Межрайонная ИФНС № 10 по Калининградской области должна была подать административное исковое заявление о взыскании пени и штрафа в суд в течение шести месяцев после 11 сентября 2019 года, то есть до 12 марта 2020 года.
07 ноября 2019 года Межрайонная ИФНС № 10 по Калининградской области обратилась с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Дрыги А.А. пени за просрочку уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование и штрафа, но определением мирового судьи 1-го судебного участка Балтийского района Калининградской области от 12 ноября 2019 года в принятии данного заявления было отказано. Изложенные обстоятельства подтверждаются материалом об отказе в принятии заявления Межрайонной ИФНС № 10 по Калининградской области о вынесении судебного приказа о взыскании с Дрыги А.А. недоимки и пени, который исследован в судебном заседании.
Однако в суд с административным исковым заявлением о взыскании санкций - пени и штрафа, Межрайонная ИФНС № 10 по Калининградской области обратилась только 14 сентября 2020 года (л.д. 2), то есть не только по истечении шести месяцев со дня истечения срока исполнения административным ответчиком требования об уплате пени и штрафа № <.....> от 04 июля 2019 года – 12 марта 2020 года, но и по истечении шести месяцев со дня вынесения мировым судьей 1-го судебного участка Балтийского района Калининградской области определения от 12 ноября 2019 года об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа о взыскании с Дрыги А.А. пени и штрафа.
Административным истцом заявлено требование о восстановлении срока подачи административного искового заявления о взыскании с Дрыги А.А. пени и штрафа, но при этом не приведено каких-либо причин, послуживших основанием для пропуска установленного законом срока. К таким причинам в любом случае не могут быть отнесены какие-либо организационные мероприятия, проводимые истцом в своей структуре.
Доказательств наличия уважительных причин пропуска установленного частью 2 статьи 286 КАС РФ срока подачи административного искового заявления в суд административным истцом не приведено, судом из имеющихся в материалах дела доказательств не установлено, поэтому суд приходит к выводу об отсутствии оснований для восстановления указанного срока.
При этом суд принимает во внимание, что административный ответчик Дрыга А.А. обязан был платить страховые взносы в период, когда был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, то есть в период с 13 октября 2004 года по 05 декабря 2017 года и срок обращения в суд за взысканием недоимки по страховым взносам истек, а также то обстоятельство, что налоговый орган согласно требованию № <.....> от 04 июля 2019 года обратился в суд с административным исковым заявлением не о взыскании с Дрыги А.А. недоимки по страховым взносам, а о взыскании лишь санкций - пени и штрафа, которые по истечении срока давности по основному обязательству взысканию не подлежат.
В связи с отказом Межрайонной ИФНС России № 10 по Калининградской области в восстановлении срока подачи административного искового заявления о взыскании с административного ответчика Дрыги А.А. пени и штрафа, суд полагает необходимым отказать Межрайонной ИФНС № 10 по Калининградской области в удовлетворении исковых требований о взыскании с административного ответчика Дрыги А.А. 2 126 руб. 36 коп., из которой: 767 руб. 47 коп. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года; 358 руб. 89 коп. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года; 1 000 руб. - штраф за несвоевременное исполнение возложенных налоговых обязательств.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 114, 175–180, 290, 293 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 10 по Калининградской области о взыскании с Дрыги Александра Анатольевича 2 126 руб. 36 коп., из которой: 767 руб. 47 коп. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года; 358 руб. 89 коп. - пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года; 1 000 руб. - штраф за несвоевременное исполнение возложенных налоговых обязательств, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Балтийский городской суд Калининградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02.11.2020.
Судья Балтийского городского суда
Калининградской области А.Н. Агуреев