Дело № 2-117/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Балейский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Бирюковой Е.А.,
при секретаре Кабаковой Е.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Балей 15 марта 2017 г. гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ундино-Посельская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности выплачивать заработную плату не ниже МРОТ, установленного на территории РФ, с начислением к ней районного коэффициента и надбавки за стаж работы,
у с т а н о в и л :
Истец ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что она работает в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Ундино-Посельская средняя общеобразовательная школа» (далее - МБОУ «Ундино-Посельская СОШ») в должности <данные изъяты> с 08 июня 2007 года. Трудовой договор № 56 составлен 08 июня 2007 года, согласно п. 8.2 которого ей установлен оклад в размере <данные изъяты>, доплата 12 % в размере <данные изъяты> и 5% в размере <данные изъяты> за вредные условия труда. Согласно приказу № 28 от 08 июня 2007 года ей установлены те же доплаты. Дополнительным соглашением к трудовому договору от 01 января 2010 года изменен должностной оклад на <данные изъяты> и указано, что доплата до МРОТ, северная надбавка 30 %, районный коэффициент 40 %, выплаты стимулирующего характера выплачиваются в соответствии с Положением об оплате труда работников учреждения, перешедших на новую систему оплаты труда в 2010 году. Дополнительным соглашением от 17 января 2013 года установлен должностной оклад в размере <данные изъяты>, МРОТ - <данные изъяты>, 40 % районный коэффициент -<данные изъяты>, 30 % - <данные изъяты>, <данные изъяты> стимулирующие баллы, всего <данные изъяты>. Дополнительным соглашением к трудовому договору № 56 от 01 июля 2013 года изменен п. 8.2. и указано, что с 01 июля 2013 г. минимальная заработная плата утверждена <данные изъяты>. Считает, что включение компенсационных выплат (районного коэффициента и процентной надбавки) в размер ее заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушает ее трудовые права и не соответствует положениям и нормам международного права, Конституции РФ и российскому трудовому законодательству. Указывает, что ей было недоначислено и невыплачено заработной платы в октябре 2013 года - <данные изъяты>, в ноябре 2013 года - <данные изъяты>, в декабре 2013 года -<данные изъяты>, всего - <данные изъяты>, которую просит взыскать с ответчика в её пользу, также просит обязать МБОУ «Ундино-Посельской СОШ» начислять и выплачивать ей заработную плату в соответствии с законодательством РФ.
В дальнейшем истец ФИО1 исковые требования изменила, просила суд признать действия МБОУ «Ундино-Посельская СОШ» незаконными, взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с ноября 2013 по февраль 2014 г. в сумме <данные изъяты>, обязать ответчика с 01 марта 2014 г. производить начисление и выплату заработной платы при отработанной норме рабочего времени в нормальных условиях труда не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением к ней районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате за работу в Забайкальском крае свыше минимального размера оплаты труда.
Истица ФИО1, будучи надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик МБОУ «Ундино-Посельская СОШ», будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не направил своего представителя, просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что исковые требования не признает.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее -ТК РФ) одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений является обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда (абзац пятый).
Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 15 ТК РФ).
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, закрепляющими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (ст. 22), зависимость заработной платы каждого от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, а также запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (ст. 132), основные государственные гарантии по оплате труда работника (ст. 130) и повышенную оплату труда в особых условиях (ст. 146).
Как установлено судом, ФИО1 работает в МБОУ Ундино-Посельской СОШ <данные изъяты> помещений, что подтверждается приказом № 28 от 08 июня 2007 г., трудовой книжкой, трудовым договором № 56 от 08 июня 2007 г. Дополнительным соглашением к указанному трудовому договору от 01 октября 2013 г. ФИО1 установлен должностной оклад в размере <данные изъяты>, доплата до МРОТ <данные изъяты>, 40% районный коэффициент - <данные изъяты>, 30% -<данные изъяты>, всего <данные изъяты> до 01 января 2014 г.
Действовавшее до 1 сентября 2007 г. правовое регулирование трудовым законодательством заработной платы определяло минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. При этом в величину минимального размера оплаты труда не включались компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты (ч. 2 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда (ч. 4 ст. 133 ТК РФ в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной длаты по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в редакции Федеральных законов от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. № 54-ФЗ, установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно - на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения (ч. 1 ст. 133 ТК РФ).
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ч. 4 ст. 133.1 ТК РФ).
Часть первая статьи 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и даёт понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учёта компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
На основании статьи 1 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 232-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2013 г. установлен в сумме <данные изъяты> в месяц, а с 01 января 2014 г. - 5554 рублей (Федеральный закон от 2 декабря 2012 г. № 336-ФЗ).
Как видно из материалов дела, установленный размер оклада по занимаемой ФИО1 должности был менее минимального размера оплаты труда, установленного названным Федеральным законом.
Однако, с учетом установленного истцу оклада, а также начисленных к нему надбавок и доплат с учетом отработанной нормы рабочего времени, размер выплаченной данному работнику с ноября 2013 года по февраль 2014 г. ежемесячно заработной платы не менее установленного федеральным законом в 2013 и 2014 годах минимального размера оплаты труда, а именно:
ФИО1 начислена заработная плата: в ноябре и декабре 20113 года в размере по <данные изъяты> (норма рабочего времени выработана) за каждый месяц, в январе и феврале 2014 г. в размере <данные изъяты> (норма рабочего времени выработана) за каждый месяц.
Анализ порядка начисления ответчиком заработной платы указанному работнику свидетельствует о том, что размер выплачиваемой ей работодателем ежемесячной заработной платы отвечает требованиям ч. 3 ст. 133 ТК РФ, нарушений норм трудового законодательства при начислении и выплате заработной платы истцу в спорном периоде не имелось.
Исходя из изложенного, вывод истца о том, что районный коэффициент и процентную надбавку за непрерывный стаж работы необходимо начислять сверх оклада, размер которого не может быть менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, является неверным, основанным на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенного работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В силу ст. 133 ТК РФ обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.
При таких обстоятельствах суд находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования ФИО1 к МБОУ «Ундино-Посельская СОШ» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, возложении обязанности выплачивать заработную плату не ниже МРОТ, установленного на территории РФ, с начислением к ней районного коэффициента и надбавки за стаж работы оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд через Балейский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья: Е.А. Бирюкова