НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Балашовского районного суда (Саратовская область) от 20.12.2017 № 2-1-873/2017

№ 2-1-873/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

20 декабря 2017 года город Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Лапиной Т.С.,

при секретаре судебного заседания Палагиной В.В.,

с участием представителя истца старшего помощника прокурора г. Балашова Пафнутова Ю.Н.,

представителя ответчика ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Балашова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Балашовского муниципального района об обязании принять меры по сносу многоквартирных домов,

установил:

прокурор г. Балашова обратился в суд с иском к администрации Балашовского муниципального района (далее - БМР), в котором, с учётом уточнений, просит обязать ответчика осуществить снос многоквартирных домов, расположенных в г. Балашове по следующим адресам: пер. Новый, д. 5, 7, 11, 13, ул. Белинского, д. 24, ул. Володарского, д. 43, 43 «А», ул. Пугачевская, д. 344, ул. Рабочая, д. 83, ул. Спортивная, д. 11, ул. Астраханская, д. 97, ул. Гагарина, д. 51, 68, ул. Горохова, д. 4 «Б», ул. Карла Маркса, д. 2, ул. Красина, д. 68, ул. Молодой Гвардии, д. 25, ул. Нижняя, д. 89, ул. Советская, д. 170 «Б», территория Химчистки, д. 1, ул. Луначарского, д. 54, ул. Спартаковская, д. 4, ул. Урицкого, д. 88, ул. Ленина, д. 11, ул. Пушкина, д. 100, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора, образованного в результате сноса данных многоквартирных домов.

Обосновывая заявленные требования тем, что прокуратурой города Балашова проведена проверка соблюдения законодательства о жилищных правах граждан в части обеспечения сноса многоквартирных домов, расселенных в рамках реализуемых администрацией БМР ведомственных целевых программ. Проверкой установлено, что на территории БМР расположены вышеуказанные аварийные многоквартирные дома, расселенные в рамках реализации 3 и 4 этапов муниципальной целевой программы «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории БМР на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением администрации БМР № 89-п от 15 апреля 2013 года со сроком завершения 01 сентября 2017 года. В соответствии с п. 2.3.4 соглашений о долевом финансировании областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2016 году, заключенных 29 января и 12 августа 2016 года между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, с одной стороны, и администрацией БМР, с другой стороны, последняя обязалась выполнить обязательства по сносу многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в соответствии со сроками, установленными областной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Принятые администрацией БМР обязательства в установленные сроки не выполнены, снос вышеуказанных расселенных аварийных многоквартирных домов не произведен. Неудовлетворительное техническое состояние аварийного жилищного фонда БМР создает угрозу в причинении вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в непосредственной близости от них, создает опасность для сохранности имущества третьих лиц, в связи с чем прокурор вынужден обратиться в суд.

Представитель истца старший помощник прокурора г. Балашова Пафнутов Ю.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить по вышеизложенным доводам.

Представитель ответчика *** в судебном заседании просил в удовлетворении исковых требований отказать, представил возражения, в которых указал, что согласно муниципальному контракту на выполнение работ по сносу аварийного жилищного фонда на территории БМР от 16 июня 2017 года предусмотрен снос указанных в иске аварийных домов. Данный контракт заключен специализированным и подведомственным администрации БМР МКУ «Управление СЖКХ, архитектуре и градостроительству БМР» (заказчик) и ООО «ЖилДорСтрой» (подрядчик). Контракт финансируется из средств бюджета БМР (п. 4.5). Просрочка исполнения подрядчиком взятых на себя обязательств по контракту, осуществить снос домов в течение 30 дней со дня подписания контракта (п. 2.1), не может служить основанием для удовлетворения иска. Считает, что ответчик не является стороной обязательства (контракта) и не имеет установленных законом или контрактом оснований для воздействия на подрядчика с целью обязать его осуществить снос домов. Заказчик по контракту, действуя в установленном законом и контрактом порядке, предъявил подрядчику претензию за просрочку исполнения взятых на себя обязательств и требование об оплате штрафа за ненадлежащее исполнение условий контракта. Неустойка (штраф, пени) подрядчиком не оплачена. Заказчик подал иск в Арбитражный суд Саратовской области о взыскании неустойки (дело № А57-24485/2017). При подобных обстоятельствах ответчик и заказчик по контракту являются ненадлежащими ответчиками по делу, круг которых определяется истцом. 06 декабря 2017 года бывший директор ООО «ЖилДорСтрой» *** привлечен к административной ответственности по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ за действия (бездействия) повлекшие неисполнение контракта. Добавив, что заключенными соглашениями с министерством строительства и ЖКХ не установлены сроки, там указано до полного исполнения обязательств. В адресной программе также стоят планируемые даты сноса. Дома не все снесены. На ул. Белинского, д. 24 и на ул. Спартаковской, д. 4, проживают люди, поэтому снести данные дома невозможно.

Представитель третьего лица министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, извещенный о дне и времени слушания надлежащим образом, на рассмотрение дела не явился, в представленном отзыве просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения представителей административного истца и ответчика, изучив материалы дела и оценив их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную среду.

Согласно ст. 12 ГК РФ способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со ст. ст. статьям 2, 4, 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения, в том числе относится организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

Положениями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) предусмотрено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией муниципальный жилищный контроль (статья 2).

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей (статья 10).

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля (статья 14).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ (статья 15).

Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 30 ноября 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что распоряжением главы ОМО Балашовского района Саратовской области № 1967-р от 04 сентября 2003 года многоквартирные дома, расположенные в г. Балашове по следующим адресам: пер. Новый, д. 5, 7, 11, 13, ул. Белинского, д. 24, ул. Володарского, д. 43, 43 «А», ул. Пугачевская, д. 344, ул. Рабочая, д. 83, ул. Астраханская, д. 97, ул. Гагарина, д. 51, 68, ул. Горохова, д. 4 «Б», ул. Карла Маркса, д. 2, ул. Красина, д. 68, ул. Молодой Гвардии, д. 25, ул. Нижняя, д. 89, ул. Советская, д. 170 «Б», территория Химчистки, д. 1, ул. Луначарского, д. 54, ул. Спартаковская, д. 4, ул. Урицкого, д. 88, ул. Ленина, д. 11, ул. Пушкина, д. 100, признаны аварийными (л.д. 139, 140-141).

Распоряжением №482-р от 01 июля 2011 года д. №11 по ул. Спортивная в г. Балашове также признан аварийным, что не оспаривалось сторонами.

Согласно п. 2.1 Положения об администрации БМР, утвержденного решением Балашовского районного Совета № 61/08 от 28 декабря 2015 года, одной из основных задач является обеспечение на территории муниципального района эффективной защиты законных прав, свобод и интересов граждан РФ (л.д. 153-161).

В целях реализации Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» Постановлением правительства Саратовской области от 18 апреля 2013 года №191-П утверждена областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах (л.д. 101-119).

В приложении № 1 к данной программе перечислены аварийные многоквартирные дома в г. Балашове: переулок Новый, д. 5, 7, 11, 13, ул. Белинского, д. 24, ул. Володарского, д. 43, 43 «А», ул. Пугачевская, д. 344, ул. Рабочая, д. 83, ул. Спортивная, д. 11, ул. Астраханская, д. 97, ул. Гагарина, д. 51, 68, ул. Горохова, д. 4 «Б», ул. Карла Маркса, д. 2, ул. Красина, д. 68, ул. Молодой Гвардии, д. 25, ул.Нижняя, д. 89, ул. Советская, д. 170 «Б», территория Химчистки, д. 1, ул. Луначарского, д. 54, ул. Спартаковская, д. 4, ул. Урицкого, д. 88, ул. Ленина, д. 11, ул. Пушкина, д. 100 (л.д. 120-127).

Постановлением главы администрации БМР от 15 апреля 2013 года № 89-п утверждена муниципальная целевая программа «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории БМР на 2013-2015 годы» с соответствующими приложениями (л.д. 17).Согласно паспорту муниципальной целевой программы заказчиком является администрация БМР, который осуществляет мониторинг исполнения мероприятий, оказывает содействие уполномоченным структурным подразделениям администрации по разработке и реализации мероприятий по переселению граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания в рамках настоящей программы. Текущий контроль по реализации программы, целевым расходованием бюджетных средств, выделенных на реализацию мероприятий программы, осуществляется администрацией БМР. Контроль по выполнению программы осуществляется в соответствии с Уставом БМР (л.д. 20-27).

В соответствии с приложением № 1 к муниципальной целевой программе «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории БМР на 2013-2015 годы» аварийные многоквартирные дома на территории БМР расположены по следующим адресам: пер. Новый, д. 5, 7, 11, 13, ул. Белинского, д. 24, ул. Володарского, д. 43 «А», ул. Пугачевская, д. 344, ул. Рабочая, д. 83, ул. Спортивная, д. 11, ул. Астраханская, д. 97, ул. Гагарина, д. 51, 68, ул. Горохова, д. 4 «Б», ул. Карла Маркса, д. 2, ул. Красина, д. 68, ул. Молодой Гвардии, д. 25, ул. Нижняя, д. 89, ул. Советская, д. 170 «Б», территория Химчистки, д. 1, ул. Луначарского, д. 54, ул. Спартаковская, д. 4, ул. Урицкого, д. 88, ул. Ленина, д. 11, ул. Пушкина, д. 100. Указанные дома входят в перечень аварийных многоквартирных домов (первый этап переселения) до 31 декабря 2014 года. Д. № 43 по ул. Володарского входит в перечень аварийных многоквартирных домов (второй этап переселения) планируемая дата сноса МКД 31 декабря 2015 года (л.д. 28-29, 30, 31, 32).

Постановлением администрации БМР №203-п от 22 сентября 2016 года утверждена муниципальная программа «Снос аварийного жилищного фонда на территории БМР, расселенного в рамках муниципальной программы «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории БМР на 2013-2017 годы» согласно приложению (л.д.81-82, 83-87, 88).

Постановлением администрации БМР №17-п от 23 января 2017 года внесены изменения в постановление администрации БМР №203-п от 22 сентября 2016 года «Об утверждении муниципальной программы «Снос аварийного жилищного фонда на территории БМР, расселенного в рамках муниципальной программы «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории БМР на 2013-2017 годы», приложение к постановлению изложено в новой редакции (л.д. 73-74, 75-79, 80).

Постановлением администрации БМР №148-п от 19 июня 2017 года внесены изменения в постановление администрации БМР №89-п от 15 апреля 2013 года «Об утверждении муниципальной программы «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2013-2017 годы», введены четвертый и пятый этапы переселения сроком до 01 сентября 2017 года (л. д.111-112, 113-122, 123-124, 125-127, 128).

В соответствии с п. 2.3.4 соглашений о долевом финансировании областной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2016 году, заключенных 29 января и 12 августа 2016 года между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области, с одной стороны, и администрацией БМР, с другой стороны, администрация обязуется выполнить обязательства по сносу многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 01 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в соответствии со сроками, установленными областной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (л.д. 93-96, 97-100).

Срок реализации программы – 2013-2017 годы (в ред. постановления Правительства Саратовской области от 22 апреля 2014 года №243-П) (л.д. 102).

Следовательно, представленными документами подтверждается, что на администрации БМР лежит обязанность по осуществлению сноса многоквартирных домов, признанных аварийными, что фактически не оспаривалось представителем ответчика.

В силу п. 1.7 Устава МУК «Управление СЖКХ, архитектуре и градостроительству БМР», утвержденного распоряжением администрации Балашовского муниципального района от 31 марта 2016 года №459-р создано для осуществления оказания муниципальных услуг, выполнения работ и исполнения функций в целях обеспечения реализации, полномочий органов местного самоуправления БМР, предусмотренных законодательством РФ (л.д.131-152).

Предметом муниципального контракта, заключенного 16 июня 2017 года от имени БМР МКУ «Управление СЖКХ, архитектуре и градостроительству БМР» (заказчик) и ООО «ЖилДорСтрой» (подрядчик) является выполнение работ по сносу аварийного жилищного фонда на территории БМР в рамках реализации муниципальной программы «снос аварийного жилищного фонда на территории БМР расселенного в рамках муниципальной программы «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории БМР на 2013-2017 годы» (п.1.1). Контракт финансируется из средств бюджета БМР (п. 4.5) Срок действия контракта по 31 августа 2017 года (п. 12.1) (л.д. 39-44).

В соответствии с п. 8 приложения №1 к муниципальному контракту №0360300052817000391-0755471-01 от 16 июня 2017 года «Техническое задание на выполнение работ по сносу аварийного жилищного фонда на территории БМР» подрядчик осуществляет сбор и транспортировку строительного мусора (отходов) от сноса и разборки каждого дома в соответствии с действующим законодательством в сфере обращения с отходами (л.д. 45-47).

Согласно акту проверки от 24 ноября 2017 года, с фототаблицей, снос аварийных домов, расположенных в г. Балашове по следующим адресам: пер. Новый, д. 5, 7, 11, 13, ул. Белинского, д. 24, ул. Володарского, д. 43, 43 «А», ул. Пугачевская, д. 344, ул. Рабочая, д. 83, ул. Спортивная, д. 11, ул. Астраханская, д. 97, ул. Гагарина, д. 51, 68, ул. Горохова, д. 4 «Б», ул. Карла Маркса, д. 2, ул. Красина, д. 68, ул. Молодой Гвардии, д. 25, ул. Нижняя, д. 89, ул. Советская, д. 170 «Б», территория Химчистки, д. 1, ул. Луначарского, д. 54, ул. Спартаковская, д. 4, ул. Урицкого, д. 88, ул. Ленина, д. 11, ул. Пушкина, д. 100, не произведен (л.д. 144-147, 148, 149, 150, 151, 152, 153, 154, 155, 156, 157, 158, 159, 160, 161, 162, 163, 164, 165, 166, 167, 168, 169, 170, 171).

29 августа 2017 года № 7-2017 прокурором г. Балашова Дементьевым А.В. главе БМР направлено представление об устранении нарушений требований законодательства о закупках, согласно которому в ходе проверки установлено, что 16 июня 2017 года МКУ «Управление СЖКХ, архитектуре и градостроительству БМР» с ООО «ЖилДорСтрой» заключён муниципальный контракт № 0360300052817000391-0755471-01, в соответствии с которым ООО «ЖилДорСтрой» обязано в течение 30 дней с момента подписания муниципального контракта выполнить работы по сносу аварийного жилищного фонда на территории БМР. До настоящего времени указанный муниципальный контракт не исполнен. Неудовлетворительное техническое состояние аварийного жилищного фонда БМР создает угрозу в причинении вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, находящихся в непосредственной близости от них, создает опасность для сохранности имущества третьих лиц. Однако администрацией БМР не принимаются меры по обязанию ООО «ЖилДорСтрой» исполнить указанный муниципальный контракт, а также не принимаются меры, направленные на исполнение указанного муниципального контракта (л.д. 13-14).

Согласно ответу главы БМР от 29 сентября 2017 года № 3164-10 по результатам рассмотрения представления установлено, что ООО «ЖилДорСтрой» не исполняет свои обязательства по сносу многоквартирных домов признанных аварийными в установленные муниципальным контрактом сроки. Несмотря на направленные заказчиком в адрес организации претензии. По истечении срока рассмотрения претензии от 22 сентября 2017 года заказчик будет обращаться в арбитражный суд за взысканием неустойки (штраф, пени) и совершать действия по одностороннему распоряжению контракта в соответствии с законодательством. Администрация БМР просит вынести директору ООО «ЖилДорСтрой» *** прокурорское предостережение или иным способом оградит население БМР от противоправного бездействия подрядчика (л.д. 15-16).

Из справки руководителя МКУ «Управление СЖКХ, архитектуре и градостроительству БМР» *** от 20 ноября 2017 года № 1387 установлено состояние работ по сносу аварийных МКД с планируемой датой сноса 01 сентября 2017 года по пер. Новый, д. 5, 7, 11, 13 - разрушены, требуется перенос газопровода, ул. Белинского, д. 24 - не снесен, живут люди, ул. Володарского, д. 43, 43 «А» - не снесены, ул. Рабочая, д. 83, ул. Спортивная, д. 11, ул. Астраханская, д. 97, ул. Гагарина, д. 68, ул. Горохова, д. 4 «Б» - разрушены, требуется вывоз мусора, ул. Карла Маркса, д. 2 - не снесен, требуется перенос кабеля, ул. Красина, д. 68, ул. Молодой Гвардии, д. 25, ул. Нижняя, д. 89 - разрушены, требуется вывоз мусора, ул. Советская, д. 170 «Б», территории Химчистки, д. 1 - не снесены, ул. Луначарского, д. 54 - разрушен, требуется вывоз мусора, ул. Спартаковская, д. 4 – не снесен, живут люди, ул. Урицкого, д. 88, ул. Ленина, д. 11 - не снесены, ул. Пушкина, д. 100 - разрушен, требуется вывоз мусора (л.д. 66-68).

Таким образом, принятые администрацией БМР обязательства по осуществлению сноса аварийных многоквартирных домов не выполнены.

Неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц.

Осуществление мероприятий по утилизации строительного мусора, образованного в результате сноса многоквартирных домов, не относится к компетенции ответчика, в связи с чем данные требования подлежат отклонению как необоснованные.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, оценивая в совокупности исследованные доказательства, а также учитывая, что неисполнение органом местного самоуправления возложенных законом на него обязанностей создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, суд приходит к выводу, что исковые требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в части.

В силу требований ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания или возражения требований.

Доказательств, позволяющих сделать вывод о надлежащем исполнении ответчиком обязанностей, суду представлено не было.

Указание на то, что ответчик не является стороной обязательства (контракта) и не имеет установленных законом или контрактом оснований для воздействия на подрядчика с целью обязать его осуществить снос домов ответчика опровергается муниципальным контрактом от 16 июня 2017 года, заключенным от имени БМР МКУ «Управление СЖКХ, архитектуре и градостроительству БМР» (заказчик) и ООО «ЖилДорСтрой» (подрядчик), которым предусмотрен круг прав заказчика в случае нарушения условий контракта.

Тем самым, ссылка на то, что заказчик по контракту является ненадлежащим ответчиком по делу, несостоятельна.

Принятые заказчиком по контракту меры (предъявление подрядчику претензии за просрочку исполнения взятых на себя обязательств, требования об оплате штрафа за ненадлежащее исполнение условий контракта, иска в Арбитражный суд Саратовской области о взыскании неустойки) не могут служить основанием для освобождения ответчика от исполнения обязанности по осуществлению сноса аварийных многоквартирных домов.

Доводы представителя ответчика о том, что на ул. Белинского, д. 24 и на ул. Спартаковской, д. 4, проживают люди, поэтому снести данные дома невозможно также проверялись судом.

Доказательства данным обстоятельствам в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлены.

Согласно ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Поскольку данные дома признаны аварийными, включены в областную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах», в муниципальную целевую программу «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории БМР на 2013-2017 годы», а также в муниципальную программу «Снос аварийного жилищного фонда на территории БМР, расселенного в рамках муниципальной программы «Адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории БМР на 2013-2017 годы», администрация БМР обязана принять меры по их реализации.

Иные аргументы, приводимые представителем ответчика, проверялись судом, однако не нашли своего подтверждения, вследствие чего во внимание не принимаются.

При таких обстоятельствах требования прокурора не ущемляют самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения, направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенную на них обязанность.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора города Балашова в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить в части.

Обязать администрацию Балашовского муниципального района осуществить снос многоквартирных домов, расположенных в г. Балашове по следующим адресам: пер. Новый, д. 5, 7, 11, 13, ул. Белинского, д. 24, ул. Володарского, д. 43, 43 «А», ул. Пугачевская, д. 344, ул. Рабочая, д. 83, ул. Спортивная, д. 11, ул. Астраханская, д. 97, ул. Гагарина, д. 51, 68, ул. Горохова, д. 4 «Б», ул. Карла Маркса, д. 2, ул. Красина, д. 68, ул. Молодой Гвардии, д. 25, ул. Нижняя, д. 89, ул. Советская, д. 170 «Б», территория Химчистки, д. 1, ул. Луначарского, д. 54, ул. Спартаковская, д. 4, ул. Урицкого, д. 88, ул. Ленина, д. 11, ул. Пушкина, д. 100.

В остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме (с 22 декабря 2017 года).

Председательствующий Т.С. Лапина