№ 2-1-113/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2018 года город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего Климовой С.В.
при секретаре Гаврилюк Е.С.
с участием помощника прокурора Максимова В.В., представителя ответчика ФИО1 адвоката Тотикова Т.М., представителя третьего лица ФИО2 адвоката Лебедевой Л.В., представителя администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО3, представителя комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города ФИО6 в защиту интересов Балашовского муниципального района к ФИО5 <данные изъяты>, Собранию депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области о признании действий по назначению единовременной денежной выплаты и распоряжения незаконными, взыскании денежной суммы, -
установил:
прокурор города ФИО6 Саратовской области обратился в суд с иском в защиту интересов Балашовского муниципального района к ФИО1, Собранию депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области (с учетом заявления в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в котором просит признать незаконными действия главы Балашовского муниципального района ФИО1 по назначению главе администрации Балашовского муниципального района ФИО2 единовременной денежной выплаты по итогам работы в размере 8,5 денежных содержаний и распоряжение от 27.09.2016 года № 54-01/37 «О премировании главы администрации Балашовского муниципального района»; взыскать с ФИО1 в доход Балашовского муниципального района денежную сумму в размере 352 716,00 руб.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой города ФИО6 в порядке надзора в соответствии со статьями 18, 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с поручением прокуратуры Саратовской области от 06 сентября 2017 года № по обращению руководителя СУ СК РФ по Саратовской области проведена проверка соблюдения должностными лицами Собрания депутатов Балашовского муниципального района требований действующего законодательства. Распоряжением главы Балашовского муниципального района от 27.09.2016 года №54-01/37 главе администрации Балашовского муниципального района ФИО2 выплачена единовременная денежная выплата по итогам работы в размере 8,5 денежных содержаний. До 29 сентября 2016 года глава Балашовского муниципального района исполнял полномочия председателя Собрания депутатов Балашовского муниципального района. На основании решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района от 12.11.2013 года № 45/01 главой района ФИО1 13.11.2013 года заключен контракт с главой администрации Балашовского муниципального района ФИО2, назначаемым по конкурсу. Распоряжение от 27.09.2016 года №54-01/37 издано главой района единолично, без согласования с Собранием депутатов Балашовского муниципального района. Издание данного распоряжения осуществлено незаконно и противоречит интересам Балашовского муниципального района, в связи с чем причинен материальный ущерб бюджету муниципального района.
Указал, что протест прокурора города ФИО6 на распоряжение от 27.09.2016 года о премировании председателем Собрания депутатов Балашовского муниципального района оставлен без удовлетворения.
Прокурор Максимов В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что действия главы Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО1 не соответствуют, в том числе, нормам трудового законодательства и нарушают их.
Ответчик ФИО1 при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимала, представив возражения на иск в письменной форме, согласно которым с исковыми требованиями не согласна, поскольку, как она считает, в соответствии с условиями контракта, заключенного с ФИО2, положениями Устава Балашовского муниципального района и норм Положения об оплате труда она была наделена правом единолично поощрять главу администрации Балашовского муниципального района за безупречную и эффективную службу без предварительного согласования с Собранием депутатов Балашовского муниципального района.
Представитель ответчика ФИО1 адвокат Тотиков Т.М. иск не признал, просил суд в его удовлетворении отказать, обосновывая позицию тем, что глава Балашовского муниципального района ФИО1 в соответствии с положениями статей 15, 144, 145 Трудового кодекса РФ, статей 1, 34 Бюджетного кодекса РФ, положениями контракта, заключенного с главой администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО2, имела право единолично поощрять главу администрации Балашовского муниципального района и вправе была издать оспариваемое распоряжение от 27.09.2016 года. Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района 24.10.2016 года получено согласие данного органа на перечисление денежных средств; прокурор не вправе предъявлять данный иск; прокурором не представлено никаких доказательств в обоснование и подтверждение исковых требований; нормативными актами не предусмотрено ограничение в выплате главе администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО2 единовременной премии по итогам работы при расторжении контракта.
Представитель Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимал. Участвуя ранее представитель по доверенности ФИО3 иск не признавал, представил возражения на исковое заявление в письменной форме, поясняя в судебном заседании, что действия главы Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО1 по изданию распоряжения от 27.09.2016 года являются законными, нарушений закона ею не допущено, ущерб бюджету Балашовского муниципального района не причинен, издание распоряжения 27.09.2016 года, а не в конце календарного года является не существенным нарушением для признания действий главы района незаконными.
Участвуя как представитель администрации Балашовского муниципального района Саратовской области по доверенности ФИО3 иск не признал по тем же основаниям.
Третье лицо ФИО2 при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, согласно письменному заявлению просил дело рассмотреть в свое отсутствие, доверяя представление интересов адвокату Лебедевой Л.В.
Адвокат Лебедева Л.В. просила суд в удовлетворении иска отказать, мотивируя позицию, что премия ФИО2 как главе администрации Балашовского муниципального района Саратовской области была выплачена в соответствии с трудовым законодательством и положениями контракта, заключенного с ним. Согласно статьи 43.5 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области дополнительные меры поощрения муниципальному служащему устанавливаются главой Балашовского муниципального района и согласия Собрания депутатов Балашовского муниципального района на премирование не требуется.
Представитель третьего лица комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО4 с иском не согласилась, но не смогла пояснить, причинен ли ущерб бюджету Балашовского муниципального района Саратовской области при выплате единовременной премии в 2016 году главе администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО2 Пояснив, что в конце 2015 года уже было известно об упразднее в 2016 году должности главы местной администрации. Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района в декабре 2015 года утвержден бюджет на 2016 год, на обеспечение деятельности главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области выделено 624,8 тыс. руб., впоследствии в июле, августе и октябре 2016 года дополнительно производилось перераспределение денежных средств по строке фонда оплаты труда по данной должности. Право на распределение расходования денежных средств в пределах бюджета Балашовского муниципального района предоставлено главному распорядителю - главе администрации Балашовского муниципального района, следовательно, комитет по финансам вправе был без согласования и без вынесения решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района и в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ производить такое перераспределение бюджетных средств, однако, по всем вышеуказанным вопросам комитет по финансам выходил с соответствующими ходатайствами к депутатам Собрания, где и решались вопросы о перераспределении денежных средств по строкам местного бюджета как до этого распределения, так и после. Такая же ситуация сложилась по финансированию выплат в связи с увольнением главы администрации Балашовского муниципального района ФИО2 и других муниципальных служащих. Уточнив, что денежные средства на исполнение распоряжения от 27.09.2016 года о премировании главы администрации Балашовского муниципального района ФИО2 выплачены данному муниципальному служащему при его увольнении именно из местного бюджета.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.
Выслушав мнения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Как указано в Федеральном законе от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", муниципальное образование - это городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Муниципальный район - это несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вопросы местного значения, которые разрешаются при местном самоуправление, это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
К вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального района, утверждение и исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального района (подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Статьей 15 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации. Проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию. Органы местного самоуправления поселения обеспечивают жителям поселения возможность ознакомиться с указанными документами и сведениями в случае невозможности их опубликования (пункты 1, 2, 3, 6 статьи 52 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно части 1 статьи 77 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Положениями части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (статья 42 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Согласно статье 2 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее также - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации).
Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" и положениями ст. 86 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 7 Закона Саратовской области от 02.08.2007 № 157-СО «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области» денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, оклада за классный чин, ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относятся:
1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе;
2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы;
3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
4) премия за выполнение особо важных и сложных заданий;
5) ежемесячное денежное поощрение;
6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
7) материальная помощь.
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (статья 26 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").
Согласно статье 9 Закона Саратовской области от 02.08.2007 г. N 157-ЗСО "О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области» за безупречную и эффективную муниципальную службу могут применяться следующие виды поощрения муниципального служащего:
1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;
2) награждение почетной грамотой органа местного самоуправления с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;
3) иные виды поощрения в соответствии с федеральными законами.
Из приведенных нормативных положений законов следует, что они определяют общие принципы и условия прохождения муниципальной службы. Порядок и условия прохождения муниципальной службы в муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, включая оплату труда муниципальных служащих, виды поощрений муниципальных служащих за добросовестный труд, определяются законами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными правовыми актами.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными данным федеральным законом.
Статьей 135 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть 1); системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2).
Согласно статье 191 Трудового кодекса РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
В силу части 6.1. статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования; представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями Устава Балашовского муниципального района Саратовской области (в редакции, действующей на дату издания распоряжения от 27.09.2016 г. № 54-01/37) глава Балашовского муниципального района является высшим должностным лицом Балашовского муниципального района; подконтролен и подотчетен населению и Собранию депутатов Балашовского муниципального района; заключает контракт с главой администрации Балашовского муниципального района на основании решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Саратовской области (статьи 30, 31 Устава).
Согласно решению Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от 12.11.2013 года N 45/01 главой администрации Балашовского муниципального района Саратовской области с 13.11.2013 года назначен ФИО2, с которым 13.11.2013 года главой Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО1 заключен контракт на срок полномочий Собрания депутатов Балашовсколго муниципального района, но не менее чем на два года.
В пункте 4 контракта главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от 13.11.2013 года указано, что оплата труда главы администрации производится в виде денежного содержания, которое состоит из: должностного оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы в размере 200% должностного оклада, ежемесячного денежного поощрения в размере 2,5 должностных окладов, премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 100% денежного содержания, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного основного оплачиваемого отпуска в размере 2 должностных окладов, материальной помощи в размере 2 должностных окладов один раз в год.
Размер должностного оклада, ежемесячных и иных выплат устанавливаются нормативным правовым актом Собрания депутатов Балашовского муниципального района.
Согласно подпункта 14 пункта 2 статьи 23 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области (в редакции, действующей на момент издания распоряжения о премировании) установление размеров и условий оплаты труда депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, Главы Балашовского муниципального района, главы администрации Балашовского муниципального района, муниципальных служащих находится в компетенции Собрания депутатов Балашовского муниципального района.
Подпунктом 4.2. пункта 4. контракта от 13.11.2013 года «Оплата труда» размер должностного оклада, ежемесячных и иных выплат главы администрации Балашовского муниципального района устанавливаются нормативным правовым актом Собрания депутатов Балашовского муниципального района.
Буквальное толкование статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ст. 9 Закона Саратовской области от 02.08.2007 г. N 157-ЗСО "О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области», положений Устава Балашовского муниципального района даёт убедительную основу для вывода о том, что федеральный и региональный законодатель, предоставляя органам местного самоуправления самостоятельно определять размер и условия оплаты труда муниципальных служащих, весьма ясно и недвусмысленно указывает на то, что размер ежемесячных и иных дополнительных выплат, в том числе единовременного денежного поощрения, и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, что не предполагает возможность перераспределения указанного нормотворческого полномочия представителям нанимателя.
Как установлено в судебном заседании, решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от 30.03.2008 года № 25/08 утверждены Положение об оплате труда депутатов, членов выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Балашовского муниципального района, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе и Положение об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Балашовского муниципального района (далее по тексту Положение).
Согласно нормам Положения об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Балашовского муниципального района денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премия за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальная помощь (статья 2).
Нормами статьи 6 данного Положения определено использование экономии фонда оплаты труда по итогам года для дополнительного премирования, оказания дополнительной материальной помощи и выплаты единовременной премии в конце календарного года.
В соответствии с условиями контракта от 13.11.2013 года главе администрации Балашовского муниципального района ФИО2 ежемесячно начислялось и выплачивалось денежное содержание в виде: должностного оклада, надбавки за выслугу лет, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячного денежного поощрения, надбавки к должностному окладу за особые условия муниципальной службы, оклада за классный чин, надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска, материальной помощи, в размерах, определенных приведенным Положением.
27.09.2016 года главой Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО1 издано распоряжение № 54-01/37 «О премировании главы администрации Балашовского муниципального района», которым главе администрации Балашовского муниципального района ФИО2 начислена единовременная денежная выплата по итогам работы в размере 8,5 денежных содержаний, что в денежном эквиваленте составило 352 716 руб. 00 коп. (в том числе НДФЛ (13%)), сумма к выплате составила 306 863 руб.
28.09.2016 года полномочия главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО2 прекращены в связи с истечением срока контракта (решение Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от 29.09.2016 года № 01/06).
Платежными поручениями от 30.09.2016 года № на сумму 197 499,00 руб. и от 05.10.2016 года № на сумму 301 013,00 руб. экс-главе администрации Балашовского муниципального района ФИО2 выплачены указанные денежные средства, в том числе единовременная денежная выплата по итогам работы в размере 8,5 денежных содержаний.
Давая правовую оценку произведенной ФИО7 выплаты по оспариваемому распоряжению, суд исходит из того, что указанная премия не предусмотрена ни Законом Саратовской области от 02.08.2007 № 157-СО «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области», ни Положением об оплате труда муниципальных служащих органов местного самоуправления Балашовского муниципального района и расценивает ее как единовременное денежное поощрение.
Вместе с тем, из приведенных положений ст. 22 Федерального закона от 02.03.2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» следует, что установление размера дополнительных выплат, в том числе единовременного денежного поощрения, и порядок их осуществления относится к исключительной компетенции Собрания депутатов Балашовского муниципального района и не может регулироваться правовым актом, издаваемым Главой Балашовского муниципального района Саратовской области.
В связи с чем доводы ответчиков о том, что, издавая оспариваемое распоряжение о премировании, ФИО1 действовала в рамках предоставленных ей полномочий, являются несостоятельными.
Не может оцениваться указанная единовременная денежная выплата по оспариваемому распоряжению и как премия по итогам года, поскольку экономия фонда оплаты труда отсутствовала.
В связи с чем оспариваемое распоряжение не соответствует закону и иным нормативным правовым актам и нарушает права муниципального образования.
При этом суд исходит из того, что осуществление таких дополнительных выплат напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения органом местного самоуправления своих расходных обязательств, что следует из предписаний, установленных ч.ч. 1, 2 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ.
Издание Главой Балашовского муниципального района Саратовской области оспариваемого распоряжения повлекло необоснованное увеличение расходных обязательств местного бюджета на обеспечение деятельности главы местной администрации, с учетом того, что должность главы администрации Балашовского муниципального района упразднена с 29 сентября 2016 г., а бюджет Балашовского муниципального района является дотационным, о чем свидетельствует следующее.
Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от 25.12.2015 года № 77/02 утвержден районный бюджет Балашовского муниципального района Саратовской области на 2016 год.
Расходы на обеспечение деятельности главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области на период его полномочий до сентября 2016 г. (даты упразднения должности главы администрации, связанной с истечением срока полномочий Собрания депутатов Балашовского муниципального района 2 созыва) определены в размере 624,8 тыс. руб. (в том числе НДФЛ (13%).
Согласно письму комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от 27.02.2018 г. № доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы составила в 2014 г. – 145 087,3 тыс. рублей, в 2015 г. – 135 691,3 тыс. рублей, 2016 г. – 121 910,5 тыс. рублей.
В связи с расходованием бюджетных денежных средств из фонда отплаты труда (выплата денежного содержания, командировочных) и, соответственно, отсутствием денежных средств по статье расходования по должности главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области на основании письма главного распорядителя денежных средств в лице главы администрации Балашовского муниципального района ФИО2 в адрес председателя комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района (ст. 158 Бюджетного кодекса РФ) 07.07.2016 года направлено письмо о переносе бюджетных ассигнований и лимитных обязательств на 2016 год для осуществления необходимых расходов с КОС ГУ 213 (налоги) на КОС ГУ 211 (денежное содержание и налоги) перечислено 34 329 руб. (уведомление № об изменении бюджетных ассигнований по расходам районного бюджета на 2016 год от 11 июля 2016 года).
13.07.2016 года по вышеуказанным основаниям направлено письмо главного распорядителя денежных средств в лице главы администрации Балашовского муниципального района ФИО2 в адрес председателя комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района (ст. 158 Бюджетного кодекса РФ) о переносе бюджетных ассигнований и лимитных обязательств на 2016 год для осуществления необходимых расходов на статью расходования КОС ГУ 211 (заработная плата и налоги) перечислено денежных средств в размере 510 800 руб., на статью расходования КОС ГУ 213 (налоги) перечислено 188 600 руб. с КОС ГУ 226 и КОС ГУ 340 (все денежные средства в пределах расходов администрации Балашовского муниципального района).
Данные суммы были утверждены решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района от 12.08.2016 года.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО21 показала, что с 01.01.2016 года она работает <данные изъяты> Балашовского <данные изъяты>. По факту издания оспариваемого распоряжения ей ничего не известно. После издания распоряжения от 27.09.2016 года о премировании главы администрации Балашовского муниципального района ФИО2 ей передали данный документ для исполнения. Она произвела расчет 8,5 денежных содержаний в денежную сумму, что составило 352 716 руб. 00 коп. (в том числе НДФЛ (13%)), произвела начисления в данном размере, сумма к выплате составила 306 863 руб. Заявку о перечислении денежных средств направила в комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района. Решением Собрания депутатов от 29.09.2016 года прекращены полномочия главы администрации Балашовского муниципального района ФИО2, его последний рабочий день был 28.09.2016 года. На основании проекта данного решения, то есть, еще до его принятия Собранием депутатов 29.09.2016 года, но после проведения начисления размера премии, она произвела начисления расчета при увольнении муниципального служащего ФИО2, а именно начисление ему денежного содержания за период работы с 1 по 28 сентября 2016 года в размере 75 446,00 руб. (с учетом НДФЛ 13%), компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 196 564,00 руб. (с учетом НДФЛ 13%) и также направила заявку в комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района для выделения денежных средств и их перечисления ФИО2 Общая сумма начислений составила 624 726,00 руб. Однако было установлено, что на данной строке бюджета фонда оплаты труда по должности главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО2 денежные средства имелись только в размере 287 436,40 руб. (с учетом НДФЛ 13%), то есть в начисленной общей сумме отсутствовали и чтобы выплатить ФИО2 начисленную сумму необходимо было произвести перераспределение денежных средств с других счетов местного бюджета, то есть найти иной источник финансирования. Суммированный размер к выдаче ФИО2 составил 498 512,00 руб. Платежными поручениями от 30.09.2016 года и 05.10.2016 года ФИО2 перечислено 197 499,00 руб. и 301 013,00 руб. соответственно, при этом в платежных документах указано как расчет при увольнении за сентябрь 2016 года ФИО2
Данные показания подтверждаются платежными поручениями от 30.09.2016 года № на сумму 197 499,00 руб. и от 05.10.2016 года № на сумму 301 013,00 руб., справкой администрации Балашовского муниципального района Саратовской области от 09.10.2017 года № о размере наличия денежных средств фонда оплаты труда по должности главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, документами в электронном формате, направленными главным бухгалтером ФИО8 в комитет по финансам администрации Балашовского муниципального района.
Указанные выше обстоятельства подтвердила в судебном заседании председатель комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО4, дополнительно пояснив, что до издания распоряжения о премировании главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО2 глава Балашовского муниципального района ФИО1 обращалась к ней о предоставлении сведений о наличии размера денежных средств фонда оплаты труда по должности главы администрации Балашовского муниципального района, она (ФИО4) дала задание специалисту комитета по финансам, а как оно было исполнено не помнит. При поступлении от <данные изъяты>ФИО21 заявки на перечисление денежных средств о выплате ФИО2 премии была установлена недостаточность денежных средств на строке бюджета фонда оплаты труда по должности главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, в связи с чем выплаты ФИО2 произведены частями, первоначально 30.09.2016 года только на сумму 197 499,00 руб.
В связи с изменениями в Устав Балашовского муниципального района, на основании решения Собрания депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области от 29.09.2016 года № 01/19 с 29.09.2016 года введена новая должность «Глава Балашовского муниципального района», включена в структуру администрации Балашовского муниципального района и глава района возглавляет её.
Решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района от 03.10.2016 года № 01/23 на вновь утвержденную должность главы Балашовского муниципального района в структуре администрации Балашовского муниципального района Саратовской области начислено по КОС ГУ 211 (заработная плата и налоги) 736 000,00 руб., по КОС ГУ 213 (налоги) – 222 300,00 руб.
Председатель комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО4 также пояснила, что ввиду наличия финансирования вновь установленной должности главы Балашовского муниципального района в структуре администрации Балашовского муниципального района и невступления должностного лица на данную должность (необходимо проведение процедуры конкурса) главный распорядитель бюджетных средств в лице и.о. главы Балашовского муниципального района ФИО9 обратился в адрес председателя комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района (ст. 158 Бюджетного кодекса РФ) с письмом о переносе бюджетных ассигнований и лимитных обязательств на 2016 год для осуществления необходимых расходов со строки фонда оплаты труда местного бюджета по должности главы Балашовского муниципального района на строку фонда оплаты труда по должности главы администрации Балашовского муниципального района на КОС ГУ 211 денежных средств в размере 273 371,60 руб., на КОС ГУ 213 – 11 823,24 руб.
На основании письма главного распорядителя - и.о. главы Балашовского муниципального района от 05.10.2016 года № с кода классификации фонда оплаты труда главы муниципального района на статью фонда оплаты труда главы администрации муниципального района (КОС ГУ 211), должность которой была упразднена из структуры администрации Балашовского муниципального района с 29.09.2016 года, 05.10.2016 года перераспределены денежные средства в размере 273 371,60 руб.
Изменения и дополнения в ведомственную структуру расходов районного бюджета на 2016 год о перераспределении денежных средств фонда оплаты труда с должности главы района на несуществующую должность главы местной администрации утверждены решением Собрания депутатов Балашовского муниципального района только 24.10.2016 года.
Допрошенный в качестве свидетеля ФИО23 показал, что он является <данные изъяты>. В октябре 2016 года, за несколько дней до заседания Собрания депутатов Балашовского муниципального района, состоялось совместное заседание комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района и комитета по законодательству и этики, <данные изъяты> которого он является, на котором председатель комитета по финансам администрации Балашовского муниципального района ФИО4 докладывала вопрос о перераспределении денежных средств на должность главы администрации Балашовского муниципального района ввиду недостаточности денежных средств на строке местного бюджета по данной должности в связи с расчетом ФИО2 при его увольнении с должности. Вопрос об оценке работы ФИО2 и его премировании не рассматривался.
Оценив в совокупности представленные доказательства, суд также делает вывод, что на момент издания оспариваемого распоряжения от 27.09.2016 года № 54-01/37 по строке местного бюджета КОС ГУ 211 фонда оплаты труда (заработная плата и налоги) главы администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО2 денежные средства на выплату единовременного поощрения отсутствовали.
Последующее принятие Собранием депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области решения от 24.10.2016 г. №02/14 об изменении ведомственной структуры расходов районного бюджета на 2016 г. в части увеличения расходов на обеспечение деятельности главы администрации по сути направлено на покрытие не запланированных в бюджете расходов по выплате ФИО2 единовременного денежного поощрения, произведенного на основании незаконного распоряжения от 27.09.2016 года № 54-01/37.
Привлечение руководителя организации к материальной ответственности в размере прямого действительного ущерба, причиненного организации, осуществляется в соответствии с положениями трудового законодательства.
Глава Балашовского муниципального района как работник, находящийся в трудовых отношениях с муниципальным образованием, несет также ответственность и по нормам Трудового кодекса РФ.
Статьей 232 Трудового кодекса РФ предусмотрена обязанность стороны трудового договора (работодатель или работник), причинившей ущерб другой стороне, возместить этот ущерб в соответствии с настоящим кодексом и иными федеральными законами. Расторжение трудового договора после причинения ущерба не влечет за собой освобождения стороны этого договора от материальной ответственности, предусмотренной настоящим кодексом или иными федеральными законами.
Согласно ст. 233 Трудового кодекса РФ, материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено настоящим кодексом или иными федеральными законами.
Работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб (ст. 238 Трудового кодекса РФ).
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 5 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 г. N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" и положениями части 2 статьи 238 и части 1 статьи 277 Трудового кодекса РФ в соответствии с частью 1 статьи 277 ТК РФ руководитель организации (в том числе бывший) несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации. Под прямым действительным ущербом согласно части 2 статьи 238 ТК РФ понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, руководитель организации возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями. При этом расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским законодательством.
Приведенные нормы означают, что во всех случаях причинения руководителем ущерба, он несет полную материальную ответственность за действительный ущерб, который возник в результате виновных противоправных действий руководителя, вызванных недобросовестными действиями, принятием необоснованных управленческих решений.
Руководитель организации (в том числе бывший) на основании ч. 2 ст. 277 ТК РФ возмещает организации убытки, причиненные его виновными действиями, только в случаях, предусмотренных федеральными законами (например, ст. 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст. 25 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", ст. 71 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", ст. 44 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" и др.). Расчет убытков осуществляется в соответствии с нормами гражданского законодательства, согласно которым под убытками понимается реальный ущерб, а также неполученные доходы (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ) (п. 6 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.06.2015 г. N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации").
В силу подпункта 3. пункта 6.1. контракта от 13.11.2013 года «Права Главы Балашовского муниципального района» глава Балашовского муниципального района вправе поощрять главу администрации Балашовского муниципального района за безупречную и эффективную службу.
На основании положений пункта 2 статьи 45.3. Устава Балашовского муниципального района Саратовской области (в редакции, действующей на момент издания распоряжения о премировании) дополнительные меры поощрения муниципальному служащему устанавливаются главой Балашовского муниципального района (главой администрации Балашовского муниципального района).
Положения Устава Балашовского муниципального района и контракта от 13.11.2013 года не должны противоречить законам, иным нормативным правовым актам.
При отсутствии денежных средств на выплату единовременного поощрения по строке финансирования фонда оплаты труда главы местной администрации, в рассматриваемой правовой ситуации в соответствии с подпунктом 14 пункта 2 статьи 23 Устава Балашовского муниципального района Саратовской области необходимо было получить согласие Собрания депутатов Балашовского муниципального района именно на дополнительное расходование бюджетных денежных средств.
Поэтому, довод представителя ответчика ФИО1 адвоката Тотикова Т.М. о том, что согласие Собрания депутатов Балашовского муниципального района было получено 24.10.2016 года, в чем и не было необходимости, несостоятелен, поскольку данный вопрос должен регулироваться нормативными актами.
Премирование главой Балашовского муниципального района ФИО1 главы администрации Балашовского муниципального района ФИО2, при отсутствии у нее на это полномочий, повлекло возложение на дотационный бюджет муниципального района дополнительное финансовое бремя.
Судом установлено и не оспаривалось в судебном заседании участниками процесса, что на заседания Собрания депутатов Балашовского муниципального района вопрос о премировании главы местной администрации ФИО2 по итогам его работы не выносился, эффективность его работы никем не оценивалась.
Учитывая изложенное, а также то, что оспариваемое распоряжение непосредственно связано с расходованием бюджетных средств, суд приходит к выводу о том, что изданием и действием указанного распоряжения нарушаются права и интересы Балашовского муниципального образования Саратовской области, в связи с чем суд удовлетворяет требования прокурора о признании действий главы Балашовского муниципального района ФИО1 и распоряжения главы Балашовского муниципального образования Саратовской области от 27.09.2016 г. N 54-01/37 "О премировании главы администрации Балашовского муниципального района" незаконными, как не соответствующие закону и иным нормативным правовым актам.
Анализируя вышеперечисленные доказательства, что издание 27.09.2016 года распоряжения № 54-01/37 о выплате премии главе администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО2 при отсутствии денежных средств на соответствующее финансирование на сумму 352 716,00 руб. свидетельствует о наличии реального ущерба.
Составляющей частью начисленной суммы премии в размере 352 716,00 руб. составил налог НДФЛ (13%) в размере 45 853,00 руб., который перечислен в бюджет, к выплате ФИО2 определена сумма в размере 306 863,00 руб., которая фактически была выплачена и им получена.
Таким образом, в доход бюджета Балашовского муниципального района с ответчика ФИО1 подлежит взысканию сумма в размере 306 863,00 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
иск прокурора города ФИО6 в защиту интересов Балашовского муниципального района к ФИО5 <данные изъяты>, Собранию депутатов Балашовского муниципального района Саратовской области о признании действий по назначению единовременной денежной выплаты и распоряжения незаконными, взыскании денежной суммы удовлетворить частично.
Признать действия Главы Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО5 <данные изъяты> по назначению главе администрации Балашовского муниципального района Саратовской области ФИО10 <данные изъяты> единовременной денежной выплаты по итогам работы в размере 8,5 денежных содержаний незаконными.
Признать незаконным распоряжение Главы Балашовского муниципального района ФИО5 <данные изъяты> от 27.09.2016 года № 54-01/37 «О премировании главы администрации Балашовского муниципального района».
Взыскать с ФИО5 <данные изъяты><данные изъяты> в доход бюджета Балашовского муниципального района Саратовской области денежную сумму в размере 306 863 руб., отказав в остальной части иска.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (19 марта 2018 года).
Председательствующий С.В. Климова