№ 2-1-630/2023
64RS0007-01-2023-001159-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2023 года город Балашов
Балашовский районный суд Саратовской области в составе:
председательствующего Романова А.В.,
при секретаре Наумовой Д.С.,
с участием помощника прокурора г. ФИО2 Грачева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора г. ФИО2 Саратовской области в защиту интересов ФИО1 к муниципальному казенному учреждению муниципального образования г. Балашов «Городское ЖКХ», Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Балашовского муниципального района Саратовской области о внесении изменений в трудовой договор в соответствии с требованиями трудового законодательства, возложении обязанности произвести доплату,
установил:
заместитель прокурора города ФИО2 Саратовской области, действующий в защиту интересов ФИО1, обратился в суд с иском к муниципальному казенному учреждению муниципального образования г. Балашов «Городское ЖКХ», в котором с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ просил признать действия по включению надбавки за вредные условия труда в оклад работника незаконным, внести изменения в трудовой договор в соответствии с требованиями трудового законодательства и взыскать в пользу ФИО1 надбавки за вредности в размере 4 % за период с 01 ноября 2019 г. по 31 декабря 2022 г., а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств. В обоснование иска указано, что прокуратурой города ФИО2 проведена проверка соблюдения требований законодательства об оплате труда по обращению ФИО1 В ходе проверки установлено, что 29 декабря 2018 г. МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» с ФИО1 заключен трудовой договор, согласно которому последняя принята на должность машиниста насосных установок 2 разряда на участок перекачки сточной жидкости. Условия труда на рабочем месте ФИО1 соответствуют вредным условиям класса 3.1. В нарушение требований трудового законодательства, при начислении заработной платы работодатель ежемесячно включал в МРОТ надбавку за вредные условия труда. Вследствие чего, заработная плата за вышеуказанный период начислена и выплачена в размере ниже минимального размера оплаты труда.
Определением от 04 июля 2023 года по ходатайству истца в качестве соответчика привлечен Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Балашовского муниципального района Саратовской области.
Представитель истца – помощник прокурора г. ФИО2 Грачев А.С. поддержал заявленные исковые требования. Лицо, в интересах которого предъявлен иск, ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика муниципального казенного учреждения муниципального образования г. ФИО2 «Городское ЖКХ» ФИО4, и представитель ответчика Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, согласно заявлениям исковые требования признают в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – администрации Балашовского муниципального района Саратовской области в судебное заседания не явился.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Фонд пенсионного и социального страхования РФ в лице Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Саратовской области в судебное заседания не явился, просил дело рассмотреть в их отсутствие по имеющимся в деле документам.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом признано возможным рассмотрение дела в отсутствие других лиц, участвующих в деле.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель в свою очередь обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (ст. 22 ТК РФ).
В силу ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработной платой (оплата труда работника) является вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Исходя из предписаний ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, составляет 4 процента тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Согласно ч. 1 ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (ч. 3 ст. 133 Кодекса).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N 3011-О, минимальный размер оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.11.2008 N 11-П). Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на предусмотренном законом уровне.
В Постановлении от 07.12.2017 N 38-П Конституционный Суд Российской Федерации признал взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Соответственно, каждому работнику в равной мере должны быть обеспечены как заработная плата в размере не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), так и повышенная оплата в случае выполнения работы с вредными условиями труда.
Как установлено в судебном заседании, 29 декабря 2018 г. между МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» и ФИО1 заключен трудовой договор, согласно которому последняя принята на должность машиниста насосных установок 2 разряда на участок перекачки сточной жидкости. Условия труда на рабочем месте соответствуют вредным условиям труда класса 3.1.
В 2019 году в МКУ МО г. Балашов «Городское ЖКХ» проведена специальная оценка условий труда на рабочих местах, по результатам которой установлено, что на рабочих местах ФИО1 условия труда отнесены к вредным условиям труда первой степени (подкласс 3.1).
Пунктом 4.2 Положения об оплате труда работников предусмотрена выплата работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, в размере 4 процентов от оклада согласно отработанному времени.
Минимальный размер оплаты труда в Российской Федерации установлен (без районного коэффициента и северной надбавки): с 01.01.2019 г. – 11 280 руб., с 01.01.2020 г. – 12 130 руб., с 01.01.2021 г. – 12 792 руб., с 01.01.2022 г. – 13 890 руб.
Согласно расчету, представленному ответчиком, за период с 01 ноября 2019 г. по 31 декабрь 2022 года, ФИО1 начислена надбавка за вредные условия труда, которая включена в размер МРОТ.
Поскольку работа во вредных или опасных условиях труда выходит за рамки норм труда, то оплата такой работы должна начисляться после доведения размера месячной заработной платы до минимального размера оплаты труда (МРОТ).
С учетом приведенных норм материального права и установленных обстоятельств дела исковые требования заместителя прокурора г. ФИО2 подлежат удовлетворению.
Расчет сумм надбавки за вредные условия труда за спорный период лицами, участвующими в деле, не оспорен и принимается судом.
В силу пункта 3 статьи 123.21 ГК РФ учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом.
При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 6 ст. 123.22 и пунктом 2 ст. 123.23 настоящего Кодекса, несет собственник соответствующего имущества.
В соответствии с Уставом муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Балашов «Городское ЖКХ» функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация Балашовского муниципального района Саратовской области.
Пунктом 1.1 Положения о Комитете по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Балашовского муниципального района Саратовской области предусмотрено, что комитет является органом администрации Балашовского муниципального района, осуществляющим функции исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере жилищно-коммунального хозяйства Балашовского муниципального района, является юридическим лицом (п. 1.4) и выполняет функции главного распорядителя средств бюджета Балашовского муниципального района (п. 3.1.1).
Согласно абзацу 1 пункта 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По смыслу указанных норм кредитор также вправе одновременно предъявить иск к основному должнику - казенному учреждению и должнику, несущему ответственность при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - главному распорядителю бюджетных средств, осуществляющему финансовое обеспечение деятельности находящегося в его ведении казенного учреждения за счет средств соответствующего бюджета. В случае удовлетворения такого иска в резолютивной части судебного акта следует указывать на взыскание суммы задолженности с казенного учреждения (основного должника), а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств - с главного распорядителя бюджетных средств (абзац 4 пункта 20 постановления).
Таким образом, субсидиарную ответственность по обязательствам муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Балашов «Городское ЖКХ» должен нести Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Балашовского муниципального района Саратовской области, в ведении которого находится казенное учреждение.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования заместителя прокурора г. ФИО2 Саратовской области в защиту интересов ФИО1 к муниципальному казенному учреждению муниципального образования г. Балашов «Городское ЖКХ», Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Балашовского муниципального района Саратовской области о внесении изменений в трудовой договор в соответствии с требованиями трудового законодательства, возложении обязанности произвести доплату удовлетворить.
Признать действия муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Балашов «Городское ЖКХ» по включению надбавки за вредные условия труда в оклад работника ФИО1 незаконными.
Привести трудовой договор, заключенный МКУ МО «Городское ЖКХ» с ФИО1, в соответствии с требованиями трудового законодательства.
Взыскать с муниципального казенного учреждения муниципального образования г. Балашов «Городское ЖКХ» в пользу ФИО1 доплату за вредные условия труда в размере 4 % за период с 01 ноября 2019 г. по 31 декабря 2022 г., а при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению, взыскание производить – с Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Балашовского муниципального района Саратовской области.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Балашовский районный суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий А.В. Романов