НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Балашовского районного суда (Саратовская область) от 03.08.2018 № 2А-2-375/18

Дело № 2а-2-375/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 августа 2018 года г. Балашов

Балашовский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Пряхина Д.Л.,

при секретаре Куняевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балашовского районного суда материала по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовской области к Шишкину С.А. о взыскании недоимки,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 1 по Саратовской области обратилась в суд с административным иском, в котором просит восстановить срок на подачу административного искового заявления, взыскать с Шишкина С.А. налог УСН и пени за просрочку платежа в размере 10923,00 руб. за 2016 г., пени в размере 240,68 руб. с 10 сентября 2016 г. по 05 мая 2017 г.

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что на налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России №1 по Саратовской области состоит в качестве налогоплательщика Шишкин С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец <адрес>, зарегистрированный по адресу: 412307, <адрес>, ИНН и в соответствии с п. 5 ст. 227 НК РФ обязан представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 НК РФ. На основании п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом.

В административном исковом заявлении указано, что 31 марта 2017 г. Шишкиным С.А. представлена налоговая декларация по авансовым платежам по УСН за 2016 год, peг. . На основании представленной декларации, исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 10923 рубля по сроку уплаты 02 мая 2017 г. В расчете, представленном административным истцом указано, что 11 апреля 2017 г. начислен минимальный налог на основании декларации УСН за 2016 г. в размере 10 923,00 руб. В соответствии с ч.1 ст. 75 НК РФ рассчитана пеня на сумму неуплаченного налога в размере – 240,68 руб.

Административный истец также указывает, что на основании ст.45 НК РФ, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный
законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить
обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В связи с тем, что в добровольном порядке и в указанный срок обязанность по уплате налога исполнена не была, инспекцией на основании ст.69 НК РФ было выставлено и направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от 05 мая 2017 г. на сумму: налог-10923,00 руб. пени-240,68 руб.

На срок уплаты 02 мая 2017 г. сумма налога в размере 10 923,00 руб., пени 240,68 руб. в бюджет не поступила.

В соответствии со ст.75 НК РФ, пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние сроки по сравнению с установленным законодательством о налогах и сбора» сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Согласно ч.1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком -
физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора,
пеней, налоговый оран вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога,
сбора, пеней за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и
наличных денежных средств данного налогоплательщика в пределах сумм,
указанных в требовании.

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №1 по Саратовской области обращалась к мировому судье судебного участка № 1 г. Балашова Саратовской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Шишкина С.А.. налога на доходы физических лиц и пени. Определением мирового судьи судебного участка № 1 г. Балашова Саратовской области от 30 марта 2018 г. в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано.

Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовской области, административный ответчик Шишкин С.А. в судебное заседание не явились о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно, надлежащим образом.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.

Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями статьи 57 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы.

Статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч.1 ст. 227 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

В соответствии с п. 5 ст. 227 НК РФ налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в сроки, установленные ст. 229 НК РФ.

На основании п. 6 ст. 227 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истёкшим налоговым периодом.

Из материалов дела усматривается, что административный ответчик Шишкин С.А., зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 09 декабря 2008 г., прекратил деятельность в связи с принятием соответствующего решения 26 апреля 2017 г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 23 марта 2018 г. (л.д.27-28)

Согласно декларации за 2016 г. поданной Шишкиным С.А. сумма минимального налога, подлежащая уплате за налоговый период – 10 923 руб. (л.д. 20-23)

Налоговым органом на имя Шишкина С.А. направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) от 05 мая 2017 г. на сумму: налог-10923,00 руб. пени - 240,68 руб. (л.д.26), что подтверждается списком заказных отправлений от 05 мая 2017 г. (л.д.25)

Согласно расчета сумм авансовых платежей по УСН за 2016 г. ИП Шишкина С.А. ИНН . 11 апреля 2017 г. начислен минимальный налог на основании декларации УСН за 2016 г. в размере 10923 рублей. На срок уплаты (02 мая 2017 г.) сумма налога в размере 10923 руб. не уплачена.

Решением заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 1 по Саратовской области от 19 октября 2017 г. принято решение налоговым органом о взыскании налога, пени с Шишкина С.А. через суд по ст. 48 НК РФ (л.д.17), что подтверждается приложением к вышеуказанному решению с указанием задолженности по налогу в размере 10923,00 руб., пени в размере 240,68 руб. (л.д. 18)

Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Исходя из статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно статье 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу части 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

Как видно из материалов дела, общая сумма налога, пеней, подлежащая взысканию с физического лица, превысила сумму 3000 рублей при начислении налога УСН Шишкину С.А. за 2016 год, со сроком исполнения требования об уплате налога до 02 мая 2017 г.

Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Шишкина С.А. недоимки по налогу УСН в размере 10923 рублей и пеней за просрочку исполнения обязанности по уплате налога за период с 10 сентября 2016 г. по 05 мая 2017 года в размере 240 рублей 68 копеек.

Определением, вынесенным 30 марта 2018 г., Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Саратовской области отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа на взыскание с Шишкина С.А. задолженности по уплате налога УСН и пеней за просрочку платежа.

Вышеуказанное определение налоговым органом не обжаловалось.

Согласно части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Пропущенный по уважительной причине административным истцом срок подачи административного искового заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Таким образом, срок предъявления административного искового заявления налоговым органом истек в ноябре 2017 г., административное исковое заявление поступило в суд 05 июля 2018 г., по истечении установленного законом срока.

Суд учитывает также то обстоятельство, что истец является юридическим лицом, имеет штат сотрудников для своевременного и надлежащего исполнения своих обязанностей по взысканию налогов, а установленный законом шестимесячный срок является достаточным, оснований для восстановления срока обращения в суд не имеется.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может, исходя из изложенного в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О.

Административным истцом заявлено о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления в связи с чрезвычайно обширным документооборотом, недостаточностью специалистов в правовом отделе.

Исследовав представленные доказательства об уважительности причин пропуска срока подачи административного искового заявления в суд, суд приходит к выводу о том, что заявление о восстановлении срока подачи административного искового заявления о взыскании недоимки не подлежит удовлетворению, поскольку не представлены доказательства о наличии объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению налогового органа в суд с административным исковым заявлением к налогоплательщику (в период с 16 февраля 2017 г. по 16 августа 2017 г.), и как следствие, срок подачи административного искового заявления, предусмотренный частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пропущен налоговым органом без уважительных причин.

В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, налоговым органом пропущен установленный законом срок подачи административного искового заявления о взыскании с налогоплательщика недоимки, ходатайство о восстановлении пропущенного срока налоговым органом оставлено без удовлетворения, в связи с непредставлением доказательств уважительности пропуска срока обращения в суд, что является основанием к отказу в удовлетворении заявленных административным истцом требований, без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-179, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Саратовской области к Шишкину С.А. о взыскании недоимки отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балашовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.

Судья Д.Л. Пряхин