НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Балашихинского городского суда (Московская область) от 25.03.2021 № 2-6835/20

Дело № 2-972/2021г.

РЕШЕНИЕ СУДА

Именем Российской Федерации

25 марта 2021года

Балашихинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Двухжиловой Т.К.,

при секретаре Прощалыкиной И.А.,

с участием представителя истца Ильиной М.А. по доверенности Денищука А.А., представителя ответчиков Модельян И.В., Антиповой В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильиной Марины Анатольевны к Главному Управлению Пенсионного Фонда России №7 по г. Москве и Московской области Управлению №1 по городскому округу Балашиха Московской области, Министерству социального развития населения Московской области о включении периодов работы в страховой стаж для расчета пенсии по старости, обязании предоставить меру социальной поддержки,

у с т а н о в и л:

Истец Ильина М.А., окончательно уточнив в порядке ст.39 ГПК ПФ исковые требования, обратилась в суд с настоящим иском к ответчикам, указывая, что она по возрасту имеет статус предпенсионера, в связи с чем имеет право на получение социальной льготы в виде социальной карты жителя Московской области для проезда в Московской области. В получении данной меры социальной поддержки истцу Министерством Социального развития по Московской области было отказано, со ссылкой на отсутствие страхового стража, для назначения страховой пенсии по старости. При этом, на обращение в Пенсионный фонд для подтверждения наличия всех сведений о периодах работы истца и состоянии индивидуального лицевого счета, УПФР не учел все периоды работы истца, и данные и в сведениях о состоянии ИЛС до настоящего времени не внесены сведения о полном страховом стаже.

В связи с чем, истец Ильина М.А. просит суд засчитать в страховой стаж следующие периоды:

учёбу в Калужском медицинском училище с 01.09.1982 г. по 25.11.1984 г.; работу в Калужском медицинском училище в должности лаборанта с 26.11.1984 г. по 21.08.1986 г.;

учёбу в Калужском педагогическом институте с 01.09.1986 г. по 05.07.1991 г.;

работу в Калужской городской больнице в должности врача — лаборанта с 19.08.1991 г. по 14.10.1991 г.; работу в совхозе — техникуме «Калужский» в должности лаборанта с 21.10.1991 г. по 31.12.1996 г.;

работу в совхозе — колледже «Калужский» в должности лаборанта с 01.07.1997 г. по 11.02.1999 г;

работу в ООО «Альфа Север» в должности секретаря с 15.02.1999 г. по 31.12.2002 г.;

работу по гражданско — правовому договору в ФГБО учреждение высшего образования «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» в должности секретаря в периоды с 04.03.2017 г. по 30.12.2017 г. с 02.01.2018 г. по 29.12.2018 г. и с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г.;

в соответствии с Законом Московской области № 153/2018-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законы Московской области, регулирующие предоставление мер социальной поддержке» от 20.09.2018 г., законом Московской области № 258/2017 — ОЗ «О предоставлении дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на транспорте в г. Москве» и Законом № 136/2018-ОЗ от 23.07.2018 г. «О предоставлениидополнительных мер социальной поддержке отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в Московской области, по бесплатному проезду на железнодорожном транспорте пригородного сообщения» обязать Министерство социального развития населения по Московской области выдать Ильиной М.А. социальную карту жителя Московской области с правом бесплатного проезда на общественном городском транспорте и пригородных электричках, установленного для жителей Московской области, обладающим статусом предпенсионера.

В судебное заседание истец Ильина М.А. не явилась, о времени и месте слушания извещена, представитель истца по доверенности Денещук А.А. иск поддержал, просил иск удовлетворить в полном объеме по изложенным в заявлении доводам.

Представитель ответчика Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области по доверенности - Модельян И.А., иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска по доводам представленных в дело письменных возражений на исковое заявление и уточнённое исковое заявление.

Представитель ответчика Министерства социального развития по Московской области Антипова В.А. иск не признала, просила отказать в удовлетворении иска по доводам представленных в дело письменных возражений на исковое заявление и уточнённое исковое заявление.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

С 2019 г. под предпенсионным возрастом понимается период в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначенную досрочно.

С указанного года женщины выходят на пенсию с 60 лет, а мужчины - с 65 лет. При этом установлен так называемый переходный период - 2019 - 2027 гг. (ч. 1 ст. 8, Приложение N 6 к Закону о страховых пенсиях). В течение первых двух лет этого периода можно выйти на пенсию по старости на полгода раньше. Такое право есть у работников, которые достигнут пенсионного возраста, предусмотренного законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж для досрочного назначения пенсии (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ).

Конкретные даты начала и окончания предпенсионного возраста необходимо определять с учетом числа и месяца рождения работника.

Предпенсионный возраст определяется для каждого работника как пять лет, предшествующие моменту получения им права на страховую пенсию по старости.

По мнению Минтруда России, предпенсионный возраст начинается за пять лет до нового пенсионного возраста (с учетом переходного периода).

По мнению ПФР, аналогичному мнению Минтруда России, предпенсионный возраст наступает за пять лет до нового пенсионного возраста с учетом переходного периода.

Для постепенного повышения пенсионного возраста предусмотрен длительный переходный период продолжительностью 10 лет (с 2019 по 2028 год). Адаптацию к новым параметрам пенсионного возраста в первые несколько лет переходного периода также обеспечивает специальная льгота - назначение пенсии на полгода раньше нового пенсионного возраста. Она предусмотрена для тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 и 2020 годах по условиям прежнего законодательства. Для страховых пенсий по старости на общих основаниях и это женщины 1964 - 1965 года рождения и мужчины 1959 - 1960 года рождения. Пенсия по новым основаниям в 2021 году будет назначаться: женщинам в возрасте 56,5 лет и мужчинам в возрасте 61,5 лет.

В течение всего переходного периода продолжают действовать требования по стажу и пенсионным коэффициентам, необходимым для назначения страховой пенсии по старости. Так, в 2021 году для выхода на пенсию требуется не менее 12 лет стажа и 21 пенсионный коэффициент.

Повышение пенсионного возраста не распространяется на пенсии по инвалидности - они сохраняются в полном объеме и назначаются людям, потерявшим трудоспособность, независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

По итогам переходного периода, начиная с 2028 года и далее, женщины будут выходить на пенсию в 60 лет, мужчины - в 65 лет.

Переходный период по повышению пенсионного возраста

Год рождения женщины

Условия выхода на пенсию

Возраст

Год выхода

Коэфф.

Стаж

1964 I полугодие

55,5

2019 II полугодие

16,2

10

1964 II полугодие

55,5

2020 I полугодие

18,6

11

1965 I полугодие

56,5

2021 II полугодие

21

12

1965 II полугодие

56,5

2022 I полугодие

23,4

13

1966

58

2024

28,2

15

1967

59

2026

30

15

1968

60

2028

30

15

(Информация ПФР "Что нужно знать об изменениях в пенсионной системе").

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167 — ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

В силу ч.1 ст. 4 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ установлено, что при подсчёте страхового стажа периода до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года № 27 — ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством РФ. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. Другого порядка подтверждения периодов работы после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования не предусмотрено.

Судом установлено, что истица Ильина М.А. была зарегистрирована в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» - 07 октября 1997 года.

Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Согласно п. 43 указанных Правил периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на оснований сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.Представитель ответчика — Государственного учреждения - Главного Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области представила к возражению ответы на запросы ГУ — Главного Управления ПФР № 7 по г. Москве и Московской области и Выписку из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица.

В Выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица отражены периоды до даты регистрации в качестве застрахованного лица, то есть до 07.10.1997 г. а именно: период учёбы в Калужском медицинском училище с 01.09.1982 г. по 25.11.1984 г.; период работы в Калужском медицинском училище с 26.11.1984 г. по 21.08.1986 г.; период учёбы в Калужском педагогическом институте с 01.09.1986 г. по 05.07.1991 г.; период работы в Калужской городской больнице с 19.08.1991 г. по 14.10.1991 г.; период работы в совхозе — техникуме «Калужский» с 21.10.1991 г. по 31.12.1996 г.

В подсчёт страхового стажа не подлежит включению период работы в совхозе — колледже «Калужский» с 01.07.1997 г. по 11.02.1999 г. так как согласно Справке № <данные изъяты> от 16.11.2020 г. выданной ГБПОУ «Калужский колледж народного хозяйства и природообустройства» истица находилась в отпуске без сохранения заработной платы и за указанный период страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не начислялись и не уплачивались. Также указанный период не подтверждён сведениями индивидуального персонифицированного учёта.

Период работы в ООО «АЛЬФА - СЕВЕР» с 15.02.1999 г. по 31.12.2002 г. не может быть включен в страховой стаж, так как сведения о данном периоде работы не подтверждены сведениями индивидуального (персонифицированного) учёта.

Согласно ответа на запрос от 06.10.2020 г. № <данные изъяты> Управление персонифицированного учета и взаимодействия со страхователями ГУ — ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области, являющееся территориальным органом ПФР по месту регистрации организации ООО «АЛЬФА - СЕВЕР», сообщило, что данная организация в период с 1999 по 2001 годы финансово — хозяйственную деятельность не вела и начисление и уплату страховых взносов не производила.

За период с мая 2002 г. по декабрь 2002 г. ООО «АЛЬФА — СЕВЕР» представлены сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта на работников организации. Сведения о работе Ильиной Марины Анатольевны отсутствовали. Организация снята с учёта в связи с ликвидацией в 2014 году.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданиномписьменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Период работы по гражданско-правовому договору в ФГБО учреждение высшего образования «Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» в должности секретаря в периоды с 04.03.2017 г. по 30.12.2017 г. с 02.01.2018 г. по 29.12.2018 г. и с 01.01.2019 г. по 31.12.2019 г. отражён в Выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица и работодателем уплачены страховые взносы.

Таким образом, при включении периодов учёбы и работы в целях определения права у Ильиной М.А. страховой стаж составил 11 лет 09 месяцев 27 дней, при требуемом 12 лет и размер индивидуального пенсионного коэффициента составил 12.817 при требуемом 21. Оснований для удовлетворения требований, заявленных к Государственному учреждению — Главному управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области судом не установлено, поскольку периоды до даты регистрации в качестве застрахованного лица, то есть до 07.10.1997 г. а именно: период учёбы в Калужском медицинском училище с 01.09.1982 г. по 25.11.1984 г.; период работы в Калужском медицинском училище с 26.11.1984 г. по 21.08.1986 г.; период учёбы в Калужском педагогическом институте с 01.09.1986 г. по 05.07.1991 г.; период работы в Калужской городской больнице с 19.08.1991 г. по 14.10.1991 г.; период работы в совхозе — техникуме «Калужский» с 21.10.1991 г. по 31.12.1996 г. отражены в Выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, соответственно учитываются при назначении пенсии, а остальные периоды не отражены в связи с не начислением и не оплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхованием и не подтверждены сведениями индивидуального персонифицированного учёта.

В соответствии с п.5 ст. 14.2 Закона Московской области от 23.03.2006 г. № 2006-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Московской области» бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте Московской области (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок, на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, на Московском метрополитене предоставляется лицам, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, обходимый для назначении страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Поскольку при рассмотрении дела судом установлено, что у истца отсутствует необходимое количество страхового стажа для оформления статуса предпенсионера, оснований для удовлетворения исковых требований в части обязания Министерства социального развития населения Московской области выдать Ильиной М.А. социальную карту жителя Московской области с правом бесплатного проезда на общественном городском транспорте и пригородных электричках, установленного для жителей Московской области, обладающим статусом предпенсионера судом также не установлено.

Иных требований по данному гражданскому делу не заявлено.

Таким образом, по указанным выше обоснованиям, рассматриваемый в данном гражданском деле исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.

руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ суд

р е ш и л :

В удовлетворении иска Ильиной Марины Анатольевны к Главному Управлению Пенсионного Фонда России №7 по г. Москве и Московской области Управлению №1 по городскому округу Балашиха Московской области, Министерству социального развития населения Московской области о включении периодов работы в страховой стаж для расчета пенсии по старости, обязании предоставить меру социальной поддержки отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Т.К.Двухжилова

Решение принято в окончательной форме 13.04.2021г.

Судья Т.К.Двухжилова

КОПИЯ ВЕРНА

Решение не вступило в законную силу

Подлинник решения находится в материалах гражданского дела 2-972/2021

в производстве Балашихинского городского суда

УИД 50RS0001-01-2020-008296-65

Судья

Секретарь