Дело №
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
23 декабря 2022 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Буянтуевой Т.В.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социального развития Московской области о признании решения незаконным, обязать назначить и выплатить денежную компенсацию,
у с т а н о в и л:
Истец обратился в суд с настоящим иском к ответчику, указывая на то, что решениями Окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №№, № истцу было отказано в предоставлении государственной услуги по организации отдыха и оздоровления несовершеннолетних детей, являющихся членами многодетной семьи. Данные решения административного ответчика были истцом обжалованы в Министерство социального развития <адрес>, согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ истцу рекомендовано повторно обратиться к ответчику с пакетом необходимых документов, что было сделано истцом, однако решением Окружного управления социального развития № Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ истцу вновь отказано в предоставлении данной государственной услуги. Основанием для отказа в предоставлении данной государственной услуги согласно оспариваемым решениям административного ответчика явилось «Отсутствие сведений, подтверждающих доходы членов семьи за 3 последних календарных месяца, предшествующих 4-м календарным месяцам подачи заявления». Согласно п.п. 6 п. 51 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей (утв. постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№) основаниями для отказа в предоставлении частичной или полной компенсации стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха детей и их оздоровления являются отсутствие сведений, подтверждающих доходы членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих четырем календарным месяцам подачи заявления о компенсации стоимости путевки. При этом, согласно п.п. 53-55 вышеназванного Порядка необходимость предоставления сведений, подтверждающих доходы членов семьи заявителя, обусловлена определением размера компенсации стоимости путевки (полная или частичная). Так, согласно п. 53 Порядка полная компенсация стоимости путевки в организации отдыха детей и их оздоровления и санаторно-курортные организации предоставляется для детей из семей со среднедушевым доходом, не превышающим величины прожиточного минимума в <адрес> на душу населения. Такие сведения, подтверждающие среднедушевой доход семьи истца, не превышающий величины прожиточного минимума в <адрес> на душу населения, были предоставлены ответчику в полном объеме. Вместе с заявлениями о выплате компенсации стоимости путевок через портал РПГУ были предоставлены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица по форме СЗИ-ИЛС, подтверждающие доход истца (нулевой) от трудовой деятельности за соответствующий период 2022 г., а также справка о доходах по форме 2-НДФЛ по месту работы супруга истца ФИО2 (нулевой доход). Кроме того, поскольку административным ответчиком в нарушение п.п. 45 и 46 Постановления Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ№ для рассмотрения заявлений в рамках межведомственного взаимодействия в ФНС не запрошены сведения, подтверждающие доходы членов семьи, то истец предоставила самостоятельно ответчику выписку из ЕГРЮЛ в отношении ООО «МИКРОКРЕДИТНАЯ КОМПАНИЯ ФИНАНСОВЫЙ УРОВЕНЬ» (ИНН 7702457168), где истец является учредителем с долей в уставном капитале юридического лица в размере 12 500 руб., с целью запроса административным ответчиком из ФНС сведений о доходах в 2022 году от данной предпринимательской деятельности (нулевой доход). Вместе с тем, административным ответчиком не учтено, что у истца за соответствующий период имеется доход в виде получения ежемесячных денежных выплат на троих несовершеннолетних детей согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и Постановлению Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, административным ответчиком в нарушение п.п. 6 п. 51 Постановления Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ№ необоснованно отказано в предоставлении государственной услуги о выплате компенсации стоимости путевок по оздоровлению несовершеннолетних детей истца из многодетной семьи, поскольку все необходимые сведения, подтверждающие доход членов многодетной семьи, были предоставлены в полном объеме. Факт наличия у истца (без учета выплат на детей) и супруга истца «нулевого» дохода за 3 месяца, предшествующего 4-м месяцам подачи заявлений, не может являться основанием для отказа в предоставлении данной услуги, поскольку согласно требованиям действующего законодательства основанием для отказа в выплате указанной компенсации является «отсутствие сведений, подтверждающих доходы членов семьи...», а не «отсутствие доходов..» (правило «нулевого дохода»), как, например, в случае с пособием на детей от 3 до 7 лет согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (см. подпункт «ж» пункта 16) или от 8 до 17 лет согласно требований Постановления Правительства РФ № от 09.04.2022 (см. подпункт «л» пункта 21). Необходимо отметить, что формулировка «нулевого дохода» официально применяется административным ответчиком, в том числе на его официальном сайте в сети Интернет при разъяснении порядка назначения пособия на детей, и соответственно признается административном ответчиком как доход, а потому при предоставлении сведений, подтверждающих «нулевой» доход членов семьи истца, административный ответчик не имел права отказать в предоставлении спорной государственной услуги. При этом, в формулировке «сведения, подтверждающие доходы...» заложено следующее смысловое значение: во-первых в основу формулировки на первое место поставлено именно «сведения» как таковые (на бумажном или электронном носителе информации), а не «доходы» и во-вторых данными сведениями необходимо подтвердить либо наличие либо отсутствие доходов с целью определения размера компенсации (частичная или полная), так как в формулировке «подтверждающие доходы..» об этом прямо не указано, на конкретный случай (т.е. после слова «подтверждающие» не указано слово «наличие» или «отсутствие»). Поэтому законодатель указал именно данную формулировку в таком виде, отказавшись от формулировки «отсутствие доходов», как в случае с предоставлением государственных услуг в рамках Постановления Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 (см. подпункт «ж» пункта 16) и Постановления Правительства РФ № от 09.04.2022 (см. подпункт «л» пункта 21), где действует правило «нулевого дохода» в отличие от Постановления Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ№, где это правило напротив не применяется. В связи с чем истец просит признать решения Окружного управления социального развития № Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ №№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконными и необоснованными, отменить данные решения, обязать административного ответчика пересмотреть заявления административного истца, по которым приняты оспариваемые решения.
В судебном заседании истец, его представитель уточнили исковые требования и просили признать решения незаконными, обязать ответчика назначить и выплатить истцу компенсацию детских путевок.
Ответчик Министерство социального развития Московской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск.
Суд, выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Окружное управление социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области является территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области.
Управление не является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет свою деятельность на основании Положения о структурных подразделениях Министерства социального развития Московской области, утвержденного приказом Министра социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№.
Управление реализует свои функции в пределах полномочий, указанных в вышеупомянутом Положении, представляя интересы Министерства социального развития Московской области в органах государственной власти, местного самоуправления и судах.
В Московской области отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семье и детям в Московской области регулируется Законом Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" (далее - Законом Московской области от 12.01.2006 N 1/2006-03).
В целях реализации Закона Московской области N 1/2006-03 "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" был подготовлен Порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия детям-инвалидам в Московской области, утвержденный Постановления Правительства МО от 28.06.2022г. № 679/23 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей" (далее - Порядок), который регулирует правоотношения, связанные с предоставлением отдельным категориям детей, имеющим место жительства в Московской области, мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления за счет средств бюджета Московской области на соответствующие цели.
Согласно пункту 2 данного Порядка мера социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления детей реализуется в следующих формах:
1) обеспечения бесплатными путевками в организации отдыха детей и их оздоровления;
2) обеспечения бесплатными путевками в санаторно-курортные организации;
3) частичной или полной компенсации стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха детей и их оздоровления (далее - компенсация стоимости путевки);
4) предоставления бесплатного проезда на междугородном транспорте к местонахождению санаторно-курортной организации и организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с частью 1 статьи 16 Закона Московской области N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области".
Согласно пункту 3 главы 1 Порядка мера социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления детей назначается детям, имеющим в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Московской области, Законом Московской области N 1/2006-03 право на получение компенсации стоимости путевки по нескольким основаниям, компенсация стоимости путевки предоставляется по одному из оснований по выбору родителей (законных представителей).
В соответствии с пунктом 7, 8 главы 2 при обращении посредством РПГУ к заявлению о предоставлении бесплатной путевки в организации отдыха детей и их оздоровления должны быть приложены следующие документы и сведения в виде электронных образов:
• документ о рождении ребенка (детей), выданный компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык - в случае регистрации акта гражданского состояния о рождении ребенка вне пределов территории Российской Федерации;
• документ о заключении брака или о расторжении брака, выданный компетентным органом иностранного государства, и его нотариально удостоверенный перевод на русский язык - в случае регистрации или расторжения брака вне пределов территории Российской Федерации;
• сведения, подтверждающие доходы членов семьи ребенка за три последних календарных месяца, предшествующих четырем календарным месяцам подачи заявления на получение бесплатной путевки в организации отдыха детей и их оздоровления, - для лиц, указанных в подпункте 4 пункта 5 Порядка;
• согласие субъектов персональных данных, указанных в заявлении о предоставлении бесплатной путевки в организации отдыха детей и их оздоровления, на обработку персональных данных.
Для целей настоящего Порядка под электронным образом документа понимается документ на бумажном носителе, преобразованный в электронную форму путем сканирования или фотографирования и полностью воспроизводящий подлинник документа.
Заявление о предоставлении бесплатной путевки в организации отдыха детей и их оздоровления может быть подано заявителем лично или через уполномоченного в установленном законодательством Российской Федерации порядке представителя (далее -представитель).
В случае подачи заявления о предоставлении бесплатной путевки в организации отдыха детей и их оздоровления представителем дополнительно к заявлению должны быть приложены: электронный образ документа, подтверждающего полномочия представителя действовать от имени заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации; паспорта или иного документа, удостоверяющего личность представителя в соответствии с законодательством Российской Федерации; согласие на обработку персональных данных представителя.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ФИО1 и ФИО2 являются родителями несовершеннолетних ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Данная семья является многодетной, о чем выдано удостоверение многодетной семьи №.
Данные обстоятельства ответчиком не оспаривались.
Истица указала, что неоднократно обращалась в Окружное управление № 1 Министерства социального развития Московской области по вопросу выплаты компенсации стоимости путевки как меры социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления за счет средств бюджета Московской области.
Решениями ответчика от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 отказано по причине отсутствия сведений, подтверждающих доходы членов семьи ребенка за три последних календарных месяца, предшествующих четырем календарным месяцам подачи заявления.
В своих письменных возражениях ответчик указывает, что отсутствовали сведения о доходах заявителя за апрель и июнь 2022 г., кроме того представленные сведения о доходах не подтверждаются данными СМЭВ-запросов из ФНС.
Согласно п.п. 6 п. 51 Постановления Правительства МО от 28.06.2022 г. № 679/23 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей" основаниями для отказа в предоставлении частичной или полной компенсации стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха детей и их оздоровления являются:
1) отсутствие у ребенка права на частичную или полную компенсацию, стоимости путевки в санаторно-курортные организации и организации отдыха детей и их оздоровления в соответствии с Законом Московской области N 1/2006-03;
2) наличие в документах, представленных заявителем (представителем), информации, противоречащей сведениям, содержащимся в документах, находящихся в ведении органов власти;
3) представление заявителем (представителем) неполного комплекта документов, указанных в пунктах 43, 44 Порядка;
4) подача заявления лицом, не имеющим полномочий представлять интересы заявителя;
5) отзыв заявления по инициативе заявителя (представителя);
6) отсутствие сведений, подтверждающих доходы членов семьи за три последних календарных месяца, предшествующих четырем календарным месяцам подачи заявления о компенсации стоимости путевки.
Суд не может согласиться с возражениями ответчика по следующим основаниям
Из письменных возражений ответчика следует, что обращения истца датированы ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, а решения ответчиком приняты от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
Поскольку в решениях нет ссылки на дату обращения, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые истцом решения приняты на обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ
Согласно материалам дела истцом представлены вместе с заявлением следующие документы: справка о доходах ФИО1 за январь, февраль, март 2022 г., справка о доходах ФИО2 за <данные изъяты><данные изъяты> на ФИО2 за период январь-август 2022 г.
При таких обстоятельствах доводы ответчика о том, что отсутствовали сведения о доходах заявителя ФИО1 за апрель и июнь 2022 г. необоснованы, т.к., подавая заявление ДД.ММ.ГГГГ, заявитель должен был предоставить сведения о доходах за период январь-февраль-март 2022 г., что заявителем и было сделано.
Согласно ответу Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО1 сообщается, что решения об отказе вынесены Окружным управлением № в виду отсутствия сведений подтверждающие доходы членов семьи ребенка за три последних календарных месяца, предшествующих четырем календарным месяцам подачи заявления, рекомендовано повторно обратиться с приложением всех необходимых электронных образов документов.
Выполняя данные рекомендации истец повторно обратилась, но получила отказ по тем же основаниям.
Ссылка ответчика на то обстоятельство, что представленные сведения о доходах не подтверждаются данными СМЭВ-запросов из ФНС, не может быть принята судом во внимание, т.к. такого основания отказа во всех оспариваемых решениях не указано, однако такое самостоятельное основание для отказа предусмотрено п.п. 6 п. 51 Постановления Правительства МО от 28.06.2022 г. № 679/23 "Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления отдельных категорий детей".
Такое основание указано в решении об отказе от ДД.ММ.ГГГГ, приложенное ответчиком к письменным возражениям, но данное решение истцом не оспаривается.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать решения Окружного управления социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ№, 330692, 330688 и от ДД.ММ.ГГГГ№ незаконными.
Обязать Окружное управление социального развития № 1 Министерства социального развития Московской области назначить ФИО1 и выплатить компенсацию стоимости путевок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Балашихинский городской суд Московской области в течение месяца.
Судья Буянтуева Т.В.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ
Судья Буянтуева Т.В.