Дело №2а-5840/2017 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2017 года
Балашихинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Быстряковой О.А.,
при секретаре судебного заседания Джабуа Ж.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Азимов Фуркатджон Абдуалиевич к Министерству юстиции РФ об отмене распоряжения «О нежелательности пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы»,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец Азимов Фуркатджон Абдуалиевич обратился в суд с настоящим административным иском к административным ответчику Министерству юстиции РФ об отмене распоряжения «О нежелательности пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», указывая на то, что он женат на гражданке России. После года официального брака они подали документы на получение РВП по месту жительства в республике Башкортостан. Им его дали. Потом через год они подали документы на получение вида на жительство, пришел отказ и через месяц аннулировали РВП, в котором было написано, что у данного человека есть непогашенная судимость. В 2011 году он выезжал из РФ для того, чтобы получить категории на водительское удостоверение и работать на территории РФ водителем. Он приехал в РФ и начал работать водителем автобуса. Потом они поженились, у них родился сын, гражданин РФ. Он проживает совместно с семьей уже более 5 лет. Все это время у него нет даже административных штрафов, он ведет добропорядочный образ жизни, после аннулирования РВП, получил патент и работает по патенту. Он решил в этом году подать документы на получение РВП, но в связи с тем, что судимость его не погашена, ему отказали, указав, что есть запрет на въезд по статье о нежелательности нахождения его здесь по старой фамилии, он в анкете писал о смене фамилии. У него не было на руках распоряжения Министерства юстиции. Он обратился в Минюст за разъяснениями, после чего и было выдано ему на руки распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ№ о нежелательности пребывания его на территории РФ, потому что у него есть судимость. Распоряжение почему выдано сроком до 2018 года. Он обратился по месту жительства в суд с ходатайством о снятии судимости, получил постановление о снятии судимости от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время он считает, что его пребывание на территории РФ не создает реальной угрозы общественному порядку, правам и интересам граждан РФ, поскольку он в полном объеме отбыл назначенное ему наказание, полностью осознал свою вину, в настоящее время ведет добропорядочный образ жизни. В республике Таджикистан родственников у него не осталось, ехать ему некуда. У него есть семья, жилье, работа, он платит налоги в РФ и является законопослушным гражданином, от правоохранительных органов не скрывается. Он с супругой купили квартиру в ипотеку в г. Балашихе, ему предлагают хорошую работу, но при наличии гражданства.
Административный истец Азимов Фуркатджон Абдуалиевич просит суд отменить распоряжение Министерства юстиции «О нежелательности пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» №-р от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание административный истец Азимов Фуркатджон Абдуалиевич явился, административный иск поддержал.
Административный ответчик Министерство юстиции РФ своего представителя в судебное заседание не направил, о слушание дела извещен надлежащим образом (л.д. 55, 63-64), представил письменные возражения на административное исковое заявление, ходатайствовал о рассмотрение дела в отсутствии их представителя (л.д. 56-58).
С учетом мнения административного истца, суд определил возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика, извещенного о слушание дела.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, закреплено в ч. 1 ст. 27 Конституции РФ.
Частью второй названной статьи установлено, что каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.03.2003 N 3-П, закрепленные федеральным законом в отношении лиц, имеющих судимость, дополнительные обременения, обусловленные общественной опасностью таких лиц, связаны с обязанностью нести ответственность за виновное поведение.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если: это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения; иностранный гражданин или лицо без гражданства имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления на территории Российской Федерации либо за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом.
Если въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства ограничен по основаниям, предусмотренным п. п. 2, 3 и 7 части первой настоящей статьи, органы пограничного контроля и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальный орган в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, проставляет соответствующую отметку в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства.
Согласно ст. 25.10 указанного Закона, в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации. Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 года N 199 "Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лица без гражданства в Российской Федерации и перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации" Министерство юстиции РФ входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
Полномочия Министерства юстиции РФ по принятию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, осужденных судами Российской Федерации к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, содержатся в Положении о Министерстве юстиции РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1313.
Порядок подготовки документов и принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства регламентируется Инструкцией о порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы, утвержденной Приказом Министерства юстиции от 20 августа 2007 года N 171.
Семья и семейная жизнь, относясь к ценностям, находящимся под защитой Конституции Российской Федерации и международных договоров России, не имеют, однако, безусловного во всех случаях преимущества перед другими конституционно значимыми ценностями, а наличие семьи не обеспечивает иностранным гражданам бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений (особенно массовых) и практике уклонения от ответственности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2014 г. N 628-О).
Статья 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 4 ноября 1950 г.), признавая право каждого на уважение его личной и семейной жизни, не допускает вмешательства со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности, защиты прав и свобод других лиц.
Приведенные нормативные положения в их интерпретации Европейским Судом по правам человека не препятствуют государству в соответствии с нормами международного права и своими договорными обязательствами контролировать въезд иностранцев, а равно их пребывание на своей территории (Постановления от 28 мая 1985 г. по делу "Абдулазиз, Кабалес и Балкандали (Abdulaziz, Cabales and Balkandali) против Соединенного Королевства", § 68; от 19 февраля 1996 г. по делу "Гюль (Gul) против Швейцарии", § 38; от 10 марта 2011 г. по делу "К. (Kiyutin) против России", § 53 и др.). Европейский Суд по правам человека пришел к выводу о том, что названная Конвенция не гарантирует иностранцам право въезжать в определенную страну или проживать на ее территории и не быть высланными, указав, что лежащая на государстве ответственность за обеспечение публичного порядка обязывает его контролировать въезд в страну; вместе с тем решения в этой сфере, поскольку они могут нарушить право на уважение личной и семейной жизни, охраняемое в демократическом обществе статьей 8 названной Конвенции, должны быть оправданы насущной социальной необходимостью и соответствовать правомерной цели (Постановления от 21 июня 1988 г. по делу "Беррехаб (Berrehab) против Нидерландов", § 28; от 24 апреля 1996 г. по делу "Бугханеми (Boughanemi) против Франции", § 41; от 26 сентября 1997 г. по делу "Эль-Бужаиди (El Boujaidi) против Франции" и др.).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 сменил фамилию на ФИО8, что подтверждается справкой начальника ОВД МВД республики Таджикистан ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 28).
10.06.2005 года Черемушкинским районным судом г. Москвы Азимов (Набиев) Ф.А. осужден за совершение умышленных преступлений, предусмотренных ст. 228-1 ч. 2 п. «б» УК РФ к 6 шести годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима, без штрафа.
Распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации N 6066-р от 10.08.2010 года "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" пребывание (проживание) в Российской Федерации гражданина республики Таджикистан Азимова (Набиева) Ф.А. признано нежелательным (л.д. 59).
ДД.ММ.ГГГГ между Азимов Фуркатджон Абдуалиевич, гражданином Таджикистана и ФИО5, гражданкой России заключен брак, что подтверждается свидетельством о заключении брака, выданным Балашихинским отделом ЗАГС Главного управления ЗАГС Московской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16).
От брака стороны имеют несовершеннолетнего ребенка ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 19).
Постановлением Балашахинского горсуда Московской области от 03.08.2017 года с Азимова (Набиева) снята судимость по приговору Черемушкинского районного суда г. Москвы от 10.06.2005 года (л.д. 34).
Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд полагает, что административный иск Азимов Фуркатджон Абдуалиевич к Министерству юстиции РФ об отмене распоряжения «О нежелательности пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», не подлежит удовлетворению, поскольку распоряжение Министерства юстиции РФ о нежелательности пребывания (проживания) ФИО8 (Набиева) Ф.А. в РФ издано уполномоченным на то органом, с соблюдением требований закона и иных нормативных правовых актов, регулирующих порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, без нарушения прав административного истца. ФИО8 (Набиев) Ф.А., являясь гражданином республики Таджикистан, совершил на территории РФ тяжкое преступление, ввиду чего был привлечен к уголовной ответственности, на основе этого Министерством юстиции РФ сделан обоснованный вывод о нежелательности пребывания указанного иностранного гражданина на территории РФ. Данное распоряжение издано 10.08.2010 года, то есть до заключения брака с гражданкой РФ (брак заключен 21.04.2012 года) и до рождения ребенка (28.11.2014 года рождения). Само по себе наличие у ФИО8 (Набиева) Ф.А. на территории РФ супруги и ребенка не влечет в безусловном порядке отмену решения о нежелательности пребывания на территории РФ, нарушающим его права на уважение личной и семейной жизни, поскольку оно принято с учетом степени общественной опасности деяний ФИО8 (Набиева) Ф.А., с соблюдением вытекающих из Конституции РФ требований справедливости, соразмерности и не противоречит правовой позиции, изложенной в определении Конституционного суда РФ от 02.03.2006 года № 155-О.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
Решил:
В удовлетворении административного иска Азимов Фуркатджон Абдуалиевич к Министерству юстиции РФ об отмене распоряжения «О нежелательности пребывания в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» №-р от ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мособлсуд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, через Балашихинский городской суд Московской области.
Федеральный судья О.А.Быстрякова