Дело № 2-5071/2017 г.
РЕШЕНИЕ СУДА
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2017 г.
Балашихинский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Буянтуевой Т.В.,
при секретаре Алексеевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игошина Романа Викторовича к Министерству социального развития Московской области в лице Балашихинского Управления социальной защиты населения об обязании выплатить государственную социальную помощь и взыскании судебных расходов,
установил:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ начальником Балашихинского управления социальной защиты населения были совершены следующие незаконные действия, а именно: принято незаконное решение об отказе в назначении государственной социальной помощи семье истца. Неправомерные действия Балашихинского управления социальной защиты населения подтверждаются следующим: ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ истец подал заявление с просьбой о назначении и выплате государственной социальной помощи семье истца. При этом в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Законом Московской области от ДД.ММ.ГГГГ N 189/2013-03 «О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области», ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 134-Ф3 "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" истец представил все документы, подтверждающие право на получение данной помощи. Старший сын истца от первого брака - Александр проживает с истцом, алименты на него от бывшей жены истец не получает, так как она нигде не работает и дохода не имеет. В суд на взыскание алиментов с бывшей жены истец не обращался, так как в связи с отсутствием у нее дохода и невозможностью по этой причине уплаты ею алиментов, это не приведет к увеличению дохода семьи истца. Таким образом, исчерпывающими документами, подтверждающими сведения о доходах семьи истца, являются справки о доходах истца и доходах его жены. Других доходов семья истца не имеет. Кроме того, истцом были представлены следующие документы: корпия паспорта бывшей жены, свидетельство о расторжении брака с бывшей женой, копия свидетельства о заключении нового брака бывшей женой, справка Пенсионного фонда об отсутствии доходов у бывшей жены, справка Фонда занятости населения о неполучении бывшей женой пособия по безработице, пояснение о том, что алименты на содержание старшего сына Игошина А.Р. от бывшей жены истец не получает в связи с отсутствием у нее дохода. ДД.ММ.ГГГГ истец получил отказ в предоставлении государственной социальной помощи с мотивировкой «недостаточно документов для получения МСП, нет алиментов на старшего ребенка от матери». Вынесенное решение об отказе в назначении и выплате государственной социальной помощи, по мнению истца, является незаконным, ответчик подошел к рассмотрению данного вопроса формально, не вникнув суть проблемы, семья истца имеет право на получение государственной социальной помощи начиная с ноября 2016 г., так как по независящим причинам среднедушевой доход семьи истца ниже величины прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для социально-демографических групп населения. Все необходимые документы, в том числе подтверждающие сведения о доходах семьи истца за три месяца, предшествующих месяцу обращения, истец представил. В связи с чем истец просит обязать ответчика назначить и выплатить государственную социальную помощь с ноября 2016 г. по месяц вынесения судебного решения, взыскать судебные расходы.
В судебном заседании истец Игошин Р.В. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства социального развития Московской области в лице Балашихинского Управления социальной защиты населения в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Защита семьи, материнства, отцовства и детства в силу подпункта "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В статье 1 ФЗ от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2017) "О государственной социальной помощи" указано, что государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.
Статья 2 выше названного закона гласит, что законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 закона предусмотрено, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные настоящим Федеральным законом, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Порядок определения величины прожиточного минимума малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
В случае, если в субъекте Российской Федерации не установлены величины прожиточных минимумов, используются величины прожиточных минимумов, установленных Правительством Российской Федерации.
Также ст. 8 предусмотрено, что государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
1.1. Сведения о назначении малоимущей семье или малоимущему одиноко проживающему гражданину государственной социальной помощи предоставляются органом социальной защиты населения по межведомственному запросу органа, уполномоченного на предоставление государственной или муниципальной услуги, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
2. Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается по представленному в форме электронного документа либо письменной форме в органы социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания либо через многофункциональный центр заявлению гражданина от себя лично (для малоимущих одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо (за исключением случаев оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта) заявлению опекуна, попечителя или другого законного представителя гражданина, в котором указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности, а также сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 настоящего Федерального закона.
Представленные заявителем сведения могут быть подтверждены посредством дополнительной проверки (комиссионного обследования), проводимой органом социальной защиты населения самостоятельно.
Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах, в соответствии с законодательством.
Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено в письменной форме заявителю органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и представления им необходимых документов. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) органом социальной защиты населения представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) данный орган должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. В таком случае окончательный ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
4. Порядок расчета среднедушевого дохода и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается федеральным законом, а до его принятия - Правительством Российской Федерации.
Согласно ст. 9 этого же федерального закона, в случае представления заявителем неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности орган социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания отказывает заявителю в назначении государственной социальной помощи.
Отказ в назначении государственной социальной помощи по этим основаниям заявитель может обжаловать в вышестоящий орган социальной защиты населения и (или) в суд.
Согласно ст. 2 Закона Московской области от 30.12.2013 N 189/2013-ОЗ (ред. от 23.03.2015) "О государственной социальной помощи и экстренной социальной помощи в Московской области" получателями государственной социальной помощи являются:
малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения);
семьи, состоящие из граждан, являющихся пенсионерами и одиноко проживающие граждане, являющиеся пенсионерами, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 150 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей основной социально-демографической группы населения;
семьи, состоящие из ветеранов Великой Отечественной войны, и одиноко проживающие ветераны Великой Отечественной войны, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже 200 процентов величины прожиточного минимума, установленной в Московской области для соответствующей социально-демографической группы населения.
2. Получателями государственной социальной помощи, оказываемой на основании социального контракта являются малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величин прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для основных социально-демографических групп населения (соответствующей основной социально-демографической группы населения).
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ Игошин Р.В. подал заявление с просьбой о назначении и выплате государственной социальной помощи семье истца с приложением всех необходимых документов, т.к. по независящим причинам среднедушевой доход семьи истца ниже величины прожиточных минимумов (величины прожиточного минимума), установленных (установленной) в Московской области для социально-демографических групп населения.
ДД.ММ.ГГГГ истец получил отказ Балашихинского управления социальной защиты населения в предоставлении государственной социальной помощи с мотивировкой «недостаточно документов для получения МСП, нет алиментов на старшего ребенка от матери».
Доводы истца о том, что все необходимые документы, в том числе подтверждающие сведения о доходах семьи истца за три месяца, предшествующих месяцу обращения, истец представил в полном объеме, указание ответчика на то, что отсутствуют документы, подтверждающие взыскание алиментов от матери на старшего сына истца, суд находит необоснованными по следующим основаниям.
Согласно материалам дела:
Игошин А.Р. родился ДД.ММ.ГГГГ, отец – Игошин Р.В., мать – Игошина Н.В., что подтверждается свидетельством о рождении.
Брак между Игошиным Р.В. и Игошиной Н.В. прекращен ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о расторжении брака.
Согласно выписке из домовой книги Игошин А.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрирован с отцом Игошиным Р.В. по адресу: <адрес>.
Из письменных пояснений истца следует, что алименты на содержание сына Игошина А.Р. с матери ребенка истец не получает, т.к. она нигде не работает и не имеет дохода.
В судебном заседании истец пояснил, что не подавал на взыскание алиментов, т.к. бывшая супруга не имеет дохода, что подтвердил документально.
Согласно ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно.
Родители вправе заключить соглашение о содержании своих несовершеннолетних детей (соглашение об уплате алиментов) в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса.
2. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Анализируя выше приведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что ссылка истца не состоятельна, следовательно, отказ ответчика в назначении и выплате истцу государственной социальной помощи по причине непредоставления полного пакета документов, а именно сведений, подтверждающих доходы семьи истца правомерен.
На основании изложенного исковые требования истца необоснованны и не подлежат удовлетворению.
В силу ст. 98 ГПК РФ не подлежат взысканию судебные расходы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Игошина Романа Викторовича к Министерству социального развития Московской области в лице Балашихинского Управления социальной защиты населения об обязании выплатить государственную социальную помощь и взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение одного месяца в апелляционном порядке через Балашихинский суд.
Федеральный судья Буянтуева Т.В.
Мотивированное решение изготовлено 20.12.2017 г.
Судья Буянтуева Т.В.