Дело № 2а-2748(2)/2018 64RS0004-01-2018-003381-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24.10.2018 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе
судьи Курцевой И.А.,
при секретаре судебного заседания Максимовой А.М.,
с участием:
административного истца Мазуркевича Д.Н.,
его представителя адвоката Козурмановой Т.Ю.,
представителя административных ответчиков: Призывную комиссию Балаковского муниципального района Саратовской области, Военного комиссариата Саратовской области – Сунна Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мазуркевича Д.Н. к Призывной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области, Военному комиссариату Саратовской области о признании незаконным решения о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу до 30.06.2018 года,
установил:
Мазуркевич Д.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным решение Призывной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области по предоставлению Мазуркевич Д.Н. отсрочки от призыва на военную службу до 30.06.2018 года, мотивировав свои требования следующим.
С 01.09.2017 года Мазуркевич Д.Н. обучается по очной форме обучения в ГАПОУ СО «Балаковский политехнический техникум» по специальности 130105 «Электромонтер по техническому обслуживанию и эксплуатации распределительных сетей», со сроком обучения 1 год 10 месяцев. Следовательно, Мазуркевич Д.Н. имеет право на отсрочку от призыва на военную службу в период освоения образовательной программы.
19.09.2018 года Мазуркевичу Д.Н. была вручена повестка о необходимости явиться в военный комиссариат города Балаково 02.10.2018 года к 8 часам для призыва на военную службу, хотя ранее им была предоставлена справка о продолжении обучения.
20.09.2018 года Мазуркевич Д.Н. обратился в военкомат г. Балаково с заявлением о предоставлении выписки из протокола заседания призывной комиссии о принятом в отношении административного истца решении. 24.09.2018 года Мазуркевич Д.Н. получил выписку, из которой узнал, что на заседании Призывной комиссии Балаковского муниципального района Саратовской области, которое состоялось 17.11.2017 года и было оформлено протоколом № 14, Мазуркевич Д.Н. был признан годным к военной службе, ему была предоставлена отсрочка только до 30.06.2018 года.
Административный истец считает данное решение административного ответчика незаконным, поскольку она нарушает его право на получение среднего профессионального образования.
Административный истец и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования по вышеуказанным основаниям. Мазуркевич Д.Н. дополнительно объяснил, что обучается в ГАПОУ СО «Балаковский политехнический техникум» по специальности «Электромонтер по техническому обслуживанию и эксплуатации распределительных сетей» после окончания 11 класса в группе для обучающихся на базе основного общего образования (9 классов), поскольку по данной специальности не создана группа для обучающихся на базе среднего общего образования. Срок окончания его обучения 30.06.2019 года. В случае его призыва в армию, он не сможет продолжить обучение по той же специальности, поскольку создание групп по этой специальности не предусмотрено.
Он присутствовал на заседании Призывной комиссии осенью 2017 года, где ему сообщили о предоставлении отсрочки до 30.06.2018 года. Осенью 2018 года он прошел медицинскую комиссию, предоставил в военкомат справку об обучении и в устной форме был уведомлен о том, что вопрос о предоставлении отсрочки будет разрешен на заседании призывной комиссии.
Представитель Козурманова Т.Ю. пояснила, что Мазуркевич Д.Н. обучается в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию, срок окончания обучения составляет 30.06.2019 года, следовательно, до указанной даты Мазуркевич Д.Н. имеет право на получение отсрочки от призыва на военную службу. То есть действия призывной комиссии по непредставлению отсрочки до 30.06.2019 года незаконны, поскольку не учтены изменения в обучении призывника. Это не его вина, что он обучается в группе, созданной на базе основного общего образования при отсутствии групп обучения на базе среднего общего образования. Срок обращения в суд с настоящим административным иском административным истцом не пропущен, поскольку после предоставления последней справки о продолжении обучения он рассчитывал на то, что Призывная комиссия вновь будет рассматривать вопрос о предоставлении ему отсрочки.
Определением Балаковского районного суда от 27.09.2018 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Военный комиссариат Саратовской области (л.д. **).
Представитель административных ответчиков Сунна Н.П. просила отказать в удовлетворении административного иска по основаниям, указанным в письменных возражениях (л.д. *), из которых следует, что согласно действующему законодательству о призыве и военной службе право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане, обучающиеся по очной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию по программам среднего специального образования государственных образовательных учреждениях, - в период освоения указанных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных ФГОС. Мазуркевич Д.Н. окончил МАОУ «СОШ № 26» в июне 2017 года, получив аттестат о среднем полном общем образовании, в августе 2017 года поступил в ГАПОУ СО «Балаковский политехнический техникум». Мазуркевич Д.Н. обучается по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) 130105 «Электромонтер по техническому обслуживанию и эксплуатации распределительных сетей», срок получения среднего профессионального образования по указанной специальности на базе среднего общего образования составляет 10 месяцев согласно требованиям ФГОС, утвержденным Приказом Минобразования от 10.01.2018 года № 4 (ранее Приказом от 02.08.2013 года № 736). С учетом установленного законодательством срока получения вышеуказанной специальности оспариваемым решением административному истцу была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 30.06.2018 года, что свидетельствует о законности указанного решения.
Кроме того, Мазуркевичем Д.Н. не соблюден установленный частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании решения Призывной комиссии от 17.11.2018 года. Административный истец присутствовал на заседании Призывной комиссии, ему было объявлено принятое решение, он вправе был его обжаловать в течение трех месяцев со дня принятия оспариваемого решения, но обратился в суд по истечении указанного срока.
Представитель заинтересованного лица ГАПОУ СО «Балаковский политехнический техникум» в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. /).
Руководствуясь положениями статьи 226 КАС РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной.
Суд, заслушав объяснения административного истца и представителей сторон, исследовав письменные доказательства, не находит оснований для удовлетворения административного иска в силу следующего.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со статьей 226 КАС РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу Конституции Российской Федерации в России как демократическом правовом и социальном государстве, обязанностью которого являются признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, охраняется достоинство личности и создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 2; статья 7, часть 1; статья 21, часть 1); права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18), а их равенство гарантируется государством (статья 19, части 1 и 2).
Одной из важнейших функций социального государства, в осуществлении которых участвуют все уровни публичной власти - Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и местное самоуправление, является обеспечение права каждого на образование. Закрепляя в статье 43 (часть 1) данное право и одновременно провозглашая в статье 59 (части 1 и 2) защиту Отечества долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации, в том числе посредством несения военной службы, Конституция Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина, оборону и безопасность, федеральную государственную, включая военную, службу (статья 71, пункты "в", "м", "т"), а к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - общие вопросы воспитания и образования (статья 72, пункт "е" части 1).
Реализуя предоставленные ему статьей 76 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации полномочия в этих сферах, федеральный законодатель предусмотрел в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в качестве одного из основных академических прав обучающихся право на отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую им в связи с получением образования разного вида и уровня в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 8 части 1 статьи 34).
Отсрочка от призыва на военную службу в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является, таким образом, с одной стороны, установленной законом гарантией конституционного права на образование, а с другой, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 21 октября 1999 года N 13-П, - составным элементом также установленного законом порядка реализации конституционной обязанности несения военной службы для определенных категорий граждан, притом что само предоставление отсрочки не означает освобождения от военной службы по призыву.
При регулировании оснований, условий и порядка предоставления отсрочки от призыва на военную службу в связи с обучением в организации, осуществляющей образовательную деятельность, федеральный законодатель наделен достаточно широкой дискрецией, которая, однако, имеет пределы, заданные Конституцией Российской Федерации, обязывающей государство гарантировать равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, а также каких бы то ни было других обстоятельств (статья 19, часть 2). При этом он должен принимать во внимание предписания Конституции Российской Федерации, согласно которым каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2), запрещается издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2), ограничения же прав и свобод человека и гражданина федеральным законом допустимы лишь в той мере, в какой это необходимо в конституционно значимых целях (статья 55, часть 3), и если такие ограничения не посягают на само существо права и не приводят к утрате его основного содержания.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию; гарантируются общедоступность и бесплатность среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (статья 37, часть 1; статья 43, части 2 и 3).
Развивая приведенные конституционные положения, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" предусматривает, что профессиональное образование, представляющее собой вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности, реализуется по следующим уровням образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации (пункт 12 статьи 2, части 3 и 5 статьи 10); лица, имеющие среднее общее образование, допускаются к освоению образовательных программ среднего профессионального образования и к освоению программ высшего образования - программ бакалавриата и программ специалитета (часть 2 статьи 68 и часть 2 статьи 69).
Таким образом, в рамках действующего правового регулирования гражданин, освоивший образовательную программу среднего общего образования и успешно прошедший государственную итоговую аттестацию, имеет возможность самостоятельно выбрать один из возможных вариантов продолжения образования или начать профессиональную деятельность.
Статьей 22 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" предусматривается, что призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе).
На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Призыв граждан на военную службу осуществляется на основании указов Президента Российской Федерации.
Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.
В соответствие с подпунктом «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О воинской обязанности и военной службе" право на отсрочку от призыва на военную службу имеют граждане: обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего общего образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего общего образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; образовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования, - в период освоения указанных образовательных программ, но не свыше сроков получения среднего профессионального образования, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
Мазуркевич Д.Н., * года рождения, состоит на воинском учете в военном комиссариате (города Балаково, Балаковского и Духовницкого районов Саратовской области, муниципальном, 1 разряда), подлежит призыву на военную службу с ноября 2017 года, что подтверждается копией личного дела призывника (л.д. *). Из материалов указанного дела следует, что в июне 2017 года Мазуркевич Д.Н. окончил МАОУ «СОШ № 26» г. Балаково, получив аттестат о среднем (полном) общем образовании. На момент 03.11.2017 года Мазуркевич Д.Н. достиг 18-летнего возраста.
Из письменного сообщения ГАПОУ СО «БПТ» и приложенных к нему документов (л.д. *) следует, что приказом Министерства образования Саратовской области от 03.04.2017 года № 918 «Об утверждении контрольных цифр приема в государственные образовательные учреждения, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет министерство образования Саратовской области, на 2017 год» утверждены контрольные цифры приема ГАПОУ СО «БПТ». Приема граждан на базе среднего общего образования по профессии 13.01.05 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей» не предусмотрено.
Приказом Министерства образования Саратовской области от 30.03.2018 года № 680 «Об утверждении контрольных цифр приема в государственные образовательные учреждения, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет министерство образования Саратовской области, на 2018 год» утверждены контрольные цифры приема ГАПОУ СО «БПТ». Приема граждан на базе среднего общего образования по профессии 13.01.05 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей» не предусмотрено.
В 2019 учебном году и последующие годы планируется обучение студентов техникума по профессии 13.01.05 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей» на базе основного общего образования за счет средств областного бюджета.
Приказом ГАПОУ СО «БПТ» № 198 от 18.08.2017 года на основании личного заявления Мазуркевич Д.Н. был зачислен в число студентов ГАПОУ СО «БПТ» на базе основного общего образования за счет средств областного бюджета на специальность 18.01.33 «Лаборант по контролю качества сырья, реактивов, промежуточных продуктов, готовой продукции и отходов производства (по отраслям» (л.д. *).
Приказом ГАПОУ СО «БПТ» № 247 от 03.10.2017 года Мазуркевич Д.Н. был переведен на 2 курс по специальности 13.01.05 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей» по личному заявлению студента и его матери Мазуркевич Т.В. (л.д. *).
На основании приказа ГАПОУ СО «БПТ» от 04.07.2018 года № 182 Мазуркевич Д.Н. был переведен на следующий курс по специальности 13.01.05 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей» (л.д. 61).
В настоящее время Мазуркевич Д.Н. является студентом 3 курса очной формы обучения группы 60 специальности 13.01.05 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей», срок окончания обучения – 30.06.2019 года (л.д. *).
В соответствии действовавшим на момент вынесения оспариваемого решения Приказом Министерства образования и науки РФ от 02.11.2013 года № 736 и действующим на момент рассмотрения дела Приказом Министерства образования и науки РФ от 10.01.2018 года № 4 установлен федеральные образовательные государственные стандарты обучения, согласно которым срок получения среднего профессионального образования по специальности 13.01.05 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей» составляет 10 месяцев на базе среднего общего образования.
Согласно пункту 5 статьи 28 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О воинской обязанности и военной службе" призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее также - заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Призывная комиссия БМР СО была создана Постановлением Губернатора Саратовской области от 27.09.2017 года № 266 «О призыве в октябре – декабре 2017 года граждан РФ на военную службу.
Решением Призывной комиссии БМР СО от 17.11.2017 года Мазуркевич Д.Н., обучающемуся по очной форме обучения в ГАПОУ СО «БПТ» по специальности 13.01.05 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей» на базе среднего общего образования, была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу по основанию, предусмотренному пунктом «а» части 2 статьи 24 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", до 30.06.2018 года, то есть на срок, не выше установленного ФГОС 10 -месячного срока получения среднего профессионального образования по специальности 13.01.05 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей» (л.д. *).
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что оспариваемое решение является законным.
Оспариваемое решение не нарушает права и законные интересы Мазуркевич Д.Н. на получения среднего профессионального образования после окончания годичного срока воинской службы по призыву, поскольку, как следует из сообщения ГАПОУ СО «БПТ» (л.д. *0) в случае представления административному истцу по его личному заявления академического отпуска на 1 календарный год, он будет восстановлен в число студентов техникума на 3 курс очной формы обучения на бюджетной основы на специальность укрупненной группы 13.00.00 «Электро- теплоэнергетика» в связи с отсутствием на 2019/2020 учебный год на 3 курсе специальности 13.01.05 «Электромонтер по техническому обслуживанию электростанций и сетей».
Кроме того, административным истцом пропущен установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании решения Призывной комиссии от 30.06.2018 года.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно выписке из протокола заседания призывной комиссии от 17.11.2017 года № 14 (л.д. *) Мазуркевич Д.Н. присутствовал на заседании комиссии, следовательно, о принятом решении о предоставлении отсрочки до 30.06.2018 года ему стало известно 17.11.2017 года.
Кроме того, административный истец 13.06.2018 года лично обращался с заявлением, в котором, в числе прочего, Мазуркевич Д.Н. указал об осведомленность о том, что он будет призван на военную службу в июне 2018 года, а также о своем намерении обратиться в суд для восстановления права на предоставления отсрочки от призыва до окончания срока обучения (л.д. *).
В ответ на указанное обращение административному истцу 18.06.2018 года был направлен ответ, также содержащий информацию о том, что оспариваемым решением от 17.11.2017 года предоставлена отсрочка до 30.06.2018 года (л.д. *)
Таким образом, срок для обращения в суд с административным иском об оспаривании решения Призывной комиссии начал исчисляться с 18.11.2017 года и истек 19.02.2018 года (18.02.2018 года выходной день). Административное исковое заявление подано в суд 25.09.2018 года, то есть за истечением трехмесячного срока для оспаривания решения Призывной комиссии.
Ходатайство о восстановлении указанного срока с приложением доказательств уважительности причин его пропуска не заявлено.
В силу части 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
отказать в удовлетворении административного иска.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Саратовского областного суда через Балаковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья И.А. Курцева