Дело № 2а-2-2976/2017
Решение
Именем Российской Федерации
24.10.2017 года город Балаково
Балаковский районный суд Саратовской области в составе судьи Кротова А.В.,
при секретаре судебного заседания Голициной А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Лента» к государственному инспектору труда государственной инспекции труда в Саратовской области Кербицковой Д.С., государственной инспекции труда в Саратовской области, о признании предписания незаконным,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «Лента» (далее – ООО «Лента») обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором просило признать незаконным предписание №* от 31.01.2017 года, выданное в отношении ООО «Лента» государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Саратовской области.
В обоснование требований указало на несогласие с оспариваемым решением ввиду того, что пункт 1 предписания не отвечает критерию исполнимости, составление графика сменности для Зелениной С.С. и доведения до ее сведения за один месяц, не предусмотрено, предписание вынесено государственным инспектором труда по вопросам, не относящимся к его компетенции, а потому является незаконным.
Административный истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик государственный инспектор труда Государственной инспекции труда в Саратовской области Кербицкова Д.С., представитель ответчика Государственной инспекции труда в Саратовской области, в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причин неявки суду не сообщили, возражений по иску не представили.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 356 ТК РФ федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Абзацем 6 части 1 статьи 357 ТК РФ установлено, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
В силу статьи 360 ТК РФ порядок проведения проверок должностными лицами федеральной инспекции труда определяется ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, настоящим Кодексом, иными федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации.
Государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Предметом проверки является соблюдение работодателем в процессе своей деятельности требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе проверок нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений норм трудового права и по защите трудовых прав граждан.
Основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав; наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) федеральной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В судебном заседании установлено, что на основании распоряжения о проверки от 14.12.2016 года №* заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Саратовской области * была проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Лента», в ходе которой установлено следующее:
ООО «Лента» действует на основании ОГРН 1037832048605, ИНН 7814148471 ОКВЭД - 51.39; юридический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112. Фактический адрес: Саратовская обл. г. Балаково, ул. Комарова, д. 117.
В торговом комплексе №151 ООО «Лента» трудоустроено 127 работников в соответствии с предоставленной справкой о выплате заработной платы по состоянию на 20.01.2017г., в том числе 3 работника пенсионного и предпенсионного возраста.
Директором торгового комплекса №151 (г. Балаково) ООО «Лента» является *, действующая на основании приказа №* от 09.11.2015 года.
Между торговым комплексом №151 ООО «Лента» в лице директора *, и Зелениной С.С. 20.11.2014г. заключен трудовой договор №*, согласно условиям которого Зеленина С.С. принята на должность оператора погрузо-разгрузочных работ. Дополнительным соглашением №* от 30.10.2015г. Зелениной С.С. установлена часовая тарифная ставка 120 рублей. Дополнительным соглашением №* от 23.07.2015г. Зелениной С.С. установлен гибкий рабочий график. Дополнительным соглашением №* от 01.06.2016г основании личного заявления, Зеленина С.С. переведена на неполную занятость (70% от нормы часов за учетный период). Дополнительным соглашением №* от 28.09.2016г. на основании личного заявления, Зеленина С.С. переведена на полную занятость. При этом, в трудовом договоре работника закреплено, что работодатель применяет суммированный учет рабочего времени. Учетный период составляет год.
При проведении надзорных мероприятий установлено, что норма рабочего времени Зелениной С.С. за 2016г. составила 1757,2 руб. При исследовании предоставленных документов установлено, что Зеленина С.С. за 2016г. отработала 1656 часов. При этом оплата неотработанных часов (101,2 ч.) работодателем не была произведена.
Также при исследовании предоставленных документов установлено, что графики сменности несвоевременно доводятся до сведения работников. Так, график на октябрь 2016г. утвержден 30.09.2016г., работник ознакомлен 27.09.2016г., график на ноябрь 2016 утвержден 31.10.2016г., работник ознакомлен 29.10.2016г., график на декабрь 2016 года утвержден 30.11.2016г., работник ознакомлен 29.11.2016г.
Согласно ч. 2 ст. 102 ТК РФ работодатель обеспечивает отработку работника суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других).
Согласно ч. 1 ст. 155 ТК РФ при невыполнении норм труда, неисполнении труде (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.
В соответствии с ч. 4 ст. 103 ТК РФ графики сменности доводятся до сведения работников не позднее чем за один месяц до введения их в действие.
В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 22 ТК РФ - Работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
Выявлены нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов):
1. В нарушение требований ч. 2 ст. 102 ТК РФ не обеспечена отработка работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующего учетного периода. Зеленина С. С. не отработала предусмотренную норму рабочего времени за 2016г.
2. В нарушение ч.1 ст. 155 ТК РФ не оплачена недоработка в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени. Работнику Зелениной С. С. не произведена доплата за неотработанные часы.
Ответственность за данные нарушения возложена на должностное лицо - директора торгового комплекса ООО «Лента» (г. Балаково) * действующую на основании приказа №* от 09.11.2015г. является должностным лицом и не обеспечила надлежащего исполнения возложенных обязанностей, выразившиеся в отсутствии контроля за своевременным ознакомлением работников с графиками сменности, не обеспечении работника рабочим временем, неоплате недоработки.
Таким образом действия административного ответчика носили законный и обоснованный характер.
Кроме того, в соответствии со ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении дела о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд обязан проверить соблюдение срока обращения в суд, при этом обязанность доказывания факта соблюдения срока обращения в суд возлагается на административного истца.
Восстановление срока является правом, а не обязанностью суда. В каждом случае устанавливаются, выясняются и оцениваются обстоятельства, которые повлекли пропуск срока.
На основании ч. 2 ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.
Как следует из текста предписание, оно получено * 31.01.2017 года. Таким образом, срок обжалования истек 10.02.2017 года (материал проверки). Административный иск подан в суд 25.04.2017 года (л.д.5)
Каких-либо объективных и бесспорных доказательств уважительности причин пропуска срока на обжалование действий государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Саратовской области не представлено.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства, приведенные нормы закона, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин для пропуска
истцом срока обращения в суд с данным административным иском, отсутствии оснований для его восстановления, что в силу положений вышеназванных норм закона является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного искового заявления.
На основании ст. 75 КАС РФ вещественные доказательства, находящиеся в суде, по ходатайствам лиц, их представивших, могут быть возвращены им после исследования и осмотра судом, если такие доказательства не подлежат передаче иным лицам. Вещественные доказательства могут быть возвращены лицу, их представившему, если суд придет к выводу, что это возможно сделать без ущерба для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
На основании изложенного и руководствуясь положениями ст.ст. 175, 176,
177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Лента» к государственному инспектору труда государственной инспекции труда в Саратовской области Кербицковой Д.С., государственной инспекции труда в Саратовской области, о признании предписания незаконным - отказать.
После вступления решения в законную силу материал (дело ) вернуть по принадлежности.
В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области.
Судья А.В. Кротов
«Согласовано»
Судья А.В. Кротов