НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Балаковского районного суда (Саратовская область) от 24.01.2022 № 2А-39/2022640004-01-2021-007290-68

Дело № 2а-39/2022 64RS0004-01-2021-007290-68

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 января 2022 года город Балаково Саратовской области

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Ефремовой Т.С.

при секретаре судебного заседания Хижниковой В.И.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

административного ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Саратовской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогам и пени,

установил:

МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области обратилась в суд с административным иском, в котором просила взыскать с ФИО2 налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ),
за 2019 год в размере 5 518 рублей, пени в размере 10 рублей 16 копеек за период
с 02 декабря 2020 года по 14 декабря 2020 года; транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 43 625 рублей, пени в размере 80 рублей 34 копеек за период с 02 декабря 2020 года по 14 декабря 2020 года.

Требования мотивированы тем, что ФИО2 является плательщиком транспортного налога за принадлежащие ему на праве собственности транспортные средства марки МАЗ 54323-032, государственный регистрационный знак
(далее - г.р.з.) , МАЗДА СХ-9, г.р.з. , МАЗ 64221,
г.р.з. , ВОЛЬВО F16, г.р.з. . Кроме того, по налогоплательщику ФИО2 налоговым агентом общество с ограниченной ответственность «Страховая Компания «Ренессанс Жизнь» (далее - ООО «СК «Ренессанс Жизнь») представлена налоговая декларация по НДФЛ за 2019 год, согласно которой сумма дохода, с которой не был удержан налог, составляет 42 444 рублей 60 копеек, сумма налога, подлежащая уплате, - 5 518 рублей (13 %). В соответствии с действующим законодательством МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области направляло налогоплательщику налоговое уведомление № 913641 от 03 августа 2020 года,
а затем в связи с наличием недоимки - требование № 37045 по состоянию
на 15 декабря 2020 года об уплате в установленный срок налогов и пени, которые остались без исполнения. Административный истец обратился к мировому судье судебного участка № 1 города Балаково Саратовской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам и пени, однако в связи с поступившими возражениями должника определением мирового судьи от 19 мая 2021 года судебный приказ был отменен, в связи с чем административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Представитель административного истца МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области ФИО1 в судебном заседании поддержала заявленные административные исковые требования в полном объеме по изложенным выше основаниям. Дополнительно пояснила, что налоговая льгота по транспортному налогу за 2019 год была предоставлена ФИО2 на транспортное средство
МАЗДА СХ-9 за период с августа по декабрь 2019 года, поскольку за период с января по июль 2019 года указанная льгота была предоставлена административному ответчику на транспортное средство АУДИ А8, которое снято с регистрационного учета только в июле 2019 года. При этом действующее налоговое законодательство предусматривает возможность предоставления налогоплательщику налоговой льготы только на одно транспортное средство. Кроме того, указывала, что на основании справки НДФЛ за 2019 год, представленной налоговым агентом ООО «СК «Ренессанс Жизнь», в требование, направленное административному истцу, была включена сумма неудержанного налога на доходы физических лиц по ставке 13 % в размере 5 518 рублей. Поскольку при расторжении договора страхования жизни
ФИО2 не была представлена в адрес страхователя справка, подтверждающая неполучение социального налогового вычета, страховщик обоснованно направил в налоговый орган сведения о необходимости удержания с налогоплательщика указанной суммы налога. Согласно данным налогового органа ФИО2 не получал социальный налоговый вычет по договору страхования жизни, заключенному с ООО «СК «Ренессанс Жизнь».

В судебном заседании административный ответчик ФИО2 согласился с заявленными административными исковыми требованиями в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2019 год за принадлежащие ему транспортные средства МАЗ 64221 в размере 7 800 рублей и ВОЛЬВО F16 в размере 2 250 рублей, указанные суммы налога им были уплачены. Вместе с тем административный ответчик возражал относительно взыскания с него транспортного налога за 2019 год за транспортное средство МАЗ 54323-032, указывал, что данное транспортное средство им продано от 01 февраля 2018 года, в связи с чем обязанность по уплате транспортного налога за 2019 год у него отсутствует, что подтверждается вступившим в законную силу решением суда о взыскании с него транспортного налога на указанное транспортное средство за 2018 год. Также ФИО2 возражал относительно взыскания с него транспортного налога за транспортное средство МАЗДА СХ-9 в размере 10 200 рублей, поскольку полагал, что налоговая льгота должна быть ему предоставлена с момента регистрации за ним указанного транспортного средства, то есть за период с апреля по декабрь 2019 года. Кроме того, административный ответчик не согласился с требованием административного истца о взыскании с него суммы налога на доходы с физических лиц, указывал, что какого-либо дохода от ООО «СК «Ренессанс Жизнь» он не получал, напротив, сумма страховых взносов, на которые ему начислен налог, была уплачена ФИО2 страховой компании. Социального налогового вычета по договору страхования жизни, заключенному с ООО «СК «Ренессанс Жизнь» административный ответчик
не получал.

Заинтересованное лицо ООО «СК «Ренессанс Жизнь» о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, в судебное заседание его представитель не явился, о причинах неявки не сообщило.

Информация о дате, времени и месте судебного заседания размещена 14 января 2022 года на официальном сайте Балаковского районного суда Саратовской области (balakovsky.sar.sudrf.ru) (раздел судебное делопроизводство).

Руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося участника процесса.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства в материалах дела, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 286 КАС РФ предусмотрено право налоговой инспекции как органа, наделенного в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ установлено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.

Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, согласно которой объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили.

На территории Саратовской области транспортный налог установлен и введен
в действие Законом Саратовской области от 25 ноября 2002 года № 109-ЗСО
«О введении на территории Саратовской области транспортного налога» (далее - Закон № 109-ЗСО), статьей 2 которого закреплены ставки данного налога с каждой лошадиной силы в зависимости от наименования объектов налогообложения и мощности двигателя.

Налоговым периодом признается календарный год (пункт 1 статьи 360 НК РФ).

Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации (пункт 1 статьи 362 НК РФ).

В силу пункта 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (пункт 1 статьи 207 НК РФ).

Исходя из положений статьи 209 и пункта 1 статьи 224 НК РФ, доход, полученный налоговым резидентом Российской Федерации, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по налоговой ставке 13%.

В соответствии с пунктом 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло.

Особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды установлены в статье 212 НК РФ.

Налоговым периодом признается календарный год (статья 216 НК РФ).

Согласно статье 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 225 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1).

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме (пункт 4).

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога
(пункт 5).

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 228 НК РФ исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: физические лица, получающие другие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, за исключением доходов, сведения о которых представлены налоговыми агентами в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, - исходя из сумм таких доходов. Уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят также налогоплательщики, уплачивающие налог на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уплата налога осуществляется не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога налогоплательщиками, для которых выполнено хотя бы одно из следующих условий: сведения о доходах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде, представлены банками в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 4 статьи 214.2 настоящего Кодекса, налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 228 НК РФ).

В статье 45 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление (пункт 2 статьи 52 НК РФ). При этом обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 НК РФ).

При наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога (извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога) в соответствии с положениями статьи 69 НК РФ, которое должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога может быть, в том числе направлено по почте заказным письмом. В данном случае заказанное письмо считает полученным по истечении шести дней с даты его направления.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки (пункт 1 статьи 70 НК РФ).

По смыслу статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 в налогооблагаемый период 2019 года являлся собственником транспортных средств МАЗ 54323-032, г.р.з. , МАЗДА СХ-9, г.р.з. , МАЗ 64221,
г.р.з. , ВОЛЬВО F16, г.р.з. .

Кроме того, по налогоплательщику ФИО2 налоговым агентом
ООО «СК «Ренессанс Жизнь» представлена налоговая декларация по НДФЛ
за 2019 год, согласно которой сумма дохода, с которой не был удержан налог, составляет 42 444 рублей 60 копеек, сумма налога, подлежащая уплате, - 5 518 рублей (13 %).

В соответствии с действующим законодательством не позднее 30 дней до наступления срока платежа МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области сформировано и передано ФИО2 в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика налоговое уведомление № 913641 от 03 августа 2020 года о необходимости уплаты, в том числе транспортного налога за 2019 год в размере 43 625 рублей, налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом, за 2019 год в размере 5 518 рублей.

В связи с неуплатой в установленный срок налогов за 2019 год по налоговому уведомлению налоговым органом в адрес налогоплательщика направлено требование № 37045 по состоянию на 15 декабря 2020 года об уплате, в том числе транспортного налога в размере 43 625 рублей и пени в размере 80 рублей 34 копеек и налога на доходы физических лиц в размере 5 518 рублей и пени в размере 10 рублей 16 копеек со сроком уплаты до 18 января 2021 года.

Направление ФИО2 требования подтверждается реестром отправки требования налогоплательщику через личный кабинет.

В установленный в требовании срок до 21 января 2021 года недоимка по налогам и пени налогоплательщиком ФИО2 не погашена, что последним в судебном заседании не оспаривалось.

В силу статьи 45 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном
НК РФ. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Согласно статье 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2).

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3).

Как следует из материалов дела, МРИ ФНС России по Саратовской области обратилось к мировому судье судебного участка № 1 города Балаково Саратовской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам за 2019 год и пени 22 апреля 2021 года, то есть в установленный налоговым законодательством шестимесячный срок со дня истечения срока исполнения требования (26 января 2021 года).

22 апреля 2021 года мировым судьей судебного участка № 1 города Балаково Саратовской области вынесен судебный приказ о взыскании с ФИО2 в пользу МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области задолженности по налогам.

В связи с поступившими возражениями должника определением мирового судьи судебного участка № 1 города Балаково Саратовской области от 19 мая
2021 года судебный приказ от 22 апреля 2021 года отменен.

Настоящее административное исковое заявление МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области поступило в Балаковский районный суд Саратовской области 18 октября 2021 года, что свидетельствует о соблюдении налоговым органом шестимесячного срока предъявления в суд требования о взыскании с ФИО2 налога и пени в порядке административного искового производства.

Разрешая заявленные административным истцом требования о взыскании с административного ответчика транспортного налога за 2019 год, суд приходит к следующему выводу.

Как указывалось выше, ФИО2 в налогооблагаемый период 2019 года являлся собственником транспортных средств МАЗ 54323-032, г.р.з. , МАЗДА СХ-9, г.р.з. , МАЗ 64221, г.р.з. , ВОЛЬВО F16,
г.р.з. , за которые ему начислен транспортный налог за 2019 год в общем размере 43 625 рублей, из них за транспортное средство МАЗ 54323-032,
г.р.з. , в размере 23 375 рублей; МАЗ 64221, г.р.з. , - в размере 7 800 рублей, ВОЛЬВО F16, г.р.з. , - в размере 2 250 рублей, МАЗДА СХ-9, г.р.з. , - в размере 10 200 рублей.

Из материалов дела следует, что по данным регистрирующего органа
ФИО2 являлся собственником транспортного средства МАЗ 54323-032,
г.р.з. , с 31 марта 2017 года по 24 октября 2019 года.

За налоговый период 2019 года ФИО2 начислен транспортный налог в размере 23 375 рублей.

По смыслу приведенных выше положений налогового законодательства налогоплательщиками транспортного налога, как правило, признаются лица, которым принадлежит право собственности на указанное имущество. Акт регистрации является подтверждением перехода права собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209, статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом; собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу части 2 статьи 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Согласно договору купли-продажи № 180102 с рассрочкой платежа
от 01 февраля 2018 года ФИО2 передал право собственности на грузовой автомобиль МАЗ 54323-032, г.р.з. , К. П.А.

Пунктом 8 договора купли-продажи определено, что право собственности на транспортное средство переходит к покупателю с момента подписания договора, то есть с 01 февраля 2018 года, стороны условились, что дополнительный акт приема-передачи транспортного средства составляться не будет.

Таким образом, у ФИО2, являвшегося собственником указанного транспортного средства в период с 31 марта 2017 года по 31 января 2018 года, имелась обязанность по уплате транспортного налога за период с 01 января 2018 года по 31 января 2018 года.

Указанные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу решением Балаковского районного суда Саратовской области от 17 марта 2021 года по административному делу по административному иску МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области о взыскании с ФИО2 транспортного налога за 2018 год.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что у ФИО2 отсутствовала обязанность по уплате транспортного налога за 2019 год за принадлежащее ему на праве собственности транспортное средство МАЗ 54323-032, г.р.з. , в размере 23 375 рублей, в связи с чем заявленные административным истцом требования о взыскании с административного ответчика транспортного налога в указанной части удовлетворению не подлежат.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17 февраля 2015 года № 422-О Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности
по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.

При таком положении оснований для взыскания с ФИО2 пени, начисленных за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год в размере 23 375 рублей (за транспортное средство МАЗ 54323-032, г.р.з. ) за период с 02 декабря 2020 года по 14 декабря 2020 года в размере 43 рубля 05 копеек (согласно представленному налоговым органом расчету) не имеется.

Кроме того, судом установлено, что 28 декабря 2021 года административным ответчиком ФИО2 оплачен транспортный налог за 2019 год за принадлежащие ему на праве собственности транспортные средства МАЗ 64221,
г.р.з. , (дата регистрация права 10 июля 2019 года) в размере
7 800 рублей и ВОЛЬВО F16, г.р.з. , (дата регистрация права 10 июля
2019 года, дата прекращения права 21 сентября 2019 года) в размере 2 250 рублей,
о чем представлены чеки-ордера от 28 декабря 2021 года.

Указанные обстоятельства также подтверждаются представленным в материалы дела скриншотом карточки расчетов с бюджетом по транспортному налогу, представленным налоговым органом.

При таких обстоятельствах, учитывая, что административным ответчиком в ходе рассмотрения дела частично произведена оплата транспортного налога за
2019 год в общем размере 10 050 рублей (7 800 рублей + 2 250 рублей), основания для удовлетворения требований административного истца и взыскания указанной суммы налога отсутствуют.

Доказательств, подтверждающих надлежащее исполнение обязанности по уплате транспортного налога за 2019 год в размере 10 200 рублей за транспортное средство МАЗДА СХ-9, г.р.з. , и пени за период с 02 декабря 2020 года по 14 декабря 2020 года, начисленных за несвоевременную уплату транспортного налога за транспортные средства МАЗДА СХ-9, г.р.з. , МАЗ 64221,
г.р.з. , ВОЛЬВО F16, г.р.з. в размере 37 рублей 29 копеек (исходя из расчета: 80 рублей 34 копеек (общая сумма пени за указанный период, заявленная налоговым органом) - 43 рубля 05 копеек (сумма пени, не подлежащая взысканию за несвоевременную уплату транспортного налога за транспортное средство МАЗ 54323-032, г.р.з. )), либо отсутствие задолженности по указанному налогу или ее наличия в меньшем размере, административным ответчиком не представлено.

Подпунктом «г» пункта 1 статьи 4 Закона № 109-ЗСО от уплаты налога освобождены родитель (усыновитель), на имя которого выдано удостоверение многодетной семьи, либо другого родителя (усыновителя) трех и более детей из числа указанных в удостоверении многодетной семьи, в отношении которых данный родитель (усыновитель) не лишен родительских прав и не ограничен в родительских правах.

Льготы по налогу, установленные подпунктом «г» пункта 1 статьи 4 Закона
№ 109-ЗСО предоставляются только в отношении одной единицы транспортного средства, указанного в пунктах 1, 2 статьи 2 настоящего Закона, по выбору физического лица, признаваемого налогоплательщиком по данному налогу, и дополнительно в отношении одной единицы транспортного средства с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно (подпункт «б» пункта 2 статьи 4 Закона № 109-ЗСО).

Из материалов дела следует, что 14 апреля 2017 года ФИО2 выдано удостоверение многодетной семьи, действительное с учетом продления срока действия до 23 мая 2022 года.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в налогооблагаемый период 2019 года ФИО2 на праве собственности принадлежали транспортные средства МАЗДА СХ-9, г.р.з. , и АУДИ А8, г.р.з. , на которые ФИО2 предоставлялись налоговые льготы по транспортному налогу
за 2019 год в соответствии с положениями статьи 4 Закона № 109-ЗСО.

Из справок РЭО ГИБДД МУ МВД России «Балаковское» Саратовской области усматривается, что транспортное средство АУДИ А8, г.р.з. , поставлено на регистрационный учет в уполномоченном органе 18 октября 2017 года и снято ФИО2 с регистрационного учета 26 июля 2019 года. Транспортное средство МАЗДА СХ-9, г.р.з. , зарегистрировано за административным ответчиком 18 апреля 2019 года.

В соответствии с уведомлением о предоставлении налоговой льготы по транспортному, земельному налогу, налогу на имущество физических лиц от 16 июня 2020 года № 6631958, ФИО2 на основании его заявления от 16 июня
2020 года была предоставлена налоговая льгота по транспортному налогу за 2019 год на транспортное средство категории «автомобили легковые, г.р.з. » за период с 01 января 2019 года по 26 июля 2019 года, на транспортное средство категории «автомобили легковые, г.р.з. » за период с 01 августа 2019 года по 31 декабря 2019 года.

Согласно объяснениям представителя МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области, данным в судебном заседании, налоговая льгота по транспортному налогу за 2019 год на транспортное средство МАЗДА СХ-9, г.р.з. , была предоставлена налогоплательщику ФИО2 за период с 01 августа 2019 года по 31 декабря 2019 года, поскольку такая налоговая льгота в силу закона предоставляется только на одно транспортное средство, а налоговая льгота по транспортному налогу за 2019 года за период с 01 января 2019 года по 26 июля
2019 года предоставлялась на транспортное средство АУДИ А8, г.р.з. , которое снято с регистрационного учета 26 июля 2019 года.

Указанное выше уведомление налогового органа от 16 июня 2020 года
№ 6631958 о предоставлении налоговой льготы по транспортному налогу
ФИО2 в предусмотренном законом порядке не обжаловалось.

Из налогового уведомления № 913641 от 03 августа 2020 года усматривается, что ФИО2 предоставлена налоговая льгота по транспортному налогу
за 2019 год на транспортное средство МАЗДА СХ-9, г.р.з. , в размере 17 000 рублей, в связи с чем исчисленная сумма транспортного налога составила 10 200 рублей.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше положения действующего налогового законодательства, суд приходит к выводу, что доводы ФИО2 о непредоставлении ему налоговой льготы по транспортному налогу на транспортное средство МАЗДА СХ-9, г.р.з. , за период с 18 апреля
2019 года (дата регистрации транспортного средства) по 31 декабря 2019 года являются необоснованными, поскольку налоговая льгота за спорный период
с 18 апреля 2019 года по 26 июля 2019 года предоставлялась налогоплательщику на иное транспортное средство.

Расчет подлежащих взысканию с административного ответчика транспортного налога за 2019 год за транспортное средство МАЗДА СХ-9, г.р.з. , в размере 10 200 рублей, а также и пени за период с 02 декабря 2020 года по 14 декабря 2020 года в размере 37 рублей 29 копеек, начисленных за несвоевременную уплату транспортного налога за 2019 год за транспортные средства МАЗДА СХ-9,
г.р.з. , МАЗ 64221, г.р.з. , ВОЛЬВО F16, г.р.з. , произведен налоговым органом с учетом предоставленной налоговой льготы на основании сведений, представленных уполномоченными органами, в соответствии с положениями действующего налогового законодательства, его правильность сомнений у суда не вызывает.

Таким образом, заявленные МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области требования о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2019 год подлежат удовлетворению частично в размере 10 200 рублей и пени в размере 37 рублей 29 копеек за период с 02 декабря 2020 года по 14 декабря 2020 года. В удовлетворении остальной части заявленных требований о взыскании с ФИО2 транспортного налога за 2019 года административному истцу следует отказать по изложенным выше основаниям.

Разрешая административные исковые требования МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области о взыскании с ФИО2 налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ,
за 2019 год суд исходит из следующего.

Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ при определении размера налоговых баз по налогу на доходы физических лиц в соответствии с подпунктами 3 или 6 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде страховых взносов по договору (договорам) добровольного страхования жизни, если такие договоры заключаются на срок не менее пяти лет, заключенному (заключенным) со страховой организацией в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), - в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного пунктом 2 статьи 219 Кодекса.

В соответствии с абзацем 3 подпункта 2 пункта 1 статьи 213 НК РФ в случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни, предусмотренных указанным подпунктом (за исключением случаев досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон), и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями указанных договоров выплате при досрочном расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.

Из содержания абзаца 4 подпункта 2 пункта 1 статьи 213 названного Кодекса следует, что в случае расторжения договора страхования жизни (за исключением случаев расторжения таких договоров по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен указанный социальный налоговый вычет.

Страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору страхования жизни обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета.

В случае если налогоплательщик представил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 Кодекса, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию (абзацы 5 и 6 подпункта 2 пункта 1 статьи 213 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, положениями действующего законодательства в сфере налогообложения иного порядка удержания налога на доходы физических лиц в случае расторжения договора страхования жизни не установлено.

Судом установлено, что 23 марта 2017 года между ООО «СК «Ренессанс Жизнь» и ФИО2 заключен Полис (договор) страхования жизни
№ 2246366955 на срок 5 лет.

По данному договору страхования ФИО2 была уплачена страховая премия в сумме 42 44 рубля 60 копеек.

24 марта 2019 года договор страхования жизни № 2246366955 от 23 марта
2017 года расторгнут.

01 апреля 2019 года страхователю посредством агента ООО «Хоум энд Финанс Банк» была возвращена часть страховой премии, что подтверждается банковским ордером № 430936.

На дату расторжения договора сумма оплаченной страховой премии (страхового взноса) по договору страхования за все его время действия составила в части за страхование жизни 42 900 рублей, из которых 42 444 рубля 60 копеек - часть страховой премии в счет оплаты страхового взноса в счет оплаты страхования жизни.

С указанной части страховой премии (42 444 рубля 60 копеек) налогоплательщик (страхователь) на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 219
НК РФ имел право получить социальный налоговый вычет в размере 13 %, то есть в размере 5 518 рублей (42 444 рубля 60 копеек х 13 %).

Поскольку на дату расторжения договора страхования 24 марта 2019 года, заключенного между ООО «СК «Ренессанс Жизнь» и ФИО2, налогоплательщиком страховщику не была предоставлена справка, предусмотренная абзацем 6 подпункта 2 пункта 1 статьи 213 НК РФ, подтверждающая неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета, в налогооблагаемую базу была включена сумма дохода равная сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом (ФИО2) по данному договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, а именно: сумма внесенных в 2019 году страховых взносов в части страхования жизни, которая составила
42 444 рубля 60 копеек, а исчисленный с данной суммы налог на доходы физических лиц по ставке 13 % составил 5 518 рублей (возможный налоговый вычет).

С учетом изложенного на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 213 НК РФ при отсутствии справки, подтверждающей неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета, страховщик при выплате страхователю денежных сумм (в данном случае части страховой премии) по договору добровольного страхования жизни был обязан удержать сумму налогового вычета (возможно полученного страхователем за период действия договора) в размере 5 518 рублей.

Из содержания представленной в материалы дела справки о доходах и суммах налога физического лица за 2019 год № 8610 от 26 февраля 2020 года, представленной ООО «СК «Ренессанс Жизнь», следует, что общая сумма полученного
ФИО2 дохода составила 42 444 рубля 60 копеек; сумма исчисленного налога составила 5 518 рублей. При этом в соответствующей графе код дохода указан, как «1219».

Согласно кодов видов доходов налогоплательщика, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы Российской Федерации от 10 сентября 2015 года
№ ММВ-7-11/387@ «Об утверждении кодов видов доходов и вычетов», код дохода «1219» - это суммы страховых взносов, в отношении которых налогоплательщику был предоставлен социальный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 219 НК РФ, учитываемый в случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования.

Из ответа ООО СК «Ренессанс Жизнь» от 22 декабря 2021 года следует, что справка о подтверждении факта получения либо неполучения налогоплательщиком социального налогового вычета по договору страхования жизни № 2246366955
от 22 марта 2017 года в адрес страховщика не поступали.

Вместе с тем судом установлено и не оспаривалось сторонами в судебном заседании, что административным ответчиком ФИО2 социальный налоговый вычет по договору страхования жизни № 2246366955 от 22 марта
2017 года, заключенному с ООО «СК «Ренессанс» на срок 5 лет, и досрочно расторгнутому 24 марта 2019 года, получен не был.

При таких обстоятельствах, учитывая приведенные выше положения действующего налогового законодательства, суд приходит к выводу, что оснований для удержания с налогоплательщика налога на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 НК РФ, за 2019 год в размере 5 518 рублей (13 % от суммы уплаченных в налоговом периоде 2019 года страховых взносов по договору добровольного страхования жизни в размере
42 444 рублей 60 копеек) и пени в размере 10 рублей 16 копеек за период с 02 декабря 2020 года по 14 декабря 2020 года, исчисленных за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц, не имеется, в связи с чем заявленные административным истцом требования в указанной части удовлетворению не подлежат.

В силу статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Согласно статье 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В пункте 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что при разрешении коллизий между указанной нормой права и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации судам необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации как специального федерального закона, регулирующего отношения, связанные с формированием доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.

С учетом изложенного, поскольку административный истец МРИ ФНС России № 2 по Саратовской области на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика ФИО2 в доход Балаковского муниципального района Саратовской области государственной пошлины в размере 409 рублей 50 копеек исходя из подпункта 1 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Саратовской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу и пени удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
ИНН , транспортный налог с физических лиц за 2019 год в размере 10 200 рублей, пени за период с 02 декабря 2020 года по 14 декабря 2020 года в размере 37 рублей 29 копеек, а всего на общую сумму 10 237 рублей 29 копеек.

В удовлетворении административных исковых требований в остальной части отказать.

Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в бюджет Балаковского муниципального района Саратовской области в размере
409 рублей 50 копеек.

В течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме на него может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области.

Судья Т.С. Ефремова

Мотивированное решение изготовлено 07 февраля 2022 года.

Судья Т.С. Ефремова