Дело № 12-40/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Балаковского районного суда Саратовской области Курцева И.А.,
при секретаре судебного заседания Левшиной Т.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу конкурсного управляющего открытого акционерного общества «Волжский дизель имени Маминых» ФИО1 на постановление Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области № 3-294/2017 от 24.01.2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Волжский дизель имени Маминых»
установил:
постановлением Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области (далее Управление Росприроднадзора по Саратовской области) ФИО2 № 3-249/2017 года от 24.01.2018 года открытое акционерное общество «Волжский дизель имени Маминых» (далее ОАО «ВДМ») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, конкурсный управляющий ОАО «ВДМ» ФИО1 подал в Балаковский районный суд Саратовской области жалобу, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении отменить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, а также в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Жалоба обоснована тем, что указание в представленной юридическим лицом в Управление Росприроднадзора по Саратовской области декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год в разделе 3 «Расчет суммы за размещение отходов производства и потребления» заниженного коэффициента расчета 0,3 вместо положенного 1, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, поскольку расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду и не может быть расценено как непредставление, предоставление с нарушением установленных сроков либо предоставление искаженной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды.
Данное нарушение не повлекло за собой негативные последствия, которые повлияли бы на охраняемые законом общественные отношения, непосредственно на население, окружающую среду и живую природу. Кроме того, ОАО «ВДМ» своевременно устранило допущенное нарушение, направив 05.12.2017 года уточненную декларация в Управление Росприроднадзора по Саратовской области. Данные обстоятельства являются основанием для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и прекращения производства по делу за малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Представитель юридического лица, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, представили заявления о рассмотрении жалобы в их отсутствие.
Представитель Управления Росприроднадзора по Саратовской области в письменном отзыве на жалобу просил отказать в её удовлетворении жалобы по следующим основаниям. Диспозиция статьи 8.5 КоАП РФ указывает на то, что в случае, если информация, которая содержится в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, будет искажена, равно как и сокрыта, такие действия образуют состав административного правонарушения. В представленной ОАО «ВДМ» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду содержится недостоверная информации в части применения коэффициента 0,3 вместо 1, что привело к уменьшению суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду. Сведения, содержащиеся в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, являются экологической информацией, следовательно, её искажение образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ.
Отсутствуют правовые основания для признания совершенного ОАО «ВДМ» правонарушения малозначительным, поскольку не установлены какие-либо исключительные обстоятельства для применения указанной нормы. Совершенное правонарушение представляет опасность охраняемым государством интересам в природоохранной сфере, имеет формальный состав, не требующий наступления вредных последствий.
Положения законодательства, изложенные в Постановлении ВС РФ от 08.06.2017 года № 15-АД17-2, а также иных правовых нормах, регулирующих ответственность за непредставление/ несвоевременное представление расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду, неприменимы к рассматриваемому делу. Выводы высшей судебной инстанции о том, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду применим именно к расчетам платы. Положения, которые регулируют порядок сдачи Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) в территориальные органы Росприроднадзора, а также форма указанной Декларации вступили в законную силу с 09.01.2017 года. В Декларации указывается информация о платежной базе организации, объектах НВОС и видах оказываемого воздействия, льготах по выплатам, если имеются. Из анализа структуры Декларации видно, что её разделы фактически являются экологической информацией (виды НВОС, объекты, источники загрязнения). Расчет платы за НВОС, используемый природопользователями, различен по своей правовой природе с Декларацией за НВОС. По состоянию на 2018 год норма статьи 8.5 КоАП РФ прямо предусматривает ответственность за непредставление/предоставление недостоверных сведений о расчетах платы за негативное воздействие на окружающую среду(л.д. 25-26, 33-34),.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об охране окружающей среды" (далее – Закона об охране окружающей среды) плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды, в том числе, за хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
В силу статьи 16.1 Закона об охране окружающей среды плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.
Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.
Статья 16.2 Закона об охране окружающей среды устанавливает порядок определения платежной базы для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Так, платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления (далее - платежная база).
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля.
Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.
При определении платежной базы учитываются объем и (или) масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, временно разрешенных выбросов, временно разрешенных сбросов, превышающие такие нормативы, выбросы и сбросы (включая аварийные), а также учитываются лимиты на размещение отходов производства и потребления и их превышение.
Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
По правилам статьи 16.3 Закона об охране окружающей среды плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин.
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты, в частности коэффициент 1 - за объем или массу отходов производства и потребления, размещенных в пределах лимитов на их размещение, а также в соответствии с отчетностью об образовании, использовании, обезвреживании и о размещении отходов производства и потребления, представляемой в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами.
В целях стимулирования юридических и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов к ставкам такой платы применяются следующие коэффициенты, в частности, коэффициент 0,3 при размещении отходов производства и потребления, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями.
В соответствии со статьей 16.4 Закона об охране окружающей среды не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из материалов дела, а также из истребованного дела об административном правонарушении следует, что решением Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2016 года по делу № А57-8969/22015 должник ОАО «ВДМ» признан несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство сроком на 6 месяцев, до 29.03.2017 года.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 29.09.2016 года, конкурсным управляющим должника ОАО «ВДМ» назначен ФИО1 (л.д. *).
Как следует из содержания справки о ведении деятельности ОАО «ВДМ» в 2016 году, основным видом деятельности юридического лица является производство дизельных двигателей для большегрузных самосвалов, дизель-генераторов, дизелей для буровых установок для речного пароходства двигателей.
В процессе хозяйственной деятельности предприятия от всех источников образования отходов выявлено следующее количество наименований отходов производства и потребления – 25 с 1 по 5 класс опасности (дело об административном правонарушении л.д. *).
17.01.2018 года Государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Саратовской области ФИО2 в отношении ОАО «ВДМ» составлен протокол об административном правонарушении № 3-294/2017 по статье 8.5 КоАП РФ, из которого следует, что ОАО «ВДМ» представлена в Управление Роспрнироднадзора по Саратовской области декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 года, в которой содержатся некорректные сведения, а именно в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» применен коэффициент 0,3. При этом, предприятие не имеет объект, расположенный в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия и являющийся специализированным полигоном (промышленной площадкой), оборудованным в соответствии с установленными требованиями. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении юридическое лицо извещено надлежащим образом (дело об административном правонарушении л.д. *).
Постановлением Государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Саратовской области ФИО2 от 24.01.2018 года ОАО «ВДМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, на том основании, что представленная юридическим лицом в Управление Роспрнироднадзора по Саратовской области декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 года носит недостоверную информацию, так как, не имея собственных объектов захоронения отходов, предприятием в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» применен коэффициент 0,3, что образует состав административного правонарушения, предусмотренный статьей 8.5 КоАП РФ (дело об административном правонарушении л.д. *).
Как следует из пункта 10 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "Об отходах производства и потребления", при размещении отходов, которые образовались в собственном производстве, в пределах установленных лимитов на их размещение на объектах размещения отходов, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю на праве собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями, при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 0,3.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ОАО «ВДМ» не имеет в собственности либо ином законном основании и оборудованных в соответствии с установленными требованиями объектов размещения отходов, а значит при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы ОАО «ВДМ» не может быть применен коэффициент 0,3.
Приказом Минприроды России от 09.01.2017 N 3 "Об утверждении Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы", утверждены Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду согласно приложению 1 к настоящему Приказу; форму декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду согласно приложению 2 к настоящему Приказу.
В письме Росприроднадзора от 09.01.2018 N АС-10-02-36/156 "О направлении разъяснений» имеются следующие разъяснения. Непредставление или несвоевременное представление декларации, отчетности, а также представление недостоверных сведений в декларации, отчетности расценивается как сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а, следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена статьей 8.5 КоАП РФ.
Указав в разделе 3 «Расчет суммы платы за размещение отходов производства и потребления» декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду применяемый к расчету платы коэффициент 0,3, ОАО «ВДМ» представило недостоверные сведения в декларации.
Таким образом, представив недостоверные сведения в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, ОАО «ВДМ» совершило административное правонарушение, предусмотренное статьей 8.5 КоАП РФ.
Доводы юридического лица о том, указание в декларации заниженного коэффициента расчета 0,3 вместо положенного 1, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 КоАП РФ, со ссылкой на Постановление Верховного Суда РФ от 08.06.2017 года, не могут быть приняты в данном случае во внимание, поскольку выводы, содержащиеся в указанном постановлении о том, что расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду содержит сведения о размере платы и не является информацией о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках их загрязнения или иного вредного воздействия на окружающую среду применим именно к Расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду, форма которого была утверждена Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду". Данный расчет представлялся плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду до утверждения Порядка представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и формы декларации о плате за негативное воздействие на окружающую сред.
При этом, статьей 8.5 КоАП РФ не предусмотрена ответственность за предоставление недостоверных сведений в Расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду, вместе с тем представление недостоверных сведений в декларации, расценивается как умышленное искажение информации об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, а, следовательно, является административным правонарушением, административная ответственность за которое установлена статьей 8.5 КоАП РФ.
Факт совершения ОАО «ВДМ» инкриминируемого правонарушения должным образом установлен, подтвержден совокупностью представленных доказательств, в том числе: определением № 3-294/2017 о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 30.11.2017 года, справкой о ведении деятельности ОАО «ВДМ» в 2016 году, данными учета в области обращения с отходами за 2016 год, договорами об оказании услуг по транспортировке отходов, товарными накладными, протоколом об административном правонарушении, письменным объяснением представителя юридического лица по делу об административном правонарушении, постановлением № 3-294/2017 о назначении административного наказания от 24.01.2018 года, которым дана оценка должностным лицом в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, и в жалобе не оспаривается.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 21 постановления от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вопреки доводам жалобы, приведенные в ней обстоятельства, не могут быть признаны судом как основания для квалификации административного правонарушения как малозначительного в связи с характером совершенного правонарушения, представляющего опасность охраняемым государством интересам в природоохранной сфере.
Устранение выявленного нарушения путем предоставление уточненной декларации учтено должностным лицом при вынесения постановления об административно наказании в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность.
Нарушений процессуальных требований, повлиявших на результат рассмотрения дела об административном правонарушении, не допущено.
Постановление о привлечении ОАО «ВДМ» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ; административное наказание назначено с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 8.5 КоАП РФ, а потому является справедливым.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление Государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской области ФИО2 № 3-249/2017 года от 24.01.2018 года о признании открытого акционерного общества «Волжский дизель имени Маминых» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья И.А. Курцева