Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ст. Багаевская Ростовской области 03 августа 2016 года
Багаевский районный суд Ростовской области в составе судьи Левченко П.А., рассмотрев жалобу ФИО3 ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 15.1 ч. 1 КоАП РФ, вынесенное начальником МИФНС России № по <адрес>ФИО5 ФИО4,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным начальником МИФНС России № по Ростовской области ФИО5 ФИО4, генеральный директор ООО «Нептун» ФИО3 ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 рублей.
ФИО3 ФИО1 обратилась в суд с жалобой, в которой просит признать постановление № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и производство по делу прекратить. Доводы жалобы обосновывает тем, что в аптеке ООО «Нептун», расположенной по адресу: <адрес> ведутся журналы кассира-операционоста, для учета операций по приходу и расходу наличных денег (выручки), которые были предоставлены проверяющим для осуществления фотографирования, согласно объяснениям заведующей аптекой, присутствующей при проведении проверки, также данные журналы были сфотографированы. Также в аптеке оформляются приходные и расходные кассовые ордера, кроме того, в аптеке ООО «Нептун» оформляются приходные кассовые ордера, которые подтверждают сумму выручки по каждой работающей кассе в аптеке и оформление вкладного листа кассовой книги подтверждает совершение операций по оприходованию денежной наличности. Оформление в аптеке расходных кассовых ордеров подтверждает, что выручка сдается в инкассацию. Ежедневно после окончания рабочего дня заведующая аптекой отправляет ПКО и РКО вместе с отчетом кассира в бухгалтерию организации.
Также, согласно объяснениям заведующей аптекой, проверяющие просили распечатать ПКО и РКО за ДД.ММ.ГГГГ, за предыдущий день не просили.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что МИФНС России № по РО были нарушены процессуальные права ООО «Нептун» при вынесении постановления об административном правонарушении, а именно: не был соблюден порядок создания условий, необходимых для осуществления права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности. Постановление № было вынесено ДД.ММ.ГГГГ, однако представителю заявителя по доверенности вручено не было.
Полагает, что установить обстоятельства указанного административного правонарушения, свидетельствующие о наличии вины должностного лица в совершении правонарушения, в связи с чем административным органом был сделан необоснованный вывод, что доказательства наличия события и состава правонарушения подтверждаются объяснениями, данными заведующей аптекой, актом проверки, протоколом об административном правонарушении. Более того, объяснения, написанные заведующей аптекой, диктовались ей проверяющими, она не была предупреждена по ст. 17.9 КоАП РФ и ст. 51 Конституции и потому данные объяснения не могут быть допустимыми доказательствами.
Просит суд признать незаконным постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное начальником МИФНС России № по Ростовской области ФИО5 ФИО4 незаконным и прекратить производство по делу.
В судебное заседание ФИО3 ФИО1 не явилась, извещалась судом надлежащим образом, дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель МИФНС России № по Ростовской области в судебное заседание не явился, представил письменные возражения относительно жалобы, заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие представителя МИФНС России № по Ростовской области.
Исследовав материалы дела, суд считает, что жалоба ФИО3 ФИО1 не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснения обстоятельств каждого дела.
В соответствии со ст. 30.6 п. 8 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении должно быть законным и обоснованным, вынесенным с соблюдением процессуальных норм КоАП РФ. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ, суд по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносит одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
В судебном заседании установлено, что на основании поручения № от ДД.ММ.ГГГГ МИФНС России № по Ростовской области проведена проверка по месту деятельности обособленного подразделения ООО «Нептун» по вопросу полноты учета выручки, полученной при осуществлении наличных денежных расчетов с населением. Проверка проводилась выборочным методом за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Порядок и последовательность действий должностных лиц при проведении проверки полноты учета выручки определен «Административным регламентом исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей», утвержденным приказом МинФина РФ ОТ ДД.ММ.ГГГГ№-Н (далее Регламент).
Согласно п. 20 Регламента при исполнении Государственной функции осуществляются следующие административные процедуры:
а) предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение Государственной функции;
б) рассмотрение специалистами Инспекции документов, необходимых для исполнения Государственной функции;
в) проверка полноты учета выручки денежных средств;
г) оформление результатов исполнения Государственной функции.
Поручение на исполнение государственной функции № от ДД.ММ.ГГГГ предъявлено ДД.ММ.ГГГГ заведующей аптекой ООО «Нептун» ФИО6 ФИО2. Факт предъявления поручения подтверждается подписью представителя проверяемого объекта с указанием должности и даты предъявления, о чем в поручении сделана соответствующая отметка.
В соответствии с п. 20 Регламента основанием для начала административной процедуры по рассмотрению специалистами Инспекции документов, необходимых для исполнения Государственной функции является предъявление проверяемому объекту поручения на исполнение государственной функции и служебных удостоверений специалистов инспекции.
Согласно п. 29 Регламента при исполнении Государственной функции в зависимости от проверяемого периода и особенностей осуществления наличных денежных расчетов специалистами Инспекций рассматриваются следующие документы:
а) журнал кассира-операциониста;
б) акт о возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам;
в) журнал регистрации показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков контрольно-кассовых машин, работающих без кассира-операциониста;
г) распечатки отчетов из фискальной памяти контрольно-кассовой техники и использованных накопителей фискальной памяти;
д) контрольные ленты контрольно-кассовой техники на бумажном носителе и (или) распечатки контрольной ленты, выполненные на электронном носителе;
е) приходные и расходные кассовые ордера;
ж) журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов;
з) авансовые отчеты;
и) кассовая книга;
к) справка-отчет кассира-операциониста;
л) сведения о показаниях счетчиков контрольно-кассовых машин и выручке организации;
м) бланки строгой отчетности, копии бланков строгой отчетности, корешки документов;
н) информация из автоматизированной системы о выпущенных документах;
о) акт приемки бланков строгой отчетности;
п) книга учета бланков строгой отчетности;
р) акт о списании бланков строгой отчетности;
с) книга учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя;
т) книга учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;
у) книга учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента;
ф) книга учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
х) распорядительный документ об установленном лимите остатка наличных денег;
ц) иные первичные учетные документы и регистры бухгалтерского учета, которые необходимы Инспекции для исполнения Государственной функции.
При осуществлении проверяемыми объектами наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности, специалисты Инспекции имеют право получать информацию из автоматизированных систем, формирующих бланк строгой отчетности, о выпущенных документах.
Согласно п. 30 Регламента документы, необходимые для исполнения Государственной функции, представляются проверяемым объектом Инспекции в виде оригиналов или заверенных должным образом копий. Максимальный срок рассмотрения документов не может превышать одного рабочего дня с даты предъявления проверяемому объекту поручения на проведение проверки (п. 31 Регламента). Согласно п. 32 Регламента результатом административной процедуры по рассмотрению документов является получение, либо не получение специалистами инспекции, осуществляющими мероприятия по контролю (надзору) документов, указанных в п. 29 Регламента.
Как следует из представленных материалов административного дела, ООО «Нептун» ДД.ММ.ГГГГ были представлены для проверки журнал кассира-операциониста с ККТ «Print K» заводской №, журнал кассира-операциониста с
ККТ «Print K» заводской №, суточные отчеты гашения за ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ с ККТ «Print K» заводской № и ККТ «Print K» заводской №.
Данные документы в соответствии с п. 31 Регламента были рассмотрены специалистами Инспекции ДД.ММ.ГГГГ. В выдаче копий указанных документов было отказано и специалистами Инспекции были сделаны фотоснимки, которые приложены к материалам дела.
Кассовая книга, кассовые отчеты, приходные и расходные кассовые ордера по месту осуществления деятельности обособленного подразделения ООО «Нептун» для проведения проверки ни в электронном виде, ни на бумажном носителе представлены не были, что подтверждается объяснением ФИО6 ФИО2.
В ходе проверки также установлено наличие четырех ККТ «Print K» заводские номера 012309, 012306, 012308, 012674.
Как следует из пояснений ФИО6 ФИО2, в конце рабочего дня должностным лицом обособленного подразделения ООО «Нептун» делает гашение с ККТ, полученная выручка отражается в журнале кассира-операциониста. Суточные отчеты гашения хранятся в обособленном подразделении ООО «Нептун» в течение недели после чего передаются в головной офис по адресу: <адрес> один раз в неделю почтой России. Порядок инкассации выручки заведующая аптекой пояснить отказалась, документы по инкассации не представила.
Статьей 2.4. КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. При этом под должностным лицом в настоящем Кодексе следует, понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями. Также указано, что члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
Статьей 15.1 ч. 1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, не оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 ч.1 КоАП РФ является нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся, в частности, в не оприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, а также несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден, вступившим в действие с 01.0б.2014 года Указанием Банка России от 11.03.2014г. №3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее Указание). Согласно которого кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица (п.4 Указания), кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами.
Поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое, лицо учитывает в кассовой книге. Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру (п.4.6 Указания).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Из вышеуказанного следует, что обособленное подразделение обязано вести кассовую книги и ежедневно оприходовать наличные денежные средства в кассу обособленного подразделения. Однако передавать копию листа кассовой книги в кассу головного подразделения, обособленное подразделение может в установленном юридическим лицом, порядке.
Согласно журналам кассира-операциониста с ККТ «Print K» заводской № и ККТ «Print K» заводской №, а также суточных отчетов с гашением по данным ККТ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обособленным подразделением ООО «Нептун» получена наличная выручка в сумме №, при этом ведение кассовых документов, оприходование выручки по месту осуществления деятельности обособленного подразделения не производилось, место для ведения кассовых операций (касса) не выделено. ООО «Нептун» не установлен срок передачи обособленным подразделением копии листа кассовой книги юридическому лицу, соответственно копии листов кассовой книги обособленным подразделением юридическому лицу не передаются.
Основанием для привлечения должностного лица общества к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ послужило нарушение Порядка ведения кассовых операций в РФ, установленного Указаниями Банка России от ДД.ММ.ГГГГ№-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», выразившееся в неоприходовании денежной наличности, поступившей в кассу общества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обособленным подразделением ООО «Нептун».
Факт нарушения подтверждается актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, копиями суточных отчетов гашения, объяснением ФИО6 ФИО2 и другими материалами дела об административном правонарушении.
В соответствии с положениями статьи 11 НК РФ обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях именно должностного лица – ФИО3 ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО3 ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом - начальником МИФНС России № по Ростовской области нарушений процессуальных требований КоАП РФ не допущено. Должностное лицо при вынесении обжалуемого постановления не нашло оснований для применения ст. 24.5 КоАП РФ, не находит их и суд.
Суд считает, что доказательства, положенные в основу обжалуемого постановления полны и достаточны для признания должностного лица – директора ООО «Нептун» ФИО3 ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 ч. 1 КоАП РФ.
Постановление вынесено с соблюдением норм КоАП РФ, уполномоченным на это должностным лицом, с учетом всех представленных доказательств виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Наказание назначено в пределах санкции данной статьи КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, суд считает, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «Нептун» ФИО3 ФИО1 является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Доводы ФИО3 ФИО1 о том, что объяснения, написанные заведующей аптекой, диктовались ей проверяющими, она не была предупреждена по ст. 17.9 КоАП РФ, ей не была разъяснена ст. 51 Конституции и потому данные объяснения не могут быть допустимыми доказательствами, признаются судом несостоятельными, поскольку объяснения были даны в ходе проведения проверки полноты учета выручки, полученной при осуществлении денежных расчетов с населением, а не в ходе производства по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.10 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ по ст. 15.1 ч. 1 КоАП РФ, вынесенное начальником МИФНС России № по Ростовской области ФИО5 ФИО4 в отношении ФИО3 ФИО1 – оставить без изменения, а жалобу ФИО3 ФИО1 – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд Ростовской области в течение 10 дней со дня его вручения.
Судья: