РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 ноября 2017 года село Бабаюрт
Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Шаипова А.А., с участием истца помощника прокурора Бабаюртовского района РД Даветеева У.Д., ответчика индивидуального предпринимателя ФИО1, при секретаре Чораевой Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Бабаюртовского района РД в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о запрете эксплуатации автогазозаправочной станции «Dagestan» по реализации горючих газов,
у с т а н о в и л:
Прокурор Бабаюртовского района РД в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о запрете эксплуатации автогазозаправочной станции «Dagestan» по реализации горючих газов.
В обосновании иска указывает, что прокуратурой Бабаюртовского района в рамках обращения и.о. заместителя руководителя Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору проведена проверка исполнения законодательства о лицензировании взрывопожароопасных производственных объектов. В ходе проведения проверки автозаправочной станции «Dagestan» по реализации газа-пропана, бензина и дизельного топлива, расположенного по федеральной автодороге «Астрахань-Махачкала» возле с. Бабаюрт Бабаюртовского района установлено, что индивидуальный предприниматель Алиев Д.М. указанную АЗС эксплуатирует без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта. ФИО1 на указанной авто газозаправочной станции осуществляет реализацию сжиженного газа населению без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, без регистраций указанного объекта в государственном реестре взрывопожароопасных объектов, без проведения экспертизы промышленной безопасности составления декларации промышленной безопасности объекта. Вышеуказанная деятельность является деятельностью по эксплуатации взрывопожароопасного объекта, подлежит лицензированию. Проверкой установлено, что ФИО1 лицензию на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта не получал. В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ эксплуатация взрывопожароопасного производственного объекта подлежит лицензированию. Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 №116-ФЗ установлено, что объекты, на которых получаются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - газы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после удаления, относятся к категории опасных производственных объектов. Согласно пункту 1 статьи 2 Закона N 116-ФЗ опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону, согласно которому объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции. В соответствии со ст. 1, 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» под промышленной безопасностью опасных производственных объектов понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества, при этом (ст. 9) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов в области промышленной безопасности. В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в ст. 9 Закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В силу Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов связана с возможностью возникновения пожаров, чрезвычайных ситуаций, способных привести к гибели людей, значительному материальному ущербу, такая деятельность подлежит обязательному лицензированию. В соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю; лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании; лицензионные требования и условия - совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. В силу названного Федерального Закона к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Пунктом 1 статьи 9 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусмотрено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Приказом Ростехнадзора от 29 ноября 2005 г. № 893 утвержден Порядок оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечень включаемых в нее сведений (РД-03-14- 2005). В соответствии с Порядком оформления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов и перечнем включаемых в нее сведений РД 03-14-2005, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 ноября 2005 г. № 893, декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта - это документ, в котором представлены результаты всесторонней оценки риска аварии, анализа достаточности принятых мер по предупреждению аварии и по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями норм и правил промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте. Лицензия на эксплуатацию пожароопасного объекта является документом, свидетельствующим о соблюдении лицензиатом особых лицензионных условий и требований, в т.ч. в части экологической и промышленной безопасности и подтверждением фактической безопасности используемого оборудования. Отсутствие соответствующей лицензии, свидетельствует о том, что деятельность предприятия является опасной для работников предприятия и неограниченного круга лиц, потребляющих товары и услуги соответствующего предприятия, имеется потенциальная угроза жизни, здоровья, имущества неопределенного круга лиц. Индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляя свою деятельность без лицензии, нарушает требуемый уровень осмотрительности и заботливости, который требуется в целях надлежащего исполнения обязанностей по лицензированию указанного вида деятельности, при котором должны быть соблюдены требования и условия, выполнение которых обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. Настоящее заявление подано в интересах неопределенного круга лиц, поскольку эксплуатация АГЗС ФИО1 без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта может угрожать жизни и здоровью неопределенного круга лиц, круг которых невозможно определить.
В судебном заседании прокурор Бабаюртовского района РД Даветеев У.Д. поддержал исковые требования и просил суд удовлетворить их по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик индивидуальный предприниматель ФИО1 признал исковые требования прокурора полностью и пояснил суду, что деятельность по реализации горючих газов нуждается в лицензии и в настоящее время подал заявки на получение лицензии. Не возражает против запрета на эксплуатацию колонки по реализацию горючих газов до получения лицензии.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п.2 ч.4 ст.198 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Суд принимает признание ответчиком исковых требований прокурора о запрете эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта автогазозаправочной станции «Dagestan» по реализации горючих газов до получения лицензии на эксплуатацию.
Доводы прокурора со ссылкой на Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ, Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ суд находит обоснованными, соответствующими требованиям законодательства, в связи с чем, приходит к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования прокурора.
В соответствии п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В силу ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислением в доход местного бюджета.
В связи с чем, суд пришел к выводу, что с индивидуального предпринимателя ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 (триста) рублей
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд –
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Бабаюртовского района РД в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о запрете эксплуатации автогазозаправочной станции «Dagestan» по реализации горючих газов, удовлетворить.
Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО1 эксплуатацию автогазозаправочной станции «Dagestan» по реализации горючих газов, расположенной на 365 километре Федеральной автодороги «Астрахань-Махачкала» в с. Бабаюрт Бабаюртовского района Республики Дагестан до получения лицензии.
Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 в доход местного бюджета судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Бабаюртовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Шаипов