НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Бабаевского районного суда (Вологодская область) от 25.04.2011 № 2-175

                                                                                    Бабаевский районный суд Вологодской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Бабаевский районный суд Вологодской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Гр.дело 2-175/2011 год

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 апреля 2011 года г.Бабаево

Бабаевский районный суд Вологодской области в составе:

Председательствующего судьи Андреевой С.А.,

При секретаре Матвеевой И.А.,

С участием: представителя заявителя Маловой Ю.С.,

Представителей заинтересованного лица - Купцовой Г.В., Репиной К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению

Департамента лесного комплекса  об оспаривании Постановления администрации  № от ДД.ММ.ГГГГ

У с т а н о в и л :

Департамент лесного комплекса  обратился с заявлением об оспаривании Постановления администрации  № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно заявлению, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией  была изъята из состава Гослесфонда  лесхоза земельная площадь-  га, в том числе, из -12,21 га,  - 19,54 га, - 5,39 га. Вышеуказанное постановление вынесено с превышением полномочий администрации Бабаевского муниципального района, поскольку фактически направлены на распоряжение участками лесного фонда, полномочиями по распоряжению которыми органы местного самоуправления не обладали. Земельный кодекс Российской Федерации устанавливает, что все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности, земли сельскохозяйственного назначения, земли лесного фонда (статья 7).При этом, законодатель основывался на необходимости соблюдения приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения, в том числе земель, занятых защитными лесами, других особо ценных земель для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами (подпункт 6 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации). В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего в период государственной регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности. Этот же подход подтвержден законодателем и в настоящее время, при принятии в 2006 году нового Лесного кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Более того, в силу статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Вводного закона право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними. В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего в период вынесения оспариваемых постановлений, все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд. К участкам лесного фонда относились участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Границы участков лесного фонда обозначались в натуре с помощью лесохозяйственных знаков и (или) указывались в планово-картографических материалах (лесных картах).

Согласно статей 46 - 47 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) полномочиями по владению, пользованию и распоряжению лесным фондом наделялись исключительно федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.

В соответствии со статьями 81, 83 действующего Лесного кодекса Российской Федерации распоряжение лесными участками, находящимися в собственности Российской Федерации, осуществляется исключительно федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции. Законом Российской Федерации от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», действовавшим в период принятия оспариваемого постановления, к компетенции районной администрации не относились полномочия по распоряжению землями лесного фонда. Не предусматривается таких полномочий и в соответствии с действующим Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии со статьей 84 Лесного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления относится владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в муниципальной собственности. Изъятие земель лесного фонда и перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования могли осуществляться только в порядке, установленном статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ.

В соответствии со статьей 63 Лесного кодекса Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, допускался только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и осуществлялся в соответствии с материалами лесоустройства, а также с материалами, уточняющими данные лесоустройства в отношении участков лесного фонда, перевод которых запланирован материалами лесоустройства или не запланирован, но необходим для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом территориальных комплексных схем градостроительного планирования развития соответствующих территорий или их частей.

Перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, осуществлялся в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (за исключением случаев перевода для строительства линейных объектов), а в лесах первой группы при переводе для строительства линейных объектов, а также в лесах второй и третьей групп - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществлялся Правительством Российской Федерации.

Таким образом, указанное постановление ДД.ММ.ГГГГ № на дату их принятия не соответствовало статьям 46, 47, 49, 63 Лесного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 22-ФЗ.

Оспариваемое постановление не только противоречит лесному законодательству и приводит к незаконному изъятию земель лесного фонда и передаче их в пользование, не связанное с целями лесного хозяйства, но и может иметь негативные последствия для обеспечения сохранности лесов и создавать угрозу потери права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки.

Более того, изъятие земель лесного фонда и передача их в пользование, не связанное с целями лесного хозяйства, фактически приводит к ограничению использования лесов для неограниченного круга потенциальных лесопользователей, поскольку в соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В соответствии с Положением о Департаменте лесного комплекса области, утвержденным постановлением  от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) Департамент осуществляет на землях лесного фонда в границах  государственный лесной контроль и надзор (п. 2.2.12), направляет в суд материалы о нарушении лесного законодательства Российской Федерации и  (пункт 2.2.20).Приказом Департамента от 14 января 2011 года «Об утверждении перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и перечня должностных лиц, осуществляющих государственный надзор в лесах на территории области» установлено, что начальник Департамента является главным государственным лесным инспектором . В соответствии со статьей 96 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ должностные лица, осуществляющие государственный лесной контроль и надзор (государственные лесные инспектора, лесничие), имеют право, в том числе пресекать и предотвращать нарушение лесного законодательства, предъявлять иски в суд, арбитражный суд в пределах их компетенции. Департаменту лесного комплекса области о существовании оспариваемых постановлений, нарушающих его права и законные интересы стало известно только в связи с запросом от 22.12.2010 № и полученными на него ответами органов местного самоуправления от 26.01.2011г. №.

Просит суд устранить допущенное нарушение, отменить постановление администрации  № от ДД.ММ.ГГГГ.

Требование поддержала представитель заявителя Малова Ю.С., пояснила аналогично заявлению.

Представитель заинтересованного лица-администрации сельского поселения Пяжозерское в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в  в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву, в соответствии со ст.83 ЛКРФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное(бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе, организациям и проведение соответствующих аукционов. В соответствии с Положением о Департаменте лесного комплекса , утвержденным постановлением  № от ДД.ММ.ГГГГ на территории  указанные полномочия осуществляет Департамент лесного комплекса . Полномочия администрации Бабаевского муниципального района  по распоряжению лесными участками земель лесного фонда отсутствуют.

Представители заинтересованного лица - администрации Бабаевского муниципального района Репина К.С. и Купцова Г.В.заявление не признали, пояснили, что границы населенных пунктов , ,  установлены землеустроительным делом, изготовленным институтом «» в 1995 году. Вероятно, что эти поселки образовались на землях лесного фонда. Постановление администрации  № носит корректирующий характер. Спора о границах населенных пунктов не существует.

Выслушав объяснения представителей: заявителя, заинтересованного лица, проверив представленные материалы, суд полагает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем главы  ФИО4было вынесено постановление №, согласно которому изъято из состава Гослесфонда  лесхоза земельная площадь 37,14 га, в том числе - из -12,21 га, -19,54 га, -5,39 га.

Данное постановление нельзя считать законным.

В соответствии со статьей 19 Лесного кодекса Российской Федерации 1997 года, действовавшего в период вынесения постановления, лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

Полномочиями по владению, пользованию и распоряжению лесным фондом наделялись исключительно федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции (ст.46-47 Лесного Кодекса РФ). Согласно ст.49 вышеуказанного закона, органы местного самоуправления наделялись лишь отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов.

Статьей 63 Лесного Кодекса РФ устанавливался порядок: перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, изъятия земель лесного фонда. В соответствии с данной нормой закона перевод лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и осуществлением лесопользования, осуществлялся в лесах первой группы - Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства (за исключением случаев перевода для строительства линейных объектов), а в лесах первой группы при переводе для строительства линейных объектов, а также в лесах второй и третьей групп - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Перевод земель лесного фонда в земли иных категорий осуществлялся Правительством Российской Федерации. Законом Российской Федерации от 6 июля 1991 года № 1550-1 «О местном самоуправлении в Российской Федерации», действовавшим в период принятия оспариваемых постановлений, к компетенции районной администрации не относились полномочия по распоряжению землями лесного фонда.

Таким образом, постановление № администрацией районного самоуправления вынесено с превышением полномочий. Оно противоречит лесному законодательству, приводит к незаконному изъятию земель лесного фонда и передаче их в пользование, не связанное с целями лесного хозяйства, может иметь негативные последствия для обеспечения сохранности лесов и создавать угрозу потери права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки. Изъятие земель лесного фонда и передача их в пользование, не связанное с целями лесного хозяйства, приводит к ограничению использования лесов для неограниченного круга потенциальных лесопользователей, поскольку в соответствии со статьей 6 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются.

В соответствии с п.2.2.12, 2.2.20 Положения о Департаменте лесного комплекса области, утвержденным постановлением  от ДД.ММ.ГГГГ № (с последующими изменениями) Департамент осуществляет на землях лесного фонда в границах  государственный лесной контроль и надзор, направляет в суд материалы о нарушении лесного законодательства Российской Федерации и .

Руководствуясь ст.198,258 ГПКРФ суд

Р е ш и л :

Заявление Департамента лесного комплекса  удовлетворить.

Признать недействительным и отменить Постановление администрации  № от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд с подачей жалобы через Бабаевский районный суд в течение 10-ти дней со дня вынесения в окончательной форме, то есть с 30 апреля 2011 года.

Судья Андреева С.А.

Копия верна судья Андреева С.А.

Справка

Решение не обжаловано, вступило в законную силу 11 мая 2011 года.

Судья Андреева С.А.