Дело № РЕШЕНИЕ г. Тольятти 21 июля 2021 года Судья Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области Булатникова В.В., с участием лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, ФИО3, его представителя ФИО5, главного государственного налогового инспектора правового отдела МИФНС России № 2 по Самарской области ФИО6, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО2 на постановление № и.о. начальника Межрайонной ИНФС России № по <адрес>ФИО4 от 27.04.2021г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.25 КоАП РФ, УСТАНОВИЛ: Постановлением и.о. начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес>ФИО4№ от 27.04.2021г. коммерческий директор ООО «А-Транс» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20.000 рублей. Не согласившись с вышеуказанным постановлением, ФИО2 обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в виду отсутствия состава правонарушения, мотивировав тем, что в 2017-2020 годах он работал в должности коммерческого директора ООО «А-Транс». В период работы с АО «Ямата Ятырым Иншаат Туризм ве ФИО1» в 2019 году образовалась задолженность за оказанные услуги, которые заказчик оплачивал не своевременно, в нарушение п. 3.2 договора от 21.07.2018г., которым предусмотрен срок оплаты оказанных услуг в течение 60 дней банковских дней с момента получения от экспедитора пакета документов. Он как должностное лицо, ответственное в том числе за исполнение валютного законодательства, предпринимал все необходимые и возможные меры для получения денежных средств на счет ООО «А-Транс» в установленные договором сроки. Должностному лицу была предоставлена переписка, согласно которой он до наступления срока оплаты начал переписку с заказчиком по оплате, начиная с 25.04.2019г. В адрес заказчика 30.04.2019г. была направлена письменная претензия, как по электронной почте, так и по почте России, которая согласно действующему законодательству рассматривается 30 дней. При этом, заказчик не отказывался оплачивать задолженность, постоянно указывал сроки ее погашения. Поэтому только спустя несколько месяцев было принято решение об обращении с исковым заявлением в суд. Но для обращения в суд необходимо провести досудебную работу, а именно направить заказчику акты сверки взаиморасчетов для подтверждения имеющейся задолженности. Оплата счета со стороны заказчика была произведена только после подачи искового заявления в суд – 25.12.2019г. Однако оценка его действиям должностным лицом дана не была. Также считает, что МИФНС России № 2 по Самарской области необоснованно разделило правонарушения на отдельные действия, несвоевременное получение денежных средств было в рамках одного договора, но в разные периоды времени, работа по взысканию задолженности проводилась им как должностным лицом по всем неплатежам одновременно. При этом заказчик оплачивал оказанные услуги на свое усмотрение, независимо от того, какие требования были заявлены с их стороны раньше, а каике в более поздний срок. Как видно из представленной в постановлении о назначении наказания таблицы, некоторые из оказанных услуг оплачивались раньше срока, другие с большой задержкой. Поэтому считает, что рассматривать внесение отдельных платежей в рамках одного договора как разные события, составляющие самостоятельный состав правонарушения, является незаконным. В судебном заседании заявитель ФИО3 и его представитель ФИО5 поддержали доводы жалобы в полном объеме, просили вышеуказанное постановление отменить, производство по делу прекратить, указав, что 30.04.2019г. началась претензионная работа, все дальнейшие действия были направлены на получение денежных средств от заказчика. Были приняты все зависящие от ФИО7 меры, в связи с чем, состава административного правонарушения нет. Представитель Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области ФИО6 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, указав, на недостаточность предпринятых ФИО3 мер по взысканию задолженности, которые предпринимались фактически уже после истечения предельного срока оплаты. Можно было работать по предоплате. В связи с тем, что обществом по одному контракту подписывались разные акты, так как объемы работ выполнялись поэтапно, даты просрочек оплаты и совершения правонарушений различны, что и послужило основанием для составления протоколов об административном правонарушении и в дальнейшем соответственно и постановлений о назначении административного наказания за каждое нарушение. Суд, выслушав пояснения заявителя ФИО3 и его представителя ФИО5, старшего инспектора правового отдела ИФНС России № 2 по Самарской области ФИО6, исследовав доводы жалобы и материалы дела, пришел к следующему. Согласно ст. 26.11 КоАП РФ, судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу. Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме. Частью 4 ст. 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, и (или) на банковский счет финансового агента (фактора) - резидента в уполномоченном банке, если финансовый агент (фактор) - резидент не является уполномоченным банком, либо на корреспондентский счет соответствующего уполномоченного банка, если финансовый агент (фактор) - резидент является уполномоченным банком, в случае, если такому финансовому агенту (фактору) - резиденту было уступлено денежное требование иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся резиденту за переданные нерезиденту товары, выполненные для него работы, оказанные ему услуги либо за переданные ему информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, либо невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, причитающихся резиденту от нерезидента в соответствии с условиями договора займа, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.2 настоящей статьи. Правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации, полномочия органов валютного регулирования, права и обязанности резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, права и обязанности нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютой Российской Федерации и внутренними ценными бумагами, права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля определяются Федеральным законом от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ). В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами иностранной валюты или валюты Российской Федерации в виде займов нерезидентам резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами) и (или) договорами займа, получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью. При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 2 Закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ внешняя торговля услугами - оказание услуг (выполнение работ), включает в себя производство, распределение, маркетинг, доставку услуг (работ) и осуществляется способами, указанными в статье 33 Федерального закона, согласно которой, внешняя торговля услугами осуществляется, в том числе: с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства; с территории иностранного государства на территорию Российской Федерации; на территории Российской Федерации иностранному заказчику услуг; российским исполнителем услуг, не имеющим коммерческого присутствия на территории иностранного государства, путем присутствия его или уполномоченных действовать от его имени лиц на территории иностранного государства; российским исполнителем услуг путем коммерческого присутствия на территории иностранного государства. Резиденты - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.п. «в» п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Нерезиденты - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации (п.п. «б» п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Согласно п. 1 ч. 1.1 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности и (или) при предоставлении резидентами нерезидентам займов резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации за исполнение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) либо о сроках иного исполнения или прекращения обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам) в случаях и способами, которые разрешены законодательством Российской Федерации. Порядок представления резидентами уполномоченным банкам информации, указанной в части 1.1 настоящей статьи, и последующего ее отражения уполномоченными банками в ведомостях банковского контроля устанавливается Центральным банком Российской Федерации (ч. 1.2 ст. 19 Закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Согласно материалам дела: 21.07.2018г. между ООО «А-Транс» - «Экспедитор» и Филиал АО «Ямата Ятырым Иншаат Туризм ве ФИО1», Турция - «Заказчик» заключен договор об оказании транспортно-экспедиционных услуг №. Согласно дополнительному соглашению к данному договору от 21.07.2018г. внесены изменения в условия договора относительно сроков оплаты заказчиком оказанных услуг безналичным расчетом путем перечисления денежных средств на расчетный счет Экспедитора в течение 60 (шестидесяти) банковских дней, или с момента получения от Экспедитора пакета документов, указанного в п.3.2 настоящего договора. Соглашение распространяется на отношения, возникшие после 29.10.2018г. 20.11.2018г. контракт № от 21.07.2018г. поставлен на учет в уполномоченном банке - Поволжский филиал АО «Райффайзенбанк», с присвоением уникального номера контракта -18110001/3292/0006/3/1. Валюта контракта - российский рубль, сумма контракта – БС, дата завершения исполнения обязательств по контракту - 21.07.2020г. 27.02.2019г. ООО «А-Транс» оказало услуги Филиалу Акционерной Компании «Ямата Ятырым Иншаат Туризм ве ФИО1» на сумму 4.670.000 рублей универсальный передаточный документ № от ДД.ММ.ГГГГ (выполнение работ подтверждается карточкой счета 62 за период ДД.ММ.ГГГГ-31.12.2019г.). Ожидаемый срок репатриации иностранной валюты в ведомости банковского контроля отсутствует, ожидаемый срок репатриации иностранной валюты определен исходя из п. 1.2. дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ «Заказчик оплачивает оказанные услуги безналичным расчетом путем перечисления денежных средств на расчетный счет Экспедитора в течение 60 (Шестидесяти) банковских дней, или с момента получения от Экспедитора пакета документов, указанного в п.3.2 настоящего договора» и составил 30.05.2019г. Фактически услуги на сумму 4.670.000 рублей оплачены 25.12.2019г. (платежное поручение № 21315 от 25.12.2019). Просрочка составила - 209 дней. Время (дата) совершения правонарушений - 00 ч. 00 мин. 31.05.2019г. Место совершения правонарушений - 445051 <адрес> б-р Приморский <адрес> Б, офис 2. Согласно приказу, подписанного директором ООО «А-ТРАНС» ФИО8 от 01.10.2018 № 3, в связи с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», и постановкой на учет договора транспортной экспедиции № 10/03-18 от 21 июля 2018 г., на ФИО3 возложены дополнительные обязанности по соблюдению валютного законодательства. Согласно приказу (распоряжение) от 01.09.2017г. № 3 ФИО3 принят на работу, на должность коммерческого директора. Таким образом, ФИО3 на момент совершения административного правонарушения - 31.05.2019г., являлся должностным лицом, ответственным за соблюдение валютного законодательства в отношении ООО «А-Транс». Факт совершения коммерческим директором ООО «А-Транс» ФИО9 правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № 04-29/63202105100020400001 от 20.02.2021г.; договором № 10/03-18 об оказании транспортно-экспедиционных услуг от 21.07.2018г., дополнительным соглашением к договору № 10/03-18, счетом № 55 от 27.02.2019г., платежным поручением от 25.12.2019г., актом проверки соблюдения валютного законодательства № 632020200101004 от 11.11.2020г., трудовым договором № 1 от 01.08.2018г., приказом о приеме на работу ФИО3, приказом № 3 от 01.10.2018г, а также другими материалами дела об административном правонарушении. Таким образом, ООО «А-Транс», являющимся юридическим лицом-резидентом, в лице коммерческого директора ФИО3 во исполнение контракта № от 21.07.2018г., заключенного с АО «Ямата Ятырым Иншаат Туризм ве ФИО1», являющимся юридическим лицом-нерезидентом, с учетом дополнительного соглашения от 21.07.2018г., акта выполненных работ, универсальным передаточным документом, карточкой счет 62 за январь 2018г.- декабрь 2019г., не получило от юридического лица-нерезидента на свои банковские счета в уполномоченных банках валюты Российской Федерации, причитающейся в соответствии с условиями указанного договора (в течение 60 дней с момента получения обществом-нерезидентом пакета документов), за оказанные им нерезиденту услуги, чем нарушены требования п.1 ч.1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. С учетом изложенного, факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ, и виновность коммерческого директора ООО «А-Транс» ФИО2 в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, имеющихся в материалах дела, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Фактические обстоятельства совершения правонарушения объективно подтверждаются исследованными и представленными доказательствами, которым в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.11 КоАП РФ дана надлежащая оценка, и на основании полного и всестороннего их анализа установлены все предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ юридически значимые обстоятельства совершения правонарушения. Установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате ненадлежащего исполнения коммерческим директором ООО «А-Транс» ФИО2 своих должностных обязанностей по соблюдению требований валютного законодательства РФ, в связи с чем, действия должностного лица правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ. При исследовании вопроса о наличии вины коммерческого директора ООО «А-Транс» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, установлено, что доказательства, свидетельствующие о том, что должностное лицо приняло все зависящие от него меры к соблюдению валютного законодательства РФ, в материалах дела отсутствуют, доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения должностным лицом положений валютного законодательства РФ, а также свидетельствующих о том, что должностное лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению нарушений, в материалах дела также не имеется. До наступления предельного срока репатриации иностранной валюты общество предприняло недостаточные меры для своевременного получения оплаты от иностранного лица, в частности не применило обеспечительные меры в виде внесения в договор способа обеспечения исполнения обязательств (банковская гарантия, поручительство, залог, задаток и т.д.), не применено страхование коммерческих рисков, применение форм расчета, исключающих риск неисполнения контрагентом своих обязанностей по договору, разработка четкого механизма разрешения возможных разногласий. В связи с неуплатой денежных средств по передаточному документу № от ДД.ММ.ГГГГ, 05.12.2019г. ООО «А-Транс» направило заявление в суд о взыскании задолженности по контракту, спустя более шести месяцев после просрочки платежа. 23.03.2020г. судом вынесено решение о взыскании задолженности с Заказчика. Фактически услуги на сумму 4.670.000 рублей оплачены 25.12.2019г. (платежное поручение № от 25.12.2019г.). Просрочка составила – 209 дней. Судья, исследовав доводы жалобы ФИО2, находит их не состоятельными, поскольку опровергаются вышеизложенными доказательствами. Административное наказание в виде административного штрафа назначено в соответствии с требованиями ст. HYPERLINK consultantplus://offline/ref=CC6DF9938584EF49E8E46854E6537A6AED22A3B1D9461763F4EC0A2CB8313431F65912A592EF12F1BA5B350DFAB14DBD2D23C5928A841FADd7KFF 4.1 КоАП РФ, в минимально возможном размере, с учетом характера правонарушения и личности правонарушителя, избранная мера соответствует характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела. Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было. Обстоятельств, которые в силу ст.30.7 КоАП РФ могли повлечь отмену постановления должностного лица, не установлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7-30.10 КоАП РФ, судья Р Е Ш И Л: Постановление № и.о. начальника Межрайонной ИНФС России № по <адрес>ФИО4 от 27.04.2021г. по делу об административном правонарушении, в отношении коммерческого директора ООО «А-Трасн» ФИО2, предусмотренном ч.4 ст.15.25 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу ФИО2 – без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение 10 суток со дня получения (вручения) копии решения. Судья подпись В.В. Булатникова Копия верна. Судья: Подлинный документ находится в материале 12-468/2021 УИД 63RS0029-01-2021-003205-62 в Автозаводском районном суде г. Тольятти Самарской области |