РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 октября 2019 года Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
судьи Тарасюк Ю.В.,
при секретаре Ганадян М.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-8443/2019 по административному иску Межрайонной Инспекции ФНС России №2 по Самарской области к ФИО1 о взыскании НДФЛ и страховых взносов,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная Инспекция ФНС России № 2 по Самарской области обратилась в Автозаводский районный суд г. Тольятти с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании налога на доходы физических лиц, а также страховых взносов, указав при этом на следующее.
Административным ответчиком 28.04.2018 года предоставлена в Межрайонную ИФНС России №2 по Самарской области налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц формы 3-НДФЛ за 2016 год.
В нарушение ст.45 НК РФ административный ответчик не исполнила установленную законом обязанность по уплате налога.
В соответствии со ст.69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить эту сумму в установленный срок.
Кроме того, административный ответчик является лицом, обязанным уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование, однако свои обязательства не исполняет.
Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области направлены в адрес налогоплательщика требования об уплате налога и пени № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ, содержащее сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с предложением добровольно погасить имеющуюся недоимку по НДФЛ и страховым взносам.
Вместе с тем ответчик не исполнила установленную законом обязанность по уплате налога и страховых взносов.
20.08.2018 года мировым судьей судебного участка № 90 Автозаводского судебного района г.Тольятти на основании заявления о выдаче судебного приказа был выдан судебный приказ № 2а-681/18 о взыскании с ФИО1 задолженности. Указанный судебный приказ отменен 26.11.2018 года на основании возражений, поступивших от должника.
Обратившись в суд, административный истец просит взыскать с административного ответчика в пользу государства:
- задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 484 рубля;
- пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 35 рублей 65 копеек;
- недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период начиная с 01 января 2017 года в размере 4590 рублей;
- пени начисленные на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период начиная с 01 января 2017 года в размере 20 рублей 20 копеек;
- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 23400 рублей;
- пени на сумму недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 102 рубля 96 копеек.
Представитель административного истца ФИО5, действующая на основании доверенности № 4 от 23.01.2019 года и диплома,в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание явилась, исковые требования признала в части взыскания недоимки по НДФЛ и пени за несвоевременную уплату НДФЛ. В остальной части просила отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях (л.д. 32).
Суд, выслушав доводы представителя административного истца, возражения административного ответчика, изучив письменные материалы административного дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Такая процессуальная обязанность, по мнению суда, была исполнена.
Согласно ч.6 ст.289 КАС РФ юридически значимыми обстоятельствами по делам о взыскании обязательных платежей и санкций являются следующие:
- соблюдение срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом,
- имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций.
При этом суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, а также правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии с ч. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Указанные физические лица самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, и обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение, которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 210 НК РФ).
Налоговая ставка на доходы физических лиц установлена в размере 13 процентов - п. 1 ст. 224 Налогового кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст.229 НК РФ налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса.
Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено статьей 227.1 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 229 НК РФ).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 228 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
П. 2 ст. 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ.
Судом в ходе судебного разбирательства по делу установлено и подтверждается материалами дела, что 19 апреля 2016 года ФИО1 в Межрайонную ИФНС России №2 по Самарской области представлена налоговая декларация по форме 3-НДФЛ за 2015 год, согласно которой исчислен налог на доходы физических лиц за 2015 год, подлежащий уплате в бюджет (л.д. 24-27).
В силу п. 2 ст. 69 НК РФ при наличии у налогоплательщика недоимки ему направляется требование об уплате налога.
В установленный законом срок ФИО1 указанный налог не уплатила.
В связи с выявленной недоимкой налогоплательщику выставлено требование № 131454 об уплате налога на доходы физического лица в размере 484 рубля и пени в размере 35 рублей 65 копеек (л.д. 22) в срок до 14.06.2017 года.
Требование административным ответчиком не исполнено.
Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2 ст. 48 НК РФ).
Из материалов дела усматривается, что Межрайонная ИФНС России № 2 по Самарской области в установленный законом срок обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа.
26.11.2018 года мировым судьей судебного участка № 90 Автозаводского судебного района г. Тольятти Самарской области вынесено определение об отмене судебного приказа (л.д. 5).
Поскольку недоимка по налогу на доходы физических лиц административным ответчиком до настоящего времени не уплачена, Межрайонная ИФНС России №2 по Самарской области в течение установленного законом срока обратилась в суд с настоящим административным иском.
Расчет задолженности судом проверен и является правильным как с правовой, так и с математической точки зрения.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо обязано платить законно установленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый, а именно публично-правовой характер, что обусловлено самой природой государства и государственной власти.
Налоги являются необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.
В развитие конституционной нормы в статье 3 НК РФ предусмотрены основные принципы законодательства о налогах и сборах, а именно: всеобщности и равенства налогообложения.
Таким образом, взысканию с административного ответчика ФИО1 подлежит задолженность по налогу на доходы физических лиц в размере 484 рубля и пени в размере 36 рублей 65 копеек.
Далее, Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, абзац третий пункта 1 статьи 7, статья 28), закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включает в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (адвокатов, индивидуальных предпринимателей и нотариусов, занимающихся частной практикой), в качестве застрахованных лиц и одновременно страхователей по обязательному пенсионному страхованию и обязывает их уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в фиксированном размере, который до 1 января 2017 года определялся в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (части 1.1 и 1.2 статьи 14), а после указанной календарной даты устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, регулируются Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное медицинское страхование, законодатель включил в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие), как в качестве застрахованных, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая, так и страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы (пункт 2 статьи 10, пункт 2 части 1 статьи 11, часть 1 статьи 16 и пункт 2 части 2 статьи 17 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", пункт 2 части 1 статьи 5 и часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования").
Таким образом, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе адвокатам, наравне с другими работающими гражданами гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, сформированных с учетом страховых взносов.
Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации адвокат уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование.
При этом, учитывая положения подпункта 1 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, адвокат, уплачивающий налог на доходы физических лиц, определяет размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из своего дохода от профессиональной деятельности.
В соответствии с положениями ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно, в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу абзаца 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты (неполной уплаты) адвокатом страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.
За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, дату снятия с учета в налоговых органах адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного и иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, включительно.
Таким образом, административный ответчик, являясь адвокатом обязана уплачивать страховые взносы. Наряду с этим, административный ответчик также является арбитражным управляющим. Однако, суд полагает, что регистрации ФИО1 одновременно в качестве адвоката и арбитражного управляющего в силу требований закона не влечет за собой обязанность уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа дважды.
Между тем, судом установлено, что решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от 08.08.2019 года принятым по гражданскому делу № 2а-6989/2019 по административному исковому заявлению МИФНС России № 2 по Самарской области к ФИО1 о взыскании недоимки по страховым взносам и пени, исковые требования удовлетворены и с административного ответчика за 2017 год взысканы страховые взносы.
Согласно ч 2. ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
При таких обстоятельствах суд полагает, что подлежит взысканию разница между суммами недоимки, указанными в настоящем административном иске и суммой недоимки, взысканной по решению суда от 08.08.2019 года, в частности:
- недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период начиная с 01 января 2017 года в размере 1173 рубля (4590 рублей – 3417 рублей);
- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 5980 рублей (23400 рублей – 17420 рублей).
Пени взысканию не подлежат, поскольку они взысканы на основании решения от 08.08.2019 года в большем объеме чем заявлено в настоящем иске.
На основании ч.1 ст.111 КАС РФ по делам о взыскании обязательных платежей и санкций судебные расходы распределяются между сторонами пропорционально удовлетворенным требованиям. В данном случае административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, таким образом, указанные расходы подлежат взысканию с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. На основании ст.333.19 НК РФ в доход бюджета г.о. Тольятти подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 286-290, 291 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №2 по Самарской области к ФИО1 о взыскании НДФЛ и страховых взносов, удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу государства:
- задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 484 рубля;
- пени по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 227 НК РФ в размере 35 рублей 65 копеек;
- недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетный период начиная с 01 января 2017 года в размере 1173 рубля;
- недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) в размере 5980 рублей,
А всего 7672 рубля 65 копеек.
Остальные административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход бюджета г.о. Тольятти в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд г.Тольятти в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено в течение пяти рабочих дней - 16.10.2019 года.
Судья Ю.В. Тарасюк