Копия РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 02 августа 2022 года г. Тольятти Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Михеевой Е.Я., при секретаре Шошиной М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-№ по административному иску Межрайонной Инспекции ФНС России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени, и по встречному иску ФИО2 к Межрайонной Инспекции ФНС России № по <адрес> о взыскании ранее уплаченных страховых взносов, установил: Межрайонная Инспекция ФНС России № по <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени, мотивируя заявленные требования следующими доводами. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 состоял на налоговом учете в качестве адвоката. В адрес налогоплательщика направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени, однако установленная законом обязанность административным ответчиком не исполнена. Вынесенный мировым судьей судебный приказ в отношении ФИО2 отменен. Административный истец обратился в суд и просит взыскать с ФИО2 с учетом уточненных требований пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. в размере 82,74 руб.; пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 г. в размере 21,49 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 г. в размере 6953,72 руб.; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. в размере 26778,32 руб. ФИО2 предъявлены встречные требования о взыскании с Межрайонной Инспекции ФНС России № по <адрес> ранее уплаченных страховых взносов за 2014 - 2019 годы. В судебное заседание представитель Межрайонной Инспекции ФНС России № по <адрес> не явился, о слушании дела извещен, представил ходатайство о приобщении документов к материалам дела. ФИО2 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, причину неявки суду не сообщил. Суд, исследовав письменные материалы административного дела, оценив собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит административные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично, а встречное административное исковое заявление необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе, о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц. В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца. Согласно ст. 57 Конституции РФ предусматривает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам). Согласно ст. 423 НК РФ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. В силу п.п. 1, 2 п. 1 ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года, 29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере 26545 рублей за расчетный период 2018 года (29354 рублей за расчетный период 2019 года, 32448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300000 рублей за расчетный период; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5840 рублей за расчетный период 2018 года, 6884 рублей за расчетный период 2019 года и 8426 рублей за расчетный период 2020 года. Пункт 5 ст. 432 НК РФ предусматривает, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов. Из материалов административного дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 состоял на учете в налоговом органе в качестве адвоката. Согласно информации, предоставленной Палатой адвокатов <адрес>, ФИО2 решением Совета Палаты адвокатов <адрес>№/СП от ДД.ММ.ГГГГ статус адвоката ФИО2 приостановлен по заявлению о приостановлении статуса адвоката по личным обстоятельствам в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (распоряжение территориального органа Минюста России №-р от ДД.ММ.ГГГГ). Решением Совета Палаты адвокатов <адрес>№/СП от ДД.ММ.ГГГГ статус адвоката ФИО2 возобновлен в соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (распоряжение территориального органа Минюста России №-р от ДД.ММ.ГГГГ) (л.д. 45 – 49). В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. На основании ст. 70 НК в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате недоимки по страховым взносам и пени № от ДД.ММ.ГГГГ сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7). В нарушение ст. 432 НК РФ ФИО2 не исполнил обязанность по уплате страховых взносов. Как следует из ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Анализ взаимосвязанных положений п.п. 1 - 3 ст. 48 НК РФ свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов. Так, согласно п. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей на момент возникновения задолженности) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока. Срок исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ, размер задолженности по которому превышает 3000 руб., установлен до ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (ДД.ММ.ГГГГ + 6 мес.) налоговый орган вправе обратиться с заявлением о выдаче судебного приказа. Возражения административного ответчика по вопросу исчисления срока подачи заявления о выдаче судебного приказа к мировому судье, а именно не позднее ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона. Как следует из п. 2 ст. 48 НК РФ, срок обращения административного истца к мировому судье исчисляется со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, то есть в рассматриваемом случае с ДД.ММ.ГГГГ, а не с даты истечения срока уплаты страховых взносов, как полагает административный ответчик. ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № Автозаводского судебного района <адрес> с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности по налогам, то есть в установленный срок. Указание в судебном приказе от ДД.ММ.ГГГГ периода взыскания – за 2019 год не свидетельствует о необоснованности заявленных требований, поскольку из материалов административного дела №а-1197/2021 мирового судьи судебного участка № Автозаводского судебного района <адрес>, предоставленного на обозрение суду, следует, что основанием для его принятия явились документы, представленные Межрайонной ИФНС России № по <адрес> за период 2020 года. Указанные документы также явились основанием для предъявления рассматриваемого в настоящем деле административного иска и представлены в материалы дела в виде доказательств. Вынесенный ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № Автозаводского судебного района <адрес> судебный приказ о взыскании с ФИО2 задолженности по страховым взносам отменен ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4). Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Настоящее административное исковое заявление подано ДД.ММ.ГГГГ, то есть в течение шести месяцев с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в данном случае сроки для обращения в суд административным истцом не нарушены, а доводы административного ответчика относительно пропуска срока на обращение в суд не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения настоящего дела. Возражения административного ответчика относительно неправомерности начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации №-П от ДД.ММ.ГГГГ (далее - постановление №-П) суд отклоняет по следующим основаниям. Согласно справке ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО2 состоит на пенсионном обеспечении в отделе пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по <адрес> и получает пенсию за выслугу лет, назначенную в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 35). Пунктом 1 резолютивной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации №-П от ДД.ММ.ГГГГ подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22, пункт 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертая статьи 7 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. В пункте 2 резолютивной части указанного постановления Конституционный Суд Российской Федерации признал те же положения указанного законодательства не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Конституционный Суд Российской Федерации признал не противоречащим Конституции Российской Федерации наличие самой по себе обязанности адвокатов из числа военных пенсионеров и приравненных к ним лиц на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование во взаимосвязи с наличием права таких лиц на одновременное получение двух пенсий (по государственному пенсионному обеспечению и страховой пенсии по старости). Поскольку обязанность адвокатов из числа военных пенсионеров (и приравненных к ним лиц) по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование признана соответствующей Конституции Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о том, что постановлением №-П в соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ№-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» исполнение такой обязанности, возложенной Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не приостанавливается и не прекращается с даты вступления постановления №-П в законную силу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. С даты вступления постановления №-П в законную силу, то есть с ДД.ММ.ГГГГ прекращается действие порядка формирования и реализации пенсионных прав указанных лиц, основанного на применении индивидуального пенсионного коэффициента заданной величины (не менее 30) и приобретении страхового стажа необходимой продолжительности (не менее 15 лет), а также действие положений, не допускающих получение фиксированной части страховой пенсии по старости адвокатами из числа военных пенсионеров (и приравненных к ним лиц) по достижении ими общего пенсионного возраста, до внесения соответствующих изменений в упомянутое выше законодательство. В целях исполнения постановления №-П в качестве одной из мер по устранению указанных Конституционным Судом Российской Федерации пробелов в законодательстве ДД.ММ.ГГГГ был принят Федеральный закон № 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 502-ФЗ). Федеральным законом № 502-ФЗ категория адвокатов из числа военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, получающих пенсию в соответствии с Законом №, включена в положения Федерального закона № 167-ФЗ (статьи 6 и 29) в качестве страхователей и (или) застрахованных лиц, наделенных правом на добровольное вступление в систему обязательного пенсионного страхования и добровольное прекращение правоотношений по обязательному пенсионному страхованию путем подачи соответствующего заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации. С учетом того, что Федеральный закон № 502-ФЗ не содержит положений о порядке его вступления в силу, данный федеральный закон вступил в силу в общем порядке, предусмотренном статьей 6 Федерального закона от 14. 06.1994 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», по истечении десяти дней после дня его официального опубликования. Федеральный закон № 502-ФЗ опубликован ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, в связи с вступлением Федерального закона № 502-ФЗ в силу с ДД.ММ.ГГГГ, у адвокатов, получающих пенсию за выслугу лет или по инвалидности, обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование прекращается с ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, обязанность административного ответчика по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год подтверждается нормами действующего законодательства. Поскольку доказательств своевременной оплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не представлено, заявленные требования административного истца о взыскании с ФИО2 недоимки подлежат удовлетворению, а именно: подлежит взысканию недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 г. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 6 953,72 руб., недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) в размере 26 778,32 руб. Период начисления страховых взносов за 2020 год судом проверен и признан верным. Административный истец в пояснениях к уточнению к административному исковому заявлению указал, что произвел перерасчет по страховым взносам за 2020 год с учетом даты прекращения деятельности ФИО2 в качестве адвоката, а именно по ДД.ММ.ГГГГ год. Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 НК РФ. В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налога начислены пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 г. в размере 21,49 руб., пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. в размере 82,74 руб. Поскольку обязанность, предусмотренная налоговым законодательством, в части своевременной оплаты недоимки по страховым взносам административным ответчиком не исполнена, требование о взыскании пени также подлежит удовлетворению. Вместе с тем в связи с уточнением административных исковых требований, уменьшением размера недоимки, размер пени также подлежит перерасчету, а именно: с ФИО2 подлежат взысканию пени на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 г. в размере 17,73 руб. (6953,72 руб. х 18 дней х 4,25 %/ 300), пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. в размере 68,28 руб. (26778,32 руб. х 18 дней х 4,25 %/300). ФИО2 предъявлены встречные требования о взыскании с Межрайонной Инспекции ФНС России № по <адрес> ранее уплаченных страховых взносов за 2014 - 2019 годы. Судом установлено и подтверждается материалами дела, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 состоял на налоговом учете в качестве адвоката. В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Согласно ст. 430 НК РФ плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование. Согласно справке ГУ – Отделения Пенсионного фонда РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ страховые взносы в ПФР уплачены ФИО2 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации административного истца за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 уплачены страховые взносы в ПФР за 2017 год - 23 400 руб., за 2018 год - 26 545 руб., за 2019 год - 29 354 руб. ДД.ММ.ГГГГФИО2 обратился к административному истцу с обращением о снятии с учета плательщика страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и возврате ранее уплаченных взносов за 2014 – 2019 годы (л.д. 33). В ответ на указанное обращение налоговой инспекцией был направлен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором сообщалось, что обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование прекращается с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59). В этой связи возврат ранее уплаченных взносов за 2014 – 2019 год налоговым органом осуществлен не был. Правомерность отказа налогового органа в возврате уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование за 2014 – 2019 год суд считает обоснованным и законным на основании следующего. В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Порядок зачета, возврата налогоплательщику налоговым органом сумм излишне уплаченных налогов установлен в статье 78 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога (п. 5 ст. 78 НК РФ). Как следует из п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности). Ссылаясь на постановление №-П, административный ответчик считает, что у него отсутствовала обязанность по уплате страховых взносов, поскольку он является военным пенсионером и необходимый стаж для назначения и выплаты ему пенсии по старости не выработает. Полагает, что налоговый орган, с учетом постановления №-П, обязан произвести перерасчет суммы страховых взносов и возвратить в связи с этим излишне уплаченную сумму взносов. Вместе с тем суд считает, что ссылка на положения постановления №-П не может быть признана состоятельной, поскольку в данном постановлении Конституционный Суд признал положения подпункта 1 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22, пункта 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Федерального закона №, частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абзацем 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию. Возложение Конституционным Судом на федерального законодателя обязанности по незамедлительному принятию мер по устранению неопределенности нормативного содержания подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22 и пункта 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункта 2 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», частей 2 и 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в указанном постановлении №-П, не влияет на обязанность по уплате взносов за 2014 - 2019 годы. Таким образом, из вышеизложенного следует, что адвокаты, являющиеся военными пенсионерами, обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, и основания для осуществления перерасчета ранее уплаченных сумм взносов отсутствуют. Кроме того, НК РФ установлена административная процедура зачета и возврата налогов в случае их излишней уплаты, и предусмотренные сроки на реализацию лицами своих прав во внесудебной процедуре, то есть путем обращения с соответствующим заявлением в налоговый орган. При таких обстоятельствах, учитывая, что у ФИО2 наличие суммы излишне уплаченных страховых взносов за период 2014-2019 годы судом не установлено, а также положение п. 5 ст. 78 НК РФ, в соответствии с которым зачет суммы излишне уплаченного налога производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога, основания для удовлетворения встречных административных исковых требований отсутствуют. В соответствии со ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Исходя из разъяснений, данных в абз. 2 п. 40 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса РФ суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет. В связи с чем, с административного ответчика в доход местного бюджета г.о. Тольятти подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 215 руб. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 286-290 КАС РФ, суд р е ш и л: Административные исковые требования Межрайонной Инспекции ФНС России № по <адрес> к ФИО2 о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, пени – удовлетворить частично. Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>а Мордовии, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу государства недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 г. в размере 6 953,72 руб., пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2020 г. в размере 17,73 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. в размере 26 778,32 руб., пени, начисляемые на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2020 г. в размере 68,28 руб., всего взыскать 33818,05 руб. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать. Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>а Мордовии, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 1 215 руб. В удовлетворении встречных исковых требований ФИО2 к Межрайонной Инспекции ФНС России № по <адрес> – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Автозаводский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме. Судья подпись Е.Я. Михеева Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья подпись Е.Я. Михеева Копия верна: Судья: Секретарь: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |