НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Автозаводского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область) от 06.10.2016 № 2А-7392/2016

Дело№2а-7392/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ДД.ММ.ГГГГ][Адрес]

[Адрес] суд [Адрес] в составе председательствующего судьи Калугина Д.М., при секретаре Курнеевой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [Истец] о признании незаконным действий ФКУ СИЗО [Номер] ГУФСИН России по [Адрес],

У С Т А Н О В И Л:

[Истец] обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным действия Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор [Номер] Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по [Адрес]» (далее по тексту - ФКУ СИЗО[Номер]) по удержанию из заработной платы осуждённого [ФИО 1] налога на доход физических лиц в размере 13 % начиная с [ДД.ММ.ГГГГ].

Запретить административному ответчику удерживать из заработной платы осуждённого [ФИО 1] налог на доход физических лиц до полного расчета с взыскателями 1 очереди.

В обосновании заявленных требований административным истцом указано, что он являюсь взыскателем компенсации морального вреда в размере пятисот тысяч рублей в отношении осуждённого должника [ФИО 1] Последний оставлен для выполнения хозяйственного обслуживания в Федеральном казённом учреждении «Следственный изолятор [Номер] Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по [Адрес]». ФКУ СИЗО[Номер] обязано удерживать из дохода осуждённого [ФИО 1] денежные средства, вместе с тем, ФКУ СИЗО[Номер] удерживает денежные средства за вычетом налога на доход физических лиц в размере 13 %. В результате административный истец, не получает денежные средства, которые ему предназначены.

Указывает, что являясь кредитором первой очереди, получает лишь 57% от заработка осужденного, что нарушает ст. 138 ТК РФ, ст. 855 ГК РФ, ч. 1 ст. 111 ФЗ «Об исполнительном производстве».

Полагает, что долг [ФИО 1] по оплате НДФЛ не входит в первую очередь удовлетворения требований кредиторов и относится к третьей очереди согласно ст. 855 ГК РФ. Налоговые органы обязаны взыскивать с [ФИО 1] НДФЛ по решению суда и ждать полного расчета должника с кредиторами первой очереди. ФКУ СИЗО[Номер] как налоговый агент не вправе удерживать НДФЛ при наличии у должника кредиторов первой очереди с исполнительными документами и нарушать право административного истца, как взыскателя первой очереди. Долг по уплате налога, содержащийся в исполнительном документе, в силу ст. 111 ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. 855 ГК РФ относится к четвертой очереди, а долг по НДФЛ без исполнительного документа по ст. 855 ГК РФ относится к третьей очереди.

Указывает, что ст. 111 ФЗ «Об исполнительном производстве» и ст. 855 ГК РФ не предусматривают возможность налоговому агенту во внесудебном, внеочередном порядке удерживать НДФЛ вперёд кредиторов первой очереди.

В судебное заседание заинтересованные лица: УФНС России по [Адрес] и [ФИО 1] не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили в суд письменные позиции просили рассмотреть дело в их отсутствии, в удовлетворении заявленных требований отказать.

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе и реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения судом дела по существу. Такой вывод не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.

В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав неявку лиц, перечисленных в ст. 37 КАС РФ, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.

Согласно ч. 2 ст.150 КАС РФ если лица, участвующие в деле, не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

Учитывая то, что неявившиеся в судебное заседание лица о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, их неявка не является препятствием рассмотрения дела без их участия, суд считает возможным рассмотреть дело без участия указанных лиц.

В судебное заседание явился административный истец [Истец], и его представитель [ФИО 2], просили заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебное заседание явился представитель административного ответчика ФКУ СИЗО [Номер] ГУФСИН России по [Адрес] и заинтересованного лица ГУФСИН России по [Адрес][ФИО 3], просила в удовлетворении заявленных требований отказать, представила возражения на административное исковое заявления, доводы которого поддержала.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии со ст. 124 КАС РФ обжалование указанных действий (бездействий) осуществляется путем подачи административного искового заявления.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 107 УИК РФ, из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по их содержанию в соответствии с частью четвертой статьи 99 настоящего Кодекса.

Возмещение осужденными расходов по их содержанию производится после удовлетворения всех требований взыскателей в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту Федерального закона "Об исполнительном производстве"), настоящий Федеральный закон определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.

В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 99 Федерального закона "Об исполнительном производстве", размер удержания из заработной платы и иных доходов должника, в том числе из вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов.

Ограничение размера удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина, установленное частью 2 настоящей статьи, не применяется при взыскании алиментов [ ... ], возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением. В этих случаях размер удержания из заработной платы и иных доходов должника-гражданина не может превышать семидесяти процентов.

Порядок распределение взысканных денежных средств и очередность удовлетворения требований взыскателей устанавливаются ст.ст. 110, 111 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В частности в случае, когда взысканная с должника денежная сумма недостаточна для удовлетворения в полном объеме требований, содержащихся в исполнительных документах, указанная сумма распределяется между взыскателями, предъявившими на день распределения соответствующей денежной суммы исполнительные документы, в определенной очередности. В первую очередь удовлетворяются требования по взысканию алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, возмещению ущерба, причиненного преступлением, а также требования о компенсации морального вреда.

В соответствии с п. 3 ст. 134 НК РФ, к федеральным налогам относится, в том числе налог на доход физических лиц.

Статьёй 224 НК РФ установлена налоговая ставка НДФЛ в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3, 4 ст. 226 НК РФ, российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. Налог с доходов адвокатов исчисляется, удерживается и уплачивается коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро и юридическими консультациями.

Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 настоящего Кодекса), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Заработная плата не является доходом, освобождаемым от налогообложения (ст. 217 НК РФ).

В судебном заседании установлено, что [Истец] является взыскателем компенсации морального вреда причиненного преступлением в размере пятисот тысяч рублей в отношении осуждённого должника [ФИО 1]

Постановлением судебного пристава исполнителя [Адрес] РОСП [Адрес] УФССП России по [Адрес][ФИО 4] на доход [ФИО 1] обращено взыскание. Указанное постановление находится на исполнении ФКУ СИЗО [Номер] где последний отбывает наказание.

Приказом Врио начальника ФКУ СИЗО [Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ][Номер][ФИО 1] принят на должность грунтовщика авторемонтной мастерской, с указанного времени с последнего осуществляется удержание налога на доход физических лиц в размере 13% ФКУ СИЗО [Номер], при этом [ФИО 1] в полном объеме не компенсирован [Истец] моральный вред причиненный преступлением.

Оценив представленные доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и с позиции достаточности для рассмотрения дела по существу по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что оснований не доверять представленным должностными лицами УФССП России по [Адрес] доказательствам оснований не имеется; представленных доказательств достаточно для разрешения дела по существу; оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований не имеется.

Несмотря на то, что административный истец является взыскателем первой очереди и должником [ФИО 1] не компенсирован моральный вред причиненный [Истец] преступлением, требования последнего о запрете административному ответчику удерживать из заработной платы осуждённого [ФИО 1] налога на доход физических лиц до полного расчета с взыскателями первой очереди, не основан на нормах действующего законодательства. ФКУ СИЗО [Номер] является работодателем и налоговым агентом осуждённого [ФИО 1], в связи с чем в силу вышеуказанных норм закона, на наго возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и уплатиты суммы налога, на дату фактического получения дохода, непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. При этом из системного толкования ст. 107 УИК, ст.ст. 1, 99, 110, 111 Федерального закона "Об исполнительном производстве", вопреки доводам административного истца, не следует, что налоговый агент не имеет право на удержание у налогоплательщика и уплатиту исчисленного налога до полного расчета с взыскателями первой очереди. Напротив указанные нормы предписывают исчислять и удерживать из заработной платы и иных доходов должника, суммы, оставшейся после удержания налогов. При этом из положений ст.ст. 110, 111 во взаимосвязи со ст. 1 указанного закона следует, что установленная очередность взыскания применяется при принудительном исполнении судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на лиц обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Однако при исчислении и удержании ФКУ СИЗО [Номер] налога на доход физических лиц в размере 13% с осужденного [ФИО 1] подобных актов не выносилось.

Таким образом, совершая оспариваемые действия, административный истец действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175, 227 КАС РФ суд,

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении административных исковых требований [Истец]:

признать незаконным действия Федерального казённого учреждения «Следственный изолятор [Номер] главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по [Адрес]» по удержанию из заработной платы осуждённого [ФИО 1] налога на доход физических лиц в размере 13 % начиная с февраля 2016г;

запретить административному ответчику удерживать из заработной платы осуждённого [ФИО 1] налог на доход физических лиц до полного расчета с взыскателями 1 очереди, отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в [Адрес] суд через [Адрес] суд [Адрес] в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Д.М. Калугин