НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Аткарского городского суда (Саратовская область) от 11.10.2021 № 2-491/2021

Дело № 2-491/2021

64RS0002-01-2021-001250-58

Решение

именем Российской Федерации

11 октября 2021 года город Аткарск

Аткарский городской суд Саратовской области в составе:

председательствующего Матёрной Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Коноваловой О.В.,

с участием истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО6 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области о взыскании невыплаченной компенсации при расторжении служебного контракта по сокращению численности или штата работников, сумм причитающихся отпускных, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,

установил

ФИО1 обратилась в суд с иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы ИФНС России № 12 по Саратовской области (далее – МРИФНС № 12) с учетом уточнений в порядке статьи 39 ГПК РФ о взыскании задолженности по денежному содержанию на период нахождения в очередных оплачиваемых отпусках (основном и дополнительном) в период с ДД.ММ.ГГГГ в сумме 27319,39 руб., компенсации за неиспользованный отпуск при сокращении в сумме 14741,54 руб., задолженности по компенсации при увольнении с государственной гражданской службы (четырехмесячное денежное содержание) в сумме 78532,24 руб., компенсации морального вреда в размере 5000 руб., компенсации за задержку выплат за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после установленного срока выплат по день подачи заявления, в размере 5776,49 руб., а начиная с даты вынесения решения суда до дня его фактического исполнения, а также о возложении обязанности произвести с указанных выплат удержание налогов и сборов в соответствии с НК РФ и перечислить их в соответствующие бюджеты.

В обоснование заявленных требований истец указала, что с июня 2004 года замещала должности государственной гражданской службы в инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Саратовской области (далее – МРИФНС № 13).

Приказом МРИФНС № 13 от 25 июня 2021 года ФИО1 уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79-ФЗ) в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с 1 июля 2021 года.

При увольнении ФИО1 выплачена денежная компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 76158,48 руб., компенсация за неиспользованный отпуск за 22 календарных дня в размере 12855,30 руб.

ФИО1 полагала, что при исчислении ее месячного денежного содержания и расчете компенсации инспекцией не было учтено полученное ею в период с 2020-2021 г.г. материальное стимулирование и премии. Таким образом, не включение вышеуказанных средств и премий в расчет денежного содержания является незаконным. Также полагает, что с ответчика подлежит взысканию денежная компенсация, предусмотренная статьёй 236 ТК РФ, компенсация морального вреда, ввиду неправомерности действий ответчика, поскольку выплаты отпускных и соответствующих компенсаций, причитающихся истцу при увольнении, выплачены не в полном объеме, истец не смог своевременно воспользоваться причитающимися ему денежными средствами, кроме того вынужден обратиться за защитой нарушенного права в суд.

МРИФНС № 13 с 20 сентября 2021 года реорганизована путем присоединения к МРИФНС № 12 в связи с чем определением суда от 11 октября 2021 года произведена замена ответчика по настоящему делу.

В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержала (л.д. 45-48).

В судебном заседании представитель ответчика МРИФНС № 12 ФИО2 иск не признала, поддержала письменный отзыв на исковое заявление. Стороной ответчика указано, что материальное стимулирование и единовременные поощрения не входят в состав денежного содержания гражданского служащего, поскольку относятся к иным выплатам. При увольнении истцу произведены выплаты в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 562 от 6 сентября 2007 года.

Третье лицо Управление Федеральной налоговой службы по Саратовской области надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, представитель в судебное заседание не явился, представил отзыв на иск, не ходатайствовал об отложении судебного заседания.

На основании статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав объяснения истца, представителя стороны ответчика, показания свидетеля ФИО5, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Законом № 79-ФЗ.

Гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом (пункт 4 части 1 статьи 14 Закона № 79-ФЗ).

Положениями статьи 50 Закона № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (часть 1).

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах: ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством Российской Федерации; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (часть 10).

Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 года № 562 (далее - Правила), устанавливают порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом «д» пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В судебном заседании установлено и следует из материалов гражданского дела, ДД.ММ.ГГГГФИО4 (после регистрации брака ФИО1) проходила государственную гражданскую службу в межрайонной ИФНС России № 18 по Саратовской области, правопреемником которой с 31 декабря 2004 года являлась МРИФНС № 13, в различных должностях. Последняя занимаемая ФИО1 должность – <данные изъяты> (л.д. 49, 103).

Приказом руководителя УФНС России по Саратовской области от 15 апреля 2021 года «О структуре Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области» принято решение о проведении организационно-штатных мероприятий и утверждении новой структуры МИФНС России № 13 по Саратовской области.

Приказом начальника МИФНС России № 13 по Саратовской области от 26 апреля 2021 года «Об изменении структуры Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области» с 01 июля 2021 года изменена структура МИФНС России № 13 по Саратовской области, кроме того реорганизован правовой отдел путем присоединения к отделу общего обеспечения и установлена численность отдела (без персонала по охране и обслуживанию зданий) в количестве 10 единиц.

Приказом начальника МИФНС России № 13 по Саратовской области от 27 апреля 2021 года «О проведении организационно-штатных мероприятий Межрайонной ИФНС России № 13 по Саратовской области» с 01 июля 2021 года правовой отдел МИФНС России № 13 по Саратовской области реорганизовывался путем присоединения к отделу общего обеспечения и утверждено новое штатное расписание МИФНС России № 13 по Саратовской области.

Во исполнение приказа УФНС России по Саратовской области от 15 апреля 2021 года «О структуре МИФНС России № 13 по Саратовской области», от 26 апреля 2021 года «Об изменении структуры МИФНС России № 13 по Саратовской области» и от 27 апреля 2021 года «О проведении организационно-штатных мероприятий МИФНС России № 13 по Саратовской области» с 01 июля 2021 года правовой отдел МИФНС России № 13 по Саратовской области реорганизован путем присоединения к отделу общего обеспечения, замещаемая ФИО1 (<данные изъяты>) подлежит сокращению 30 июня 2021 года (л.д. 60).

Приказом МРИФНС № 13 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Закона № 79-ФЗ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.63).

При увольнении инспекцией ФИО1 было начислено 129862,23 руб., в том числе:

- четырехмесячное денежное содержание в размере 78717,48 руб., из расчета размера ежемесячного денежного содержания – 19679,37 руб. (16734 руб. денежное содержание на момент увольнения +2945,37 руб. (1/12 от премии за выполнение особо важных и сложных заданий 28950,40 руб. + материальная помощь 6394 руб.),

- денежное содержание на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске (основном и дополнительном) в период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 9805,46 руб. (л.д. 15), из расчета размера ежемесячного денежного содержания – 20521,29 руб., среднего дневного заработка – 700,39 руб. (16734 руб. денежное содержание на момент увольнения +3787,29 руб. (1/12 от премии за выполнение особо важных и сложных заданий 32846,50 руб. + материальная помощь (6394 руб.+6207 руб.)/29,3),

- денежное содержание на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске (основном и дополнительном) в период с ДД.ММ.ГГГГ в размере 18261,88 руб. (л.д. 17), из расчета размера ежемесячного денежного содержания – 20579,78 руб., среднего дневного заработка – 702,38 руб. (16246 руб. денежное содержание на момент увольнения +4333,78 руб. (1/12 от премии за выполнение особо важных и сложных заданий 45798,42 руб. + материальная помощь 6207 руб.)/29,3),

- компенсацию за неиспользованный отпуск 22 дня - в размере 14776,30 руб. из расчета размера среднего дневного заработка – 671,65 руб. (л.д. 15, 53-57) (16734 руб. денежное содержание на момент увольнения + 2945,37 руб. (1/12 от премии за выполнение особо важных и сложных заданий 28950,40 руб. + материальная помощь 6394 руб.)/29,3).

Расчет представленный стороной ответчика содержит сведения среднемесячном и среднем дневном заработке истца, за период который следует принимать во внимание при расчете спорных выплат. Данный расчет соответствует расчету истца, приведенному в уточненном иске (л.д. 45-48). Данный расчет сторонами не оспаривался.

В судебном заседании установлено, что расчет сумм подлежащих выплате при увольнении ФИО1 произведен без учета сумм материального стимулирования и единовременного поощрения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда, что не оспаривалось стороной ответчика.

Так, свидетель ФИО5 (работала <данные изъяты> МРИФНС № 13) суду показала, что производила расчет при увольнении ФИО1 на основании постановлении , однако некоторые стимулирующие выплаты, входящие в фонд оплаты труда, не были включены в расчет среднего заработка.

Вместе с тем, в силу части 1 статьи 51 Закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Закона № 79-ФЗ).

Фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента), если такая выплата в соответствии с законодательством Российской Федерации производится в федеральном государственном органе; 2) на выплату в отдельных федеральных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 3 статьи 51 Закона № 79-ФЗ).

Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации (часть 6 статьи 51 Закона № 79-ФЗ).

В соответствии с пп. 8, 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год). Фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Абзацем 8 подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, предусматривающее в 2014 году объёмы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.

Как следует из письма Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, формирование фонда оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа должно осуществляться с учетом бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года № 238-7, а потому для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 - 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьёй Закона № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением № 238-7.

В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 329, Министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой деятельности (пункт 1).

Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (пункт 5.5).

Согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 года № 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Принимая во внимание, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, суд полагает, что при разрешении настоящего спора подлежат учету разъяснения, содержащиеся в письме Министерства от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482, вопреки доводам стороны ответчика. Также судом учтено, что письмо Министерства от 15 июля 2014 года № 14-04-05/34482 до настоящего времени не отменено.

При разрешении спора установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что в период с ДД.ММ.ГГГГ, который следует принимать во внимание при расчете спорных выплат, ФИО1 производились выплаты в виде материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда (л.д. 53-57).

Вопреки требованиям статьи 56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено доказательств в целях обоснования иного правового статуса произведенных ФИО1 средств материального стимулирования и единовременного поощрения, подлежащих включению при расчете спорных выплат.

Так, ответчиком при расчете денежного содержания для исчисления компенсаций при увольнении в связи с сокращением не были учтены при расчете:

- четырехмесячного денежного содержания – дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда 158772,80 руб. и средства материального стимулирования - 76824 руб.;

- денежного содержания на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске – дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда 157076,13 руб. и средства материального стимулирования - 78512 руб.;

- денежного содержания на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске (основном и дополнительном) в период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ – дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда 156398,75 руб. и средства материального стимулирования – 86183,50 руб.;

- компенсации за неиспользованный отпуск 22 дня – дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда 158772,80 руб. и средства материального стимулирования – 76824 руб. (л.д. 53-57).

Таким образом, при увольнении ФИО1 подлежали начислению, в том числе:

- четырехмесячное денежное содержание в размере 157249,72 руб., из расчета размера ежемесячного денежного содержания – 39312,43 руб. (16734 руб. денежное содержание на момент увольнения + 22578,43 руб. (1/12 от премии за выполнение особо важных и сложных заданий 28950,40 руб. + материальная помощь 6394 руб. + дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда 158772,80 руб. + средства материального стимулирования 76824 руб.);

- денежное содержание на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске (основном и дополнительном) в период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в размере 19186,02 руб., из расчета размера среднедневного заработка – 1370,43 руб. (16734 руб. денежное содержание на момент увольнения +23419,64 руб. (1/12 от премии за выполнение особо важных и сложных заданий 32846,50 руб. + материальная помощь (6394 руб.+6207 руб.) + дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда 157076,13 руб. + средства материального стимулирования 78512 руб.)/29,3),

- денежное содержание на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске (основном и дополнительном) в период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в размере 36200,32 руб., из расчета размера ежемесячного денежного содержания – 40794,97 руб., среднего дневного заработка – 1392,32 руб. (16246 руб. денежное содержание на момент увольнения +24548,97 руб. (1/12 от премии за выполнение особо важных и сложных заданий 45798,42 руб. + материальная помощь 6207 руб. + дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда 156398,75 руб. + средства материального стимулирования 86183,50 руб.)/29,3),

- компенсацию за неиспользованный отпуск 22 дня - в размере 29517,84 руб. из расчета размера среднего дневного заработка – 1341,72 руб. (16734 руб. денежное содержание на момент увольнения +22578,43 руб. (1/12 от премии за выполнение особо важных и сложных заданий 28950,40 руб. + материальная помощь 6394 руб. + дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование сверх установленного фонда оплаты труда 158772,80 руб. + средства материального стимулирования 76824 руб.)/29,3).

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что при увольнении ФИО1 не произведена выплата компенсаций в полном размере, а именно недоплата составила: четырехмесячного денежного содержания в размере 78532,24 руб. (157249,72 - 78717,48), денежного содержания на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске (основном и дополнительном) в период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в размере 9380,56 руб. (19186,02 - 9805,46), денежного содержания на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске (основном и дополнительном) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 17938,44 руб. (36200,32 - 18261,88), компенсации за неиспользованный отпуск 22 дня - в размере 14741,54 руб. (29517,84 - 14776,30).

Оценив установленные по делу обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, исходя из анализа приведенного выше законодательства, с учетом части 3 статьи 196 ГПК РФ суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению, а именно с ответчика в пользу истца подлежат взысканию: четырехмесячное денежное содержание в размере 78532,24 руб., денежное содержание на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске (основном и дополнительном) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 9380,56 руб., денежное содержание на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске (основном и дополнительном) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 17938,44 руб., компенсация за неиспользованный отпуск 22 дня - в размере 14741,54 руб.

При разрешении требований о взыскании процентов за нарушение сроков выплаты спорных денежных средств суд учитывает следующее.

Положениями статьи 140 ТК РФ установлено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

В соответствии со статьёй 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В судебном заседании установлено, что при увольнении инспекцией ФИО1 не произведена выплата в полном объеме сумм, причитающихся при увольнении.

Расчет процентов (компенсации) в порядке статьи 236 ТК РФ исходя из 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ, действовавших в соответствующий период (с 4 августа 2020 года по 11 октября 2021 года) выглядит следующим образом:

- в отношении четырехмесячного денежного содержания в размере 78532,24 руб. (дата выплаты 30 июня 2021 года), проценты на дату вынесения решения подлежат взысканию в размере 3412,23 руб., исходя из расчета: с 1 по 25 июля 2021 года (78532,24 руб. х 25 дней х 1/150 х 5,5% = 719,88 руб.), с 26 июля по 12 сентября 2021 года (78532,24 руб. х 49 дней х 1/150 х 6,5% = 1667,50 руб.), с 13 сентября по 11 октября 2021 года (78532,24 руб. х 29 дней х 1/150 х 6,75% = 1024,85 руб.);

- в отношении денежного содержания на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске (основном и дополнительном) в период с 12 по 26 февраля 2021 года в размере 9380,56 руб. (дата выплаты 27 января 2021 года), проценты на дату вынесения решения подлежат взысканию в размере 858,32 руб., исходя из расчета: с 28 января по 21 марта 2021 года (9380,56 руб. х 53 дня х 1/150 х 4,25% = 140,86 руб.), с 22 марта по 25 апреля 2021 года (9380,56 руб. х 35 дней х 1/150 х 4,50% = 98,50 руб.), с 26 апреля по 14 июня 2021 года (9380,56 руб. х 50 дней х 1/150 х 5% = 156,34 руб.), с 15 июня по 25 июля 2021 года (9380,56 руб. х 41 день х 1/150 х 5,50% = 141,02 руб.), с 26 июля по 12 сентября 2021 года (9380,56 руб. х 49 день х 1/150 х 6,50% = 199,18 руб.), с 13 сентября по 11 октября 2021 года (9380,56 руб. х 29 дней х 1/150 х 6,75% = 122,42 руб.);

- в отношении денежного содержания на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске (основном и дополнительном) в период с 17 августа по 11 сентября 2020 года в размере 17938,44 руб. (дата выплаты 4 августа 2020 года ), проценты на дату вынесения решения подлежат взысканию в размере 2535,88 руб., исходя из расчета: с 8 августа 2020 года по 21 марта 2021 года (17938,44 руб. х 229 дней х 1/150 х 4,25% = 1163,90 руб.), с 22 марта по 25 апреля 2021 года (17938,44 руб. х 35 дней х 1/150 х 4,50% = 188,35 руб.), с 26 апреля по 14 июня 2021 года (17938,44 руб. х 50 дней х 1/150 х 5% = 298,97 руб.), с 15 июня по 25 июля 2021 года (17938,44 руб. х 41 день х 1/150 х 5,50% = 269,67 руб.), с 26 июля по 12 сентября 2021 года (17938,44 руб. х 49 деней х 1/150 х 6,50% = 380,89 руб.), с 13 сентября по 11 октября 2021 года (17938,44 руб. х 29 дней х 1/150 х 6,75% = 234,10 руб.);

- в отношении компенсации за неиспользованный отпуск 22 дня - в размере 14741,54 руб. (дата выплаты 30 июня 2021 года), проценты на дату вынесения решения подлежат взысканию в размере 640,52 руб., исходя из расчета: с 1 по 25 июля 2021 года (14741,54 руб. х 25 дней х 1/150 х 5,5% = 135,13 руб.), с 26 июля по 12 сентября 2021 года (14741,54 руб. х 49 дней х 1/150 х 6,5% = 313,01 руб.), с 13 сентября по 11 октября 2021 года (14741,54 руб. х 29 дней х 1/150 х 6,75% = 192,38 руб.)

Таким образом, денежная компенсация за нарушение работодателем срока выплаты сумм причитающихся при увольнении по день вынесения решения суда подлежит взысканию с ответчика в пользу истца в размере 7446,95 руб., а начиная с 12 октября 2021 года по день фактического расчета включительно в порядке статьи 236 ТК РФ.

Кроме этого, в соответствии со статьёй 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, выразившегося в неполной выплате сумм, причитающихся в связи с увольнением, установлен судом, имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 3000 руб., отвечающего требованиям разумности и справедливости.

В удовлетворении остальной части иска суд полагает необходимым отказать.

В соответствии со статьёй 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектом РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы (налоговые агенты), обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьёй 224 кодекса с учетом особенностей, предусмотренных статьёй 226 НК РФ.

Поскольку суд не является налоговым агентом, в трудовом и налоговом законодательстве не содержится норм, предусматривающих возможность вынесения судом решения о взыскании с гражданина сумм подоходного налога при рассмотрении дела по его иску о взыскании заработной платы, то сумма задолженности по заработной плате подлежит взысканию без вычета подоходного налога. Удержание подоходного налога в соответствии с действующим законодательством должно производиться при исполнении решения суда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 ФИО7 к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области о взыскании невыплаченной компенсации при расторжении трудового договора по сокращению численности или штата работников, сумм причитающихся отпускных, денежной компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области в пользу ФИО1 ФИО9 четырехмесячное денежное содержание в размере 78532,24 руб., денежное содержание на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске (основном и дополнительном) в период с 12 по 26 февраля 2021 года в размере 9380,56 руб., денежное содержание на период нахождения в очередном оплачиваемом отпуске (основном и дополнительном) в период с 17 августа по 11 сентября 2020 года в размере 17938,44 руб., компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 14741,54 руб., компенсацию морального вреда в размере 3000 руб.

Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области в пользу ФИО1 ФИО8 денежную компенсацию за нарушение работодателем срока выплаты сумм причитающихся при увольнении по день вынесения решения суда в размере 7446,95 руб., а затем начиная с 12 октября 2021 года по день фактического расчета включительно в порядке статьи 236 ТК РФ.

Обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Саратовской области произвести с выплат, причитающихся в пользу ФИО1 удержание налогов и сборов в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации, перечислив их в соответствующие бюджеты.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда через Аткарский городской суд Саратовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.Н. Матёрная

Решение суда изготовлено в окончательной форме 18 октября 2021 года.

Судья Е.Н. Матёрная