судья Широкова Д.В. дело № 12-277\2020
№ 7-580/2020
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 28 августа 2020 года
Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,
при секретаре Мариненко Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда города Астрахани от 8 июля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора «ППК «Марш» ФИО1,
УСТАНОВИЛА:
постановлением главного государственного инспектора Государственной инспекции труда в Астраханской области №30/4-47-20-ПВ/12- 673-И/32-33 от 31 января 2020 года генеральный директор «ППК «Марш» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Решением судьи Ленинского районного суда города Астрахани от 8 июля 2020 года постановление административного органа от 31 января 2020 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, ФИО1 ставится вопрос об отмене решения суда и постановления должностного лица административного органа с прекращением производства по делу. Указывается как на отсутствие события административного правонарушения, так и на истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.
Доложив дело и жалобу, выслушав ФИО1 и его защитника Борисенко А.В., поддержавших жалобу, проверив материалы дела, суд второй инстанции не находит оснований для отмены либо изменения судебного решения.
В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей
Согласно статье 225 Трудового кодекса Российской Федерации все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 1). Для всех поступающих на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель или уполномоченное им лицо обязаны проводить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим (часть 2). Работодатель обеспечивает обучение лиц, поступающих на работу с вредными и (или)
опасными условиями труда, безопасным методам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей экзаменов и проведение их периодического обучения по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в период работы (часть 3).
Руководители и специалисты организаций проходят специальное обучение по охране труда в объеме должностных обязанностей при поступлении на работу в течение первого месяца, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Вновь назначенные на должность руководители и специалисты организации допускаются к самостоятельной деятельности после их ознакомления работодателем (или уполномоченным им лицом) с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, с действующими в организации локальными нормативными актами, регламентирующими порядок организации работ по охране труда, условиями труда на вверенных им объектах (структурных подразделениях организации) (пункт 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации от 13 января 2003 года№ 1/29).
Из материалов дела следует, что 30 августа 2019 года Государственной инспекцией труда в Астраханской области на основании распоряжения на проверку от 19 июля 2019 года в отношении общества с ограниченной ответственностью «ПКК «Марш» проведена плановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В ходе проверки установлено, что ФИО1 принят на должность генерального директора общества с ограниченной ответственностью «ПКК «Марш» на основании приказа от 26 февраля 2009 года № 2/1-к «О приеме на работу».
С момента принятия приказа «О приеме на работу», генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «ПКК «Марш» ФИО1 первичную проверку знаний требований охраны труда, прошел только 21 июня 2019 года, чем нарушены требования статьи 225 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 2.3.1 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 30 августа 2019 года, протоколом об административном правонарушении от 15 января 2020 года, протоколом заседания комиссии Учебного центра «Асот» по проверке знаний требований охраны труда работников от 23 июля 2018 года № 187-ДО, протоколом заседания комиссии общества с ограниченной ответственностью «Спектр» по проверке знаний требований охраны труда работников от 21 июня 2019 года № 286.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса.
В жалобе ФИО1 указывает на необоснованность выводов должностного лица и суда первой инстанции об его виновности в допуске к исполнению трудовых обязанностей без прохождения первичного обучения по охране труда, указывая, что такое обучение им пройдено в 2015 году.
Между тем, указанные обстоятельства надлежащими доказательствами не подтверждены.
Так, Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее - Постановление) является основным документом, регламентирующим порядок проведения обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Согласно пункту 2.3.2 Постановления, обучение по охране труда руководителей и специалистов проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно самой организацией или образовательными учреждениями профессионального образования, учебными центрами и другими учреждениями и организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - обучающие организации), при наличии у них лицензии на право ведения образовательной деятельности, преподавательского состава, специализирующегося в области охраны труда, и соответствующей материально-технической базы.
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 года обучающие организации должны иметь лицензию на право ведения образовательной деятельности и аккредитацию на обучение работодателей и работников вопросам охраны труда.
Учебный центр повышения квалификации и переподготовки кадров ООО «Центр развития» получил лицензию Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга на право осуществления образовательной деятельностью № 1630 серия 78Л02 № 0000559 только 23 декабря 2015 года. Обучение по программе: «охрана труда руководителей и специалистов» в объеме 40 часов вместе со сдачей экзамена по проверке знаний пройдено ФИО1 на следующий день 24 декабря 2015 года.
При таких обстоятельствах, отсутствуют надлежащие данные утверждать, что на момент обучения ФИО1 по соответствующей программе в объеме 40 часов указанный учебный центр соответствовал требованиям Постановления Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 года № 1/29 и приказа Минздравсоцразвития России № 205н от 1 апреля 2010 года.
Суд второй инстанции полагает, что именно по этой причине пройденное ФИО1 в июне 2019 года обучение по программе: «охрана труда руководителей и специалистов» в объеме 40 часов обозначено как первичное обучение (протокол заседания комиссии общества с ограниченной ответственностью «Спектр» по проверке знаний требований охраны труда работников от 21 июня 2019 года № 286).
Таким образом, ФИО1 обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совершенное ФИО1 административное правонарушение выразилось в длительном, систематическом допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда в нарушение требований трудового законодательства. Данное административное правонарушение является длящимся, срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности исчисляется со дня обнаружения административного правонарушения.
Аналогичной позиции о длящемся характере указанного правонарушения придерживается и Верховный Суд Российской Федерации (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 5 июля 2017 года № 73-АД17-1).
Вопреки доводам жалобы, при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении не имеет правового значения тот факт, что часть 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях введена в действие Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 421-ФЗ. Положения части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации в рассматриваемом случае применению не подлежат. Обязанность прохождения руководителями организаций специального обучения по охране труда предусмотрена нормами Трудового кодекса Российской Федерации и Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Постановлением Минтруда Российской Федерации, Минобразования Российской Федерации № 1\29 еще 13 января 2003 года. Более того, как указывалось выше, совершенное ФИО1 административное правонарушение выразилось в длительном, систематическом допуске работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения по охране труда.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание назначено ФИО1 в пределах санкции части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
решение судьи Ленинского районного суда города Астрахани от 8 июля 2020 года оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Мотивированное решение составлено 28 августа 2020 года.
Судья Астраханского
областного суда О.А. Сорокина