НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Астраханского областного суда (Астраханская область) от 28.08.2020 № 12-250/20

Судья Губина Л.М. дело №12-250/2020

№ 7-554/2020

РЕШЕНИЕ

г. Астрахань 28 августа 2020 года

Судья Астраханского областного суда Берстнева Н.Н., при секретаре: Горячкиной Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «ЭКОЦЕНТР» на решение Наримановского районного суда Астраханской области от 27 июля 2020 года и постановление от 19 марта 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЭКОЦЕНТР»,

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Волжского межрегионального управления автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 19 марта 2020 года ООО «ЭКОЦЕНТР» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 27 июля 2020 года постановление административного органа в отношении ООО «ЭКОЦЕНТР» оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, защитник ООО «ЭКОЦЕНТР» ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении общества, ссылаясь на их незаконность.

Доложив дело и жалобу, выслушав защитника ООО «ЭКОЦЕНТР», поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, административный материал, суд второй инстанции приходит к выводу об изменении обжалуемого постановления административного органа и судебного акта по следующим основаниям.

Автомобильные дороги общего пользования, будучи основными транспортными артериями страны, предназначены, в том числе, для перевозки грузов по всей территории России и за ее пределы.

Это предполагает ответственность государства как публичного субъекта и как собственника, на котором лежит бремя содержания данного имущества, за состояние дорог (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2016 года № 14-П).

Сохранность автомобильных дорог обеспечивается комплексом мероприятий, направленных на соблюдение требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами и пользователями автомобильных дорог.

К числу указанных мероприятий относится введение и соблюдение режима эксплуатации тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Данный режим, в частности, заключается в запрете пользователям автомобильными дорогами на движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось, а также габариты которого более чем на два процента (два сантиметра) превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, его габариты.

Такое движение требует получения специального разрешения. Для этого необходимо согласование в установленном порядке маршрута транспортного средства, а также возмещение причиненного тяжеловесным или крупногабаритным транспортным средством вреда его владельцем (части 1, 2 и 6 статьи 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).

Порядок выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден приказом Минтранса России от 24 июля 2012 года № 258.

Допустимые масса транспортного средства, нагрузка на ось транспортного средства и его габариты установлены в приложениях 1-3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272.

Одним из средств, призванных обеспечить соблюдение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам, является административная ответственность, предусмотренная статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Данная статья, применяемая в нормативном единстве с иными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с положениями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, способствует сохранности и развитию дорог, недопущению ухудшения их технического состояния и эксплуатационных характеристик (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2018 года, 27 марта 2018 года № № 531-О, 633-О).

В силу части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимых массы и нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, влечет административную ответственность.

Как следует из материалов дела, 17 февраля 2020 года в 13.51 часов по адресу: СКП-3 «Стрелецкое» 1372+0,90 км автодороги Р-22 Каспий, М-4 «Дон-Тамбов-Волгоград-Астрахань», транспортное средство марки КАМАЗ, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, под управлением водителя Власова С.В., с путевым листом, выданным ООО «ЭКОЦЕНТР», в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ двигалось с превышением нагрузки на ось № 2 и ось №3. Превышение допустимой массы транспортного средства 1,009 тонн, что составило 4,037%, без специального разрешения.

Данные весогабаритного прибора, указывающие на то, что 17 февраля 2020 года транспортное средство с грузом, принадлежащее ООО «ЭКОЦЕНТР», двигалось по автомобильной дороге с превышением предельной осевой нагрузки, как достоверные.

Между тем, при квалификации действий ООО «ЭКОЦЕНТР» по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган и суд первой инстанции не учли особенности перевозки тяжеловесным транспортом делимых и неделимых грузов.

Так, согласно статье 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства допускается только при наличии специального разрешения. Это специальное разрешение выдается согласно Порядку выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденному Приказом Минтранса России от 24 июля 2012 года № 258 (далее - Порядок).

В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 248-ФЗ в статью 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Неделимый груз - груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза.

Как указывалось выше, предельно допустимые массы, допустимые осевые нагрузки и габариты транспортного средства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».

Также правила движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по дорогам Российской Федерации регламентированы и другими нормативными актами: Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090; Требованиями к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденными Приказом Минтранса Российской Федерации от 12 января 2018 года № 10.

Согласно указанным нормативным актам, движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке.

За движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по автомобильным дорогам с нарушением установленных правил без специального разрешения частями 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми; осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением осуществляющих движение на основании специальных разрешений крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты не более чем на два процента.

При этом пункт 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, регламентирует, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением № 1 к Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением № 2 к Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали предельно допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением № 3 к Правилам.

Установленные пунктом 75 Правил особенности перевозки (размещения) отдельных видов грузов на транспортном средстве обусловлены необходимостью соблюдения запрета пользователям автомобильными дорогами осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Требование о необходимости соблюдения допустимых осевых нагрузок в отношении тяжеловесного груза соответствует понятию «тяжеловесное транспортное средство», предусмотренному пунктом 17 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Иначе говоря, действующее правовое регулирование предусматривает обязанность пользователя автомобильными дорогами распределить делимый груз на транспортном средстве таким образом, чтобы общая масса транспортного средства и осевые нагрузки не превышали предельных значений, предусмотренных приложениями к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. Если пользователь автомобильными дорогами не выполнил указанное выше законодательное требование, в результате чего допустил превышение предельных значений общей массы и (или) осевых нагрузок, установленных Правилами, это является нарушением пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Движение такого транспортного средства по автомобильной дороге в силу положений статьи 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ запрещено. При этом, получение специального разрешения на перевозку такого делимого груза в силу закона невозможно.

Материалами дела подтверждено, что ООО «ЭКОЦЕНТР» при перевозке 17 февраля 2020 года делимого груза (ТКО) не обеспечил распределение делимого груза на транспортном средстве так, чтобы осевые нагрузки транспортного средства не превышали предельных значений, предусмотренных приложением № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. Этим ООО «ЭКОЦЕНТР» нарушил положения пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, и статьи 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ.

Учитывая то, что при указанных обстоятельствах получение специального разрешения на перевозку делимого груза в силу закона невозможно, а одним из составляющих диспозиции и объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является движение по автомобильной дороге в отсутствие специального разрешения, суд второй инстанции приходит к выводу об изменении данной административным органом квалификации на часть 7 статьи 12.21.1 Кодекса, предусматривающую административную ответственность за нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса.

Данные действия суда второй инстанции соответствуют позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5. Переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, не изменяет подведомственности его рассмотрения, а составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.21.1 и частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства.

Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, суд второй инстанции учитывает разъяснения, содержащиеся в абзаце 8 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Из этих разъяснений следует, что по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления о привлечении к административной ответственности не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.

Основания для отмены постановления по данному делу отсутствуют. Течение срока давности привлечения к ответственности оканчивается фактом вынесения постановления административного органа о привлечении к административной ответственности. В рассматриваемом случае, течение срока давности привлечения к ответственности окончено фактом вынесения постановления о привлечении ООО «ЭКОЦЕНТР» к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен и переквалификация действий ООО «ЭКОЦЕНТР» согласуется с требованиями пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса и пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5.

Административный штраф ООО «ЭКОЦЕНТР» по части 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит назначению в размере, предусмотренном для юридического лица, поскольку суд второй инстанции учитывает правовую позицию, приведенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 января 2019 года № 5-П. Следовательно, размер административного штрафа составляет 50000 рублей.

Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления административного органа или решения суда, по делу не допущено. Из материалов дела следует, что дата окончания действия свидетельства о поверке до 6 июня 2020 года, вопреки доводам жалобы.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

решение Наримановского районного суда Астраханской области от 27 июля 2020 года и постановление государственного инспектора Волжского межрегионального управления автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта № 003144 от 19 марта 2020 года, вынесенные в отношении ООО «ЭКОЦЕНТР» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Переквалифицировать действия ООО «ЭКОЦЕНТР» с части 1 статьи 12.21.1 на часть 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ООО «ЭКОЦЕНТР» административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

В остальной части решение суда от 27 июля 2020 года и постановление административного органа от 19 марта 2020 года оставить без изменения.

Судья Астраханского

областного суда Н.Н. Берстнева