Судья Широкова Д.В. дело № 7-236/2019
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 19 апреля 2019 года
Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,
при секретаре: Мариненко Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «ЭКОЦЕНТР» на решение Ленинского районного суда города Астрахани от 12 февраля 2019 года и постановление от 20 декабря 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЭКОЦЕНТР»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 20 декабря 2018 года № 18810130181220025328 ООО «ЭКОЦЕНТР» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Ленинского районного суда города Астрахани от 12 февраля 2019 года указанное постановление административного органа в отношении ООО «ЭКОЦЕНТР» изменено в части размера административного штрафа. Административный штраф снижен до 125000 рублей, в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, защитник ООО «ЭКОЦЕНТР» ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении общества, ссылаясь на их незаконность.
Доложив дело и жалобу, выслушав защитника ООО «ЭКОЦЕНТР», поддержавшего доводы жалобы, исследовав материалы дела, дополнительно представленные и истребованные по инициативе суда второй инстанции доказательства, суд второй инстанции приходит к выводу об изменении обжалуемого постановления административного органа и судебного акта по следующим основаниям.
Автомобильные дороги общего пользования, будучи основными транспортными артериями страны, предназначены, в том числе, для перевозки грузов по всей территории России и за ее пределы.
Это предполагает ответственность государства как публичного субъекта и как собственника, на котором лежит бремя содержания данного имущества, за состояние дорог (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 31 мая 2016 года № 14-П).
Сохранность автомобильных дорог обеспечивается комплексом мероприятий, направленных на соблюдение требований, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, владельцами и пользователями автомобильных дорог.
К числу указанных мероприятий относится введение и соблюдение режима эксплуатации тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств. Данный режим, в частности, заключается в запрете пользователям автомобильными дорогами на движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось, габариты которого более чем на два процента (два сантиметра) превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось.
Такое движение требует получения специального разрешения. Для этого необходимо согласование в установленном порядке маршрута транспортного средства, а также возмещение причиненного тяжеловесным и крупногабаритным транспортным средством вреда его владельцем (части 1, 2 и 6 статьи 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
Порядок выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержден приказом Минтранса России от 24 июля 2012 года № 258.
Допустимые масса транспортного средства, нагрузка на ось транспортного средства и его габариты установлены в приложениях 1-3 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272.
Одним из средств, призванных обеспечить соблюдение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств по автомобильным дорогам, является административная ответственность, предусмотренная статьей 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данная статья, применяемая в нормативном единстве с иными статьями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и с положениями законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, способствует сохранности и развитию дорог, недопущению ухудшения их технического состояния и эксплуатационных характеристик (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 27 февраля 2018 года, 27 марта 2018 года № № 531-О, 633-О).
В силу части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение тяжеловесного транспортного средства с превышением допустимых массы и нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, влечет административную ответственность.
Как следует из материалов дела, 22 октября 2018 года в 13.42 по адресу: Ленинский район, автомобильная дорога «Астрахань-Красный Яр-граница Казахстана 0+900 км», транспортное средство (автопоезд) МК 4454-06 НА ШАССИ КАМАЗ 536054, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, собственником (владельцем) которого является ООО «ЭКОЦЕНТР», в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ двигалось с превышением нагрузки на ось № 2 на 18,40 % (11,84т при предельно допустимой 10т), без специального разрешения.
Указанное нарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, - «СВК-2 РВС» 50555, поверка которого действительна до 7 февраля 2019 года.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО «ЭКОЦЕНТР» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с постановлением административного органа, защитник ООО «ЭКОЦЕНТР» обжаловал их в суд, заявляя об отсутствии состава административного правонарушения.
Оставляя указанную жалобу без удовлетворения, судья районного суда мотивировал свои выводы отсутствием сомнений в корректности измерений, произведенных специальным техническим средством, зафиксировавшими 22 октября 2018 года движение транспортного средства, принадлежащего ООО «ЭКОЦЕНТР», с превышением установленной нагрузки на одну из осей.
Постановление административного органа изменено районным судом только в части размера назначенного административного штрафа. Административный штраф со ссылкой на часть 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, снижен до 125000 рублей.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ Единый государственный реестр автомобильных дорог (далее - Реестр) представляет собой федеральный информационный ресурс и содержит сведения об автомобильных дорогах независимо от их форм собственности и значения.
Частью 4 статьи 10 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ предусмотрены параметры автомобильной дороги, которые вносятся в Реестр, в том числе, сведения о соответствии автомобильной дороги и ее участков техническим характеристикам класса и категории автомобильной дороги.
Согласно пункту 5 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным грузом понимается груз, масса которого с учетом массы транспортного средства превышает допустимые массы транспортных средств согласно приложению № 1 или допустимые осевые нагрузки транспортных средств согласно приложению № 2.
Автомобильная дорога общего пользования регионального значения Астраханской области «Астрахань-Красный Яр-граница Казахстана» км 0+900 имеет асфальтобетонное покрытие и соответствует второй технической категории.
Автомобильная дорога построена до 1 октября 2013 года и в соответствии с пунктом 4.2 СНиП 2.05.02-85 «Автомобильные дороги» спроектирована на одиночную наиболее нагруженную ось двухосного транспортного средства равную 10 т.
Данные обстоятельства подтверждаются данными Реестра, инвентарными карточками на автодорогу «Астрахань-Красный Яр-граница Казахстана», а также сведениями, предоставленными министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области в ответе от 24 декабря 2018 года № 13-01-02\19575 на запрос Астраханского областного суда.
Согласно приложению № 2 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом допустимая нагрузка на одну ось транспортного средства марки МК 4454-06 НА ШАССИ КАМАЗ 536054 для автомобильной дороги «Астрахань-Красный Яр-граница Казахстана» 0+900 км с учетом ее категории составляет 10 т.
В качестве доказательств, подтверждающих виновность ООО «ЭКОЦЕНТР», в совершении инкриминированного деяния - движения тяжеловесного транспортного средства с превышением нагрузки на ось на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, административным органом использованы данные специального технического средства.
Специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, 22 октября 2018 года в 13.42 на км 0+900 автомобильной дороги «Астрахань-Красный Яр-граница Казахстан» зафиксировано превышение нагрузки на ось транспортного средства марки МК с грузом на 18,40%.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются, в частности, показаниями специальных технических средств (часть 2 статьи 26.2 Кодекса).
Согласно части 1 статьи 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую проверку.
Во исполнение Концессионного соглашения № 1 от 28 декабря 2016 года, заключенного между министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Астраханским филиалом ПАО «Ростелеком», на участке 0+900 автомобильной дороги «Астрахань-Красный Яр-граница Казахстана» создана автоматизированная система видеоконтроля дорожной ситуации, контроля за движением тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
Ввод в эксплуатацию комплекса автоматического весогабаритного контроля СВК-2- РВС № 50555 произведен 26 февраля 2018 года, что подтверждается соответствующим актом.
До 13 сентября 2018 года комплекс весогабаритного контроля СВК-2-РВС 50555 фактически работал в тестовом режиме – без подсистемы информирования водителей о превышении допустимых весогабаритных параметров, устанавливаемых на комплексе весогабаритного контроля.
С 13 сентября 2018 года оборудование подсистемы информирования водителей комплекса весогабаритного контроля СВК-2-РВС № 50555 введено в эксплуатацию совместно с комплексами весогабаритного контроля. Это подтверждается актом завершения работ и проверки работоспособности подсистемы информирования водителей комплекса весогабаритного контроля от 13 сентября 2018 года.
25-26 октября 2018 года проведен контроль корректности работы системы. Согласно акту от 25-26 октября 2018 года, на рубеже поста 0+900 км автодороги «Астрахань-Красный Яр-граница Казахстан» зафиксированы случаи увеличения допустимой осевой погрешности, имеют место простои рубежа в определенные временные периоды, но эти периоды не связаны с 22 октября 2018 года (некорректность работы системы имела место в более поздние периоды).
Результаты поверок и лабораторного контроля системы весогабаритного контроля указывают на корректность работы системы в момент правонарушения в части фиксации массы и нагрузок на оси транспортных средств. Это позволяет принять данные специального технического средства, указывающие на то, что 22 октября 2018 года транспортное средство с грузом, принадлежащее ООО «ЭКОЦЕНТР», двигалось по автомобильной дороге с превышением предельной нагрузки на одну из осей на 18,40%, как достоверные.
Между тем, при квалификации действий ООО «ЭКОЦЕНТР» по части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган и суд первой инстанции не учли особенности перевозки тяжеловесным транспортом делимых и неделимых грузов.
Так, согласно статье 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства допускается только при наличии специального разрешения. Это специальное разрешение выдается согласно Порядку выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, утвержденному Приказом Минтранса России от 24 июля 2012 года № 258 (далее – Порядок).
В силу изменений, внесенных Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 248-ФЗ в статью 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, тяжеловесное транспортное средство - транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Неделимый груз – груз, который без потери потребительских свойств или без риска его повреждения не может быть разделен на две и более части. При перевозке крупногабаритным транспортным средством неделимым считается груз, являющийся неделимым по габариту (габаритам), превышающему (превышающим) допустимые габариты транспортного средства при погрузке на него такого груза.
Как указывалось выше, предельно допустимые массы, допустимые осевые нагрузки и габариты транспортного средства утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом».
Также правила движения тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств по дорогам Российской Федерации регламентированы и другими нормативными актами: Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090; Требованиями к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, утвержденными Приказом Минтранса Российской Федерации от 12 января 2018 года № 10.
Согласно указанным нормативным актам, движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке.
За движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по автомобильным дорогам с нарушением установленных правил без специального разрешения частями 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми; осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением осуществляющих движение на основании специальных разрешений крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты не более чем на два процента.
При этом пункт 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, регламентирует, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением № 1 к Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением № 2 к Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали предельно допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением № 3 к Правилам.
Установленные пунктом 75 Правил особенности перевозки (размещения) отдельных видов грузов на транспортном средстве обусловлены необходимостью соблюдения запрета пользователям автомобильными дорогами осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Требование о необходимости соблюдения допустимых осевых нагрузок в отношении тяжеловесного груза соответствует понятию «тяжеловесное транспортное средство», предусмотренному пунктом 17 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Иначе говоря, действующее правовое регулирование предусматривает обязанность пользователя автомобильными дорогами распределить делимый груз на транспортном средстве таким образом, чтобы общая масса транспортного средства и осевые нагрузки не превышали предельных значений, предусмотренных приложениями к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. Если пользователь автомобильными дорогами не выполнил указанное выше законодательное требование, в результате чего допустил превышение предельных значений общей массы и (или) осевых нагрузок, установленных Правилами, это является нарушением пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Движение такого транспортного средства по автомобильной дороге в силу положений статьи 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ запрещено. При этом получение специального разрешения на перевозку такого делимого груза в силу закона невозможно.
Материалами дела подтверждено, что ООО «ЭКОЦЕНТР» при перевозке 22 октября 2018 года делимого груза (ТКО) не обеспечил распределение делимого груза на транспортном средстве так, чтобы осевые нагрузки транспортного средства не превышали предельных значений, предусмотренных приложением № 2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. Этим ООО «ЭКОЦЕНТР» нарушил положения пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, и статьи 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ.
Учитывая то, что при указанных обстоятельствах получение специального разрешения на перевозку делимого груза в силу закона невозможно, а одним из составляющих диспозиции и объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является движение по автомобильной дороге в отсутствие специального разрешения, суд второй инстанции приходит к выводу об изменении данной административным органом квалификации на часть 7 статьи 12.21.1 Кодекса, предусматривающую административную ответственность за нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса.
Данные действия суда второй инстанции соответствуют позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5. Переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, не изменяет подведомственности его рассмотрения, а составы административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 12.21.1 и частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства.
Проверяя соблюдение срока давности привлечения к административной ответственности, суд второй инстанции учитывает разъяснения, содержащиеся в абзаце 8 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Из этих разъяснений следует, что по смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления о привлечении к административной ответственности не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания.
Основания для отмены постановления по данному делу отсутствуют. Течение срока давности привлечения к ответственности оканчивается фактом вынесения постановления административного органа о привлечении к административной ответственности. В рассматриваемом случае, течение срока давности привлечения к ответственности окончено фактом вынесения постановления о привлечении ООО «ЭКОЦЕНТР» к административной ответственности по части 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен и переквалификация действий ООО «ЭКОЦЕНТР» согласуется с требованиями пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса и пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5.
Административный штраф ООО «ЭКОЦЕНТР» по части 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит назначению в размере, предусмотренном для юридического лица, поскольку суд второй инстанции учитывает правовую позицию, приведенную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 января 2019 года № 5-П. Следовательно, размер административного штрафа составляет 50000 рублей.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления административного органа или решения суда, по делу не допущено. Нарушения Порядка осуществления весового и габаритного контроля, указанные в жалобе, связанные с тем, что второй экземпляр акта направлен водителю после вынесения административного постановления, а в акте отражено превышение осевых нагрузок (а не допустимые значения) и т.д., к существенным процессуальным нарушениям не относятся. Более того, те требования, о нарушении которых заявляет защитник, не регламентируют процедуру эксплуатации средств весового контроля, работающего в режиме фото-видеофиксации.
Отсутствие запрещающих движение знаков не влечет освобождение от ответственности, предусмотренной Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом и Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ. Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства предусмотрены указанными нормативными правовыми актами, содержащими сведения о государственной политике и нормативно-правовое регулирование в сфере дорожного хозяйства. Данные требования распространяются на всех пользователей автомобильных дорог в Российской Федерации.
Доводы ООО «ЭКОЦЕНТР» о невозможности использования в хозяйственной деятельности транспортных средств иной модификации, также не освобождают от установленной законом ответственности. ООО «ЭКОЦЕНТР» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Общество не представило доказательств проявления необходимой и достаточной степени заботливости и осмотрительности, а также объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение Ленинского районного суда города Астрахани от 12 февраля 2019 года и постановление ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 20 декабря 2018 года № 18810130181220025328, вынесенные в отношении ООО «ЭКОЦЕНТР» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.
Переквалифицировать действия ООО «ЭКОЦЕНТР» с части 2 статьи 12.21.1 на часть 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначив ООО «ЭКОЦЕНТР» административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
В остальной части решение суда от 12 февраля 2019 года и постановление административного органа от 20 декабря 2018 года оставить без изменения.
Мотивированное решение составлено 19 апреля 2019 года.
<данные изъяты>
<данные изъяты>