НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Астраханского областного суда (Астраханская область) от 05.12.2016 № 2А-42/2016

№---

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Астрахань 5 декабря 2016 года

Астраханский областной суд в составе:

председательствующего судьи Хасановой М.М.

при секретаре Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление заместителя прокурора Астраханской области к Правительству Астраханской области о признании недействующими отдельных положений приложения 7 Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24 декабря 2015 года №655-П,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением Правительства Астраханской области от 24 декабря 2015 года №655-П утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2016 год.

Постановлением Правительства Астраханской области от 29 сентября 2016 года №340-П, опубликованном 6 октября 2016 года №40 в «Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области», а также 6 октября 2016 года на официальном интернет-портале правовой информации органов государственной власти Астраханской области http://pravo-astrobl.ru, внесены изменения в постановление Правительства Астраханской области от 24 декабря 2015 года №655-П, в том числе в приложение №7 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2016 год, в котором определены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, оказываемой в рамках программы, средние подушевые нормативы финансирования. Средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по Программе, определены:

- на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств ОМС - 1761,1 рубля, за счет средств бюджета Астраханской области - 5415,9 рубля;

- на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Астраханской области - 354,9 рубля, за счет средств ОМС - 361,4 рубля;

- на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств бюджета Астраханской области - 1029,6 рубля, за счет средств ОМС - 1012,7 рубля;

- на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств ОМС - 462,7 рубля;

- на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств бюджета Астраханской области - 10507,7 рубля, за счет средств ОМС - 11517,7 рубля;

- на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств бюджета Астраханской области - 60875,3 рубля, за счет средств ОМС (с учетом медицинской реабилитации в стационарных условиях и высокотехнологичной медицинской помощи) - 22989,8 рубля;

- на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций за счет средств ОМС - 1585,2 рубля;

- на 1 случай госпитализации по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств ОМС - 182564,7 рубля;

- на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств бюджета Астраханской области - 1631,4 рубля.

Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой и указанные в таблице N 2, за счет средств ОМС на 1 застрахованного составляют 8366,9 рубля, за счет средств бюджета Астраханской области на 1 жителя - 2243,6 рубля.

Заместитель прокурора Астраханской области обратился в суд с административным исковым заявлением, с учетом уточнения просил признать недействующими абзац третий в части слов «354, 9 рубля»; абзац четвертый в части слов «1029,6 рубля»; абзац шестой в части слов «10507,7 рубля»; абзац седьмой в части слов «60875,3 рубля»; абзац десятый в части слов «1631,4 рубля»; абзац одиннадцатый в части слов «2243,6 рубля» приложения № 7 к программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24 декабря 2015 года № 655-П в редакции постановления Правительства Астраханской области № 340-П от 29 сентября 2016 года со дня вступления в действие, ссылаясь на их несоответствие нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые имеют большую юридическую силу, а именно Федеральному закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Федеральному закона от 29 ноября 2010 года №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года №1382. Свое требование заместитель прокурора Астраханской области мотивирует тем, что норматив финансового обеспечения территориальной программы в расчете на 1 человека, установлен в меньшем размере, чем определенный в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года №1382. Снижение гарантированных нормативов финансового обеспечения бесплатной медицинской помощи нарушает права граждан, проживающих на территории Астраханской области.

В судебном заседании представитель административного истца – прокурор Остроухова Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Правительства Астраханской области – Бакаев Т.А. возражал против удовлетворения заявленных требований.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Исходя из положений частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.

В силу статьи 22 Закона Астраханской области от 5 июня 2009 года №42/2009-ОЗ «О Правительстве Астраханской области» утверждение программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области, включающую в себя программу обязательного медицинского страхования, входит в полномочия Правительства Астраханской области.

Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан определяются Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», которым также закреплено право каждого гражданина на медицинскую помощь в гарантированном объеме, предоставляемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (статья 19).

При этом, разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16).

Вместе с тем, частями 1 и 3 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статьей 8 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлены объемы и границы осуществления нормотворческих полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации в вышеуказанной сфере, а именно органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с Федеральной программой, а дополнительные виды и дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи, а также условия оказания медицинской помощи могут быть предусмотрены Территориальной программой при условии выполнения финансовых нормативов, установленных Федеральной программой.

Исходя из части 4 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются: особенности половозрастного состава населения; уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики; климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций; сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» обязательное медицинское страхование - вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, устанавливающая перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, порядок и структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Программа формируется с учетом порядков оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, а также с учетом особенностей половозрастного состава населения, уровня и структуры заболеваемости населения Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В разделе 7 Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 года, установлены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2016 год, которые составляют:

на 1 вызов скорой медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования - 1747,7 рубля;

на 1 посещение с профилактическими и иными целями при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 388,4 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 358,7 рубля;

на 1 обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) за счет средств соответствующих бюджетов - 1126,5 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 1005 рублей;

на 1 посещение при оказании медицинской помощи в неотложной форме в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования - 459,2 рубля;

на 1 случай лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 11498 рублей, за счет средств обязательного медицинского страхования - 11430 рублей;

на 1 случай госпитализации в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 66612,3 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования - 22815,3 рубля;

на 1 койко-день по медицинской реабилитации в специализированных медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь по профилю "Медицинская реабилитация", и реабилитационных отделениях медицинских организаций за счет средств обязательного медицинского страхования - 1573,2 рубля;

на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1785,1 рубля.

Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой (без учета расходов федерального бюджета), в 2016 году составляют за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на 1 жителя) - 3488,6 рубля, за счет средств обязательного медицинского страхования на финансирование базовой программы обязательного медицинского страхования за счет субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования (в расчете на 1 застрахованное лицо) - 8438,9 рубля.

Норматив финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования может превышать установленный базовой программой обязательного медицинского страхования норматив финансового обеспечения базовой программы обязательного медицинского страхования в случае установления органом государственной власти субъекта Российской Федерации дополнительного объема страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, а также в случае установления перечня страховых случаев, видов и условий оказания медицинской помощи в дополнение к установленным базовой программой обязательного медицинского страхования.

Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных требований федерального законодательства, территориальная программа обязательного медицинского страхования, должна гарантировать объем медицинской помощи застрахованному лицу не ниже закрепленного в базовой программе или более широкий перечень страховых случаев, видов и объемов медицинской помощи, поскольку направлена на реализацию целей оказания бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС. Федеральным законодательством предусмотрено право субъектов Российской Федерации при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, устанавливать дополнительные виды, условия и объемы оказания медицинской помощи, в том числе повышение усредненных показателей, а также дополнительные объемы страхового обеспечения по страховым случаям, установленным базовой программой обязательного медицинского страхования, дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, не установленные базовой программой обязательного медицинского страхования.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Территориальная программа должна соответствовать Федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2016 год. Предусмотренные Федеральной программой нормативы рассчитаны как средние показатели, являются государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, следовательно, не могут быть определены субъектом Российской Федерации в Территориальной программе в меньшем размере.

На основании изложенного, учитывая, конституционное право каждого гражданина на охрану здоровья и оказание бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (статья 41 Конституции Российской Федерации), установление Региональной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи средних нормативов в меньшем размере, чем установлено Федеральной программой, противоречит требованиям федерального законодательства.

Доводы представителей Правительства Астраханской области о праве субъекта Российской Федерации устанавливать нормативы с учетом объема бюджетных средств и снижения численности населения Астраханской области являются несостоятельными, поскольку действующим законодательством субъекты Российской Федерации не наделены правом занижать нормативы оказания бесплатной медицинской помощи, являющиеся государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, в связи с чем установление в Территориальной программе уменьшенных нормативов влечет снижение гарантий бесплатного оказания медицинской помощи и как следствие нарушение прав граждан, проживающих на территории Астраханской области, на оказание бесплатной медицинской помощи.

Таким образом, административным ответчиком не представлено доказательств о соответствии Территориальной программы в оспариваемой части требованиям федерального законодательства.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что заявленные заместителем прокурора Астраханской области требования подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается, в том числе, решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В силу разъяснений, изложенных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 29 ноября 2007 года №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Исходя из того, что оспариваемые административным истцом отдельные положения Территориальной программы применяются, реализуются права граждан и организаций, денежные средства для выполнения Территориальной программы выделяются, суд приходит к выводу о признании оспариваемых отдельных положений Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24 декабря 2015 года № 655-П в редакции постановления Правительства Астраханской области № 340-П от 29 сентября 2016 года недействующими со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175, 176, 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

административные исковые требования заместителя прокурора Астраханской области удовлетворить.

Признать недействующими со дня вступления решения в законную силу:

- абзац третий в части слов «354, 9 рубля»;

- абзац четвертый в части слов «1029,6 рубля»;

- абзац шестой в части слов «10507,7 рубля»;

- абзац седьмой в части слов «60875,3 рубля»;

- абзац десятый в части слов «1631,4 рубля».

- абзац одиннадцатый в части слов «2243,6 рубля» приложения № 7 к Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Астраханской области на 2016 год, утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 24 декабря 2015 года № 655-П в редакции постановления Правительства Астраханской области № 340-П от 29 сентября 2016 года.

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в Сборнике законов и нормативных правовых актов Астраханской области.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Астраханский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.