НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Аскизского районного суда (Республика Хакасия) от 15.12.2021 № 2А-838/2021

Административное дело № 2а-838/2021

УИД <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Аскиз 15 декабря 2021 года

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Сивец О.Г.,

при секретаре - помощнике судьи Топоевой К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к Богатиковой Т.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее – УФНС по РХ) обратилось в суд с административным иском к Богатиковой Т.Н. о взыскании задолженности в сумме <данные изъяты>, в том числе: пени по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), недоимки по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., пени по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), пени по налогу на имущество физических лиц с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пени по страховым взносам в фиксированном размере на ОПС за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), пени по страховым взносам в фиксированном размере на ОМС за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), штраф, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации по ЕСХН за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

Административный истец – УФНС по РХ своего представителя для участия в судебном заседании не направил, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения.

Административный ответчик Богатикова Т.Н. в судебное заседание также не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте его проведения, ходатайство об отложении судебного заседания не заявляла.

Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), суд рассмотрел административное дело в отсутствии сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) закреплена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).

В силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В соответствии с п. 1 ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ, в ред. Федерального закона от 23.11.2015 № 320-ФЗ).

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 НК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

На основании ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Согласно п. 1 ст. 346.2 НК РФ налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей главой.

Из материалов дела следует, что Богатикова Т.Н. является плательщиком единого сельскохозяйственного налога (далее - ЕСХН) и собственником квартиры, расположенной по адресу: <данные изъяты>.

ДД.ММ.ГГГГ Богатикова Т.Н. представила налоговую декларацию по ЕСХН за налоговый период – ДД.ММ.ГГГГ

По результатам камеральной проверки выявлено, что Богатикова Т.Н. не исполнила свою обязанность по своевременному представлению налоговой декларации по ЕСХН за ДД.ММ.ГГГГ тем самым нарушила п. 2 ст. 346.10 НК РФ, согласно которому налоговая декларация по ЕСХН предоставляется не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом вынесено решение № <данные изъяты> о привлечении Богатиковой Т.Н. к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное предоставление налоговой декларации по ЕСХН за ДД.ММ.ГГГГ в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Богатиковой Т.Н. было направлено требование об уплате штрафа в размере <данные изъяты> руб. со сроком добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Богатиковой Т.Н. было направлено налоговое уведомление № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывалось о необходимости уплатить не позднее ДД.ММ.ГГГГ налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ.

По истечении срока уплаты налога, указанного в уведомлении, налоговым органом в адрес Богатиковой Т.Н. было направлено требование № <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> (недоимка – <данные изъяты>, <данные изъяты> – пени), со сроком добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Богатиковой Т.Н. было направлено налоговое уведомление № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указывалось о необходимости уплатить не позднее ДД.ММ.ГГГГ налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ.

Судом установлено, что по истечении срока уплаты налога, указанного в уведомлении, налоговым органом в адрес Богатиковой Т.Н. было направлено требование № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>, со сроком добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с абз. 4 п. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ) заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Абзацем 3 пункта 2 ст. 48 НК РФ (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 23.11.2020 № 374-ФЗ) было установлено, что если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган направил мировому судье заявление о вынесении судебного приказа на взыскание с Богатиковой Т.Н. задолженности по налогу, пеней, штрафа, которое поступило к мировому судье ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 3 Аскизского района Республики Хакасия был вынесен судебный приказ о взыскании с Богатиковой Т.Н. в доход соответствующего бюджета недоимки по налогу, пеней, штрафа.

ДД.ММ.ГГГГ от Богатиковой Т.Н. поступило возражения относительно исполнения судебного приказа.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 3 Аскизского района Республики Хакасия судебный приказ был отменен (определение от ДД.ММ.ГГГГ).

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абз. 2 п. 3 ст. 48 НК РФ).

Соответственно, срок для подачи административного искового заявления истекал ДД.ММ.ГГГГ.

Административное исковое заявление было направлено по почте в суд ДД.ММ.ГГГГ, что следует из оттиска печати на конверте, то есть в пределах установленного срока.

Таким образом, процедура взыскания задолженности по налогу, пени, штрафа за вышеуказанный период налоговым органом соблюдена.

У суда нет оснований не доверять произведенным административным истцом расчетам, основанным на приложенных к административному исковому заявлению документах.

Сведений о льготах налогоплательщика, предусмотренных налоговым законодательством, в инспекции нет, судом не установлено.

До настоящего времени сведений об уплате задолженности в УФНС по РХ не поступило, суду не предоставлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что поскольку административным ответчиком в установленный срок не исполнена обязанность по уплате соответствующего налога на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты>, данные суммы подлежат взысканию в доход соответствующего бюджета, а также штраф, предусмотренный п. 1 ст. 119 НК РФ, за несвоевременное представление налоговой декларации по ЕСХН за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

Разрешая требования налогового органа о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>, пени по страховым взносам в фиксированном размере на ОПС за ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), пени по страховым взносам в фиксированном размере на ОМС за <данные изъяты> в сумме <данные изъяты> (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), суд приходит к следующему.

Судом установлено, что налоговым органом в адрес Богатиковой Т.Н. было направлено требование № <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> (<данные изъяты> – налог на имущество физических лиц, установленный на ДД.ММ.ГГГГ, <данные изъяты> – пени), со сроком добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из представленного расчета о взыскании пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумма в размере <данные изъяты> была выставлена в требовании № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из административного иска следует, что ДД.ММ.ГГГГ Богатиковой Т.Н. произведена оплата по налогу на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб.

В связи с тем, что сумма налогов, пени за три года не превысила 3000 руб., срок для обращения в суд с заявлением на выдачу судебного приказа подлежит исчислению со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. Соответственно, с указанного времени (ДД.ММ.ГГГГ) в течение шести месяцев, т.е. по ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган имел право обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени.

Между тем, с заявлением о взыскании пени по налогу на имущество физических лиц с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ № 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговым органом установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении административного иска в данной части.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 3 Аскизского района Республики Хакасия вынесен судебный приказ о взыскании с Богатиковой Т.Н. в пользу МИФНС России по РХ суммы задолженности по страховым взносам: - на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, пени, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>; - на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС с ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, пени, начисленные за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>, а также государственной пошлины в доход местного бюджета в сумме <данные изъяты>.

На основании сопроводительного письма и предъявленного к исполнению судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Аскизского районного отдела судебных приставов УФССП России по РХ возбуждено исполнительное производство № <данные изъяты> (постановление о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ).

Как следует из административного искового заявления, задолженность по указанному исполнительному производству была административным ответчиком погашена полностью.

Предъявляя требования о взыскании пени на задолженность по страховым взносам в фиксированном размере на ОПС, ОМС за ДД.ММ.ГГГГ административный истец указывает, что пеня начислена, т.к. административным ответчиком обязанность по уплате недоимки по страховым взносам в фиксированном размере, не была выполнена в сроки, указанные законодательством.

Разрешая данные требования, суд учитывает, что разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пени недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать неразрывно от главного. Налоговое законодательство регламентирует порядок и сроки направления требования в отношении, как налога, так и пени и именно с направлением требования связывает применение механизма принудительного взыскания налога и пени в соответствующие сроки.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска также в части требований о взыскании пени по страховым взносам в фиксированном размере на ОПС за 2017 г. в сумме 1866 руб. 22 коп. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), пени по страховым взносам в фиксированном размере на ОМС за ДД.ММ.ГГГГ в сумме 366 руб. 07 коп. (за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии со ст. 333.36 НК РФ налоговые органы освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Согласно разъяснениям, данным в п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», в связи с наличием коллизий между нормой КАС РФ и положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации необходимо руководствоваться положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации. В силу п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.

На основании ст. 333.19 НК РФ с административного ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере <данные изъяты> руб.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия удовлетворить частично.

Взыскать с Богатиковой Т.Н. , проживающей: <данные изъяты>, в доход соответствующего бюджета налог на имущество физических лиц за ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., пени в размере <данные изъяты>, штраф в размере <данные изъяты> руб., и государственную пошлину в доход местного бюджета в размере <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.

Мотивированное решение изготовлено и подписано 27.12.2021.

Председательствующий: