НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Аскизского районного суда (Республика Хакасия) от 12.10.2022 № 2-877/2022

УИД 19RS0004-01-2022-001225-04 Дело № 2-877/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 октября 2022 года с. Аскиз Аскизского района РХ

Аскизский районный суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего Тришканевой И.С.,

при секретаре Торбостаевой Л.А.,

с участием:

представителя истца Юнгейма Е.Л.,

представителя ответчика Карачакова И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Аскизская межрайонная больница» к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Аскизская межрайонная больница» об оспаривании приказа о внесении изменений в штатное расписание в части,

У С Т А Н О В И Л:

Первичная профсоюзная организация СОЦПРОФ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Аскизская межрайонная больница» обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Аскизская межрайонная больница» (далее - ГБУЗ РХ «Аскизская МБ») об оспаривании приказа о внесении изменений в штатное расписание в части. Требования мотивированы тем, что <дата> ответчиком были изданы приказы и о внесении изменений в штатное расписание, которые подписаны уполномоченным лицом – главным врачом ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кичеевой Л.Н. и изданы, как следует из их преамбулы, в целях осуществления эффективной экономической деятельности на основании Устава ГБУЗ РХ «Аскизская МБ», утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от <дата>, в соответствии с письмом Министерства здравоохранения Республики Хакасия от <дата>. Приводя обстоятельства, предшествовавшие подписанию ответчиком указанных приказов, истец ссылается на то, что <дата> Министерством здравоохранения Республики Хакасия в адрес ответчика было направлено посредством электронной почты письмо-уведомление, содержащее указание на то, что в результате проведенного анализа выявлено несоответствие штатной численности порядкам оказания медицинской помощи, в связи с этим Министерство здравоохранения Республики Хакасия поручает в срок до <дата> предоставить штатное расписание с учетом замечаний, указанных в приложении. В приложении к указанному письму указание об исключении из штатного расписания введение в штатное расписание, переименование структурных подразделений. Всего в приложении 20 пунктов. По переименованию шесть позиций, по исключению и штатного расписания 15 позиций, по включению в штатное расписание 42 позиции. Изданный ответчиком <дата> приказ приказом от <дата> отменен. В письме-уведомлении не содержится сведений о том, кем из сотрудников Министерства здравоохранения Республики Хакасия выявлено несоответствие штатной численности порядкам оказания медицинской помощи, в какой период времени она выявлена, и в каком документе это зафиксировано. Кроме того, истец ссылается на положения ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, в частности организуется и оказывается: в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Согласно п.2 указанной статьи Порядок оказания медицинской помощи разрабатывается по отдельным ее профилям, заболеваниям или состояниям (группам заболеваний или состояний) и включает в себя этапы оказания медицинской помощи; правила организации деятельности медицинской организации (ее структурного подразделения, врача); стандарт оснащения медицинской организации, ее структурных подразделений; рекомендуемые штатные нормативы медицинской организации, ее структурных подразделений; иные положения исходя из особенностей оказания медицинской помощи. В настоящее время Министерством здравоохранения Российской Федерации утверждено более 200 порядков оказания медицинской помощи по отдельным видам, профилям, заболеваниям и состояниям. Приказом ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» от <дата> «О внесении изменений в штатное расписание» изменения вносятся с <дата>. Из штатного расписания в соответствии с письмом-указанием Минздрава РХ исключается врачебный и средний медицинский персонал, а также в штатное расписание включены врачебный и средний медицинский персонал, одновременно внесены изменения по переименованию структурных подразделений. Оспариваемым приказом ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» от <дата> «О внесении изменений в штатное расписание» изменения вносятся с <дата>. Из штатного расписания исключены: заведующий патологоанатомическим отделением, медицинская сестра участковая кабинета врача-фтизиатра участкового. В штатное расписание включено: должность врача - патологоанатома. Указанные изменения внесены в соответствии с письмом-указанием Минздрава РХ от <дата>. Между тем в оспариваемом приказе исключены должности прочего персона, не поименованные в письме-указании Минздрава РХ: <адрес> больница - кастелянша, 0,25 должности; машинист по стирке и ремонту спецодежды, 0,25 должности; повар, 0,5 должности; кухонный рабочий, 0,25 должности; уборщик служебных помещений, 1,75 должности; <адрес> участковая больница - повар, 0,25 должности; заведующий хозяйством, 0,5 должности; <адрес> участковая больница - повар, 0,5 должности; заведующий хозяйством, 0,5 должности; <адрес> участковая больница - повар, 0,25 должности; <адрес> участковая больница - повар, 0,5 должности; заведующий хозяйством, 0,5 должности. По мнению истца, оспариваемый приказ в части прочего персонала является незаконным и подлежащим отмене по следующим основаниям. Вышеуказанный приказ является локальным нормативным актом, поскольку содержит в себе нормы права, связанные с установлением работникам условий оплаты труда, рассчитаны на неоднократное применение и распространяют свое действие на неопределенный круг лиц: как на работников учреждения, так и на лиц, которые в будущем могут занять рабочие места, в связи с чем следует иметь в виду императивные предписания трудового законодательства в части содержания локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, а именно: запрет на снижение уровня трудовых прав и обязанностей работников, установленных трудовым законодательством (ст. 6 ТК РФ); запрет на ухудшение положения работников по сравнению с действующим законодательством (ст. 8 ТК РФ). В соответствии с ст. 5 ТК РФ локальные нормативные акты входят в общую систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Согласно Уставу ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» главный врач Учреждения утверждает штатное расписание и план финансово - хозяйственной деятельности Учреждения в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств (п.4.9 абз.6). Приводя толкование п.4.3 Устава ответчика, согласно которому к компетенции Министерства здравоохранения Республики Хакасия относится, в частности согласование плана финансово-хозяйственной деятельности Учреждения, истец отмечает, что Министерство здравоохранения Республики Хакасия, осуществляя отделенные полномочия учредителя, в пределах финансирования ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» согласовывает штатную численность персонала и осуществляет контроль за его соответствием ведомственным актам Министерства здравоохранения Российской Федерации. По утверждению истца, при изложенных обстоятельствах указание учредителя, оформленное письмом, является для ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» обязательным для рассмотрения и исполнения, тогда как ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» вне указаний учредителя издан оспариваемый приказ о сокращении прочего персона в количестве 6 штатных единиц. У ответчика количество штатных единиц прочего персонала, поименного в оспариваемом приказе, значительно больше сокращаемых единиц. При этом нарушен принцип трудового законодательства, установленный статьей 2 Трудового Кодекса Российской Федерации запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; равенство прав и возможностей работников. Издавая оспариваемый приказ, ответчик не определил, почему работники одной категории и одного структурного подразделения подлежат сокращению, а эта же категория другого структурного подразделения сокращению, не подлежит. В частности у заведующих хозяйством всех участковых больниц и районной больницы одни и те же должностные обязанности, и практически одинаков объем работы. Кроме того, при установлении порядков оказания медицинской помощи, соответствующим ведомственным актом устанавливается рекомендуемая штатная численность медицинского персонала по соответствующему профилю медицинской помощи. Численность прочего персонала учреждений здравоохранения определяется ведомственными актами, вне утверждения порядков оказания медицинской помощи. С учетом изложенного истец просил признать незаконным приказ ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» а от <дата> «О внесении изменений в штатное расписание» в части сокращения должностей прочего немедицинского персонала, обязав ответчика отменить оспариваемую часть приказа.

Определением суда от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Хакасия.

В судебном заседании представитель истца Юнгейм Е.Л., действующий на основании Положения, на удовлетворении заявленных требований настаивал по изложенным в иске основаниям, поддержав также доводы, содержащиеся в дополнительных его объяснениях, о том, что в соответствии с Уставом учреждения к компетенции Министерства здравоохранения Республики Хакасия относится, в частности, формирование и утверждение государственного задания для Учреждения; согласование плана финансово - хозяйственной деятельности; осуществление контроля за деятельностью Учреждения. Следовательно, самостоятельность деятельности Учреждения осуществляется в согласовании действий с учредителями. При этом на Учреждение как медицинскую организацию распространяются положения Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также ряда других подзаконных нормативных правовых актов. Именно этим объясняется специфика правового статуса медицинских работников как субъекта трудового права, поскольку она обусловлена как общими нормами, так и специальными нормативными актами, посвященными различным аспектам их деятельности. Учреждение, утверждая штатную численность работников, осуществляет это не произвольно, а руководствуется ведомственными актами, регулирующими данную сферу. В соответствии с ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, в частности организуется и оказывается: в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями. Порядки оказания медицинской помощи, содержат приложения с указанием рекомендуемых штатов. Рекомендуемые штаты не применяются в частной медицине. При этом наименование медицинских работников в штатном расписании Учреждения должно соответствовать Номенклатуре должностей медицинских и фармацевтических работников, утверждаемую Министерством здравоохранения РФ. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2021г. № 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» медицинская деятельность в Российской Федерации подлежит лицензированию. Согласно п. 5 д. указанного постановления - необходимым условием для получении лицензии является соответствие структуры и штатного расписания соискателя лицензии - юридического лица, входящего в государственную или муниципальную систему здравоохранения, общим требованиям, установленным для соответствующих медицинских организаций, в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно п.6 указанного постановления лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также следующие требования: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи, правил проведения лабораторных, инструментальных, патологоанатомических и иных видов диагностических исследований, положений об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядка организации медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, порядков проведения медицинских экспертиз, диспансеризации, диспансерного наблюдения, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, утвержденных в соответствии с Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Исходя из выше перечисленных нормативных актов, Учреждение, осуществляющее медицинскую деятельность, для получения лицензии должно соблюдать ряд предусмотренных нормативными актами условий. Согласно Уставу ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» контроль за соблюдением порядков оказания медицинской помощи, определен за Министерством здравоохранения РХ. Именно по указанной причине Учреждение согласовывает штатное расписание и план финансово-хозяйственной деятельности с Минздравом РХ, поэтому указание в письме Министерства здравоохранения Республики Хакасия от <дата> подлежало Учреждением к исполнению, что и было исполнено ответчиком. Таким образом, утверждение ответчика, что при определении штатной численности Учреждение абсолютно самостоятельно, не соответствует действительности. При установлении порядков оказания медицинской помощи численность прочего персонала учреждений здравоохранения не устанавливается, поскольку она определяется ведомственными актами, вне утверждения порядков оказания медицинской помощи. В письме Министерства здравоохранения Республики Хакасия от <дата> нет требования о сокращении прочего персонала. ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» издало оспариваемый приказ о сокращении прочего персона в количестве 6 штатных единиц, со ссылкой на указанное письмо Министерства здравоохранения РХ, следовательно, можно сделать вывод (по тексту оспариваемого приказа), что Министерство здравоохранения РХ потребовало не только сократить определенное число прочего персонала, но и указал перечень структурных подразделений и количество сокращаемых должностей, что не соответствует действительности. В Учреждении ставок завхозов - 7 единиц. Подлежит сокращению 1,.5 единицы в трех участковых больницах. Поваров 15 единиц. Подлежит сокращению 2.0 единицы в 5 участковых больницах. Ответчик указал на приказ Минздрава РФ от <дата>, которым утверждены штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, без указания на его отношение к оспариваемому приказу. Если приказ М3 РФ указан, как правовое основание для издания оспариваемого приказа, то на него, во-первых, нет ссылки в преамбуле оспариваемого приказа; во-вторых, не имеется обоснования сокращения именно в перечисленных в оспариваемом приказе участковых больницах и перечня должностей. Из ответа Министерства здравоохранения Российской Федерации, на обращение ППО СОЦПРОФ от <дата> следует, что исходя из положений части первой статьи 160 Трудового Кодекса Российской Федерации, штатные нормативы медицинских организаций относятся к нормам труда. Руководителям организаций предоставлено право определять системы нормирования труда, включая нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы (статья 159,160 Трудового Кодекса Российской Федерации. В соответствии со статьей 162 ТК РФ локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от <дата>г «Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях Минтруда РФ – «Систему нормирования труда в учреждении рекомендуется устанавливать в Положении о системе нормирования труда учреждения (далее - Положение), которое либо утверждается локальным нормативным актом учреждения с учетом мнения представительного органа работников, либо включается в качестве отдельного раздела в коллективный договор» (п.20). В ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» не имеется положения о системе нормирования труда. Соответственно в отношении сокращаемых должностей не могли быть произведены какие-либо действия по нормированию их труда, и как основание принятие решения о сокращении, в связи с результатами нормирования труда по указанным должностям. Не имеет правового значения указание ответчика на изданный приказ ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» от <дата> об утверждении коечной мощности, поскольку в данном случае не ясно, увеличилась либо уменьшилась коечная сеть структурных подразделений, и какое это могло бы иметь отношение к сокращаемым должностям прочего (не медицинского) персонала.

Представитель ответчика Карачаков И.А., действующий на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях на исковое заявление, согласно которым сокращение прочего персонала осуществлено главным врачом ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» в пределах предоставленных ему полномочий по результатам проведенного расчета экономического эффекта в целях осуществления эффективной экономической деятельности.

Третье лицо Министерство здравоохранения Республики Хакасия своего представителя в судебное заседание не направило, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте его проведения.

Согласно представленным в материалы дела письменным возражениям третьего лица Министерства здравоохранения Республики Хакасия штатное расписание ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» по состоянию на <дата> соответствовало Порядкам оказания медицинской помощи и утвержденным объемам медицинской помощи, оказываемой в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. В результате проведенных организационно-штатных мероприятий с учетом небольшого объема выполняемых работ установлена соответствующая продолжительность рабочего времени прочему немедицинскому персоналу. В целях эффективного использования средств фонда оплаты труда после проведенного мониторинга рабочего времени и выполняемого объема работ руководителем ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» принято решение о сокращении ставочного фонда прочего немедицинского персонала.

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.

Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 46 ГПК РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу требований статьи 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

На основании статьи 370 ТК РФ профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.

Работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.

Регулирование общественных отношений, возникающих в связи с реализацией гражданами конституционного права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, иных профсоюзных организаций, объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов осуществляется положениями Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности». Согласно пункту 1 статьи 2 указанного закона профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы имеют право на ведение коллективных переговоров, заключение соглашений и коллективных договоров от имени работников в соответствии с федеральным законом.

Работодатели, их объединения (союзы, ассоциации), органы исполнительной власти и органы местного самоуправления обязаны вести коллективные переговоры с первичными профсоюзными организациями, профсоюзами, их объединениями (ассоциациями) по социально-трудовым вопросам, а также по вопросам заключения коллективных договоров, соглашений, если первичные профсоюзные организации, профсоюзы, их объединения (ассоциации) выступают инициаторами таких переговоров, и заключать коллективные договоры, соглашения на согласованных сторонами условиях (пункты 1,2 статьи 13 Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).

По смыслу статьи 23 указанного закона в случаях нарушения законодательства о труде профсоюзы вправе по просьбе членов профсоюза, других работников, а также по собственной инициативе обращаться с заявлениями в защиту их трудовых прав в органы, рассматривающие трудовые споры.

<дата> профсоюзной конференцией первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ ГБУЗ РХ «Аскизская межрайонная больница» утверждено Положение о первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» как добровольного объединения лица, имеющих, как правило, общую или близкую профессию и работающих в ГБУЗ РХ «Аскизская МБ», на территории <адрес> Республики Хакасия, действующей на основании Устава профсоюзов СОЦПРОФ и настоящего Положения.

Согласно пункту 2.1 Положения основной целью Организации является представительство и защита профессиональных, социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза перед работодателем и его объединениями, вышестоящими органами управления ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» в законодательных, исполнительных и судебных органах, органах местного самоуправления, перед другими юридическими и физическими лицами, используя все формы коллективных действий, предусмотренных действующим законодательством.

Пунктом 2.3 Положения предусмотрено, что для достижения поставленной цели Организация заключает коллективный договор и контролирует его выполнение, вносит предложения и активно содействует укреплению стабильности экономического положения организации, защищает права членов профсоюза на его достойное вознаграждение, может обращаться в суд с исковыми заявлениями в защиту социально-трудовых прав и интересов членов профсоюза.

Исходя из изложенного, учитывая основания иска и характер заявленных материально-правовых требований, суд констатирует, что истец в лице уполномоченного в соответствии с п. 7 Положения председателя Юнгейма Е.Л. имеет право на обращение с настоящим иском в суд, в связи с чем возникший спор подлежит разрешению по существу.

Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 15 июля 2008 года N 411-О-О, N 412-О-О, NN 413-О-О, в Определении от 1 июня 2010 года N 840-О-О определена правовая позиция, согласно которой, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (ст. 34 ч. 1; ст. 35 ч. 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом согласно требованиям статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что проведение организационно-штатных мероприятий, в том числе по сокращению штатов, относится к исключительной компетенции работодателя, поэтому суд не вправе входить в оценку необходимости данных мероприятий, либо отсутствия таковой, так как иное обозначало бы возможность вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность соответствующего предприятия, что действующим трудовым законодательством не допускается.

В соответствии с п. 2 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

ГБУЗ РХ «Аскизская МБ», как следует из его устава, является некоммерческой организацией, которая создана для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Республики Хакасия по оказанию первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе скорой медицинской помощи, паллиативной медицинской помощи, для достижения целей своей деятельности вправе приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в судах в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4.5 Устава предусмотрено, что к компетенции главного врача Учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью учреждения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Правительства Республики Хакасия, Министерства здравоохранения Республики Хакасия, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Хакасия. Главный врач Учреждения по вопросам, отнесенным законодательством Российской Федерации и Республики Хакасия к его компетенции, действует на принципах единоначалия.

В соответствии с пунктом 4.9. Устава главный врач выполняет следующие функции и обязанности по организации и обеспечению деятельности учреждения, в том числе утверждает штатное расписание и план финансово-хозяйственной деятельности Учреждения в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств.

Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от <дата> N 230 утверждены штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в приложении к которому, содержащем штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, указано в отношении должности заведующего хозяйством 1 должность на каждое амбулаторно-поликлиническое подразделение с числом врачебных должностей свыше 20, находящееся в обособленном здании; 1 должность на каждое стационарное отделение (группу отделений) с числом коек в нем (в них) свыше 60, находящееся в обособленном здании (п. 1.1.6); кастелянша в других учреждениях из расчета 1 на: 300 коек в учреждениях от 150 коек (п. 2.2.9.); рабочие прачечных (машинист по стирке и ремонту спецодежды, оператор стиральных машин, гладильщик и др.) (п. <дата>); уборщик производственных и служебных помещений из расчета 1 на: 250 кв. м деревянных полов; 350 кв. м полов, покрытых керамической плиткой; 425 кв. м полов, покрытых линолеумом; 550 кв. м переходов и туннелей, соединяющих здания (п. <дата>). Нормативы для повара и кухонного рабочего данными штатными нормативами не урегулированы.

Из материалов дела следует, что <дата> Министерством здравоохранения Республики Хакасия в адрес главного врача ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кичеевой Л.Н. было направлено письмо , согласно которому в результате проведенного анализа штатного расписания ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» выявлено несоответствие штатной численности порядкам оказания медицинской помощи, в связи с чем Министерство здравоохранения Республики Хакасия поручило в срок до <дата> представить штатное расписание с учетом замечаний, указанных в приложении, в котором указаны данные, которые необходимо учесть в штатном расписании, касающиеся медицинских работников.

Приказом главного врача ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кичеевой Л.Н. от <дата> в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Республики Хакасия от <дата> «Об утверждении мощности коечного фонда ГБУЗ РХ для оказания медицинской помощи населению Республики Хакасия в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия» утверждена с <дата> мощность коечного фонда учреждения для оказания медицинской помощи населению Республики Хакасия в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия: за счет средств обязательного медицинского страхования, за счет средств республиканского бюджета Республики Хакасия в соответствии с приложениями № к указанному приказу.

В приложении к названному приказу ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» от <дата> указано количество коек круглосуточного стационара в <адрес> участковой больнице, в <адрес> участковой больнице, в <адрес> участковой больнице, в <адрес> участковой больнице – по 7 коек, а всего в указанных больницах – 28 стационарных коек.

Представителем экономического отдела ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» осуществлен расчет экономического эффекта вследствие сокращения должностей прочего немедицинского персонала за год в общей сумме 2 291 703 руб.

<дата> главным врачом ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кичеевой Л.Н. был подписан Приказ «О внесении изменений в штатное расписание» в целях осуществления эффективной экономической деятельности, руководствуясь Уставом ГБУЗ РХ «Аскизская МБ», в соответствии с письмом Министерства здравоохранения Республики Хакасия от <дата>, которым с <дата> внесены изменения в штатное расписание, касающиеся исключения из штатного расписания врачей, включения в штатное расписание врачей, а также изменения наименований ряда медицинских кабинетов, пунктов и стационаров.

Кроме того, <дата> главным врачом ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кичеевой Л.Н. был подписан Приказ «О внесении изменений в штатное расписание», в котором отражено, что в целях осуществления эффективной экономической деятельности, на основании Устава ГБУЗ РХ «Аскизская МБ», в соответствии с письмом Министерства здравоохранения Республики Хакасия от <дата> с <дата> внесены изменения в штатное расписание, касающейся исключения из штатного расписания врачей, среднего медицинского персонала и прочего немедицинского персонала, включая в <адрес> больнице 0,25 ставки кастелянши, 0,25 ставки машиниста по стирке и ремонту спецодежды, 0,50 ставки повара, 0,25 ставки кухонного рабочего, 1,75 ставки уборщика служебных помещений; в <адрес> участковой больнице – 0,25 ставки повара, 0,50 ставки заведующего хозяйством; в <адрес> участковой больнице - 0,50 ставки повара, 0,50 ставки заведующего хозяйством; в <адрес> участковой больнице - 0,25 ставки повара, в <адрес> участковой больнице - 0,50 ставки повара, 0,50 ставки заведующего хозяйством.

Согласно части 1 статьи 82 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий. Критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях.

<дата> Первичной профсоюзной организацией работников ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» в адрес ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» направлен запрос о предоставлении информации о предполагаемых сокращениях штатов работников больницы в <дата> году.

В ответ на указанный запрос <дата> ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» в адрес Первичной профсоюзной организацией работников ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» направлены копии приказов ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» от <дата>, , копии штатных расписаний работодателя на <дата>, на <дата>, на <дата>.

Постановлением Первичной профсоюзной организации работников ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» от <дата> по результатам обсуждения представленных работодателем приведенных выше приказом постановлено считать предполагаемые изменения штатного расписания нарушающими требования действующих нормативных правовых актов, рекомендовано администрации больницы в порядке ст.ст. 52,53 ТК РФ провести консультации по предполагаемым сокращениям в части их правовой основы. Предложено главному врачу внести на рассмотрение МК ППО СОЦПРОФ схему организации медицинской помощи в связи с предполагаемыми сокращениями в срок до <дата>. Рекомендовано работникам обращение к прокурору <адрес>.

<дата> ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» в соответствии с частью 1 статьи 82 ТК РФ направило в адрес Первичной профсоюзной организации работников ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» копии приказов № , , о внесении изменений в штатное расписание, копию штатного расписания на <дата>.

В материалы дела ответчиком представлены копии штатных расписаний по состоянию на <дата> и на <дата>, по результатам сопоставления которых усматривается, что оспариваемый истцом приказ о сокращении штатов фактически исполнен.

При этом доводы стороны истца относительно отсутствия согласования вопроса сокращении штатной численности немедицинского персонала ответчика с Министерством здравоохранения Республики Хакасия опровергаются материалами дела, в частности, содержанием Приказа главного врача ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» Кичеевой Л.Н. от <дата> об утверждении с <дата> мощности коечного фонда учреждения для оказания медицинской помощи населению Республики Хакасии, основанного на Приказе Министерства здравоохранения Республики Хакасия от <дата> «Об утверждении мощности коечного фонда ГБУЗ РХ для оказания медицинской помощи населению Республики Хакасия в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Республики Хакасия».

Не ставит под сомнение законность оспариваемого приказа главным врачом ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» в полном соответствии с предоставленными ему полномочиями и учредитель ответчика Министерство здравоохранения Республики Хакасия, привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

На наличие у руководителей медицинских организаций права определять системы нормирования труда, включая нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы со ссылкой на положения статей 159,160 ТК РФ ссылается и Департамент медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Министерства здравоохранения Российской Федерации в письме от <дата>, направленном в адрес Первичной профсоюзной организации работников ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» в ответ на ее запрос от <дата>.

Вопреки доводам истца, наличие в оспариваемом приказе ссылки на письмо Министерства здравоохранения Республики Хакасия от <дата>, не свидетельствует о его незаконности, поскольку помимо сокращения должностей прочего немедицинского персонала в указанном приказе фигурируют и сокращаемые должности медицинских работников, на которые содержание данного письма распространяет свое действие.

Обобщая изложенное, исходя из системного толкования совокупности приведенных норм и разъяснений, учитывая, что в ходе разрешения возникшего спора по существу с достоверностью подтверждены обстоятельства проведения организационно-штатных мероприятий по сокращению штатов главным врачом ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» в пределах предоставленных ему полномочий на основании принципа единоначалия по результатам проведенного мониторинга экономической эффективности, при соблюдении возложенных на работодателя частью 1 статьи 82 ТК РФ обязанностей по сообщению об этом в письменной форме выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, и содержание данных мероприятий не противоречит положениям Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от <дата> N , суд приходит к выводу о том, что указанные мероприятия выполнены в соответствии с положениями действующего законодательства.

При разрешении настоящего спора, касающегося сокращения прочих немедицинских должностей Порядки оказания медицинской помощи применению не подлежат, что не оспаривал представитель истца в судебном заседании.

Не осуществляется правовое регулирование настоящего спора и положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», а также Постановления Правительства РФ от 01.06.2021 N 852 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», поскольку штатные должности, сокращение которых осуществлено оспариваемым приказом, не предполагают осуществление занимающими их работниками медицинской деятельности, направленной на охрану здоровья граждан.

В случае нарушения работодателем при сокращении штатов прав и законных интересов отдельных работников ГБУЗ РХ «Аскизская МБ» проверка законности действий работодателя подлежит осуществлению в рамках индивидуальных трудовых споров.

Обобщая изложенное, суд констатирует, что требования истца Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Аскизская межрайонная больница», предъявленные к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Аскизская межрайонная больница» о признании незаконным приказа от <дата> «О внесении изменений в штатное расписание» в части сокращения единиц прочего немедицинского персонала, возложении обязанности отменить приказ в обжалуемой части удовлетворению не подлежат ввиду их недоказанности.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований Первичной профсоюзной организации СОЦПРОФ Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия «Аскизская межрайонная больница» к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия «Аскизская межрайонная больница» (ИНН , ОГРН ) о признании незаконным приказа от <дата> «О внесении изменений в штатное расписание» в части, возложении обязанности по его отмене отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий (подпись) И.С. Тришканева

Мотивированное решение изготовлено и подписано <дата>.

Судья (подпись) И.С. Тришканева