НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Аскизского районного суда (Республика Хакасия) от 07.10.2020 № 2-613/20

УИД 19RS0004-01-2020-000974-46 Дело № 2-613/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 октября 2020 года с. Аскиз Аскизского района РХ

Аскизский районный суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Тришканевой И.С.,

при секретаре Малыхиной Ю.Ю.,

с участием:

истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

представителя третьего лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям ФИО4, ФИО1 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Бирикчульская средняя общеобразовательная школа о взыскании недоначисленной заработной платы, денежной компенсации за задержку ее выплаты, денежной компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО4 обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Бирикчульская средняя общеобразовательная школа (далее – МБОУ Бирикчульская СОШ) о взыскании недоначисленной заработной платы, денежной компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что ФИО4 состоит в трудовых правоотношениях с ответчиком, работая в данном учреждении с <дата> года <данные изъяты>. До <дата> года в составе заработной платы ему выплачивалась, в том числе надбавка за непрерывный стаж работы, однако с <дата> начисление указанной надбавки прекращено, что нарушает трудовое законодательство и ущемляет истца в реализации гарантированных ему законом трудовых прав. На основании изложенного, с учетом уточнения требований просил взыскать с МБОУ Бирикчульская СОШ недоначисленную заработную плату в виде надбавки за непрерывный стаж работы за период с <дата> года по <дата> года в размере 3374 руб. 97 коп., денежную компенсацию за задержку ее выплаты, а также денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

ФИО1 обратилась в суд с иском к МБОУ Бирикчульская СОШ о взыскании недоначисленной заработной платы, денежной компенсации морального вреда. Требования мотивированы тем, что ФИО1 состоит в трудовых правоотношениях с ответчиком, работая в данном учреждении с 2017 года <данные изъяты>. С <дата> согласно тарификации стимулирующая выплата за педагогический стаж предусмотрена действующим законодательством. До <дата> в составе заработной платы истцу выплачивалась, в том числе надбавка за непрерывный стаж работы, однако с <дата> начисление и выплаты указанной надбавки прекращено, что нарушает трудовое законодательство и ущемляет истца в реализации гарантированных ей законом трудовых прав. На основании изложенного, с учетом уточнения требований просила взыскать с МБОУ Бирикчульская СОШ недоначисленную заработную плату в виде надбавки за непрерывный стаж работы за период с <дата> года по <дата> года в размере 5879 руб. 01 коп., денежную компенсацию за задержку ее выплаты, а также денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

Определением судьи от <дата> указанные дела объединены в одно производство.

Определением суда (протокольным) от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация Аскизского района.

В судебном заседании истец ФИО1 на удовлетворении уточненных исковых требований настаивала по изложенным в исковом заявлении, уточнениях к нему основаниям.

Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании устава, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на исковые заявления, согласно которым в соответствии с Постановлением Правительства Республики Хакасия от <дата> «Об утверждении методических рекомендаций по переходу муниципальных образовательных организаций Республики Хакасия на новую систему оплаты труда» (с изменениями и дополнениями) с <дата> в муниципальных образованиях Республики Хакасия введена новая отраслевая система оплаты труда, которой разработан, в том числе Порядок формирования новой системы оплаты труда, пунктом 6 которого рекомендовано установление стимулирующих выплат, включающих, в том числе выплату за стаж непрерывной работы за выслугу лет в процентах к базовому окладу, приведенных в имеющейся в данном Порядке таблице, с указанием на то, что выплаты стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с локальным нормативным актом. На основании вышеуказанного Постановления Правительства Республики Хакасия Постановлением Администрации Аскизского района от <дата> утверждено Примерное положение об оплате труда работников образовательных учреждений Аскизского района в условиях новой системы оплаты труда, на основании которого было разработано Положение об оплаты труда для МБОУ Бирикчульская СОШ. Нормативный фонд оплаты труда работников образовательных учреждений ежемесячно распределяется экономической службой Управления образования в заявке для каждой образовательной организации на основании утвержденных нормативов, поправочных коэффициентов и информации о количестве обучающихся. Заработная плата выплачивается за счет субвенций, поступающих из республиканского бюджета. Постановлением Правительства Республики Хакасия от <дата> утверждены Методика расчета нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений, а также Перечень поправочных коэффициентов к нормативам обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях. Постановлением Правительства Республики Хакасия от <дата> «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Хакасия» с <дата> были увеличены базовые оклады и повышающие коэффициенты к базовым окладам педагогических работников Республики Хакасия. Заработная плата педагогических работников выросла, соответственно увеличился и фонд оплаты труда общеобразовательных организаций, при этом величина нормативов и поправочных коэффициентов, за исключением одного, не изменилась. Изменения коснулись коэффициента к нормативу обеспечения общего образования, направленного на достижение целевого показателя по повышению заработной плат педагогических работников в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <дата> «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Коэффициент был установлен с <дата> по <дата> в размере , с <дата> в размере . В результате вышеуказанного нормативный фонд оплаты труда остался на прежнем уровне, при значительном росте фактически начисляемой заработной платы работников образовательных организаций уменьшилась экономия фонда оплаты труда и, соответственно, сумма стимулирующих выплат. Так, стимулирующий фонд формируется как разница между нормативным и фактическим фондом оплаты труда и фактическим фондом оплаты труда. В МБОУ Бирикчульская СОШ стимулирующий фонд отсутствует в связи с тем, что фактически начисленная заработная плата общеобразовательных организаций превышает нормативный фонд оплаты труда. Таким образом, за оспариваемый период фактически начисленная сумма заработной платы МБОУ Бирикчульская СОШ превысила фонд оплаты труда, установленный нормативами. То есть, экономия фонда оплаты труда отсутствовала, средств на стимулирование нет. В связи с этим Управление образования Администрации Аскизского района рекомендовало руководителю общеобразовательной организации не начислять стимулирующие выплаты за стаж педагогической работы.

Представитель третьего лица Администрации Аскизского района Республики Хакасия ФИО3, действующая на основании доверенности от <дата>, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражала, поддержала доводы письменных возражений на исковые заявления, в которых, приведя и проанализировав положения статей 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации, проанализировав содержание Положения об оплате труда работников МБОУ Бирикчульская СОШ в условиях новой системы оплаты труда, разработанного на основании Примерного положения об оплате труда работников общеобразовательных учреждений Аскизского района (дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) в условиях новой системы оплаты труда, утвержденного Постановлением Администрации Аскизского района от <дата> (с последующими изменениями) указала на то, что система оплаты труда работников МОУ включает в себя:

базовые оклады (базовые должностные оклады);

выплаты компенсационного характера;

выплаты стимулирующего характера.

Представитель третьего лица сослалась также на то, что с разделом 6 Положения выплата за стаж непрерывной работы относится к стимулирующим выплатам, а в соответствии с разделом 3 Положения о распределении стимулирующих выплат работникам МБОУ Бирикчульская СОШ, утвержденного <дата> размеры доплат определяются администрацией школы в пределах фонда оплаты труда. Согласно п. 4.8 указанного Положения осуществление выплат стимулирующего характера производится на основании приказа директора. Как следует из представленного ответчиком расчета стимулирующих выплат на <дата> год, фонд оплаты труда в части стимулирующих выплат в <дата> году отсутствует. Согласно пояснениям и.о. директора учреждения ФИО2 недостаток средств на стимулирующие выплаты связан с тем, что в <дата> году произошло повышение базовых окладов педагогических работников без увеличения нормативов и поправочных коэффициентов. Указала на то, что в пункте 5.4 дополнительного соглашения к трудовому договору от <дата> с ФИО4 работнику выплаты стимулирующего характера в виде надбавки и доплаты, не носящие постоянный характер, устанавливаются приказом учреждения. В трудовом договоре с ФИО1 также не предусмотрена как обязательная часть вознаграждения стимулирующая выплата за непрерывный стаж педагогической работы. С учетом изложенного, представитель третьего лица полагала, что стимулирующая доплата за непрерывный стаж педагогической работы не относится к обязательным и гарантированным составным частям заработной платы, в связи с чем работодатель, при отсутствии фонда оплаты труда на стимулирующие выплаты, вправе прекратить доплату за стаж непрерывной работы.

Истец ФИО4 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом уведомленным о времени и месте его проведения.

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца ФИО4

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, консультацию специалиста, исследовав материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

Статья 2 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

В соответствии с абзацем пятым части 1 статьи 21 ТК РФ работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 ТК РФ корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 ТК РФ предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 названного Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения часть - статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 135 ТК РФ определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

По смыслу приведенных норм ТК РФ в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера.

Ввиду изложенного при разрешении споров работников и работодателей по поводу наличия задолженности по заработной плате подлежат применению положения локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда, а также условий трудового договора, заключенного между работником и работодателем.

Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2011 года № 288 утверждены Методические рекомендации по переходу муниципальных образовательных организаций Республики Хакасия на новую систему оплаты труда, разработанные, в том числе для общеобразовательных организаций, которыми предусмотрено, что одним из условий для формирования системы финансово-экономических отношений, мотивирующей руководителей и педагогические коллективы муниципальных общеобразовательных организаций на сокращение неэффективных расходов бюджетных средств, повышения качества предоставления общего образования, увеличения заработной платы педагогических и других работников муниципальных образовательных организаций (далее – МОО).

Пунктом 1.2 указанных Рекомендаций установлено, что новую отраслевую систему оплаты труда рекомендуется устанавливать коллективными договорами, локальными нормативными актами организаций, принимаемыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Республики Хакасия.

Пунктом 3.1 Рекомендаций предусмотрено, что формирование фонда оплаты труда осуществляется в пределах объема средств на текущий финансовый год и рассчитывается по приведенной формуле.

Постановлением Правительства Республики Хакасия от 30.08.2019 N 443 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Хакасия» в Методические рекомендации по переходу муниципальных образовательных организаций Республики Хакасия на новую систему оплаты труда, утвержденные постановлением Правительства Республики Хакасия от 24.05.2011 N 288 (с последующими изменениями), внесены изменения, направленные на повышение базовых окладов (базовых должностных окладов) и диапазона размеров повышающих коэффициентов к базовым окладам (базовым должностным окладам) работников муниципальных общеобразовательных организаций по профессиональным квалификационным группам.

Из устава МБОУ Бирикчульская СОШ следует, что данное образовательное учреждение создано для выполнения работ в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации для выполнения работ, оказания услуг по организации предоставления общего образования по основным образовательным предметам (п.1.1). Учредителем данного учреждения является муниципальное образование Аскизский район.

Постановлением Администрации Аскизского района от <дата> утверждено Примерное положение об оплате труда работников общеобразовательных учреждений Аскизского района (дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) в условиях новой системы оплаты труда.

Постановлением Администрации Аскизского района от <дата> в вышеуказанное Примерное положение об оплате труда работников общеобразовательных учреждений Аскизского района (дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) в условиях новой системы оплаты труда внесены изменения, касающиеся размеров базовых окладов, в том числе профессиональных квалификационных групп должностей педагогических работников.

Постановлением Администрации Аскизского района от <дата> в утвержденное Постановлением Администрации Аскизского района от <дата> Примерное положение об оплате труда работников общеобразовательных учреждений Аскизского района (дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования) в условиях новой системы оплаты труда вновь внесены изменения в части рекомендуемого применения диапазона повышающих коэффициентов для педагогических работников муниципальных образований

На основании указанного Примерного положения <дата> утверждено Положение об оплате труда работников МБОУ Бирикчульская СОШ в условиях новой системы оплаты труда (новая редакция), регулирующее порядок оплат труда работников данного учреждения.

Пунктом 2.1 данного Положения предусмотрено, что система оплаты труда работников в МБОУ Бирикчульская СОШ включает в себя:

-базовые оклады (базовые должностные оклады);

-выплаты компенсационного характера;

-выплаты стимулирующего характера.

Выплаты компенсационного и стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с принятым в МБОУ Бирикчульская СОШ локальным актом, которым определяются порядок, условия и размеры выплат работникам МБОУ Бирикчульская СОШ.

В пункте 6.1 раздела 6 указанного Положения, регламентирующего правовой режим выплат стимулирующего характера, предусмотрено, что в МБОУ Бирикчульская СОШ устанавливаются следующие выплаты стимулирующего характера:

-за интенсивность и высокие результаты работы

-за качество выполняемых работ;

-за непрерывный стаж работы, выслугу лет;

-премиальные выплаты по итогам работы;

-за классное руководство.

<дата> директором МБОУ Бирикчульская СОШ утверждено Положение о распределении стимулирующих выплат работников МБОУ Бирикчульская СОШ.

Пунктом 1.4 данного Положения предусмотрено, что расходы оплаты труда работников, включая различные меры материального стимулирования, осуществляются за счет общих средств оплаты труда, согласно нормативу на одного ученика и предусмотренного сметой школы. При этом меры материального стимулирования осуществляются за счет бюджетных средств.

Пунктом 3.5 названного Положения предусмотрено, что выплаты за стаж работы к базовому окладу устанавливаются на учебный год.

В разделе 6 приведенного Положения закреплено право учреждения дополнять и изменять отдельные статьи данного Положения, не противоречащие действующему законодательству в сфере оплаты труда.

Из содержания трудового договора, заключенного между работодателем МБОУ Бирикчульская СОШ и работником ФИО4 <дата>, дополнительного соглашения к нему от <дата>, трудовой книжки ФИО4 усматривается, что ФИО4 состоит в трудовых правоотношениях с МБОУ Бирикчульская СОШ с <дата> в должности <данные изъяты>.

В п. 12 трудового договора от <дата> указано на установление работнику должностного оклада, надбавки за стаж работы на предприятиях Республики Хакасия (северной), районного коэффициента %, установленного Постановлением Правительства РФ от <дата> «О районном коэффициенте к заработной плате на территории Республики Хакасия», а дополнительным соглашением к договору в пункте 5.4 для начисления выплат стимулирующего характера предусмотрены предусмотренные Положением о материальном стимулировании МБОУ Бирикчульская СОШ стимулирующая надбавка за сложность и напряженность работы, премия по результатам работы за полугодие, год, материальная помощь, надбавки и доплаты, не носящие постоянный характер, устанавливаемые Приказом учреждения.

Из содержания трудового договора, заключенного между работодателем МБОУ Бирикчульская СОШ и работником ФИО1 <дата>, трудового договора ФИО1 следует, что ФИО1 состоит в трудовых правоотношениях с МБОУ Бирикчульская СОШ в должности <данные изъяты> с <дата>.

Разделом 4 данного трудового договора, регламентирующим оплату труда ФИО1, предусмотрено, что за выполнение трудовых обязанностей, предусмотренных настоящим трудовым договором, работнику устанавливается заработная плата, включающая должностной оклад, выплаты компенсационного характера, состоящие из районного коэффициента, надбавки за стаж, за проверку письменных работ, за классное руководство, а также единовременные выплаты стимулирующего характера за качественное выполнение работ, предусмотренные Положением о материальном стимулировании МБОУ Бирикчульская СОШ.

Таким образом, из буквального толкования совокупности приведенных соглашений усматривается, что стимулирующие выплаты за непрерывный стаж работы в заработную плату истцов ФИО4, ФИО1 не включены.

Как следует из материалов дела, <дата> ФИО4, ФИО1 были уведомлены работодателем МБОУ Бирикчульская СОШ об изменении условий оплаты труда в части стимулирующих выплат в соответствии со статьей 74 ТК РФ в связи со внесением изменений, утвержденных Постановлением Правительства РХ от <дата> «О внесении изменений в Методические рекомендации по переходу муниципальных образований Республики Хакасия на новую систему оплаты труда, утвержденных Постановлением Правительства Республики Хакасия от 24 мая 2011 года № 288». Указано на то, что стимулирующая выплата за стаж непрерывной работы с <дата> не будет начисляться и выплачиваться в связи с отсутствием экономии фонда заработной платы в образовательных организациях. С <дата> года фонд заработной платы рассчитан только на гарантированную заработную плату в связи с увеличением базового оклада педагогических работников. Работникам также разъяснено право в случае несогласия работать в новых условиях занять другую имеющуюся вакантную должность или работу, соответствующей квалификации работников, а при ее отсутствии или при отказе работника занять соответствующую должность разъяснено право расторгнуть трудовой договор в соответствии с п.7 ч.1 ст. 71 ТК РФ.

Приказом и.о. директора МБОУ Бирикчульская СОШ от <дата> в соответствии со статьей 74 ТК РФ в связи со внесением изменений, утвержденных Постановлением Правительства РХ от <дата> «О внесении изменений в Методические рекомендации по переходу муниципальных образований Республики Хакасия на новую систему оплаты труда, утвержденных Постановлением Правительства Республики Хакасия от <дата>», изменены условия оплаты в части стимулирующих выплат, с <дата> исключена стимулирующая выплата за педагогический стаж работы в связи с недостатком фонда заработной платы.

В ходе судебного разбирательства установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что до <дата> истцам ответчиком ежемесячно производилась стимулирующая выплата за стаж непрерывной работы, после чего она основании вышеуказанного приказа работодателя ее начисление и выплата были прекращены.

Верховным Советом Республики Хакасия 01 июля 2015 года принят Закон Республики Хакасия от 14.07.2015 N 57-ЗРХ (ред. от 10.10.2016) «О нормативах обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях».

Статьей 2 указанного Закона предусмотрено, что норматив обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях (далее - норматив обеспечения дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях) - расчетная величина затрат, обеспечивающая реализацию образовательных программ дошкольного образования. Норматив обеспечения дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях определяется в расчете на одного воспитанника на календарный год.

Статьей 5 приведенного Закона закреплено, что в нормативы включаются расходы на оплату труда, расходы на приобретение учебников и учебных пособий, художественной и научно-популярной литературы, справочно-библиографических и периодических изданий, необходимых для сопровождения реализации соответствующей образовательной программы, средств обучения, игр, игрушек, расходных материалов и материалов для хозяйственных нужд (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных услуг, финансируемых за счет средств местных бюджетов), расходы, связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников, прохождением работниками медицинских осмотров в соответствии с трудовым законодательством (часть 1).

Расходы на оплату труда включают в себя:

1) выплаты должностных окладов;

2) выплаты компенсационного характера;

3) выплаты стимулирующего характера (часть 2).

Частью 2 статьи 7 указанного Закона Республики Хакасия предусмотрено, что объем средств, который планируется и доводится до образовательной организации, финансируемой на основе нормативов, определяется как произведение списочной численности обучающихся, воспитанников и нормативов, поправочных коэффициентов, индивидуальных поправочных коэффициентов.

При этом, как следует из части 3 статьи 7 Закона Республики Хакасия от 14.07.2015 N 57-ЗРХ, величины нормативов для муниципальных дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций утверждаются законом Республики Хакасия.

Законом Республики Хакасия от 12 октября 2015 года № 82-ЗРХ утверждены величины нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Республики Хакасия (далее - величины нормативов обеспечения общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях) согласно приложению 2 к настоящему Закону, которые, начиная с <дата> года не изменялись.

В ходе судебного заседания была заслушана консультация специалиста заместителя главного экономиста МКУ «Управление образования администрации Аскизского района» ФИО5, в должностные обязанности которой согласно представленной ею должностной инструкции входит контроль лимитов бюджетных обязательств по всем образовательным учреждениям, составление консолидированного бюджета по образованию Аскизского района, проверка правильности, достоверности представленных смет, расчетов к ним по образовательным учреждениям Аскизского района, определение нормативных затрат на оказание муниципальной услуги, контроль правильности расходования фонда оплаты труда, установления должностных окладов, а также расчет стимулирующего фонда. Как пояснила специалист ФИО5, исполняя свои должностные обязанности, она, руководствуясь Законом Республики Хакасия № 12-ЗРХ от 12 ноября 2008 года «Об оплате труда работников республиканских государственных учреждений», формирует заявку по каждому образовательному учреждению <адрес>, исчисляемую с учетом норматива и коэффициентов по группе образовательного учреждения, заявка направляется в Министерство образования Республики Хакасия, а впоследствии – в Министерство финансов Республики Хакасия. Расчет делается ежемесячно. Справку предоставляет бухгалтер. В МБОУ Бирикчульская СОШ в <дата> году фонда заработной платы для выплат стимулирующего характера за стаж работы не хватало, сейчас фонда заработной платы недостаточно даже для выплаты гарантированной заработной платы. При формировании заявок специалисты исходят из нормативной численности обучающихся, за пределы которого выйти не могут. В <дата> году сотрудникам МБОУ Бирикчульская СОШ выплачивалась стимулирующая выплата за стаж работы, но делалось это за счет денежных средств, предусмотренных для уплаты налогов, в связи с чем увеличилась задолженность по налоговым платежам. В случае появления экономии фонда оплаты труда осуществление стимулирующей выплаты за стаж работы будет возобновлено.

Факт недостаточности фонда оплаты труда в МБОУ Бирикчульская СОШ в период с <дата> года по <дата> года для начисления выплат стимулирующего характера подтверждается также представленными стороной ответчика, а также специалистом ФИО5 расчетами, обоснованность и достоверность которых лицами, участвующими в деле, в ходе его рассмотрения не оспорены и не опровергнуты.

Исходя из системного толкования совокупности приведенных норм и разъяснений, учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что включенные в состав стимулирующих выплат выплаты за стаж работы, начисление и выплата которых отнесены к компетенции работодателя при наличии экономии фонда оплаты труда, не указаны в заключенных между МБОУ Бирикчульская СОШ и работниками ФИО4, ФИО1 трудовых соглашениях в составе заработной платы, оплачиваются за счет фонда экономии оплаты труда, которая в связи с повышением окладов труда педагогических работников в период с апреля по август 2020 года в данном образовательном учреждении отсутствует.

При таком положении дела суд приходит к выводу о том, что при исключении указанной категории стимулирующих выплат истцам в оспариваемый период работы ответчиком МБОУ Бирикчульская СОШ положений действующего законодательства не нарушено, дискриминации в отношении истцов со стороны работодателя не допущено, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований истцов о взыскании недоначисленной заработной платы в виде стимулирующих выплат за непрерывный стаж работы за период с <дата> по <дата> года не имеется ввиду их недоказанности.

Согласно статье 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В силу требований статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Учитывая отсутствие установленного входе рассмотрения настоящего дела нарушения трудовых прав истцов предусмотренная статьи 236 ТК РФ денежная компенсация за задержку выплаты заработной платы, а также закрепленная в статье 237 ТК РФ денежная компенсация морального вреда, обязательным условием выплаты которых являются нарушения трудовых прав работников, взысканию с ответчика в пользу истцов не подлежат.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО4, ФИО1 к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Бирикчульская средняя общеобразовательная школа о взыскании недоначисленной заработной платы, денежной компенсации за задержку ее выплаты, компенсации морального вреда отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.

Председательствующий (подпись) И.С. Тришканева

Мотивированное решение изготовлено и подписано <дата>.

Судья (подпись) И.С. Тришканева