УИД 19RS0004-01-2019-001292-46 Дело № 2-84/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2020 года с. Аскиз Аскизского района РХ
Аскизский районный суд Республики Хакасия
в составе председательствующего Тришканевой И.С.,
при секретаре Малыхиной Ю.Ю.,
с участием представителя истца Юнгейма Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванова А.М. к Администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия об оспаривании (действий) бездействия, обязании совершить определенные действия, взыскании задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии, судебных издержек,
У С Т А Н О В И Л:
Иванов А.М. обратился с исковым заявлением к Администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовета Аскизского района Республики Хакасия (далее - Администрация) о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к государственной пенсии, возмещении судебных издержек. Требования мотивированы тем, что в соответствии с Законом Республики Хакасия «О выборах главы администрации района, города республиканского значения, главы местного самоуправления в Республике Хакасия» № от <дата> Иванов А.М. был избран главой муниципального образования Вершино-Тейский поссовет сроком на № года, занимал указанную выборную должность в период с <дата>. В <дата> года состоялись выборы во вновь образованное муниципальное образование Аскизский район в соответствии с Законом Республики Хакасия № от <дата> «Об образовании муниципального образования Аскизский район», в связи с чем Иванов А.М. досрочно прекратил полномочия главы местного самоуправления с <дата>. В связи с тем, что Иванов А.М. занимал выборную должность главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет в указанный период, он приобрел право на получение ежемесячной надбавки к государственной пенсии по старости в размере № % месячного содержания главы органа местного самоуправления в соответствии с требованиями Закона Республики Хакасия от 28 февраля 2006 года № 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия. В период с <дата> года по <дата> годы Иванову А.М. при стаже в № года № месяцев устанавливалось № % от размера месячного денежного содержания главы, определяемого на основании Постановления Правительства Республики Хакасия от <дата>№ «Об утверждении нормативов формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих в Республике Хакасия».
С учетом изложенного, после неоднократного уточнения исковых требований, сославшись на неисполнение ответчиком обязанностей по ежемесячному перечислению истцу доплаты к государственной пенсии, а также ее увеличению с учетом увеличения размера государственной пенсии по старости, выплачиваемой Иванову А.М., а также увеличения должностного оклада главы муниципального образования, в окончательном варианте просил признать действия (бездействие) ответчика по неизданию в <дата> года распоряжения о перерасчете ежемесячной денежной выплаты к страховой пенсии истцу незаконным; обязать ответчика в соответствии с п.19, п.20 (абз.1) решения Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета <адрес> от <дата>№ «О внесении изменений в решение № от <дата> «Об утверждении порядка установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной денежной выплаты после выхода на страховую пенсию по старости депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе в муниципальном образовании Вершино-Тейский поссовет» издать распоряжение о перерасчете ежемесячной денежной выплаты к государственной пенсии Иванову А.М. с <дата> года; взыскать с Администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет задолженность по ежемесячной доплате к пенсии за период с <дата> по <дата> в размере 65 221 руб. 11 коп., за период с <дата> по <дата> - в размере 133 066 руб. 08коп., а всего - 198 287 руб. 19 коп.,; взыскать с ответчика в счет возмещения понесенных истцом расходов по уплате государственной пошлины 5 256 руб., расходов на оформление доверенности в размере 2 100 руб., почтовых расходов в размере 777 руб. 90 коп.
В судебном заседании представитель истца Юнгейм Е.Л., действующий на основании доверенности от <дата>, уточненные исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении и уточнениях к нему основаниям, сослался на то, что поскольку его доверителю ранее уже была назначена к выплате ежемесячная надбавка в страховой пенсии по старости исходя из № % денежного содержания главы муниципального образования, в последующем размер такого содержания подлежит лишь корректировке с учетом изменившихся размера пенсии истца, а также размера должностного оклада главы муниципального образования, при этом оснований изменять процентную ставку, из которой производится расчет, не имеется, поскольку она определялась в соответствии с законодательством, действовавшим на момент прекращения Ивановым А.М. деятельности в качестве главы муниципального образования, а оснований для применения законодательства и муниципальных правовых актов, принятых после назначения истцу доплаты в связи с его выходом на пенсию не имеется, поскольку, поскольку указанные правовые акты не имеют обратной силы.
Истец Иванов А.М. в судебное заседание не явился, направил своего представителя, ответчик Администрация муниципального образования Вершино-Тейский поссовет в судебное заседание своего представителя не направила, будучи надлежащим образом уведомленной о времени и месте его проведения.
В соответствии с письменными отзывами на исковое заявление и дополнения к указанным отзывам ответчик Администрация Вершино-Тейского поссовета, не оспаривая обстоятельств осуществления Ивановым А.М. в период с <дата> по <дата> полномочий главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, не ставя под сомнение наличие у Иванова А.М. права на получение ежемесячной денежной выплате к получаемой истцом государственной пенсии по старости, вместе с тем полагала требования истца не вполне обоснованными. При этом представитель ответчика указала на то, что само по себе установление Иванову А.М. ежемесячной доплаты к государственной пенсии в предыдущие годы не означает, что такой порядок подлежит распространению на все предыдущие периоды. Указала на то, что с <дата> по настоящее время применяется утвержденный решением Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия № от <дата> с учетом изменений, внесенных решением Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета № от <дата> Порядок установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной денежной выплаты после выхода на страховую пенсию по старости депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе в муниципальном образовании Вершино-Тейский поссовет. В соответствии с указанным Порядком, а также статьей 41.3 устава муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Иванов А.М., замещавший выборную должность главы муниципального образования на протяжении № лет № месяцев № дней, то есть менее пяти лет, имеет право на получение ежемесячной денежной выплаты к сумме страховой пенсии, которая не должна превышать 55 % от должностного оклада главы муниципального образования, с учетом предусмотренного п. 5 Порядка размера такой доплаты не ниже установленного законодательством Российской Федерации фиксированного базового размера страховой части страховой пенсии по старости, определенной с учетом районного коэффициента и процентной надбавки к месячной заработной плате, действующих в Республике Хакасия. В связи с тем, что с <дата> года произошло повышение (увеличение) денежного содержания главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, составившего № руб., ежемесячная денежная выплата Иванову А.М. подлежала перерасчету. Однако, в связи с тем, что Иванов А.М. своевременно не представил ответчику справки о размере страховой пенсии в <дата> и в <дата> годах, распоряжения об установлении и выплате Иванову А.М. ежемесячной денежной выплаты Администрация не принимала. С учетом изложенного, представив контррасчет заявленных требований, ответчик полагал, что Иванов А.М. имеет право на получение за вычетом выплаченной ему за <дата> года надбавки в сумме № руб. № коп. за период с <дата> по <дата> 40 541 руб. 55 коп., за период с <дата> по <дата> - 102 416 руб. 40 коп., а всего - 142 957 руб. 95 коп.
Суд, с учетом мнения представителя истца, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Выслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "ж" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (пункт 2 статьи 3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, работающий в комиссии на постоянной (штатной) основе.
По смыслу части 2 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» срок полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и не может быть менее двух и более пяти лет.
Согласно трудовой книжке Иванова А.М., содержание которой не оспорено и не опровергнуто стороной ответчика, <дата> Иванов А.М. был избран главой муниципального образования Вершино-Тейского поселкового совета, <дата> был уволен согласно п.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (ликвидация организации) и в связи с прекращением полномочий, то есть имело место досрочное прекращение полномочий истца в качестве выборного должностного лица органа местного самоуправления.
Пенсионным удостоверением № от <дата> подтверждается факт назначения Иванову А.М. с <дата> пожизненно пенсии по возрасту в соответствии с Законом РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Решением главы Администрации Аскизского района № от <дата> Иванову А.М., замещавшему муниципальную должность главы в муниципальном образовании Вершино Тейский поселковый Совет, исходя из периодов замещения государственных (муниципальных) должностей Республики Хакасия (отдельных должностей государственной (муниципальной службы) Республики Хакасия № года № месяцев, стажа государственной (муниципальной службы) № года № месяцев с <дата> была назначена ежемесячная выплата с учетом государственной пенсии по инвалидности исходя из № процентов месячного денежного содержания (денежного вознаграждения), в качестве приложения к указанному решению перечислены заявление установленного образца, справка о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения), справка о периодах службы при исчислении стажа, копия трудовой книжки, а также иные документы (копии), подтверждающие стаж государственной (муниципальной) службы (работы), справка ГУ-Управления пенсионного фонда РФ в Аскизском районе РХ о назначении государственной пенсии по инвалидности.
Решением Администрации Аскизского района № от <дата> с <дата> Иванову А.М., замещавшему муниципальную должность главы в муниципальном образовании Вершино Тейский поселковый Совет, исходя из периодов замещения государственных (муниципальных) должностей Республики Хакасия (отдельных должностей государственной (муниципальной службы) Республики Хакасия № года № месяцев, стажа государственной (муниципальной службы№ года № месяцев с <дата> была назначена ежемесячная выплата с учетом государственной пенсии по старости исходя из № процентов месячного денежного содержания (денежного вознаграждения).
Сообщением № № от <дата> главы Администрации Аскизского района глава муниципального образования Вершино-Тейский поссовет была уведомлена о прекращении Администрацией Аскизского района Республики Хакасия выплаты Иванову А.М. ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости с <дата> и о необходимости принятия указанных обязательств Администрацией Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия.
Решением Администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет от <дата>№ Иванову А.М., замещавшему муниципальную должность главы в муниципальном образовании Вершино Тейский поселковый Совет, исходя из периодов замещения государственных (муниципальных) должностей Республики Хакасия (отдельных должностей государственной (муниципальной службы) Республики Хакасия № года № месяцев, стажа государственной (муниципальной службы) № года № месяцев с <дата> была установлена ежемесячная доплата с учетом государственной пенсии по старости, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии № процентов месячного денежного содержания (денежного вознаграждения). В качестве приложения к указанному решению перечислены заявление установленного образца, справка о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения), справка о периодах службы при исчислении стажа, копия трудовой книжки, а также иные документы (копии), подтверждающие стаж государственной (муниципальной) службы (работы), справка ГУ-Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> РХ о назначении государственной пенсии по старости.
Решением Совета депутатов муниципального образования Вершино-Тейский поссовет № от <дата> со ссылкой на Закон Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службы Республики Хакасия», устава муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, установлена с <дата> Иванову А.М. замещавшему муниципальную должность главы в муниципальном образовании Вершино Тейский поселковый Совет, исходя из периодов замещения государственных (муниципальных) должностей Республики Хакасия (отдельных должностей государственной (муниципальной службы) Республики Хакасия № года № месяцев, стажа государственной (муниципальной службы) № года № месяцев с <дата> была установлена ежемесячная доплата с учетом государственной пенсии по старости, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии № процентов месячного денежного содержания (денежного вознаграждения).
Решением Совета депутатов № от <дата> по аналогичным основаниям Иванову А.М. установлена с <дата> установлена ежемесячная доплата с учетом государственной пенсии по старости, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии № процентов месячного денежного содержания (денежного вознаграждения). В качестве приложения к указанному решению перечислены заявление установленного образца, справка о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения), справка о периодах службы при исчислении стажа, копия трудовой книжки, а также иные документы (копии), подтверждающие стаж государственной (муниципальной) службы (работы), справка ГУ-Управления пенсионного фонда РФ в <адрес> РХ о назначении государственной пенсии старости.
Решением Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета Аскизского района Республики Хакасия № от <дата> по аналогичным основаниям Иванову А.М. установлена с <дата> установлена ежемесячная доплата с учетом государственной пенсии по старости, составляющая суммарно с учетом государственной пенсии № процентов месячного денежного содержания (денежного вознаграждения). В качестве приложения к указанному решению перечислены заявление установленного образца, справка о размере месячного денежного содержания (денежного вознаграждения), справка о периодах службы при исчислении стажа, копия трудовой книжки, а также иные документы (копии), подтверждающие стаж государственной (муниципальной) службы (работы), справка ГУ-Управления пенсионного фонда РФ в Аскизском районе РХ о назначении государственной пенсии по старости.
Из представленных ответчиком распоряжений усматривается, что в период с <дата> по <дата> главой Вершино-тейского поссовета ежемесячно были вынесены распоряжения о выплате Иванову А.М. доплату к государственной пенсии в размере № руб. № коп.
Указанные обстоятельства подтверждаются также представленной истцом справке, выданной Администрацией Вершино-Тейского поссовета № от <дата>, у ответчика перед истцом имеется задолженность по выплате ежемесячной доплаты к государственной пенсии за период с <дата> года по <дата> года, составляющей по состоянию на <дата> 109 414 руб. 35 коп., исходя из расчета суммы ежемесячной надбавки в 7 294 руб. 29 коп.
Требуя защиты своего права в рамках настоящего спора, с учетом неоднократных уточнений, истец полагает, что имеет право на получение ежемесячной надбавки в страховой пенсии по старости, составляющей суммарно с суммой такой пенсии с учетом ее индексации № процентов от денежного содержания главы муниципального образования, за период с <дата> по <дата>, а также ссылается на незаконность бездействия ответчика по непринятию мер к увеличению суммы такой надбавки с учетом увеличения размера выплачиваемой Иванову А.М. государственной пенсии по старости, а также размера денежного оклада главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет.
Не оспаривая наличие у истца права на получение ежемесячной надбавки к страховой пенсии по старости по вышеуказанному основанию, сторона ответчика ссылается на необходимость расчета такой надбавки из предусмотренного уставом муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, Порядком размера для лиц, замещавших выборную должность менее пяти лет с учетом государственной пенсии по старости в размере № процентов месячного денежного содержания, а также полагает необоснованными требования истца об оспаривании бездействия, ссылаясь на непредоставление Ивановым А.М. справок о размере его пенсии в <дата>, <дата> годах.
Согласно положениям части 3 статьи 12 Закона Республики Хакасия от 28.02.2006 N 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия», принятого ВС РХ <дата>, для лиц, замещавших государственные должности, устанавливается ежемесячная доплата к государственной или страховой пенсии.
Порядок назначения и выплаты ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности, устанавливается в приложении 3 к настоящему Закону.
Абзацами 1, 3 названного Порядка установлено, что лица, замещавшие государственные должности Республики Хакасия на постоянной основе и получавшие денежное содержание за счет средств республиканского бюджета, освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, и достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности Республики Хакасия, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственной пенсии) или страховой пенсии.
Ежемесячная доплата к государственной или страховой пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной или страховой пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственной должности Республики Хакасия от одного года до трех лет - 55 процентов, от трех до восьми лет - 75 процентов, от восьми до двенадцати лет - 85 процентов, свыше двенадцати лет - 95 процентов их месячного денежного содержания.
На основании пунктов 2,3 утвержденного Постановлением Правительства Республики Хакасия от 29.12.2006 N 383 Положения об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или страховой пенсии лицам, замещавшим государственные должности и должности государственной гражданской службы Республики Хакасия лица, замещавшие государственные должности Республики Хакасия на постоянной основе и получавшие денежное содержание за счет средств республиканского бюджета (далее - государственные должности Республики Хакасия), освобожденные от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, и достигшие пенсионного возраста или потерявшие трудоспособность в период осуществления ими полномочий по государственной должности Республики Хакасия, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственной пенсии) или страховой пенсии, за исключением лиц, полномочия которых были прекращены в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03.12.2012 N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07.05.2013 N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", либо по основаниям, предусмотренным подпунктами "б", "г" пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", либо в связи с несоблюдением ограничений, установленных пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Ежемесячная доплата к пенсии указанным лицам устанавливается в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла при замещении государственной должности Республики Хакасия от одного года до трех лет - 55 процентов, от трех до восьми лет - 75 процентов, от восьми до двенадцати лет - 85 процентов, свыше двенадцати лет - 95 процентов их месячного денежного содержания.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
В силу части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В уставах муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации также могут устанавливаться дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления. Такие гарантии, предусматривающие расходование средств местных бюджетов, устанавливаются только в отношении лиц, осуществлявших полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность, и не применяются в случае прекращения полномочий указанных лиц по основаниям, предусмотренным абзацем седьмым части 16 статьи 35, пунктами 2.1, 3, 6 - 9 части 6, частью 6.1 статьи 36, частью 7.1, пунктами 5 - 8 части 10, частью 10.1 статьи 40, частями 1 и 2 статьи 73 настоящего Федерального закона.
По смыслу частей 1,2 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В силу требований абзаца 2 пункта 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате, в том числе принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (пункт 2 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 3 Закона Республики Хакасия от 12.05.2011 N 40-ЗРХ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия» (принят ВС РХ 27.04.2011) органы местного самоуправления вправе устанавливать в Уставе муниципального образования иные гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, в том числе в виде ежемесячной денежной выплаты после выхода на страховую пенсию по старости, а также дополнительные социальные и иные гарантии в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления с учетом требований, установленных частью 5.1 статьи 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Из системного толкования совокупности приведенных норм права в их совокупности следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения указанных лиц. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет выборных должностных лиц осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы, как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Уставом муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия, принятого Советом депутатов муниципального образования Вершино-Тейский поссовет № от <дата> (с последующими изменениями и дополнениями) в статье 41.3 предусмотрено, что депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе не менее трех лет и получавшим денежное содержание за счет средств местного бюджета, освобожденным от должностей в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением случаев прекращения полномочий, связанных с виновными действиями, устанавливается ежемесячная денежная выплата после выхода на страховую пенсию по старости (далее - ежемесячная денежная выплата). Ежемесячная денежная выплата не устанавливается и (или) не выплачивается со дня вступления в силу обвинительного приговора суда за совершение преступления в период осуществления депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе своих полномочий. Ежемесячная денежная выплата устанавливается к пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - государственная пенсия) или страховой пенсии по старости (далее - страховая пенсия).
Ежемесячная денежная выплата устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной или страховой пенсии и ежемесячной денежной выплаты к ней не превышала:
1) при замещении депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления, осуществлявшими свои полномочия на постоянной основе, муниципальных должностей от трех лет до пяти лет - 55 процентов их месячного денежного содержания;
2) при замещении депутатом, выборным должностным лицом местного самоуправления, осуществлявшими свои полномочия на постоянной основе, муниципальных должностей пять лет и более или отработавшим срок полномочий, установленный настоящим Уставом на момент их избрания, - 75 процентов их месячного денежного содержания.
Порядок установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной денежной выплаты депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, устанавливается нормативным правовым актом Совета депутатов.
Установление, выплата и перерасчет размера ежемесячной денежной выплаты депутату, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, производятся в соответствии с правовым актом председателя Совета депутатов, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, производятся в соответствии с правовым актом администрации поселения.
Решением Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета от <дата>№ утверждена новая редакция Порядка установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной денежной выплаты после выхода на страховую пенсию по старости депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе в муниципальном образовании Вершино-Тейский поссовет (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 данного Порядка ежемесячная надбавка к пенсии лицам, замещавшим на постоянной основе не менее трех лет выборные муниципальные должности в муниципальном образовании Вершино-Тейский поссовет, при замещении выборной должности устанавливается в таком размере, чтобы сумма государственной или страховой пенсии и ежемесячной денежной выплаты не превышала при замещении муниципальной должности от трех до пяти лет - -55 процентов, пять лет и более или отработавшим срок полномочий, установленный Уставом муниципального образования на момент их избрания - 75 процентов их месячного денежного содержания.
Таким образом, муниципальным образованием Вершино-Тейский поссовет в пределах законодательно предоставленных ему полномочий, урегулированы вопросы об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной денежной выплаты, в том числе выборным должностным лицами местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, а финансирование указанных ситуаций осуществляется исключительно за счет средств бюджета муниципального образования.
При таком положении дела, принимая во внимание с достоверностью установленный в ходе рассмотрения дела, сторонами не оспоренный и не опровергнутый факт замещения истцом Ивановым А.М. выборной должности главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет в период с <дата> по <дата>, то есть № года № месяцев, что составляет менее пяти лет, и досрочное прекращение указанных полномочий, суд приходит к выводу о том, что Иванов А.М. имеет право на установление размера доплаты к получаемой им государственной пенсии по старости, с таким расчетом, чтобы с учетом размета такой пенсии общая сумма страховой пенсии и ежемесячной денежной выплаты не превышала № процентов от размера денежного содержания главы органа местного самоуправления.
Доводы истца о необходимости определения суммы такой ежемесячной денежной выплаты в соответствии с положениями Закона Республики Хакасия от 28.02.2006 N 9-ЗРХ «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия», принятого ВС РХ <дата>, суд во внимание не принимает, поскольку условия пенсионного обеспечения выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявшего свои полномочия на постоянной основе в муниципальном образовании Вершино-Тейский поссовет по основным параметрам являются сходными (но не тождественными, а определенными с учетом возможностей местного бюджета) с условиями пенсионного обеспечения выборных должностных лиц Республики Хакасия. Исходя из того, что финансирование пенсии выборного должностного лица местного самоуправления, осуществлявшего свои полномочия на постоянной основе в муниципальном образовании Вершино-Тейский поссовет, осуществляется за счет собственных доходов соответствующего муниципального образования, изменение порядка исчисления такой доплаты к пенсии в случае изменения органом местного самоуправления правил ее исчисления не противоречит названным выше положениям федерального и регионального законодательства.
Кроме того, поскольку доплата к страховой пенсии по старости занимавшим выборные должности лицам выплачивается дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение таких лиц, в том числе и Иванова А.М.
Доводы истца о том, что в силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ муниципальные правовые акты, а также утратившая силу статья 10 Закона Республики Хакасия от <дата>№-ЗРХ, веденный в действие в <дата> году Порядок не распространяются на правоотношения, возникшие между сторонами до введения в действие названных изменений, не основаны на законе.
Отношения сторон по настоящему делу, связанные с пенсионным обеспечением выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе, исходя из положений статьи 2 ГК РФ, не регулируются гражданским законодательством. Более того, правоотношения по выплате доплаты к пенсии выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе носят длящийся характер, порядок расчета получаемой истцом пенсии изменен на будущее время после издания органом местного самоуправления правового акта, направленного на обеспечение равенства муниципальных служащих данного муниципального образования независимо от момента назначения им указанной пенсии.
Следовательно, доводы истца о том, что процент надбавки к страховой пенсии по старости истцу, являвшемуся выборным должностным лицом местного самоуправления, осуществлявшему свои полномочия на постоянной основе, не может быть ниже ранее установленного, нельзя признать правильным.
Кроме того, суд обращает внимание на то обстоятельство, что как ранее действовавшей статьей 10 Закона Республики Хакасия от 12.05.2011 N 40-ЗРХ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Хакасия», так и ранее действовавшим Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной или трудовой пенсии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, утвержденным Решением Совета депутатов муниципального образования Вершино-Тейский поссовет № от <дата>, ежемесячная надбавка к пенсии лицам, замещавшим на постоянной основе не менее трех лет выборные муниципальные должности в муниципальном образовании Вершино-Тейский поссовет, при замещении выборной должности от трех до пяти лет ежемесячная доплата к пенсии устанавливалась в таком размере, чтобы сумма пенсии и ежемесячной доплаты к ней составляла № процентов размера их денежного содержания.
Определяя объем подлежащих взысканию с администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет в пользу Иванова А.М. денежных сумм, сопоставив представленный истцом с учетом уменьшения им исковых требований расчет цены иска с представленным ответчиком контррасчетом, содержащими идентичные данные о размере страховой пенсии истца по старости, размере должностного оклада главы муниципального образования, с указанием разночтений лишь процентной надбавки, из которой стороны исходят при определении размера такой доплаты, суд, проверив оба расчета, установив наличие у истца права требовать надбавки, исходя из № процентов должностного оклада главы местного самоуправления считает арифметически верным, соответствующим приведенным положениям федерального регионального законодательства, уставу и муниципальным правовым актам представленный ответчиком контррасчет цены иска, в связи с чем полагает целесообразным принять его за основу при определении подлежащих взысканию в пользу Иванова А.М. денежных сумм.
Таким образом, исковые требования Иванова А.М. о взыскании задолженности по доплате к страховой пенсии по старости ему как лицу, замещавшему в период с <дата> по <дата> выборной должности главы муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, за период с <дата> по <дата> подлежат частичному удовлетворению в размере 142 957 руб. 95 коп.
Оснований для удовлетворения остальной части иска о взыскании задолженности по доплате к страховой пенсии по старости суд не усматривает по вышеизложенным основаниям.
Разрешая требования истца об оспаривании действий (бездействия) ответчика, выразившихся в неиздании в <дата> года распоряжения о перерасчете ежемесячной денежной выплаты к государственной пенсии истцу незаконным; обязать ответчика в соответствии с п.19, п.20 (абз.1) решения Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета Аскизского района от <дата>№ «О внесении изменений в решение № от <дата> «Об утверждении порядка установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной денежной выплаты после выхода на страховую пенсию по старости депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе в муниципальном образовании Вершино-Тейский поссовет» издать распоряжение о перерасчете ежемесячной денежной выплаты к государственной пенсии Иванову А.М. с <дата> года, суд не находит оснований для удовлетворения указанной части исковых требований, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
По смыслу приведенной нормы права требования истца должны быть направлены на восстановление его нарушенных прав, свобод или законных интересов.
Пунктом 19 утвержденной Решением Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета от <дата>№ новой редакции Порядка установления, выплаты и перерасчета размера ежемесячной денежной выплаты после выхода на страховую пенсию по старости депутату, выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществлявшим свои полномочия на постоянной основе в муниципальном образовании Вершино-Тейский поссовет, предусмотрено, что размер ежемесячной денежной выплаты пересчитывается с соблюдением правил, предусмотренных пунктами 3,4 и 5 настоящего Порядка, при увеличении (повышении) в соответствии с законодательством Российской Федерации или законодательством Республики Хакасия денежного содержания по соответствующей муниципальной должности и включения необходимых средств в бюджет муниципального образования Вершино-Тейский поссовет на соответствующий год.
Пунктом 20 названного Порядка предусмотрено, что при изменении в соответствии с законодательством Российской Федерации размера государственной или трудовой пенсии, с учетом которой определена ежемесячная выплата, размер ежемесячной денежной выплаты пересчитывается бухгалтерией органа местного самоуправления, в котором лицо, претендующее на выплату, замещало муниципальную должность муниципального образования Вершино-Тейский поссовет, на основании сообщения соответствующего органа, выплачивающего трудовую либо государственную пенсию, о новом размере пенсии.
Вместе с тем, указывая на незаконность действия, а равно бездействия ответчика, истец, вопреки законодательно возложенной на него положениями части 1 статьи 56 ГПК РФ обязанности, конкретного закона, которому противоречит оспариваемое им действие (бездействие) ответчика, не представил. Приведенный истцом Порядок относятся к числу правовых актов Совета депутатов Вершино-Тейского поссовета и статусом закона не обладает.
Учитывая, что, частично удовлетворяя требования истца о взыскании задолженности по доплате к государственной пенсии за период с <дата> по <дата>, суд восстановил нарушенное право истца, оснований для удовлетворения требований истца об оспаривании действий (бездействия) ответчика, выразившегося в неиздании распоряжения об увеличении размера ежемесячной денежной выплаты, начиная с <дата>, суд не усматривает.
Кроме того, суд полагает, что возложение на ответчика обязанностей по установлению размера денежной выплаты на будущий период повлечет нарушение правомочий муниципального образования Вершино-Тейский поссовет как самостоятельного органа местного самоуправления по финансированию ежемесячной доплаты к пенсии истца, исполнявшего функции выборного должностного лица местного самоуправления, за счет собственных доходов соответствующего муниципального образования и при наличии соответствующих финансовых возможностей, равно как и вмешательство в реализацию его права на издание муниципальных правовых актов по данному вопросу, необоснованно.
При таких обстоятельствах требования истца об оспаривании действий (бездействия) ответчика и обязании устранить допущенные нарушения удовлетворению не подлежат ввиду их необоснованности.
Разрешая требования истца о возмещении судебных издержек, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
По смыслу разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, а также издержек, связанных с рассмотрением дела (далее - судебные издержки), представляют собой денежные затраты (потери), распределяемые в порядке, предусмотренном главой 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), главой 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (пункт 1). Расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу (пункт 2). В случаях, когда законом либо договором предусмотрен претензионный или иной обязательный досудебный порядок урегулирования спора, расходы, вызванные соблюдением такого порядка (например, издержки на направление претензии контрагенту, на подготовку отчета об оценке недвижимости при оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости юридическим лицом, на обжалование в вышестоящий налоговый орган актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц), в том числе расходы по оплате юридических услуг, признаются судебными издержками и подлежат возмещению исходя из того, что у истца отсутствовала возможность реализовать право на обращение в суд без несения таких издержек (статьи 94, 135 ГПК РФ, статьи 106, 129 КАС РФ, статьи 106, 148 АПК РФ) (пункт 4). Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек (пункт 10). При неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (статьи 98, 100 ГПК РФ, статьи 111, 112 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) (пункт 20). В случае изменения размера исковых требований после возбуждения производства по делу при пропорциональном распределении судебных издержек следует исходить из размера требований, поддерживаемых истцом на момент принятия решения по делу (пункт 22).
Как следует из материалов дела, истцом как при подаче иска, так и в ходе разрешения возникшего спора истцом были понесены расходы по уплате государственной пошлины в общей сумме 5 256 руб., расходы в размере 2 100 руб. на нотариальное удостоверение доверенности на ведение настоящего дела, подлинник доверенности находится в материалах дела, почтовые расходы в размере 1072 руб. 26 коп., в пределах заявленных требований - 777 руб. 99 коп.
Учитывая совокупность приведенных норм и разъяснений, принимая во внимание, что истцом с достоверностью подтверждены факт несения указанных расходов, их размер, подтверждена направленность указанных расходов на реализацию права на обращение в суд, их взаимосвязь с рассматриваемым делом, суд считает возможным удовлетворить требования истца о возмещении судебных издержек пропорционально удовлетворенным исковым требованиям Иванова А.М. с учетом их уточнения (72 %), в связи с чем размер подлежащих возмещению истцу расходов по уплате государственной пошлины в размере 3 719 руб. 33 коп., расходов на нотариальное удостоверение доверенности в размере 1 512 руб., почтовых расходов в размере 701 руб. 46 коп.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Иванова А.М. удовлетворить частично.
Взыскать с Администрации муниципального образования Вершино-Тейский поссовет Аскизского района Республики Хакасия в пользу Иванова А.М. задолженность по ежемесячной доплате к страховой пенсии по старости за период с <дата> по <дата> включительно в размере 142 957 руб. 95 коп., расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 719 руб. 33 коп., расходы по нотариальному удостоверению доверенности в размере 1 512 руб., почтовые расходы в размере 701 руб. 46 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Аскизский районный суд Республики Хакасия.
Председательствующий (подпись) И.С. Тришканева
Мотивированное решение изготовлено и подписано <дата>.
Судья (подпись) И.С. Тришканева