НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Асиновского городского суда (Томская область) от 03.09.2021 № 2-446/2021

70RS0006-01-2021-000850-23

Дело № 2-446/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

03.09.2021 Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего Симагиной Т.С.,

при секретаре Вдовиной А.И.,

помощник судьи Пирогова Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асино Томской области путем использования видеоконференц-связи с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2 гражданское дело по иску ФИО1 к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) об обязании произвести повышение фиксированного базового размера пенсии с /дата/, взыскании недоплаченной части фиксированного базового размера пенсии с учетом индексации за период с /дата/ по /дата/,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) об обязании произвести повышение фиксированного базового размера пенсии с 01.01.2015, взыскании недоплаченной части фиксированного базового размера пенсии с учетом индексации за период с /дата/ по /дата/.

В обосновании заявленных требований указала, что ей назначена пенсия в соответствии с ФЗ -173 « О трудовых пенсиях в РФ» (далее ФЗ -173) с /дата/. Пенсия, гражданам, рожденным до 1967 года в соответствии с ФЗ -173 состоит из двух частей: СЧ = ПК + Б (пункт 1 ст. 14 ФЗ -173), где СЧ - страховая часть пенсии; Б - базовый размер пенсии. ПК/Т рассчитывается пенсионным фондом в соответствии с условиями и нормами данного закона (Ф3-173). Фиксированный базовый размер пенсии (Б) пенсионным фондом не рассчитывается, а устанавливается законом (пункт 2 статьи 14 ФЗ -173). Решением Асиновского городского суда от /дата/ обоснованность назначения фиксированного размера (Б) не исследовалось, т.к. соответствовала размеру установленному законом в редакции на момент назначения пенсии (статья 14 ФЗ-173). Вопрос об увеличении базового размера пенсии на момент назначения не рассматривался. Так как Ф3-213 от 24.07.09 на момент назначения (/дата/) не существовало. Федеральным законом № 213 от 24.07.2009 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в РФ» (далее ФЗ- 213) в Ф3-173 внесены изменения, согласно которых фиксированный базовый размер пенсии увеличивается на 6% за каждый год стажа сверх 25 лет для женщин и 30 лет для мужчин.

Истец обратилась в Пенсионный фонд с заявлением, в котором просила увеличить фиксированный и базовый размер пенсии в соответствии с изменениями, внесенными в ФЗ – 173 Федеральным законом № 213 от 24.07.2009. Пенсионный орган отказал в удовлетворении вышеуказанного заявления, сославшись на статью 36 ФЗ-400 от 28.12.2013 « О страховых пенсиях» (далее ФЗ 400). Считает данную ссылку несостоятельной и необоснованной, поскольку Пенсионный фонд неправильно истолковал ФЗ-400, который предназначен для исчисления размеров пенсий, назначаемых с 1 января 2015, а к пенсиям, исчисленным и назначенным до 1 января 2015, никакого отношения не имеет. В ФЗ-400 нет указаний на то, что размеры пенсий исчисленных и назначенных до 1 января 2015 года (по условиям и нормам Ф3-173) пересчитываются в соответствии с условиями и нормами ФЗ-400. В отношении пенсий, назначенных до 1 января 2015 года статьей 34 ФЗ- 400 предусмотрено только определение индивидуального пенсионного коэффициента на основе выплатного дела. Федеральным законом Ф3-213 от 24.07.2009 в статью 14 Ф3-173 по которому рассчитаны размеры пенсии, назначенных до 1 января 2015; изменения согласно которых базовый размер пенсии повышается на 6% за каждый год стажа сверх 25 лет для женщин и 30 лет для мужчин. В часть 3 статьи 37 ФЗ-213, указано: «Гражданам, которым трудовая пенсия назначена до 1 января 2015 года установление базового фиксированного размера страховой части пенсии по старости в порядке, предусмотренном пунктами 17-19 статьи 14 Ф3-173 производится с 1 января 2015 года». Однозначно указано, с какого момента производится повышение. Федеральный закон № ФЗ-213т от 27.07.2009 вступил в силу с 1 января 2010 года и до настоящего времени не утратил силу. В соответствии со статьей 37 данного закона, пенсионный фонд обязан был увеличить фиксированный размер пенсии в соответствии со стажем с 1 января 2015 года. Пенсионный фонд в нарушение законодательства повышение не произвел. С момента вступления в силу Ф3-213 в РФ не могут приниматься и применяться законы, отменяющие или препятствующие повышения фиксированного базового размера пенсии, предусмотренные изменениями, внесенными в статью 14 Ф3-173 федеральным законом ФЗ- 213 от 27.07.2009. Принятие законов, отменяющие или препятствующие повышению фиксированного базового размера пенсии означает умаление прав человека, что противоречит части 2 статьи 55 Конституции РФ.

В связи с чем, истец просит суд обязать государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) произвести повышение фиксированного базового размера пенсии с 01.01.2015, взыскать с государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области недоплаченную часть фиксированного базового размера пенсии с учетом индексации за период с 01.01.2015 по 01.05.2021 в размере 248 045 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель истца ФИО2 позицию своей супруги поддержал, дополнительно пояснил, что отказ Пенсионного органа не обоснованный. ФЗ-400 не влиять на пункт 17 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», поскольку данный пункт применяется для пенсионеров, которым назначена пенсия до 01.01.2015. Согласно ч.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Таким образом, ФЗ-400 не действует на правоотношения до его введения. Применение ФЗ-400 ухудшает положение пенсионеров, значит, противоречит Конституции РФ. ФЗ-173 не отменен, ФЗ-213 действует. Просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ - УПФ РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) - ФИО3, действующая на основании доверенности в судебное заседание, не явилась, предоставила отзыв, в котором в удовлетворении исковых требований просит отказать.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, представителя истца, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему:

Право на социальное обеспечение по возрасту гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. При этом Конституция Российской Федерации относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения прав на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления и пересмотра, к компетенции законодателя.

На основании удостоверения , выданного ОПФ РФ в Зырянском районе Томской области, на имя ФИО1, судом установлено, что с /дата/ истцу назначена пенсия по старости по ч.1 ст. 7 Федерального закона №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (л.д.16).

Из трудовой книжки и вклада в трудовую книжку следует, что ФИО1 начала свой трудовой стаж с /дата/, уволена по сокращению штатов /дата/ (л.д. 17-21).

Решением Асиновского городского суда от /дата/ по гражданскому делу ФИО1 в отказано в удовлетворении исковых требований к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Асиновском районе Томской области (межрайонное) о перерасчете размера пенсии на основании Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и назначении пенсии в размере 7 287 руб. с последующей индексацией.

Из материалов дела следует, что ФИО1 обратилась в ГУ - УПФ РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) с заявлением о перерасчете пенсии согласно пункту 17 статьи 14 ФЗ-173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с 01.01.2015 с последующей индексацией, выплатить ей не полученные денежные средства по вине Пенсионного органа из-за нарушения Пенсионного законодательства (л.д. 13-14).

При этом в увеличении фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в соответствии с п.17 ст.14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ истцу Пенсионным органом отказано со ссылкой на то, что данная норма со дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, то есть с 01.01.2015, не применяется (л.д. 15).

Таким образом, предметом спора является вопрос о применении с 01.01.2015 пункта 17 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно данной норме Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 настоящей статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27-28 настоящего Федерального закона, на день достижения возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, увеличивается на 6 процентов.

Пункт 17 статьи 14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ введен абзацем сорок пятым пункта 10 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и в соответствии с ч.5 ст.41 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ вступает в силу с 01.01.2015.

С этой же даты (с 01.01.2015) вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», пунктом 3 статьи 36 которого установлено, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Исходя из толкования пунктов 1, 3 статьи 36 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 01.01.2015 применяются лишь те нормы Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», которые регулируют исчисление размера трудовых пенсий и подлежат применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ в части, не противоречащей ему.

Между тем величина фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, условия увеличения которого (с 01.01.2015) предусматривает пункт 17статьи 14Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, не применяется в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, что следует из толкования норм последнего.

Так, из положений пп.1,10 ст.15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ прямо следует, что величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, используемая для определения размера страховой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца), рассчитывается исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости (трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца) без учета фиксированного базового размера (страховой части трудовой пенсии).

Аналогично следует и из положений ст. 34 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ, регулирующих перерасчет размеров страховых пенсий по документам выплатного дела для лиц, которым по состоянию на 31.12.2014 установлена трудовая пенсия по старости (трудовая пенсия по инвалидности, трудовая пенсия по случаю потери кормильца) в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Учитывая изложенное, суд находит обоснованным письменный отзыв Пенсионного органа о том, что п.17 ст.14 Федерального закона 17.12.2001 № 173-ФЗ, как норма, не подлежащая применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, с даты вступления указанного Федерального закона в силу применению не подлежит.

То обстоятельство, что Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ, согласно которому с 01.01.2015 спорная норма вводится в действие, не отменен и не изменен, об обратном, не свидетельствует (правая позиция Томского областного суда по делу ).

При таких обстоятельствах, основания для удовлетворения требований о возложения на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Асиновском районе Томской области (межрайонное) обязанности произвести ФИО1 перерасчет размера трудовой пенсии по старости в соответствии с п.17 ст.14 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», отсутствуют.

Производное требование ФИО1 о взыскании недоплаченной части фиксированного базового размера пенсии с учетом индексации за период с /дата/ по /дата/ также удовлетворению не подлежит, поскольку судом не установлено нарушение пенсионных прав истца.

Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса, суд

РЕШИЛ:

ФИО1 в удовлетворении исковых требований к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Асиновском районе Томской области (межрайонное) об обязании произвести повышение фиксированного базового размера пенсии с /дата/, взыскании недоплаченной части фиксированного базового размера пенсии с учетом индексации за период с /дата/ по /дата/ - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения путем подачи апелляционный жалобы через Асиновский городской суд Томской области.

Судья: Т.С. Симагина

Мотивированный текст изготовлен 03.09.2021