НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ашинского городского суда (Челябинская область) от 21.01.2021 № 2-38/2021

Дело № 2- 38/2021

74RS0008-01-2020-001335-92 копия

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 января 2021 года г. Аша

Ашинский городской суд Челябинской области в составе

Председательствующего судьи Дружкиной И. В.

при секретаре Щегловой А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шадрина <ФИО>8 к Государственному Учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Ашинском районе о взыскании недополученной пенсии,

У С Т А Н О В И Л

Шадрин А. Ю. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ашинском районе Челябинской области (далее по тексту ГУ УПФ РФ в Ашинском районе) о взыскании неполученной за период с 16 апреля 2019 года по 12 августа 2019 года пенсии в сумме 70297 рублей 47 копеек, возмещении расходов на уплату государственной пошлины 300 руб., расходов на оплату услуг представителя 12 000 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что с 27 октября 1992 года по настоящее время работает в районах Крайнего Севера ( далее по тексту РКС) и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее по тексту МКС) машинистом паровых передвижных депарафинизационных установок. По состоянию на 20 сентября 2019 года продолжительность его страхового стажа составила 27 лет 2 месяца 7 дней, работа в РКС – 4 года 1 месяц 29 дней, работа в МКС – 17 лет 5 месяцев 20 дней. Его профессия предусмотрена Списком № 2 как дающая право на назначение досрочной пенсии по старости. Полагая, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по достижении возраста 50 лет, он обратился 28 июня 2018 года в ГУ УПФ РФ в Ашинском районе с заявлением о проведении заблаговременной работы по назначению пенсии. Ответчиком была установлена предполагаемая дата возникновения права на пенсию – 16 апреля 2019 года. Однако в апреле 2019 года в приёме заявления о назначении досрочной пенсии ему было отказано по мотиву, что с заявлением о назначении надлежит обращаться в октябре 2019 года. В августе 2019 года сотрудники ГУ УПФ РФ в Ашинском районе сообщили ему о том, что дата возникновения права на пенсию определена ошибочно и предложили незамедлительно обратился в пенсионный орган. Пенсия по старости была ему назначена с 13 августа 2019 года в размере 18 024 рубля 99 копеек. Истец полагает, что ответчиком были неправильно применены нормы Федерального закона № 350 от 03.10.2018 года, которым не предусматривается увеличение пенсионного возраста для граждан, занятых на работах с вредными и тяжелыми условиями труда.

Истец Шадрин А.Ю. при надлежащем извещении в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия ( л.д. 9, 98).

Адвокат Соболева Н.И., представляя интересы истца по ордеру, в судебном заседании исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске.

Представители ГУ УПФ РФ в Ашинском районе Мухачева Н.Н. и Морозова В.Н., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании иск не признали, суду пояснили, что заявление, поданное истцом 28 июня 2018 года в рамках заблаговременной работы с документами по назначению пенсии, не является заявлением о назначении пенсии. Заявление о назначении пенсии было подано истцом в пенсионный орган 13 августа 2019 года, с этой даты и была назначена пенсия.

Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Конституцией РФ (статья 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (с учетом положений, предусмотренных приложением №6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 - мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Согласно статье 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет ( ч. 2 ст. 33).

В силу пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

Списком № 2 от 26 января 1991 года в качестве профессии, дающей право на назначение досрочной пенсии по старости, под кодом 2130200а-13969 предусмотрена профессия – машинист паровых передвижных депарафинизационных установок.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 13 августа 2019 года истец Шадрин А.Ю. 16 апреля 1969 года рождения, обратился в ГУ УПФ РФ в Ашинском районе с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости (л.д. 75-79). Согласно данным трудовой книжки истца он работал на предприятиях, расположенных в местности приравненной к районам Крайнего Севера в следующие периоды: с 27 октября 1992 года по 3 декабря 1992 года, с 19 ноября 1994 года по 1 октября 2010 года, с 10 сентября по 11 октября 2017 года, с 16 октября 2017 года по настоящее время. Истец также работал в районе Крайнего Севера в следующие периоды: с 1 октября 2010 года до 18 июля 2012 года, затем с 22 марта 2013 года по 17 февраля 2014 года, с 21 марта по 21 мая 2014 года, с 10 декабря 2014 года по 24 июня 2015 года, с 27 марта по 1 октября 2016 года, с 24 декабря 2016 года по 30 января 2017 года, с 1 февраля по 6 июля 2017 года ( л.д. 11-29). Продолжительность периодов работы в районах Крайнего Севера составила 4 года 1 месяц 29 дней, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 17 лет 5 месяцев 20 дней, стаж работы по профессии, предусмотренной Списком № 2 более 17 лет ( л.д. 30-31).

С 13 августа 2019 года истцу назначена страховая пенсия по старости по п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в размере 18 024 рубля 99 копеек в месяц (л.д. 32).

Вместе с тем, ранее, 28 июня 2018 года Шадрин А.Ю. обращался в ГУ УПФ РФ в Ашинском районе для проведения заблаговременной работы по назначению пенсии, предоставив документы, удостоверяющие личность, подтверждающие страховой и специальный стаж работы, службы, диплом об образовании и военный билет ( л.д. 33).

В расписке о приеме документов для проведения заблаговременной работы по назначению пенсии (далее - расписка) указано, что у Шадрина А.Ю. право на пенсию возникает (предполагаемая дата) 16 апреля 2019 года.

Руководствуясь сведениями в указанной расписке о дате возникновения права на досрочное назначение пенсии, истец, в апреле 2019 года, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии, но в приёме заявления сотрудниками пенсионного органа было отказано со ссылкой на нормы Федерального закона № 350 от 03.10.2018 года и предложено подать заявление в октябре 2019 года. Указанные обстоятельства ответчиком не опровергнуты, подтверждаются показаниями свидетеля Трапезниковой И.В., которая пояснила, что при обращении Шадрина А.Ю. в ГУ УПФР в Ашинском районе в апреле 2019 года сотрудники пенсионного органа отказали ему в приёме заявления, ссылаясь на то, что право на пенсию у него возникнет через 6 месяцев, т.е. в октябре 2019 года.

В августе 2019 года в телефонном режиме сотрудниками пенсионного органа истцу было предложено явится в ГУ УПФ РФ в Ашинском районе для подачи заявления и оформления досрочной пенсии по старости.

Суд находит несостоятельными возражения ответчика о том, что право на пенсию возникло у истца с момента обращения с заявлением о назначении пенсии, т.е. с 13 августа 2019 года, о том, что неполучение пенсии за спорный период произошло по вине истца, не подавшего своевременно заявления о назначении пенсии, по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона (часть 2 статьи 22 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, в силу ст. 21 Федерального закона "О страховых пенсиях" производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Пунктом 3 Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",утвержденных приказом Минтруда России от 17.11.2014 года N 884н (далее - Правила), предусмотрено, что граждане обращаются за назначением пенсии, перерасчетом ее размера, переводом с одной пенсии на другую путем подачи заявления о назначении пенсии, заявления о перерасчете размера пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации лично или через представителя, обращающегося за установлением пенсии от его имени.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста (п. 19 Правил).

Пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", в статье 10 Федерального закона "О накопительной пенсии" и статье 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", но не ранее чем со дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми для ее назначения документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, за исключением случаев, указанных в пунктах 26 - 28 настоящих Правил (п. 24, 25 Правил).

«Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению», утвержденным Приказом Минтруда России от 19.01.2016 г. № 14н ( действовавшим на день обращения истца в ГУ УПФ РФ в Ашинском районе с целью заблаговременной работы по назначению пенсии) (далее - Административный регламент), предусмотрено, что государственная услуга по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению предоставляется ПФР через свои территориальные органы (п.п.9,10).

Основания для отказа в приеме заявления со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, отсутствуют (п.56).

Прием заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, поданных гражданином непосредственно в территориальный орган ПФР, в том числе через работодателя, осуществляется территориальным органом ПФР в день подачи указанных заявления и документов в территориальный орган ПФР (п.62).

Факт и дата приема территориальным органом ПФР от гражданина заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, подтверждаются уведомлением, выдаваемым территориальным органом ПФР, в котором указывается дата приема заявления, перечень документов, представленных гражданином, перечень недостающих для установления пенсии документов, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, и сроки их представления, перечень недостающих для установления пенсии документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые запрашиваются территориальным органом ПФР и которые гражданин вправе представить по собственной инициативе (п.63).В силу п. 70 Административного регламента оценка доступности и качества предоставления государственной услуги должна осуществляться по следующим показателям: степень информированности граждан о порядке предоставления государственной услуги (доступность информации о государственной услуге, возможность выбора способа получения информации).

Прием территориальным органом ПФР документов, необходимых для предоставления государственной услуги, проверка правильности их оформления, их регистрация, рассмотрение и принятие решения осуществляются в порядке, предусмотренном пунктами 80-98 Административного регламента (п.76).

Основанием для начала административной процедуры является личное обращение гражданина в территориальный орган ПФР с заявлением и документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, в том числе через работодателя, либо поступление заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в территориальный орган ПФР по почте, через многофункциональный центр или в форме электронного документа.

Граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее без ограничения каким-либо сроком путем подачи заявления в территориальный орган ПФР непосредственно, через представителя, работодателя, многофункциональный центр, путем направления заявления по почте или в форме электронного документа.

Заявление о назначении пенсии (переводе с одной пенсии на другую) граждан, обращающихся за назначением пенсии по старости, может быть принято территориальным органом ПФР и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Днем обращения за предоставлением государственной услуги считается день приема территориальным органом ПФР заявления со всеми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, обязанность по представлению которых возложена на гражданина, за исключением случаев, предусмотренных абзацами пятым - седьмым настоящего пункта (п.80).

Результатом административной процедуры является прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги (п.87).

Основанием для начала административной процедуры является поступление в территориальный орган ПФР заявления и документов, предусмотренных пунктами 17, 20-36, 38-40, 42, 44-54 Административного регламента (п. 93).

Результатом административной процедуры является определение должностным лицом наличия либо отсутствия у гражданина права на установление пенсии (п.95).

Результатом административной процедуры является принятие

территориальным органом ПФР решения об удовлетворении либо об отказе в удовлетворении поданного заявления (п. 98).

Должностное лицо несет персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка предоставления государственной услуги (п. 104), которая определяется в его должностной инструкции в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (п. 105).

С 23 января 2019 года Постановлением № 16п Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации утвержден « Административный регламент предоставления Пенсионным Фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению». Согласно пункту 1 названного Административного регламента основанием для начала административной процедуры по установлению пенсии является личное обращение гражданина в территориальный орган ПФР с заявлениями и документами для предоставления государственной услуги. Как следует из представленной истцом расписки в приёме документов предусмотренные п. 19 Административного регламента документы были представлены истцом ответчику при первоначальном обращении в июне 2018 года ( л.д. 33). При повторном обращении в апреле 2019 года при отсутствии установленных пунктом 64 Административного регламента оснований для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги сотрудники ответчика отказали истцу в приёме заявления. При этом в нарушение пункта 66 Административного регламента отказ не был оформлен в письменной форме с указанием причин отказа. Что лишило истца возможности своевременного обжалования отказа в приёме заявления.

Из системного анализа указанных норм следует, что назначение пенсии осуществляется после получения пенсионным органом заявления гражданина о назначении пенсии, поданного в УПФР не ранее, чем за месяц до возникновения права на эту пенсию, с приложением соответствующих документов; оценки пенсионным органом достаточности и правильности оформления представленных документов, запроса недостающих документов и при их поступлении определения права на установление пенсии.

С указанным заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях" ранее 12 августа 2019 г. истец не обращался, руководствуясь устными разъяснениями работников ответчика о том, что право на пенсию у него возникнет через 6 месяцев.

Нормативными правовыми актами Российской Федерации порядок проведения заблаговременной работы не регламентирован, однако для территориальных органов ПФР области даны рекомендации по порядку проведения заблаговременной работы.

В соответствии с выпиской из Технологии проведения заблаговременной работы по подготовке документов лиц, уходящих на пенсию (далее - Технология заблаговременной работы), для специалистов отдела оценки пенсионных прав застрахованного лица (далее - ОППЗЛ) установлен срок по уведомлению застрахованного лица (далее - ЗЛ) о необходимости обращения для заблаговременной работы - до 15 рабочих дней со дня включения ЗЛ в Список лиц, уходящих на пенсию, с последующим ежеквартальным уведомлением в случае его неявки (п.2.2 Технологии заблаговременной работы).

В ходе приема специалист ОППЗЛ оформляет расписку о приеме документов, при необходимости истребует от ЗЛ дополнительную информацию в виде анкеты о наличии периодов иной деятельности или иных периодов, включаемых и (или) засчитываемых в страховой стаж, уведомляет ЗЛ о необходимости предоставления дополнительных документов, разъясняет сроки и способы подачи заявления о назначении пенсии (через ЛК и ЕПГУ, МФЦ, работодателя, посредством личного обращения в УПФР (п.4.2.2 Технологии заблаговременной работы).

Согласно разделу XIV Технологии заблаговременной работы хранение комплектов документов осуществляют специалисты (отдела, группы) ОППЗЛ. За 30 дней до возникновения у ЗЛ права на пенсию, специалист ОППЗЛ передает в Клиентскую службу комплект документов с признаком «Готов»...

Как следует из объяснений представителей ответчика право на назначение досрочной страховой пенсии по п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" у истца возникло 16 апреля 2019 года - по достижении 50 - летнего возраста, при этом доказательств передачи комплекта документов Шадрина А.Ю, в Клиентскую службу ответчика с признаком «Готов» суду не представлено.

При этом в апреле 2019 года заявление о назначении досрочной пенсии у истца не было принято со ссылкой на то, что право на досрочную пенсию возникнет в октябре 2019 года, т.е. спустя 6 месяцев после достижения им 50 - летнего возраста.

Поскольку изменения, внесенные Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-Ф3 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в часть 1 статьи 8 Федеральный закон "О страховых пенсиях", в соответствии с которыми увеличен пенсионный возраст, не затрагивали условия возникновения права на досрочную страховую пенсию в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", которая была назначена истцу, суд полагает, что истец был введен в заблуждение сотрудниками пенсионного органа относительно даты возникновения у него права на пенсию. При этом ошибка была устранена сотрудниками пенсионного органа только в августе 2019 года. Следовательно, несвоевременное обращение истца с заявлением о назначении досрочной пенсии произошло по вине пенсионного органа.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Размер недополученной истцом пенсии за период с 16 апреля по 12 августа 2019 года согласно расчету составляет 70064 рубля 89 копеек:

Апрель 2019 года

18024 руб. 99 коп. : 30 дней х 15 дней = 9012 руб. 50 коп.

Май-июль 2019 года

18024 руб. 99 коп. х 3 месяца = 54074 руб. 97 коп.

Август 2019 года

18024 руб. 99 коп. : 31 день х 12 дней = 6977 руб. 42 коп.

Итого: 9012 руб. 50 коп. + 54074 руб. 97 коп. + 6977 руб. 42 коп. =70064 рубля 89 копеек.

Представленный истцом расчёт судом отклоняется как недостоверный.

Поскольку совокупностью вышеуказанных доказательств неопровержимо подтверждено неверное определение ответчиком предполагаемой даты возникновения у Шадрина А.Ю. права на страховую пенсию по старости, отказ в принятии заявления о назначении пенсии по достижении истцом 50-летнего возраста; что при условии своевременного обращения истца с таким заявлением у ответчика отсутствовали основания для отказа ему в назначении указанной пенсии; что истец не обладает специальными познаниями в области пенсионного законодательства и полагался на сведения о дате возникновения у него права на пенсию, указанную сотрудниками пенсионного органа, на который Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Административным регламентом возложена обязанность по оказанию государственной услуги по установлению страховых пенсий, суд полагает доказанным факт возникновения по вине ответчика у истца убытков в виде недополученной пенсии за спорный период, в связи с чем считает, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недополученная пенсия в размере 70064 рубля 89 копеек. В остальной части иска надлежит отказать.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Статьей 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, отнесены среди прочего, расходы на оплату услуг представителя.

Общий принцип распределения судебных расходов установлен частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В силу данной правовой нормы стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 данного Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Частью 1 статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации также предусмотрено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Таким образом, гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что критерием присуждения расходов на возмещение судебных расходов, в том числе на оплату услуг представителя, является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного требования.

При неполном (частичном) удовлетворении имущественных требований, подлежащих оценке, судебные издержки присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику - пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано (статьи 98 и 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Иное означало бы нарушение принципа равенства, закрепленного в статье 19 Конституции Российской Федерации и статье 6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

По смыслу статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разумные пределы расходов являются оценочным понятием, четкие критерии их определения применительно к тем или иным категориям дел законом не допускаются. Размер подлежащих взысканию судебных расходов на оплату услуг представителя суд определяет в каждом конкретном случае с учетом характера заявленного спора, степени сложности дела, рыночной стоимости оказанных услуг, затраченного представителем на ведение дела времени, а также иных факторов и обстоятельств дела.

Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Определениях от 17.07.2007 года № 382-О-О, от 22.03.2011 года № 361-О-О, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым- на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно по этому в части 1 статьи 100 ГПК РФ идет речь об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении № 1 от 21 января 2016 года «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» при неполном удовлетворении требований расходы на оплату услуг представителя присуждаются каждой из сторон в разумных пределах и распределяются в соответствии с правилом о пропорциональном распределении судебных издержек ( статьи 98, 100 ГПК РФ). При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства. При этом разумность судебных издержек на оплату услуг представителя не может быть обоснована известностью представителя лица, участвующего в деле.

Истец Шадрин А.Ю. нуждался в юридической помощи, его интересы в суде первой инстанции по ордеру представлял адвокат Соболева Н.И., расходы на оплату её услуг составили 12 000 рублей, что подтверждается квитанцией к приходному кассовому ордеру ( л.д. 34).

Иск удовлетворен частично в размере 99,7% от цены иска. Пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований расходы истца на оплату услуг представителя подлежат возмещению в размере 11 964 рубля (12000 руб. х 99,7%).

Исходя из цены иска, сложности дела, объема и характера оказанных представителем услуг, заключающихся в консультировании, составлении искового заявления, расчете цены иска, сборе и представлении документов, участия представителя в двух судебных заседаниях, возражения ответчика против заявленного размера расходов, и руководствуясь принципами разумности и справедливости, суд приходит к выводу, что расходы истца на оплату услуг представителя подлежат возмещению в размере 7 000 рублей.

При подаче иска истцом уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером ( л.д. 4). Расходы на уплату госпошлины являлись необходимыми, обусловлены требованиями, предъявляемыми к истцу Гражданским процессуальным законодательством. С учетом результата рассмотрения дела названные расходы подлежат возмещению в размере 299 рублей ( 300 руб. х 99,7%).

Руководствуясь ст. 30 ФЗ № 400 от 28.12.2013 г. « О страховых пенсиях», ст. ст. 98, 100, 194-198 ГПК РФ суд

Р Е Ш И Л

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Ашинском районе в пользу Шадрина <ФИО>9 недополученную пенсию по старости за период с 16 апреля 2019 года по 12 августа 2019 года в размере 70064 рубля 89 копеек, в возмещение расходов на уплату государственной пошлины 299 рублей, в возмещение расходов на оплату услуг представителя 7 000 рублей, а всего 77363 рубля 89 копеек ( семьдесят семь тысяч триста шестьдесят три рубля восемьдесят девять копеек).

В остальной части иска Шадрину А.Ю. отказать.

Решение обжалуется в апелляционном порядке в Челябинский областной суд через Ашинский городской суд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Дружкина И. В.