Дело 2а-2066/2023
УИД: 52RS0009-01-2023-002046-56
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 ноября 2023 года г.Арзамас
Арзамасский городской суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Алымовой Т.В., при ведении протокола помощником судьи Меркурьевой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС №18 по Нижегородской области к ФИО1 о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС №18 по Нижегородской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности, указывая, что ФИО1 состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №1 по Нижегородской области, и в соответствии со ст.23 Налогового кодекса РФ обязан платить установленные законом налоги и сборы.
Просит суд, с учетом объединения требований в одно производство, взыскать с ФИО1 следующую задолженность
- пени по страховым взносам на ОМС в размере 1651,29 руб.;
- пени по страховым взносам на ОПС в размере 7962,69 руб.;
- транспортный налог в размере 10530,00 руб.;
- пени по транспортному налогу в размере 1055,87 руб.;
- пени по транспортному налогу в размере 566,98 руб.
А всего на сумму 21766,83 руб.
В обоснование заявленных административных исковых требований ссылается на следующее. В соответствии со ст.30 НК РФ, Приказом ФНС России от <дата>№ «О структуре Управления ФНС по Нижегородской области», Приказом УФНС России от <дата>№ «Об утверждении Положения о Межрайонной инспекции ФНС № 18 по Нижегородской области» функции по урегулированию и взысканию задолженности в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, зарегистрированных на территории Нижегородской области, из территориальных налоговых органов Нижегородской области переданы в Межрайонную ИФНС России №18 по Нижегородской области.
Должник является плательщиком транспортного налога, также являлся плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование. В связи с возникновением у ответчика недоимки по налогам и пени ему было направлено требование, которое не оплачено. Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области обратилась в мировой суд с заявлением о выдаче судебного приказа, который был выдан, но затем отменен ввиду поступивших возражений должника. В настоящее время суммы недоимок по налогам погашены, за должником числится задолженность по пени.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №18 по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть административное исковое заявление в свое отсутствие.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Согласно ст.57 Конституции РФ - каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Аналогичное положение содержится в ч.1 ст.3 Налогового кодекса РФ.
Согласно ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно статье 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
На основании ч.6 ст.69 Налогового Кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии со ст.357 НК РФ, Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса. В соответствии с п.1 ст.358 НК РФ Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии со ст.6 Закона Нижегородской области "О транспортном налоге", на территории Нижегородской области установлены ставки транспортного налога в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства. Ставки также установлены данной нормой законодательства.
В соответствии с положениями ст.432 НК РФ (в редакциях, соответствующих наступлению срока обязанности уплаты налога), Суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование за расчетный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере не позднее 31 декабря текущего календарного года; 5. В случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, прекращения статуса адвоката, освобождения от должности нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения членства арбитражного управляющего, оценщика, занимающегося частной практикой, в соответствующей саморегулируемой организации, исключения патентного поверенного, занимающегося частной практикой, из Реестра патентных поверенных Российской Федерации, прекращения занятия частной практикой оценщиком, патентным поверенным, прекращения деятельности медиатора, иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, адвоката, нотариуса, занимающегося частной практикой, арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика, патентного поверенного, медиатора, а также снятия с учета в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в качестве плательщика страховых взносов.
В соответствии с ч.1 ст.430 НК РФ, 1. Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, установленном настоящей статьей.
Согласно п.1, 2, 3 ст.75 НК РФ 1. Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. 2. Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. 3. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
ФИО1 является плательщиком транспортного налога, поскольку владеет автомобилем № с номером № с <дата>.
ФИО1 являлся плательщиком страховых взносов, поскольку в период с <дата> по <дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с налоговым уведомлением № от <дата> ФИО1 не позднее <дата> должен уплатить следующие налоги:
транспортный налог за <дата> за автомобили
МАЗ № с номером № в размере 10530,00 руб. (с учетом налоговых льгот)
Уведомление направлено почтой.
В соответствии со ст.ст.69, 70 НК РФ ответчику было направлено требование:
№ от <дата> со сроком исполнения до <дата>, предъявлено к уплате:
Транспортный налог за <дата> год в размере 10530,00 руб.; пени по транспортному налогу за <дата> год в размере 34,22 руб. за период с <дата> по <дата>.
№ от <дата> со сроком исполнения до <дата>, предъявлено к уплате:
Пени по транспортному налогу в размере 1021,65 руб.
Пени по страховым взносам на ОПС в размере 5989,46 руб.
Пени по страховым взносам на ОМС до <дата> года в размере 25,19 руб.
Пени по страховым взносам на ОМС в размере 1264,22 руб.
Пени по страховым взносам на ОМС в размере 387,07 руб.
№ от <дата> от <дата> со сроком исполнения до <дата>, предъявлено к уплате:
Пени по транспортному налогу в размере 566,98 руб.; 3026,96 руб.
На основании данного обстоятельства, руководствуясь статьями 31, 48 НК РФ налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 1 Арзамасского судебного района Нижегородской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Ответчика недоимки по налогам и пени. Данное заявление было удовлетворено, судебный приказ № от <дата> выдан. Ответчик в установленный срок представил свои возражения. Судебный приказ определением от <дата> был отменён. Также судебный приказ № от <дата> выдан, определением от <дата> был отменён.
В соответствии со ст.69 Налогового Кодекса РФ ФИО1 считается получившим требование об уплате налогов и пени.
Согласно сведениям ОМВД России по г.Арзамасу ФИО1 <дата> г.рождения, зарегистрирован по месту жительства с <дата> по настоящее время по адресу <адрес>, р.<адрес>.
Налоговые уведомления и требования были направлены ФИО1 посредством почтовой связи.
Сведений о том, что начисленные налоги и пени ответчиком уплачены, ответчиком суду не представлено.
Возражений по расчету задолженности от административного ответчика не поступало. Расчет проверен судом и признается верным.В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с ч.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 287 КАС РФ в административном исковом заявлении о взыскании обязательных платежей и санкций должны быть указаны сведения об отмене судебного приказа по требованию о взыскании обязательных платежей и санкций, вынесенного в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ. В подтверждение этого к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается копия определения судьи об отмене судебного приказа (ч.2 ст. 287 КАС РФ).
Из анализа приведенных выше норм в их взаимосвязи следует, что налоговым органом должны последовательно приниматься меры по взысканию налоговой задолженности, а именно, первоочередной является подача заявления о вынесении судебного приказа, а при отмене судебного приказа либо отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа - предъявление административного иска.
Срок обращения для получения судебного приказа подлежит проверке при рассмотрении соответствующего вопроса мировым судьей. Если мировой судья вынес судебный приказ, не усмотрев при этом оснований для отказа в принятии заявления налогового органа, установленного п.3 ч. 3 ст.123.4 КАС РФ, то указанный срок мировым судьей признан не пропущенным. Аналогичная позиция разъяснена в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 № 62.
Поскольку проверка законности и обоснованности судебного приказа относится к компетенции суда кассационной инстанции (ч. 3 ст.123.8 КАС РФ), а определение об отмене судебного приказа в соответствии с главами 34, 35 КАС РФ не подлежит обжалованию, то суд при рассмотрении административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций после отмены судебного приказа не вправе проверять названные судебные акты, в частности, право налогового органа (таможенного органа) на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа и соблюдение им срока на такое обращение.
В соответствие с ч.3 ст.48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
<дата> Межрайонная ИФНС России №18 по Нижегородской области направила в Арзамасский городской суд Нижегородской области административные иски, что подтверждается квитанцией об отправке. Судебные приказы были отменены мировым судьей <дата>.
Таким образом, срок для обращения в Арзамасский городской суд налоговым органом не пропущен.
В соответствии с ч.1 ст.14 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Из анализа административных исковых заявлений, расчетов, пояснений административного истца, заявлений об исправлении описки, у ФИО1 имеется следующая задолженность:
Пени по взносам на ОМС в сумме 1651,29 руб.:
За ОМС <дата> года в сумме 508,47 руб. за период с <дата> по <дата>
За ОМС <дата> года в сумме 134,47 руб. за период с <дата> по <дата>
За ОМС <дата> года в сумме 621,28 руб. за период с <дата> по <дата>
За ОМС <дата> года в сумме 387,07 руб. за период с <дата> по <дата>
Пени по взносам на ОПС в сумме 7962,69 руб.:
За ОПС <дата> год в сумме 573,38 руб. за период с <дата> по <дата>
За ОПС <дата> года в сумме 2592,14 руб. за период с <дата> по <дата>
За ОПС <дата> в сумме 2823,94 руб. за период с <дата> по <дата>
За ОПС за <дата> год в сумме 1973,23 руб. за период с <дата> по <дата>
Транспортный налог с физических лиц
Транспортный налог за период <дата> года в сумме 10530,00руб.
Пени по транспортному налогу:
За транспортный налог <дата> года в сумме 34,22 руб. за период с <дата> по <дата>
За транспортный налог <дата> года в сумме 846,85 руб. за период с <дата> по <дата>
За транспортный налог <дата> года в сумме 174,80 руб. за период с <дата> по <дата>
За транспортный налог <дата> года в сумме 566,98 руб. за период с <дата> по <дата>
Всего на сумму: 21766,83 руб.
Административным истцом представлены следующие сведения:
Взыскание пени по страховым взносам за налоговые периоды <дата> гг. обеспечено взысканием налога по судебному приказу № от <дата>, вынесенного мировым судьей Судебного участка № 1 Арзамасского судебного района Нижегородской области. Задолженность по налогу за <дата> год списана. Исходя из материалов судебного приказа №, вынесенного мировым судьей судебного участка № 1 Арзамасского судебного района Нижегородской области, судебный приказ отменен определением от <дата>. При этом, из пояснений административного истца от <дата> следует, что непогашенная сумма задолженности по судебному приказу № составляет 43,38 руб. Судебным приказом № взысканы страховые взносы на ОПС в размере 79299,00 руб., пени в размере 36,27 руб. (из заявления о выдаче судебного приказа следует, что пени взысканы за период с <дата> по <дата>); страховые взносы на ОМС в размере 17314,00 руб., пени в размере 07,11 руб. (из заявления о выдаче судебного приказа следует, что пени взысканы за период с <дата> по <дата>). При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что взыскание пени по страховым взносам на ОПС и ОМС за <дата> годы обеспечено взысканием.
Кроме того, в отношении страховых взносов на ОМС и ОПС выносились следующие решения:
За <дата> год постановление налогового органа № от <дата>,
За <дата> год постановление налогового органа № от <дата>,
За <дата> год постановление налогового органа № от <дата>,
Производство по ним окончено.
Взыскание пени по транспортному налогу за налоговый период <дата> обеспечено взысканием по судебному приказу № от <дата>, вынесенного мировым судьей Судебного участка № 1 Арзамасского судебного района Нижегородской области. Согласно материалов судебного приказа <дата> от <дата>, судебный приказ отменен определением от <дата>.
Взыскание пени по транспортному налогу за налоговый период <дата>. обеспечено взысканием по судебному приказу <дата> от <дата>, вынесенного мировым судьей Судебного участка № 1 Арзамасского судебного района Нижегородской области. Согласно материалов судебного приказа, судебный приказ № отмене определением от <дата>. Между тем, решением от <дата> Арзамасского городского суда <адрес> по делу № взыскана с ФИО1, задолженность по транспортному налогу за <дата> год в сумме 14040,00 руб., пени в сумме 212,47 руб. за неуплату транспортного налога за <дата> год за период с <дата> по <дата>, а всего в сумме 14252,47 руб. Решение вступило в закону силу.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П разъяснено, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17 февраля 2015 года N 422-О, положения Налогового кодекса Российской Федерации, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Дав оценку установленным по делу обстоятельствам, суд, учитывая требования закона, регулирующего данные правоотношения, установив, что требования закона об уплате пени административным ответчиком не исполнены, приходит к выводу о взыскании с административного ответчика ФИО1 в пользу административного истца Межрайонной ИФНС России №18 по Нижегородской области следующей задолженности:
Транспортный налог за период <дата> года в сумме 10530,00руб.
Пени по транспортному налогу:
За транспортный налог <дата> года в сумме 34,22 руб. за период с <дата> по <дата>
За транспортный налог <дата> года в сумме 846,85 руб. за период с <дата> по <дата>
За транспортный налог <дата> года в сумме 566,98 руб. за период с <дата> по<дата>;
Пени по взносам на ОМС:
За ОМС <дата> года в сумме 508,47 руб. за период с <дата> по <дата>
За ОМС <дата> года в сумме 134,47 руб. за период с <дата> по <дата>
За ОМС <дата> года в сумме 621,28 руб. за период с <дата> по <дата>
Пени по взносам на ОПС:
За ОПС <дата> год в сумме 573,38 руб. за период с <дата> по <дата>
За ОПС <дата> года в сумме 2592,14 руб. за период с <дата> по <дата>
За ОПС <дата> в сумме 2823,94 руб. за период с <дата> по <дата>
А всего на сумму 19231,73 руб.
В удовлетворении требований в части взыскания
Пени по взносам на ОМС:
За ОМС <дата> года в сумме 387,07 руб. за период с <дата> по <дата>
Пени по взносам на ОПС:
За ОПС за <дата> год в сумме 1973,23 руб. за период с <дата> по <дата>
Транспортный налог с физических лиц
Пени за транспортный налог <дата> года в сумме 174,80 руб. за период с <дата> по <дата>,
А всего на сумму: 2535,10 руб. - отказать
В соответствии с ч.1 ст.114 КАС РФ суд взыскивает с административного ответчика ФИО1 госпошлину в доход местного бюджета в размере 769 руб. 00 коп.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной ИФНС №18 по Нижегородской области к ФИО1 удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 (<дата> г.р., проживающей по адресу: <адрес>, р.<адрес>; родился в <адрес>, ИНН: №; паспорт серия №№ выдан <дата> ОВМ ОМВД России по <адрес>) в пользу Межрайонной ИФНС №18 по Нижегородской области (ИНН: №):
Транспортный налог за период <дата> года в сумме 10530,00руб.
Пени по транспортному налогу:
За транспортный налог <дата> года в сумме 34,22 руб. за период с <дата> по <дата>
За транспортный налог <дата> года в сумме 846,85 руб. за период с <дата> по <дата>
За транспортный налог <дата> года в сумме 566,98 руб. за период с <дата> по<дата>;
Пени по взносам на ОМС:
За ОМС <дата> года в сумме 508,47 руб. за период с <дата> по <дата>
За ОМС <дата> года в сумме 134,47 руб. за период с <дата> по <дата>
За ОМС <дата> года в сумме 621,28 руб. за период с <дата> по <дата>
Пени по взносам на ОПС:
За ОПС <дата> год в сумме 573,38 руб. за период с <дата> по <дата>
За ОПС <дата> года в сумме 2592,14 руб. за период с <дата> по <дата>
За ОПС <дата> в сумме 2823,94 руб. за период с <дата> по <дата>
А всего на сумму 19231,73 руб.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 769 руб. 00 коп.
В удовлетворении требований в части взыскания
Пени по взносам на ОМС:
За ОМС <дата> года в сумме 387,07 руб. за период с <дата> по <дата>
Пени по взносам на ОПС:
За ОПС за <дата> год в сумме 1973,23 руб. за период с <дата> по <дата>
Транспортный налог с физических лиц
Пени за транспортный налог <дата> года в сумме 174,80 руб. за период с <дата> по <дата>,
А всего на сумму: 2535,10 руб. - отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Арзамасский городской суд Нижегородской области в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.
Судья подпись Т.В. Алымова
***
***
***
***