НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Артемовского городского суда (Свердловская область) от 08.02.2024 № 2-1122/2023

66RS0016-01-2023-001198-36

дело № 2-40/2024

Мотивированное решение составлено 08 февраля 2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Артемовский 01 февраля 2024 года

Артемовский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Тюриковой Т.В., при секретаре Гужавиной О.А., с участием истца Агиевой Е.В., представителя истца Болсун Т.В., представителя ответчика Пайвиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску ФИО3 к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 2 о признании периодов трудовой деятельности в яслях-саде педагогическим стажем, дающим право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признании права на предоставление меры социальной поддержки, обязании зачесть период работы в яслях-саде в стаж, дающий право на предоставление меры социальной поддержки, признании незаконным решения об отказе в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Агиева Е.В. обратилась в суд, с учетом последующего уточнения иска, к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 2 (далее - УСП №2) о признании права на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, обязании зачесть периоды работы с 19.06.1987 по 12.08.1992 в должности воспитателя в стаж, дающий право на получение компенсации, в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области № 78-0З «Об образовании в Свердловской области», признании незаконным решение Управления социальной политики № 2 от 10.11.2023 об отказе в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Согласно доводов иска, в августе 2023 года истец обратилась в УСП № 2 с заявлением о предоставлении справки, дающей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с ответом УСП № 2 от 04.09.2023 ей в выдаче данной справки было отказано на основании Закона Свердловской области от 15.07.2013 № 78-0З «Об образовании в Свердловской области», ввиду отсутствия необходимого стажа работы по специальности в сельских населенных пунктах не менее 10 лет.

Однако, истец не согласна с указанным ответом, считает, что им нарушаются ее права на меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с законом Свердловской области от 15.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области».

Истец работала воспитателем в яслях-саду № 7 Шахтоуправление «Егоршинское» с 19.06.1987 г. по 12.08.1992 года (стаж работы 5 лет 01 мес. 24 дня), затем воспитателем в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 5 с 01.12.2015 по 31.03.2022 (стаж работы 06 лет 04 месяца), затем вновь воспитателем в МАДОУ № 5 с 04.05.2022 по настоящее время (стаж работы составляет 1 год 03 мес. 05 дней).

С даты основания детского сада и по сегодняшний день, данный детский сад не менял своего местонахождения. По административно-территориальному устройству п.Буланаш входит в состав Артемовского района Свердловской области, как сельский населенный пункт.

Истец является получателем страховой пенсии по старости, в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности", утратившим силу, в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 26.06.2015 N 634, которым установлено, что за перешедшими на пенсию педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж их работы в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.

В силу абз. 3 п.5 ст. 55 названного Закона, действовавшего до 10.07.1992, педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Из приведенных правовых норм следует, что получение указанных льгот педагогическими работниками не было связано с формой собственности образовательного учреждения. Федеральным и региональным законодательством изменен лишь порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности.

В связи с тем, что истец имеет право на получение вышеуказанных мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, установленных как ранее действующими законодательными актами, так и действующим Законом Российской Федерации "Об образовании", не разграничивающих ранее категории образовательных учреждений. Тот факт, что истец в определенный период занималась педагогической деятельностью в ведомственном детском саду, не может служить основанием для лишения ее права на получение указанных льгот при выходе на пенсию.

На основании вышеизложенного, просит признать периоды трудовой деятельности Агиевой Е.В. в должности воспитателя в яслях-саду № 7 Шахтоуправление «Егоршинское» с 19.06.1987 г. по 12.08.1992 года (стаж работы 5 лет 01 мес. 24 дня) педагогическим стажем, дающим право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 13.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

признать за Агиевой Е.В. право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

обязать ответчика зачесть Агиевой Е.В. период работы в должности воспитателя в яслях-саду № 7 Шахтоуправление «Егоршинское» с 19.06.1987 г. по 12.08.1992 года (стаж работы 5 лет 01 мес. 24 дня) в стаж, дающий право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 13.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (л.д. 3-7).

Из уточненного иска следует, что 10.11.2023 Управлением социальной политики № 2 принято решение № 21 об отказе мне в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Основаниями для отказа явились те же причины, что указывались в ответе УСП № 2 от 04.09.2023.

В связи с чем, просила признать незаконным решение Управления социальной политики №2 от 10.11.2023 об отказе в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.122).

В судебном заседании истец Агиева Е.В.и представитель истца Болсун Т.Ю. на иске настаивали. Представитель истца Болсун Т.Ю. дополнила, что на момент выхода на пенсию в декабре 2015 истец соответствующей льготой не пользовалась, потому что у нее не было необходимого стажа работы воспитателя в сельской местности – 10 лет. Но был стаж работы воспитателем в яслях-саде шахтоуправления «Егоршинское» - более пяти лет. С декабря 2015 истец вновь стала работать воспитателем в сельской местности- п.г.т. Буланаш, детский сад №5 и работает в нем по настоящее время, т.е., стаж ее работы в сельской местности воспитателем в детском саду составил более 10 лет. В связи с чем, в настоящее время истец имеет право на получение льготы по оплате коммунальных услуг. Подтверждает, что детский сад №4, где работала истец, находится в черте города Артемовского и не относится к сельской местности.

В судебном заседании представитель ответчика Управления социальной политики №2 Пайвина Н.А., действующая на основании доверенности, возражала против иска, поддержав доводы отзыва и дополнений к нему, согласно которых считает, что достаточных документов, свидетельствующих о том, что Шахтоуправление «Егоршинское», при котором работал ясли-сад № 7 в период трудовой деятельности истца в должности воспитателя, с 19.06.1987 по 12.08.1992, являлся государственной организацией не представлено суду. В указанный период Шахтоуправление «Егоршинское» являлось подразделением производственного объединения по добыче угля «Вахрушевуголь», основным направлением деятельности предприятия являлась добыча угля. Согласно имеющимся в Управлении сведениям, дошкольное образовательное учреждение №7 было передано из ОАО «Вахрушевуголь» в Управление образования Администрации города Артемовский 1 января 1999 г. Учитывая, что в период работы Агиевой Е.В. ясли- сад №7 не являлись федеральной государственной образовательной организацией, государственной образовательной организацией Свердловской области или муниципальной образовательной организацией, стаж работы с 19.06.1987 по 12.08.1992 не может быть учтен для выдачи справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Управлением социальной политики №2 (далее - Управление) получен ответ Управления образования Артемовского городского округа от 16.11.2023 №01-35/651, согласно которому на основании приказа ОАО «Вахрушевуголь» от 30.12.1998 №319/к детское дошкольное учреждение №7 передано в Управление образования администрации г. Артемовского 31.12.1998 (прилагается). Таким образом, в период работы Агиевой Е.В. в должности воспитателя с 19.06.1987 по 12.08.1992 ясли-сад №7 являлись подразделением Шахтоуправления «Егоршинское» производственного объединения по добыче угля «Вахрушевуголь» и не относились к государственным или муниципальным дошкольным образовательным организациям.

Согласно данным базы персонифицированного учета льготных категорий граждан АС «АСП PRO», Агиевой Е.В. мера социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-03 «Об образовании в Свердловской области» предоставлялась на основании справок, выданных работодателем (МАДОУ №5) в следующие периоды: с 01.12.2015 по 31.12.2015; с 11.01.2016 по 31.12.2016; с 09.01.2017 по 31.12.2017; с 09.01.2018 по 31.12.2018; с 09.01.2019 по 31.12.2019; с 09.01.2020 по 31.12.2020; с 11.01.2021 по 31.12.2021; с 10.01.2022 по 31.03.2022, с 20.05.2022 и по настоящее время.

Согласно сведениям, полученным Управлением по системе межведомственного электронного взаимодействия, Агиевой Е.В. пенсия по старости назначена с 03.06.2015. На дату назначения пенсии, она работала воспитателем в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад №4», расположенном по адресу: <адрес>. Таким образом, при выходе на пенсию у ФИО3 отсутствовало право на получение меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого

Согласно записям в трудовой книжке Агиева Е.В. до выхода на пенсию работала воспитателем в яслях-саду № 7 Шахтоуправления «Егоршинское» с 19.06.1987 по 12.08.1992 (стаж работы 5 лет 01 месяцев 24 дня), т.е. менее 10 лет. После выхода на пенсию она работала воспитателем в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 5, расположенном в п. Буланаш (далее - МАДОУ № 5) с 01.12.2015 по 31.03.2022 (стаж работы 06 лет 04 месяца), затем вновь воспитателем в МАДОУ № 5 с 04.05.2022 по настоящее время, что составляет менее 10 лет.

В связи с этим у Управления отсутствуют основания для выдачи истцу справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с Законом Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-03 «Об образовании в Свердловской области». На основании выше изложенного ответчик просил отказать Агиевой Е.В. в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной политики №2.

Представитель ответчика Пайвина Н.А. дополнила, что не оспаривает, что в указанный период работы в яслях-саде №7 осуществляла педагогическую деятельность. Также пояснила, что если педагогических стаж истца в сельской местности составит 10 лет, она вправе через два года обратиться за предоставлением соответствующей льготы по оплате ЖКХ.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Агиева Е.В. с 03.06.2015 бессрочно является получателем пенсии по старости (л.д. 119-120, 125-126).

10.08.2023 истец обратилась в УСП №2 с заявлением о разъяснении порядка получения справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (л.д.10).

04.09.2023 УСП №2 представило разъяснения по заявлению Агиевой Е.М., согласно которого, оснований к выдаче указанной справки Управление не усматривает, поскольку, стаж педагогической работы в муниципальной организации, расположенной в сельской местности, составляет менее 10 лет (07 лет 07 месяцев 05 дней) (л.д.9).

В ходе судебного разбирательства в материалы дела представлено решение УСП №2 от 10.11.2023 №21, которым Агиевой Е.В. отказано в выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в связи с отсутствием стажа работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет, в соответствии с Законом Свердловской области от 15.07.2013 №78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» (л.д.124).

В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2019 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" предусмотрено право педагогических работников государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, государственных образовательных организациях других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, и (или) в обособленных структурных подразделениях федеральных государственных образовательных организаций, государственных образовательных организаций Свердловской области, государственных образовательных организаций других субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образовательных организаций, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области, на меры социальной поддержки, указанные в части первой настоящего пункта, а именно: по компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 100 процентов: платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения; взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме исходя из минимального размера такого взноса, установленного Правительством Свердловской области; платы за коммунальные услуги в части платы за электрическую энергию, тепловую энергию, газ, предоставленный для отопления жилого помещения, твердое топливо при наличии печного отопления в домах, не имеющих центрального отопления (в том числе на оплату транспортных услуг для доставки этого топлива), за обращение с твердыми коммунальными отходами; платы за коммунальные услуги в части платы за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, - в случаях, когда в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации плата за электрическую энергию, потребляемую при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, включена в плату за коммунальные услуги.

Порядок предоставления на территории Свердловской области мер социальной поддержки, устанавливается законами Свердловской области и иными нормативными правовыми актами Свердловской области.

Получение справки, на которую претендует истец, предусмотрено Постановлением Правительства Свердловской области от 26.06.2012 N 690-ПП "О порядке назначения и выплаты компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям работников бюджетной сферы в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, расположенных на территории Свердловской области, и пенсионерам из их числа" (далее - Порядок) (в редакции, действовавшей на момент обращения истца в КСП N 21).

В п. 2 названного Порядка установлено, что компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является формой предоставления меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - компенсация расходов) отдельным категориям граждан в соответствии с законами Свердловской области, указанными в п. 1 настоящего Порядка.

Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области и муниципальных образовательных организаций в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 15.07.2013 N 78-ОЗ "Об образовании в Свердловской области" (пп. 2 п. 5 Порядка).

Назначение компенсации расходов осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, наделенными государственным полномочием Свердловской области по предоставлению меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (пребывания) граждан (далее - уполномоченный орган) на основании заявления по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку и информации, необходимой для назначения компенсации расходов, предоставляемой органами и организациями различных форм собственности (п. 6 Порядка).

Для подтверждения информации, указанной в п. 6 настоящего Порядка, лица, указанные в п. 5 настоящего Порядка, могут по собственной инициативе представить в уполномоченный орган следующие документы (с предъявлением паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность), в частности справку, удостоверяющую право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку (пп. 1 п. 9 Порядка).

Согласно положениям п. 5 п. 9 Порядка документ о неполучении меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по месту жительства (в случае обращения за назначением компенсации расходов по месту пребывания) лицам, вышедшим на пенсию и (или) достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и (или) приобретшим в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили (за исключением лиц, которым справка, удостоверяющая право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оформляется организацией-работодателем), и имеющим стаж работы по специальности в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах не менее 10 лет в соответствии с законами Свердловской области, из числа категорий, указанных в пункте 5 настоящего порядка, справка, удостоверяющая право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, выдается управлениями социальной политики по месту жительства без ограничения срока действия на основании записей в трудовой книжке и (или) сведений о трудовой деятельности, и (или) справки, выданной работодателем, заверенной подписью руководителя и печатью организации, или архивной справки, а также справки о назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо приобретении в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ права на страховую пенсию по старости, срок назначения которой или возраст для назначения которой не наступили.

Основания для отказа в назначении компенсации расходов предусмотрены п. 13 Порядка, ими являются:

1) отсутствие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, права на меру социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

2) получение лицом, обратившимся за назначением компенсации расходов, меры социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по иным основаниям;

3) наличие у лица, обратившегося за назначением компенсации расходов, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе уплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, при отсутствии и (или) невыполнении гражданами соглашений по ее погашению;

4) получение лицом, обратившимся за назначением компенсации расходов, компенсации расходов по месту жительства (в случае, если заявление о назначении компенсации расходов подано по месту пребывания);

5) заявление и документы, направленные в форме электронных документов, не подписаны электронной подписью;

6) выявлено несоблюдение установленных законодательством Российской Федерации условий признания действительности усиленной квалифицированной электронной подписи;

7) если в течение пяти дней со дня подачи заявления, подписанного простой электронной подписью, не представлены документы в соответствии с пунктами 7 и 10 настоящего Порядка.

Из изложенного следует, что юридически значимыми по настоящему делу являются следующие обстоятельства: наличие у истицы педагогического стажа не менее 10 лет; нахождение организации, в которой осуществлялась трудовая деятельность, в поселке городского типа, рабочем поселке, или в сельском населенном пункте; проживание на территории Свердловской области; занятие педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных организациях.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ".

Пункт 1 данного постановления обязывал исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельских местностях и совместно с ними проживающим членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности.

Постановлением Совета Министров СССР от 04.05.1971 N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" предусматривалось, что за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет (подп. "б" п. 6 названного постановления).

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 28.05.1985 N 154/12-22 были утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного образования, работавшими в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)", в подп. "а" п. 1 которых, в частности, указывалось на то, что за руководящими и педагогическими работниками дошкольных учреждений, перешедшими на пенсию и ранее работавшими в сельской местности, сохраняется право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если стаж их работы в сельских дошкольных учреждениях составляет не менее 10 лет при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами.

Согласно пункту 4 разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перешедшими на пенсию и ранее работавшими учителями и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов, независимо от того, когда и какая пенсия им назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу.

Закон СССР от 19.07.1973 N 4536-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании" было предусмотрено, что система народного образования СССР включает, в том числе и дошкольное воспитание (ст. 5). Статьей 15 закона предусматривалось, что детские дошкольные учреждения организуются исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов, а также с их разрешения государственными предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, иными кооперативными и другими общественными организациями.

Как следует из трудовой книжки истца, 25.04.1983 она была принята в ясли-сад №7 няней Шахтоуправления «Егоршинское» …(не разборчиво) производственное объединение по добыче угля (ВАХРУШЕВУГОЛЬ). С 19.06.1987 она была переведена воспитателем, с 13.08.1992 переведена помощником воспитателя (л.д.14).

Согласно Устава от 18.11.1957 года, Государственный трест Егоршинуголь состоит в непосредственном ведении Управления топливной промышленности Совета Народного хозяйства Свердловского экономического административного района и действует на основании настоящего устава (л.д.38-41). Т.е., трест Егоршинуголь являлся государственным.

В соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 в специальный стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включались периоды работы в детских садах в должности воспитателя (пп. 4 п. 1 раздела «Учителя и иные работники просвещения»).

При этом в п. 2 Примечаний отражено, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций.

В соответствии со списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются воспитатели, работавшие в дошкольных образовательных учреждениях: детские сады всех наименований; центр развития ребенка - детский сад; ясли-сад (сад-ясли); детские ясли.

В действовавшем в спорный период работы истца в детском саду Егоршинуголь (затем – шахтоуправление «Егоршинское») Общесоюзном классификаторе «Отрасли народного хозяйства» (утвержден 01.01.1976 и утратил силу 01.01.2003) содержался перечень наименований учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность. Разделом 92400 3 Общесоюзного классификатора к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки. Следовательно, действовавшее законодательство предусматривало, что педагогическая деятельность может осуществляться в различных отраслях народного хозяйства, при которых были созданы детские дошкольные образовательные учреждения.

В соответствии с пунктами 3, 4 Временного положения о дошкольном детском учреждении яслях-саде, утвержденном Постановлением Совмина РСФСР от 08.03.1960 № 327, ясли-сады организуются районными, городскими отделами народного образования, промышленными предприятиями, учреждениями, совхозами и другими организациями, а также колхозами.

Руководство и контроль за хозяйственно-финансовой деятельностью яслей-садов осуществляется администрацией предприятий или учреждений, совхозов, правлениями колхозов, в ведении которых они находятся. Руководство и контроль за педагогической работой осуществляется районными, городскими отделами народного образования во всех яслях-садах независимо от их принадлежности.

Исходя из приведенных положений, в спорный период работы истца на предприятиях допускалась организация детских дошкольных учреждений предприятиями, которые осуществляли руководство и контроль за их хозяйственно-финансовой деятельностью.

Соответственно, то обстоятельство, что ясли-сад, в котором работала истец в спорный период, был организован и финансировался Шахтоуправлением «Егоршинское», не свидетельствует о том, что выполняемая ею работа в должности воспитателя не относилась к педагогической.

Как следует из трудовой книжки истца, Шатоуправление «Егоршинское» до 13.08.1992 не меняло свою организационно- правовую форму, являлось государственным предприятием.

Таким образом, доводы ответчика о недоказанности того обстоятельства, что истец осуществляла в спорный период педагогическую деятельность в государственном предприятии, своего подтверждения не нашли. Приведенные выводы суда свидетельствуют об обратном, истец, в период с 19.06.1987 по 12.08.1992 включительно, в яслях –саде №7 при Шахтоуправлении «Егоршинское» осуществляла педагогическую деятельность в государственном предприятии, расположенном в сельской местности, стаж работы составил 05 лет 01 мес. 24 дня.

Согласно трудовой книжки, в период с 19.07.1993 по 30.11.2015 истец работала в должности воспитателя МДОУ детский сад №4, который не был расположен в сельской местности (л.д.15-16).

Т.е., на момент выхода на пенсию по старости 03.06.2015, истец осуществляла педагогическую деятельность в городском округе.

С 01.12.2015 истец вновь была принята на должность воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №5, в котором работает по настоящее время (л.д.17).

Детский сад №5, в котором работает истец воспитателем, т.е., осуществляет педагогическую деятельность является муниципальным, расположен в поселке городского типа Буланаш, отнесенного к сельской местности, что ответчиком не оспаривалось.

Таким образом, на момент обращения Агиевой Е.В. 10.08.2023 с письменным заявлением в УСП №2 о даче разъяснения по выдаче справки, удостоверяющей право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которое было расценено ответчиком, как заявление на выдачу соответствующей справки, ее общий стаж педагогической деятельности в сельском населенном пункте составил более 10 лет (05 лет 01 мес. 24 дня + 7 лет 08 мес. 9 дн.).

Положения п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 13.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» предоставляют соответствующее право на льготу педагогическим работникам государственных образовательных организаций Свердловской области, а также муниципальных образовательных организаций, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, вышедших на пенсию, имеющих стаж работы по специальности в федеральных государственных образовательных организациях, государственных образовательных организациях Свердловской области, и (или) муниципальных образовательных организациях, расположенных в поселках городского типа, рабочих поселках и сельских населенных пунктах, не менее десяти лет и проживающих на территории Свердловской области.

Приведенным положениям истец соответствует, таковые не ставят истца в зависимость от наличия или отсутствия требуемого у нее необходимого стажа на момент выхода на пенсию.

Таким образом, судом установлено, что истец имеет стаж работы в сельской местности более 10 лет, на момент выхода на пенсию осуществляла педагогическую деятельность и продолжает ее осуществлять и, соответственно, имеет право на предоставление мер социальной поддержки в форме компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренных п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области от 13.07.2013 № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области», в связи с чем, действия ответчика, отказавшего в выдаче истцу справки, не основаны на законе.

При указанных обстоятельствах, исковые требования Агиевой Е.В. подлежат удовлетворению.

Учитывая, что требования иска о признании периодов трудовой деятельности истца педагогической деятельностью и об обязании ответчика включить спорные периоды работы в стаж, даюший право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области № 78-0З «Об образовании в Свердловской области», являются идентичными, удовлетворение требований истца в части обязания ответчика зачесть спорные периоды в стаж работы будет достаточным для защиты нарушенного права.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 Кодекса.

В связи с чем, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб., которые истец понес при подаче иска, что следует из чека-ордера от 09.10.2021 (л.д. 6).

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО3 удовлетворить.

Обязать Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 2 (ОГРН 1026601689740) зачесть периоды работы ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (СНИЛС ) в должности воспитателя в яслях-саду № 7 Шахтоуправления «Егоршинское» с 19.06.1987 г. по 12.08.1992 года (5 лет 01 месяц 24 дня) в стаж работы, дающий право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области № 78-0З «Об образовании в Свердловской области»;

признать незаконным решение Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 2 (ОГРН 1026601689740) от 10.11.2023 об отказе в выдаче справки ФИО3, удостоверяющей право на получение компенсаций расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

признать за ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р. (СНИЛС право на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с п. 2 ст. 24 Закона Свердловской области № 78-0З «Об образовании в Свердловской области».

Взыскать с Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 2 (ОГРН 1026601689740) в пользу иску ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р. (СНИЛС ) госпошлину в сумме 600 рублей.

Мотивированное решение подлежит составлению в течение пяти рабочих ней, в срок по 08.02.2024 включительно.

Апелляционная жалоба может быть подана в течение одного месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, в Свердловский областной суд, через Артемовский городской суд.

Судья Т.В. Тюрикова