НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Артемовского городского суда (Приморский край) от 07.01.2019 № 2-102/20

дело № 2-102/2020

25RS0007-01-2019-004826-96

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

12 февраля 2020 года г.Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе: судьи Харченко А.Н.,

при секретаре Иващук А.Е,

с участием помощника прокурора г.Артема Пуховой А.В.

представителя администрации Артемовского городского округа Зубкова О.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Артема в интересах неопределенного круга лиц к администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности,

установил:

прокурор г.Артема обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности, указав, что прокуратурой г.Артема по заданию прокуратуры Приморского края проведена проверка исполнения администрацией Артемовского городского округа законодательства в сфере лесопользования. В ходе указанной проверки установлено, что постановлением администрации Артемовского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ-па в территориальной зоне городских лесов Артемовского городского округа утверждены три схемы расположения земельных участков: в районе <адрес>, в районе <адрес> в <адрес>, в районе <адрес> земельные участки отнесены к землям населенных пунктов с разрешенным видом использования для размещения лесопарков. Земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет: с кадастровым номером , площадью 601 897 кв.м., протяженность 2,19 км, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>; с кадастровым номером , площадью 1 485 552 кв.м., протяженность 10,25, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>; с кадастровым номером , площадью 298 478 кв.м., протяженностью 589 метров, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, в нарушение положений ч.1 ст.131 Гражданского кодекса РФ право муниципальной собственности муниципального образования Артемовский городской округ на указанные земельные участки до настоящего времени администрацией Артемовского городского округа не зарегистрировано.

С учетом полномочий органа местного самоуправления, просил возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда: зарегистрировать право муниципального образования Артемовский городской округ на указанные выше земельные участки (лесапарки), находящиеся в муниципальной собственности; утвердить административный регламент по осуществлению муниципального лесного контроля; определить отраслевой орган уполномоченный осуществлять муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов расположенных в Артемовском городском округе; осуществлять лесопатологический мониторинг в отношении городских лесов расположенных в Артемовском городском округе; проводить лесопотологические обследования и мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов в отношении городских лесов расположенных в Артемовском городском округе; обустроить противопожарные минерализированные полосы вдоль границ городских лесов, расположенных в Артемовском городском округе; установить информационные таблички по требованиям противопожарной безопасности в городских лесах, расположенных в Артемовском городском округе; установить ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в собственности муниципального образования Артемовский городской округ, в целях его аренды; установить ставки платы за единицу объема древесины на лесных участках, находящихся в собственности муниципального образования Артемовский городской округ.

На основании заявления прокурора определением Артемовского городского суда принят отказ прокурора от требований к администрации Артемовского городского округа о возложении обязанности зарегистрировать право муниципального образования Артемовский городской округ на земельные участки (лесапарки), находящиеся в муниципальной собственности, с кадастровым номером , площадью 601 897 кв.м., протяженность 2,19 км, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>; с кадастровым номером , площадью 1 485 552 кв.м., протяженность 10,25 м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>; с кадастровым номером , площадью 298 478 кв.м., протяженностью 589 метров, расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>. В указанной части производство по делу прекращено.

В судебном заседании помощник прокурора г.Артема Пуховая А.В. представила в дело и поддержала уточненные прокурором исковые требования о возложении на администрацию Артемовского городского округа обязанности в течение четырех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда: утвердить административный регламент по осуществлению муниципального лесного контроля; определить отраслевой орган уполномоченный осуществлять муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов расположенных в Артемовском городском округе; установить информационные таблички по требованиям противопожарной безопасности в городских лесах, расположенных в Артемовском городском округе; установить ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка находящегося в собственности муниципального образования Артемовский городской округ в целях его аренды; установить ставки платы за единицу объема древесины на лесных участках находящихся в собственности муниципального образования Артемовский городской округ; принять меры к осуществлению лесопатологического мониторинга в отношении городских лесов расположенных в Артемовском городском округе; принять меры к проведению лесопотологического обследования и мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов в отношении городских лесов расположенных в Артемовском городском округе; принять меры к выполнению мероприятий по устройству и содержанию противопожарных минерализированных полос вдоль границ городских лесов расположенных в Артемовском городском округе. Дополнительно пояснила о невыполнении ответчиком заявленных мероприятий в области лесных отношений до настоящего времени.

Представитель администрации Артемовского городского округа Зубкова О.Ю. с исковыми требованиями прокурора согласилась частично, указав о разработке администрацией АГО проекта административного регламента по осуществлению муниципального лесного контроля, который прошел антикоррупционную экспертизу в прокуратуре г.Артема. После его утверждения администрацией города будет определен уполномоченный орган по осуществлению муниципального лесного контроля, который приступит к осуществлению лесопатологического мониторинга, проведению лесопотологических обследований и мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов в отношении городских лесов, расположенных в Артемовском городском округе, разработке проектов муниципальных нормативных правовых актов по установлению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, ставок платы за единицу площади лесного участка и ставок платы за единицу объема древесины на лесных участках, находящихся в собственности муниципального образования Артемовский городской округ. При этом заявленные в иске информационные таблички по требованиям противопожарной безопасности изготовлены и будут установлены в ближайшее время, также ответчик намерен обустроить противопожарные минерализированные полосы вдоль границ городских лесов расположенных в округе, и их дальнейшему их содержанию. Просила отказать прокурору г.Артема в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

В силу ч.1 ст.19 Земельного кодекса РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством; которые безвозмездно переданы в муниципальную собственность из федеральной собственности.

Как следует из п.25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского округа.

В судебном заседании установлено право муниципальной собственности муниципального образования Артемовский городской округ на земельные участки с кадастровым номером площадью 601 897 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>; с кадастровым номером площадью 1 485 552 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>; с кадастровым номером площадью 298 478 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, на которых расположены городские леса в Артемовском городском округе.

Согласно п.38 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся осуществление муниципального лесного контроля. Аналогичное положение содержится в п.5 ч.1 ст.84 Лесного кодекса Российской Федерации.

Частью 1 ст.17.1 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают, в том числе полномочием по изданию муниципальных правовых актов.

В силу постановления Администрации Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ-па органы местного самоуправления муниципальных образований Приморского края разрабатывают и принимают административные регламенты осуществления муниципального контроля в соответствии прилагаемым Порядком разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что до настоящего времени администрацией Артемовского городского округа не утвержден административный регламент по осуществлению муниципального лесного контроля и об определении отраслевого органа, уполномоченного на осуществление муниципального лесного контроля в отношении городских лесов, расположенных в Артемовском городском округе, в связи с чем, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора о возложения на администрацию Артемовского городского округа обязанности принять указанные муниципальные акты, являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Факт наличия проекта указанного административного регламента и проведение прокурором г.Артема антикоррупционной экспертизы не освобождает администрацию Артемовского городского округа об исполнения обязанности по обеспечению нормативного правового регулирования исполнения вопроса местного значения по осуществлению муниципального лесного контроля.

Согласно ст.19 Лесного кодекса РФ мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст.ст.81 - 84 названного Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых указанным Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ. Мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться муниципальными бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со ст.ст.81 - 84 указанного Кодекса. В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на муниципальные учреждения, указанные в ч.2 данной статьи, или на лиц, использующих леса, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и указанным Кодексом.

Пунктом 6 ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.

Таким образом, администрация Артемовского городского округа с целью проведения мероприятий по охране, защите, воспроизводству городских лесов Артемовского городского округа вправе поручить их проведение в установленном порядке муниципальным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным администрации Артемовского городского округа либо самостоятельно осуществить закупку работ по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно ст.51 Лесного кодекса РФ леса подлежат охране от пожаров. Охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах. Предотвращение распространения на земли, на которых расположены леса, природных пожаров (степных, торфяных и иных) и пожаров в лесах, возникших в результате незаконного выжигания сухой растительности и ее остатков, а также тушение пожаров в лесах, расположенных на землях населенных пунктов (городских лесах) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и Федеральным законом от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Меры пожарной безопасности в лесах, в соответствие с требованием ст.53 Лесного кодекса РФ включают в себя предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Аналогичное положение содержится в п.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 года № 417 (далее – Правила).

Согласно положениям Правил, меры пожарной безопасности в лесах, указанные в п.3 данных Правил, осуществляются, в том числе, органами местного самоуправления, в целях предупреждение лесных пожаров надлежит устанавливать противопожарные минерализированные полосы вдоль границ городских лесов.

В силу ст.25 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям, в том числе органов местного самоуправления, относится противопожарная пропаганда, т.е. целенаправленное информирование общества о проблемах и путях обеспечения пожарной безопасности, осуществляемое через средства массовой информации, посредством издания и распространения специальной литературы и рекламной продукции, устройства тематических выставок, смотров, конференций и использования других, не запрещенных законодательством Российской Федерации форм информирования населения.

Согласно ст.26 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» информационное обеспечение в области пожарной безопасности осуществляется, в том числе органами местного самоуправления посредством создания и использования в системе обеспечения пожарной безопасности специальных информационных систем и банков данных, необходимых для выполнения поставленных задач. Органы местного самоуправления должны информировать население о принятых ими решениях по обеспечению пожарной безопасности и содействовать распространению пожарно-технических знаний.

Таким образом, из материалов дела следует и судом установлено, что организация осуществления мер пожарной безопасности в городских лесах, расположенных в границах Артемовского городского округа, в частности, обустройство противопожарных минерализированных полос вдоль границ городских лесов расположенных в Артемовском городском округе с дальнейшим их содержанием, установление информационных табличек по требованиям противопожарной безопасности в городских лесах, расположенных в Артемовском городском округе, является обязанностью администрации Артемовского городского округа.

Анализируя представленные сторонами доказательства, учитывая, что администрацией Артемовского городского округа не представлено документов, подтверждающих, что на день рассмотрения настоящего гражданского дела организовано выполнение работ по обустройству противопожарных минерализированных полос вдоль границ городских лесов расположенных в Артемовском городском округе с дальнейшем их содержанием, установлению информационных табличек по требованиям противопожарной безопасности в городских лесах, расположенных в Артемовском городском округе, суд приходит к выводу об обоснованности указанных исковых требований прокурора и подлежат удовлетворению.

При этом суд учитывает, что отсутствие определенного администрацией АГО уполномоченного органа по осуществлению муниципального лесного контроля не исключает выполнение указанной обязанности в силу ст.19 Лесного кодекса РФ об осуществлении закупок работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и указанным Кодексом.

Пунктами 2 и 3 ч.1 ст.84 Лесного кодекса РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины.

Из материалов дела следует и судом установлено, что обязанность по установлению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, отнесено к ведению органов местного самоуправления. Поскольку в соответствии с ч.ч.10-11 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, Уставом Артемовского городского округа указанный вопрос не отнесен к исключительной компетенции представительного органа Артемовского городского округа, нормативные правовые акты в указанной сфере вправе принимать администрация Артемовского городского округа, как исполнительно-распорядительный орган муниципального образования Артемовский городской округ.

Анализируя представленные сторонами доказательства, учитывая, что администрацией Артемовского городского округа не представлено документов, подтверждающих, что на день рассмотрения настоящего гражданского дела приняты муниципальные правовые акты в данной сфере, суд приходит к выводу, что указанные исковые требования подлежат удовлетворению.

Согласно ст.60.5 Лесного кодекса РФ государственный лесопатологический мониторинг представляет собой систему наблюдений (с использованием наземных и (или) дистанционных методов) за санитарным и лесопатологическим состоянием лесов и за происходящими в них процессами и явлениями, а также анализа, оценки и прогноза изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов. Государственный лесопатологический мониторинг является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), порядок его осуществления устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.3 и п.4 Порядка осуществления государственного лесопатологического мониторинга, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.04.2017 года № 156, целями государственного лесопатологического мониторинга являются своевременное обнаружение, анализ, оценка и прогноз изменения санитарного и лесопатологического состояния лесов для осуществления управления в области защиты лесов и обеспечения санитарной безопасности в лесах, его проведение обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации на организацию защиты лесов.

В силу ст.60.6 Лесного кодекса РФ лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов, по его результатам составляется акт лесопатологического обследования, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 названного Кодекса, порядок его проведения, форма акта устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п.п.1, 2 и 7 Порядка проведения лесопатологических обследований и формы акта лесопатологического обследования, утвержденных Приказом Минприроды России от 16.09.2016 года № 480 лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии леса, в целях получения информации о текущем санитарном (характеристика, которая определяется по количеству деревьев разных категорий состояния) и лесопатологическом (характеристика, которая определяется по количеству вредных организмов и степени повреждения ими деревьев) состоянии лесных участков, а также для обоснования и назначения мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов. Проведение указанного обследования обеспечивается органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ.

Таким образом, из материалов дела следует и судом установлено, что выполнение мероприятий по осуществлению лесопатологического мониторинга, лесопотологического обследования и мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов в отношении городских лесов расположенных в Артемовском городском округе, является обязанностью администрации Артемовского городского округа.

Анализируя представленные сторонами доказательства, учитывая, что администрацией Артемовского городского округа не представлено документов, подтверждающих организацию выполнения указанных мероприятий суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Учитывая объем возлагаемой на ответчика обязанности и необходимых работ для исполнения судебного акта, принципы разумности и справедливости, руководствуясь ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда 5 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

исковые требования прокурора г.Артема в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Артемовского городского округа удовлетворить.

Возложить на администрацию Артемовского городского округа обязанность в течение пяти месяцев с момента вступления в законную силу решения суда:

утвердить административный регламент по осуществлению муниципального лесного контроля;

определить отраслевой орган уполномоченный осуществлять муниципальный лесной контроль в отношении городских лесов расположенных в Артемовском городском округе;

установить информационные таблички по требованиям противопожарной безопасности в городских лесах расположенных в Артемовском городском округе;

установить ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка находящегося в собственности муниципального образования Артемовский городской округ, в целях его аренды;

установить ставки платы за единицу объема древесины на лесных участках находящихся в собственности муниципального образования Артемовский городской округ;

принять меры к осуществлению лесопатологического мониторинга в отношении городских лесов расположенных в Артемовском городском округе;

принять меры к проведению лесопотологического обследования и мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов в отношении городских лесов расположенных в Артемовском городском округе;

принять меры к выполнению мероприятий по устройству и содержанию противопожарных минерализированных полос вдоль границ городских лесов расположенных в Артемовском городском округе.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца с подачей апелляционной жалобы в Артемовский городской суд Приморского края.

Мотивированное решение составлено 12.02.2020 года.

Судья А.Н. Харченко