НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Арского районного суда (Республика Татарстан) от 10.10.2022 № 2А-824/2022

УИД: 16RS0007-01-2022-001247-48

Дело 2а-824/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2022 года город Арск

Арский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Рахимова А.Х.,

при секретаре судебного заседания Валиуллиной А.Ф.,

с участием прокурора Гималтдинова М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Арского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц к ГАУСО «Арский дом-интернат для престарелых и инвалидов», Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан о признании бездействия, выразившегося в непринятии мер по обеспечению исправного состояния шлейфов установок пожарной сигнализации, а также ручного пожарного извещателя возле эвакуационного выхода, по оборудованию ограждения по периметру учреждения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности и возложении обязанности по обеспечению исправного состояния шлейфов установок пожарной сигнализации, а также ручного пожарного извещателя возле эвакуационного выхода и оборудованию ограждения по периметру учреждения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности, о выделении денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Арского района Республики Татарстан обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением к исполнительному комитету ГАУСО «Арский дом-интернат для престарелых и инвалидов» с указанным иском по тем основаниям, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности на объекте массового пребывания людей в ГАУСО «Арский дом-интернат для престарелых и инвалидов», в ходе которой установлено, что в нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима в РФ 1, 2, 3 шлейфы автоматической пожарной сигнализации не исправны, находятся в отключенном состоянии, ручной пожарный извещатель возле эвакуационного выхода не исправен, а также в нарушение пункта 17 требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ограждение по периметру учреждения не обеспечивает надежную охрану и несанкционированное проникновение на территорию объекта. ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки в адрес директора учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей, однако по результатам рассмотрения представления меры по устранению нарушений не приняты. На основании изложенного, с учетом уточнений просит признать незаконным бездействие ГАУСО «Арский дом-интернат для престарелых и инвалидов», выразившееся в непринятии мер по обеспечению исправного состояния 1, 2, 3 шлейфов установок пожарной сигнализации, а также ручного пожарного извещателя возле эвакуационного выхода, по оборудованию ограждения по периметру учреждения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности и возложении обязанности по обеспечению исправного состояния шлейфов установок пожарной сигнализации, а также ручного пожарного извещателя возле эвакуационного выхода и оборудованию ограждения по периметру учреждения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности. Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда выделить необходимые денежные средства ГАУСО «Арский дом-интернат для престарелых и инвалидов» для выполнения указанных мероприятий.

Прокурор Хабибуллин Р.М. поддержал исковые требования по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика - ГАУСО «Арский дом-интернат для престарелых и инвалидов», Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан, пояснил, что в настоящее время денежные средства на проведение указанных мероприятий выделены, в связи с чем возлагать обязанность на Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан выделить необходимые денежные средства необходимости не имеется, просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель ответчика - Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан не явился, представил письменное возражение.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статей 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее - Закон № 69-ФЗ) законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

Согласно статье 20 Закона № 69-ФЗ нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие требования пожарной безопасности, разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно частям 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Как следует из положений статьи 52 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются устройством систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. В соответствии со статьей 54 названного Федерального закона системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.

Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией представлен в приложении к Приказу МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией» (НПБ 110-03).

Так, согласно пункту 9 таблицы 1 указанного документа здания общественного и административно-бытового назначения подлежат защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией.

В соответствии со статьей 38 Закона № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.

В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом и договором.

В соответствии со статьями 294, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом, а именно, на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.

Следовательно, федеральным законодательством о противопожарной безопасности обязанность совершать действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности, возложена на собственника здания.

Таким образом, вышеназванные факты грубым образом нарушают требования законодательства о пожарной безопасности, создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, а также повреждения и уничтожения имущества в результате возникновения пожара.

Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» под термином «противодействие терроризму» понимается деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Как следует из п. 3 Требований к антитеррористической защищенности

Постановления Правительства РФ от 13.05.2016 № 410 (ред. от 15.08.2020) «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

Согласно п. 17 указанных требований на объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 15 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций; б) периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений.

В порядке статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Арского района Республики Татарстан проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности установлено, что в нарушение пункта 54 Правил противопожарного режима в РФ 1, 2, 3 шлейфы автоматической пожарной сигнализации не исправны, находятся в отключенном состоянии, ручной пожарный извещатель возле эвакуационного выхода не исправен, а также в нарушение пункта 17 требований к антитеррористической защищенности объектов Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ, ограждение по периметру учреждения не обеспечивает надежную охрану и несанкционированное проникновение на территорию объекта.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки в адрес директора учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и антитеррористической защищенности объектов массового пребывания людей, однако по результатам рассмотрения представления нарушения не устранены.

Проанализировав указанные выше положения Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", Требования к антитеррористической защищенности, Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» суд приходит к выводу, что отсутствие оборудованного ограждения забором по периметру территории отделения ГАУСО «Арский дом-интернат для престарелых и инвалидов» является нарушением требований действующего законодательства, касающихся антитеррористической защищенности данного объекта и противопожарной безопасности в связи с чем требования прокурора о признании незаконным бездействия ГАУСО «Арский дом-интернат для престарелых и инвалидов» и обязании устранить нарушения подлежат удовлетворению.

Между тем, как следует из представленных административным ответчиком – Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан документов, на указанные мероприятия выделены денежные средства, заключены договоры с ООО «Ар-Тех» от ДД.ММ.ГГГГ и с ООО «ТехноАрск» от ДД.ММ.ГГГГ, со сроком выполнения работ до ДД.ММ.ГГГГ в связи с чем требования административного истца к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан об обязании в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу решения выделить необходимые денежные средства ГАУСО «Арский дом-интернат для престарелых и инвалидов» удовлетворению не подлежат.

При таких обстоятельствах суд считает исковые требования прокурора обоснованными, подлежащими удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 227 КАС РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Определяя сроки, суд исходит из того, что исполнение судебного решения должно обеспечить баланс прав и законных интересов должников и взыскателей, отвечать требованиям справедливости и обеспечить реальную защиту нарушенных прав или охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц.

Принимая во внимание изложенное, суд считает необходимым установить срок до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180 КАС РФ, суд

решил:

Иск исполняющего обязанности прокурора Арского района Республики Татарстан удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие ГАУСО «Арский дом-интернат для престарелых и инвалидов», выразившееся в непринятии мер по обеспечению исправного состояния 1, 2, 3 шлейфов установок пожарной сигнализации, а также ручного пожарного извещателя возле эвакуационного выхода здания ГАУСО «Арский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенного по адресу: <адрес>; по оборудованию ограждения по периметру учреждения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности.

Обязать ГАУСО «Арский дом-интернат для престарелых и инвалидов» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить исправное состояние 1, 2, 3 шлейфов установок пожарной сигнализации, а также ручного пожарного извещателя возле эвакуационного выхода здания ГАУСО «Арский дом-интернат для престарелых и инвалидов», расположенного по адресу: <адрес>; оборудовать ограждение по периметру учреждения в соответствии с требованиями антитеррористической защищенности.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Татарстан через Арский районный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья ___________________А.Х. Рахимов

Решение19.10.2022