НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Арсеньевского городского суда (Приморский край) от 09.02.2016 № 2-104/2016

Дело № 2-104/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

9 февраля 2016 года г.Арсеньев

Арсеньевский городской суд Приморского края в составе председательствующего судьи Жлобицкой Н.В., с участием прокурора прокуратуры г.Арсеньева ФИО1, при секретаре судебного заседания Самусенко В.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Кировского района г.Хабаровска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю ФИО2 о запрете использования для приема платежей терминала, необорудованного контрольно-кассовой техникой,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Хабаровска обратился в суд с иском к ИП ФИО3 о запрете использования для приема платежей необорудованного контрольно-кассовой техникой платежного терминала , расположенного по адресу: <адрес>. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что на основании информации, предоставленной Межрайонной ИФНС России №6 по Хабаровскому краю, прокуратурой Кировского района проведена проверка соблюдения ИП ФИО3 требований Федерального закона от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и Федерального закона от 03 июня 2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». По результатам проверки установлено, что в пункте приема платежей ИП ФИО2, расположенного по адресу: <адрес> осуществляется прием платежей наличными денежными средствами за услуги сотовой связи с использованием платежного терминала , в состав которого не встроена контрольно-кассовая техника. При этом чеки клиенту не выдаются, а выдаются квитанции. В нарушение требований приведенных федеральным законом ИП ФИО2 контрольно-кассовую технику в составе указанного платежного терминала не использует, информация, указанная в информационном блоке платежного терминала не содержит всех обязательных реквизитов. Выдаваемый платежными терминалами печатные документы также не соответствует требованиям закона, а именно: отсутствуют наименования документов «кассовый чек», заводские номера кассового аппарата, отсутствуют признаки наличия фискальной памяти. Использование агентом платежных терминалов с нарушением требований действующего законодательства РФ, посягает на установленный нормативными актами порядок общественных отношений в сфере торговли и финансов, правила государственной разрешительной системы, а также прямо нарушает права и интересы неопределенного круга лиц, которые пользуются услугами указанного платежного терминала, поскольку прием платежей без применения контрольно-кассовой техники не допускается. Поскольку хозяйственная деятельность, осуществляемая ИП ФИО2 посредством платежного терминала является незаконной, она подлежит запрету.

В судебном заседании прокурор требования иска поддержал по доводам, изложенным в нем.

В судебное заседание представитель третьего лица Межрайонной ИФНС России №6 по Хабаровскому краю не явился, причины неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил. В связи с чем, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица.

Ответчик ФИО2, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного разбирательства, также не явился, причины неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела не просил. Кроме того, ответчик также, будучи надлежащим образом извещенный, получив копию искового заявления, не являлся в предварительное судебное заседание, также не представив сведения об уважительности своей неявки. Письменных возражений по иску ответчик не представила. В соответствии с п.3 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие ответчика.

Выслушав объяснения прокурора, проверив материалы дела, суд полагает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно представленных материалов, в целях осуществления предпринимательской деятельности ответчиком используется платежный терминал , расположенный по адресу: <адрес>

При осуществлении деятельности по приему от граждан платежей за услуги, в том числе операторов сотовой связи, с использованием платежного терминала , расположенного по адресу: <адрес>, ответчиком не применяется контрольно-кассовая техника, кассовые чеки не выдаются, информация на выдаваемых квитанция не содержат КПК, значение КПК, номер ЭКЛЗ, номер контрольно-кассовой техники, номер чека.

Данное обстоятельство подтверждается материалами дела, в том числе актами проверок налогового органа, и не оспаривается ответчиком.

В соответствии с п.1 - 4 ч.1 ст.6 Федерального закона РФ №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами», платежный терминал, используемый платежным агентом при приеме платежей, должен содержать в своем составе контрольно-кассовую технику и обеспечивать в автоматическом режиме: предоставление плательщикам информации, предусмотренной статьей 4 настоящего Федерального закона; прием от плательщиков информации о наименовании поставщика, о наименовании товара (работы, услуги), за который (которые) исполняются денежные обязательства физического лица перед поставщиком, о размере вносимых платежному агенту денежных средств, а также иной информации, если это предусмотрено договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц; прием денежных средств, вносимых плательщиками; печать кассовых чеков и их выдачу плательщикам после приема внесенных денежных средств.

На основании ч.13 ст.4 вышеуказанного Федерального закона РФ №103-Ф3, платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации: адреса места приема платежей: наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика; наименования поставщика; реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом; размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения; способов подачи претензий; номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

В силу ч.12 ст.4, ч.4 ст.6 Федерального закона РФ №103-ФЗ, платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.

Согласно ч.2 ст.5 Федерального закона РФ №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал обязаны: использовать контрольно- кассовую технику в составе платежного терминала и (или) банкомата: осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета организации в качестве налогоплательщика: применять исправную контрольно-кассовую технику, обеспечивающую фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти; выдавать клиентам при осуществлении наличных денежных расчетов кассовый чек, отпечатанный платежным терминалом или банкоматом.

Кроме того, в соответствии с ч. 1.1 ст.4 вышеуказанного федерального закона РФ от 22 мая 2003 года №54-ФЗ, контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, субагентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, субагентами, должна: быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; быть исправна, опломбирована в установленном порядке: иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом внекорректируемом виде: эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат
зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца.

Содержание кассового чека, выдаваемого платежным терминалом в соответствии с ч. 2 ст.5 вышеуказанного Федерального закона РФ №54-ФЗ определены соответствующие к нему требования. Так, в соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона РФ №103-ФЗ определено, что применяемый платежным агентом платежный терминал должен обеспечивать печать на кассовом чеке своего номера и реквизитов, предусмотренных статьей 5 настоящего Федерального закона РФ, в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте и в фискальной памяти контрольно-кассовой техники.

В силу ст.5 Федерального закона РФ №10З-ФЗ, прием платежным агентом от плательщика денежных средств должен быть подтвержден выдачей в момент осуществления платежа кассового чека, подтверждающего осуществление соответствующего платежа.

Кассовый чек, выдаваемый платежным агентом плательщику и подтверждающий осуществление соответствующего платежа, должен соответствовать требованиям законодательства РФ о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, а также содержать следующие обязательные реквизиты:
наименование документа - кассовый чек; наименование оплаченного товара
(работ. услуг); общую сумму принятых денежных средств; размер вознаграждения, уплачиваемого плательщиком в случае его взимания: дату, время приема денежных средств, номера кассового чека и контрольно-кассовой техники; адрес места приема денежных средств; наименование и место нахождения платежного агента, принявшего денежные средства, и его идентификационный номер налогоплательщика; номера контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом.

Таким образом, в нарушение указанных норм действующего федерального законодательства ИП ФИО2 контрольно-кассовую технику в составе указанного платежного терминала не использует, информация, указанная в информационном блоке платежного терминала не содержит всех обязательных реквизитов. Выдаваемый платежными терминалами печатные документы также не соответствует требованиям закона, а именно: отсутствуют наименования документов «кассовый чек»,
заводские номера кассового аппарата, отсутствуют признаки наличия фискальной памяти.

Таким образом, использование ответчиком при приеме платежей платежного терминала, не содержащего в своем составе контрольно-кассовую технику, не обеспечивающего, в том числе предоставление плательщикам в автоматическом режиме информации, предусмотренной ст.ст.4, 5 Федерального закона от 03 июня 2009г. №103-ФЗ, является незаконным и нарушает права и интересы неопределенного круга потребителей. В связи с чем, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кировского района г.Хабаровска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, - удовлетворить.

Запретить индивидуальному предпринимателю ФИО2, ИНН , использовать для приема платежей необорудованный контрольно-кассовой техникой платежный терминал , расположенный по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Арсеньевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Н.В. Жлобицкая

Мотивированное решение составлено 12.02.2016г.