НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Армянского городского суда (Республика Крым) от 17.11.2016 № 2-852/2016

Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 ноября 2016 года г. Армянск, Республики Крым

Армянский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Феденевой Т.Н.,

при секретаре ФИО3Ю

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) к Молокову А.В. о взыскании необоснованно полученной суммы пенсии,

у с т а н о в и л:

ГУ-УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) обралось в суд с требованием о взыскании с ФИО2 излишне выплаченной пенсии. Требования мотивированы тем, что с ДД.ММ.ГГГГ год на территории Республики Крым применяется законодательство РФ об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование, для реализации которого зарегистрировано ГУ-УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное). К функциям управления относится установление и выплата пенсий и предусмотренных законом социальных выплат. 09.11.2015 г. истцом получены списки лиц, поступившие из ГУ –Отделения Пенсионного фонда РФ по РК, для проведения проверки назначения и выплаты пенсии. В ходе указанной проверки установлено, что ответчик с 21.10.2003 г. является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.12.1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» в ГУВД по <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГФИО2 являлся получателем пенсии по возрасту в соответствии с законодательством Украины на территории Республики Крым. На основании документов пенсионного дела с ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет пенсии ФИО4, в соответствии с законодательством РФ. Установлено, что ФИО2, скрыл факт получения пенсии за выслугу лет в ГУВД по <адрес>, в результате чего последнему в период с 01.01.2015 г. по 30.11.2015 г. была необоснованно начислена и выплачена пенсия в размере <данные изъяты> руб. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика направлено уведомление о явке в Пенсионный фонд для урегулирования вопроса о возврате пенсии, однако ответчик для урегулирования спора в Пенсионный фонд не явился. Просит взыскать с ФИО2 в пользу ГУ-УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) ошибочно выплаченную пенсию в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании представитель истца ГУ –УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) ФИО5, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала полностью по изложенным в заявлении доводам. Считает, что пенсия ответчику начислена и выплачена Пенсионным фондом необоснованно, поскольку ФИО2 скрыл тот факт, что он является получателем пенсии за выслугу лет в ГУВД по <адрес>, не указав об этом в заявлении о начислении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ и заявлении о перерасчете пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, что повлекло необоснованное начисление и выплату ему пенсии по законодательству Российской Федерации.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании иск признал в полном объёме и не возражал против его удовлетворения.

Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов, то есть с 18 марта 2014 года.

Согласно ст. 6 ФКЗ № 6 от 21.03.2014 года со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.

Статьей 11 данного закона урегулирован вопрос социальной защиты, в том числе пенсионного обеспечения граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве.

Данные лица имеют право, в том числе, на получение пенсий в соответствии с законодательством Российской Федерации. Размеры пенсий не могут быть ниже размеров пенсий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. Размеры пенсий приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода. Выплата пенсий производится в российских рублях по официальному курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации (Банком России).

В течение переходного периода на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя создаются территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации, а также территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

В соответствии с приведенными выше нормами в переходный период пенсионное обеспечение на территории Республики Крым осуществлялось территориальными управлениями Пенсионного фонда Республики Крым.

С 01 января 2015 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя применяется законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, что закреплено в ст. 11 Федерального конституционного закона РФ от 21.03.2014 года № 6-ФКЗ и в Федеральном законе от 21.07.2014года №208-ФЗ « Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 21.07.2014 N 208-ФЗ " Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" размеры пенсий, назначенных гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, подлежат перерасчету с 1 января 2015 года в соответствии с законодательством Российской Федерации. При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается. Перерасчет размера пенсии осуществляется на основании документов выплатного дела без истребования от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства заявлений о перерасчете пенсий.

Статья 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ " О страховых пенсиях " указывает, что лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору. Гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» в ГУВД по <адрес>.

Так, в соответствии с ответом УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на запрос истца, ФИО2 состоит на учете как получатель федеральной социальной доплаты к пенсии, является получателем пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» в ГУВД по <адрес>.

Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГФИО2 являлся получателем пенсии по возрасту в соответствии с законодательством Украины.

То есть, в данном случае ФИО2 имеет право на получение страховой пенсии по старости на общих основаниях либо пенсионного обеспечения как работник органов внутренних дел.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ " О страховых пенсиях" право выбора вида получаемой пенсии предоставлено ответчику.

С 01.12.2015 г. ГУ-УПФ РФ в Красноперекопском районе Республики Крым (межрайонное) была приостановлена выплата пенсии ответчику, о чем ФИО2 был письменно уведомлен.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было подано заявление в суд с просьбой о прекращении выплаты пенсии в <адрес>.

Указанное свидетельствует о том, что ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ одновременно получал два вида пенсии, не имея на это предусмотренного законом права.

В соответствии с протоколом о выявлении излишне выплаченных гражданину сумму пенсии от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ излишне выплачено 79336, 40 руб. по причине двойного назначения пенсии на территории Российской Федерации и на территории Украины.

Судом указанный расчет признан верным, иного расчета суду ответчиком не представлен.

Согласно ст. 26 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ " О страховых пенсиях» пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.

В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учётом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Данные правила применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Статья 1109 ГК РФ указывает, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в том числе, пенсии и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.

Судом установлено, что получение ФИО2 необосновано начисленной и выплаченной пенсии не явилось следствием счетной ошибки. Тот факт, что ФИО2, являясь в период с 01.01.2015 г. по 30.11.2015 г. получателем пенсии как работник органов внутренних дел и трудовой пенсии по возрасту, не сообщил о данном факте в Пенсионный фонд, а доказательств иного суду не представлено, по мнению суда, свидетельствует о его недобросовестном поведении, что в соответствии с приведенными выше нормами закона является основанием для взыскания с ответчика необоснованно полученной пенсии как неосновательного обогащения.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ " О страховых пенсиях " излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии ) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.

Оценив в совокупности представленные и исследованные доказательства, суд считает установленным, что ФИО2 необоснованно получил от истца пенсию в период с 01.01.2015 г. по 30.11.2015г. в размере <данные изъяты> руб., которые подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, что является основанием для удовлетворения заявленных исковых требований.

Судья принимает признание иска ответчиком ФИО2, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л:

Взыскать с Молокова <данные изъяты> в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноперекопском районе Республики Крым необоснованно полученную сумму пенсии в размере <данные изъяты>.

Исполнительный лист ФС выданный ДД.ММ.ГГГГ Армянским городским судом Республики Крым отозвать из ОСП по <адрес> УФССП по <адрес> в материалы дела.

Апелляционная жалоба на решение Армянского городского суда Республики Крым может быть подана в течение одного месяца со дня принятия решения суда в Верховный Суд Республики Крым через Армянский городской суд Республики Крым.

Председательствующий судья Феденева Т.Н.