Дело № 2а-75/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 сентября 2016 года г. Армянск Республика Крым
Армянский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего – судьи Феденевой Т.Н.,
при секретаре ФИО6,
с участием административного истца – Есиповой О.П.,
участием представителя административного ответчика - ФИО10,
с участием заинтересованного лица - ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Есиповой <данные изъяты> к Муниципальному казенному учреждению «Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес>» о признании действий незаконными, понуждении выполнить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Административный истец Есипова О.П. обратилась в суд с административным иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес>» о признании действий незаконными, понуждении выполнить определенные действия, а именно: признать действия ответчика по перерасчету помощи при рождении ребенка и прекращению выплаты ежемесячного пособия на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов незаконными, понудить ответчика выплатить неправомерно удержанные суммы помощи при рождении ребенка в размере <данные изъяты> рублей, выплатить неправомерно удержанные суммы ежемесячного пособия на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб., выплачивать пособие при рождении ребенка в размере <данные изъяты> руб. ежемесячно до достижения ребенком шести лет с учетом индексации.
В обоснование административного иска Есипова О.П. указала, что она является получателем государственной помощи в виде социальных пособий, а именно : пособия при рождении третьего ребенка и пособия на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов. С начала 2015г. административный ответчик выплачивает пособия в размере меньшем, чем предусмотрено законодательством. Считает действия ответчика незаконными в связи с тем, что в нарушение ст.4 п.2 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» размер пособия на ребенка, родившегося до ДД.ММ.ГГГГ выплачивается в меньших размерах, чем установлено законодательством, действовавшим на территории Автономной Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Законом Украины «О государственном бюджете Украины на 2014 г.» прожиточный минимум для детей в возрасте до шести лет с ДД.ММ.ГГГГ составляет 1032 грн., однако ответчиком расчет суммы произведен из прожиточного минимума, установленного в Украине в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть из размера прожиточного минимума в размере 972 грн., установленного на момент рождения ребенка в 2013 году. После перерасчета, проведенного ответчиком в 2015 году, размер пособия на ребенка уменьшен с <данные изъяты> руб. до <данные изъяты> руб. Перерасчет проведенный ответчиком фактически является удержанием сумм назначенного пособия и удерживается с нее как получателя пособия в нарушение требований ч.2 ст.19 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях граждан, имеющих детей». Согласно проведенному самостоятельному расчету пособия на ребенка оно должно выплачиваться в размере <данные изъяты> рублей, в связи с чем просит обязать ответчика выплачивать пособие не в размере <данные изъяты> руб., а в размере <данные изъяты> руб. и вернуть неправомерно удержанные суммы пособия в связи с его неправильным расчетом и неправомерным удержанием в размере <данные изъяты> руб. Временная государственная помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, оформлялась на детей-ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ Прожиточный минимум в соответствии со ст. 7 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2014 год» на ДД.ММ.ГГГГ на ребенка от 6 лет до 18 лет составлял 1286 грн., размер временной государственной помощи, родители которых уклоняются от уплаты алиментов - 358 грн. 80 коп., что эквивалентно <данные изъяты> руб. Статьями 5, 7 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК/2014 «О ежемесячном пособии на ребенка» предусмотрено, что с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное пособие на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов выплачивается в размере разницы между размером назначенной временной государственной помощи, назначенной в соответствии с законодательством, действовавшим в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ и размером ежемесячного пособия на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов. Ежемесячное пособие на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов назначается в размере 750 рублей. С ДД.ММ.ГГГГ помощь на двух детей должна была быть начислена в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>)х2. Выплата пособия проведена на пять месяцев, то есть с августа 2014 года до декабря 2014 г. включительно, полагает, что данное пособие подлежит выплате в течение 12 месяцев, а не шести месяцев со дня его назначения, в связи с чем, сумма невыплаченного пособия за оставшиеся семь месяцев составила <данные изъяты> руб. которые просит обязать вернуть. На ее обращение Муниципальное казенное учреждение «Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес>» предоставило ответ о том, что назначенные пособия расчитаны в соотвествии с действующими законами и административным истцом получены в полном объеме.
Административный истец ФИО8 в судебном заседании исковые требования поддержала, просила иск удовлетворить, в обоснование исковых требований сослалась на доводы указанные в предъявленном иске. Дополнительно пояснила, с суммой ежемесячного пособия, расчитанного на основании законодательства Украины в размере <данные изъяты> руб она не согласна, так как расчет должен производится с применением прожиточного минимума на ребенка не на дату рождения ребенка, а исходя из прожиточного минимума, установленного на 2014 год, который составлял 1032 грн. Уменьшение указанной суммы до размера <данные изъяты> руб. считает незаконным, в связи с тем, что административным ответчиком производится удержание из причитающихся сумм пособия в нарушение ч.2 ст.19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ –ФЗ «О государственных пособиях гражданам имеющих детей». Такое удержание возможно в исключительных случаях, а именно: если переплата произошла по вине получателя пособия ( предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий, исчисление их размеров либо в результате счетной ошибки. Доказательств указанных в законе фактов для удержания сумм из пособия административным ответчиком в суд не представлено. Согласно самостоятельным расчетам пособия на ребенка сумма пособия подлежит выплате в размере <данные изъяты> рублей. Расчеты производились следующим образом: (<данные изъяты>. С применением коэффициента 3,8 сумма ежемесячного пособия на ребенка составляет <данные изъяты> руб. При этом необходимо руководствоваться Федеральным законом №36 –ЗРК /2014 г. который не устанавливает обязанности расчитывать и выплачивать пособие при рождении ребенка в порядке, установленном законодательством, действующим по состоянию на 21 февраля 2014 года, то есть законодательством Украины. При расчете пособия при рождении ребенка применить порядок, установленный федеральным законом, а не законом Украины. Кроме того, в соотвествии с указанным федеральным законом пособие при рождении ребенка и ежемесячное пособие по уходу за ребенком подлежат индексации, поэтому она просит обязать административного ответчика выплачивать пособие на ребенка в сумме <данные изъяты> руб. и индексировать его в соотвествии с законом. По поводу прекращения ежемесячного пособия на ребенка родитель которого уклоняется от уплаты алиментов дополнительно пояснила, что выплата должна производится в течение 12 месяцев, то есть с августа 2014 года по июль 2015 года, а всего выплата произведена за пять месяцев с августа 2014 года по декабрь 2015 г. Однако административный ответчик, ссылаясь на законодательство Украины о шестимесячном сроке выплаты пособия, прекратил выплату пособия с февраля 2015 года неправомерно обосновывая свое решение ссылкой на ч.2 ст.2 Закона Республики Крым от 17.12.2014 года № 36 –ЗРК/2014. По мнению административного истца данный закон не применим, так как не регулирует порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, поэтому следует применять Федеральный закон от 03.12.2014 г. № 20 –ЗРК/2014 г. В связи с неправомерным прекращением выплат ежемесячного пособия на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов недоплата составляет <данные изъяты> руб. Она признает, что за период с января 2014 г. по апрель 2014 года получала ежемесячное пособие при рождении ребенка как из Фонда социального страхования, так из Муниципального казенного учреждения «Управление труда и социальной защиты населения администрации города Армянска». Однако в указанные учреждения не сообщила об этом, так как считала, что выплаты осуществляются в соотвествии с законом. Считает, что в этом случае нет оснований для удержания этих сумм из размера пособия на ребенка, выплачиваемого Муниципальным казенным учреждением «Управление труда и социальной защиты населения администрации города Армянска», так как административным ответчиком не представлено доказательств, что она скрывала какие-то факты, влияющие на размер пособия и его расчет, либо допущена счетная ошибка.
Представитель административного ответчика ФИО10 в судебном заседании требования административного иска не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать, пояснив, что расчет сумм пособий и их выплата произведены Управлением в соответстви с действующим законодательством. В обоснование иска сослалась на письменные возражения, представленные в суд до судебного заседания. Согласно письменным объяснениям заместителя руководителя Муниципального казенного учреждения «Управление труда и социальной защиты населения администрации города Армянска» ФИО11 административный истец является получателем пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов. В настоящее время Есипова О.П. состоит на учете в Управлении труда и социальной защиты населения <адрес> как получатель ежемесячного пособия при рождении третьего ребенка дочери ФИО2, 17.10.2013г.р. Ранее являлась получателем помощи по уходу за ребенком до достижения им 3-х летнего возраста, помощи при рождении ребенка и временной государственной помощи детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов. Помощь при рождении ребенка Есиповой О.П. на дочь назначена в соответствии с п. 13 Порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2001 № 1751. Помощь на ребенка, родившегося после 8 апреля 2011г., предоставлялась в сумме кратной 120 размерам прожиточного минимума - на третьего и последующего ребенка. Выплата помощи осуществлялась одноразово в десятикратном размере прожиточного минимума, остаток суммы помощи на третьего и каждого следующего ребенка выплачивается на протяжении 72 месяцев равными частями.При этом такая помощь предоставлялась в размерах прожиточного минимума для детей в возрасте до шести лет, установленного на дату рождения ребенка. Согласно ст. 7 Закона Украины от 06.12.2012 № 5515-У1 «О государственном бюджете Украины на 2013г.» прожиточный минимум на ребенка в возрасте до шести лет с 01.01.2013г. составлял 972,00 грн., с 01.12.2013г. - 1032,00 грн. На дату рождения ФИО2 (17.10.2013г.) прожиточный минимум составлял 972,00 грн. Суммарный объем помощи при рождении ребенка составил <данные изъяты> грн. <данные изъяты> грн. х 120 мес.), в том числе разовая выплата <данные изъяты> грн. (<данные изъяты> грн. х 10), ежемесячный размер выплат <данные изъяты> грн. ((<данные изъяты>)/72 мес.). Есиповой О. П. помощь при рождении ребенка назначена в следующих размерах: на период с 01.10.2013г. по 31.10.2013г. в размере <данные изъяты> грн. (разовая выплата) и с 01.11.2013г. по 31.10.2019г. в размере <данные изъяты> грн. (ежемесячная выплата). В соответствии с Распоряжением Председателя Совета министров АР Крым от 14.03.2014 № 119-РП выплата пособий и иных социальных выплат гражданам Украины, иностранным гражданам и лицам без гражданства, зарегистрированным по состоянию на 16 марта 2014г. на территории АР Крым, осуществлялась за счет средств бюджета АР Крым в размерах, установленных законодательством Украины по состоянию на 21 февраля 2014г. В соответствии с Постановлением Государственного Совета Республики Крым от 04.04.2014 № 1960-6/14 до 01 января 2015г. перерасчет социальных выплат, назначенных в соответствии с законодательством Украины, осуществлялся в российских рублях с использованием коэффициента перерасчета с украинской гривны на российский рубль - 3,8. В результате перерасчета размер ежемесячной выплаты Есиповой О.П. составил <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> грн.х3,8). Гарантии сохранения мер социальной защиты, в том числе пособий в связи с рождением ребенка гражданам, проживающим на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, право которых на данные меры возникло до 31.12.2014г., установлены Федеральным конституционным законом от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Есипова О.П. относится к категории лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, так как состоит в трудовых отношениях с предприятием, т.е. с 01.01.2015 г. по 17.04.2015 г. выплата пособия по уходу за ребенком производилась за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Согласно ст. 4 Закона Республики Крым от 17.12.2014 № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты отдельным категориям граждан, проживающим на территории Республики Крым» для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, размер пособия при рождении ребенка рассчитывается как разница между совокупным объемом государственной помощи при рождении ребенка, предоставляемым семьям с детьми в соответствии с законодательством в сфере оказания государственной поддержки семьям с детьми, действовавшим на территории Автономной Республики Крым до 21.02.2014г., и суммарным объемом средств на выплату единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемым лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с Федеральным Законом от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК об особенностях установления мер социальной защиты отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», гражданам, право которых на пособие при рождении ребенка возникло до ДД.ММ.ГГГГ включительно, общий размер пособия при рождении ребенка выплачивается в размерах, установленных законодательством, действовавшим на территории Автономной Республики Крым по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, до дня прекращения оснований, в соответствии с которыми пособие было установлено, или сроков, на которые оно было установлено. В данном случае общий размер пособия, выплачиваемый Есиповой О. П. составляет <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> грн. х 3,8 х 120 мес.), в том числе: разовая выплата <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> грн. х3,8 х10), общий размер выплат без учета разовой выплаты - <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>). За период с 01.10.2013г. по 31.03.2015г. Есиповой О.П. выплачены следующие суммы: за октябрь 2013г. - <данные изъяты> грн. (<данные изъяты> руб.), за ноябрь 2013г. - <данные изъяты> грн. (<данные изъяты> руб.), за декабрь 2013г. - <данные изъяты> грн. <данные изъяты> руб.), за январь 2014г. - <данные изъяты> грн. (<данные изъяты> руб.), за февраль 2014г. - <данные изъяты> грн. (<данные изъяты> руб.), за март 2014г. - <данные изъяты> грн. (<данные изъяты> руб.), а всего выплачено <данные изъяты> грн. (<данные изъяты> руб.) Реестры ФСС о назначенном с ДД.ММ.ГГГГ пособии по уходу за ребенком поступили в Управление в марте 2015г. Пособие за период с 01.01.2015г. по 31.03.2015г. начислено и выплачено Фондом социальногострахования после начисления и выплаты помощи при рождении ребенка Управлением за указанный период, списки на выплату всех видов помощи на месяц формируются с 20 числа текущего месяца, заявка на потребность в средствах направляется в Министерство труда и социальной защиты Республики Крым на очередной месяц до 28 числа текущего месяца. С апреля 2015г. выплата помощи Есиповой О.П. приостановлена в связи с проведением перерасчета. Согласно ст. 4 Закона Республики Крым от 17.12.2014 № 36-ЗРК «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым» Управлением Есиповой О.П. назначено ежемесячное пособие при рождении ребенка с 01.01.2015г. по 17.04.2015г. в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>.), с 18.04.2015г. по 31.10.2019г.-<данные изъяты> руб. Согласно реестрам ФСС от 11.08.2015г., пособие по уходу за ребенком Есиповой О.П. назначено с 01.01.2015г. по 17.04.2015г. За данный период Фондом социального страхования Есиповой О. П. выплачены следующие суммы: за январь 2014 г. - <данные изъяты> руб., за февраль 2014г. - <данные изъяты> руб., за март 2014 г. - <данные изъяты> руб., за апрель 2014г. - <данные изъяты> руб., всего выплачено <данные изъяты> руб. В августе 2015г. Управлением Есиповой О.П. произведен автоматический перасчет ежемесячной помощи при рождении ребенка в соответствии со ст. 4 Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗРК «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категориям граждан, проживающих на территории Республики Крым», с учетом назначенных и оплаченных сумм пособия по уходу за ребенком и с учетом выплаченных ранее сумм помощи при рождении ребенка. Программным обеспечением предусмотрен перерасчет помощи при рождении ребенка на основании следующих данных: справки Управления о размере помощи на 31.12.2014г. (размер помощи на 01.12.2014г. составил - <данные изъяты> руб.), справка ФСС о размере назначенного и выплаченного пособия, с указанием периода и размера выплаты, всего выплачено 19 390,79 руб., в том числе за январь 2014г.- 5436,67 руб., за февраль 2014г. - <данные изъяты> руб., за март 2014г. - <данные изъяты> руб., за апрель 2014г. - <данные изъяты> руб.; справки Управления о периоде и сумме выплаты, всего выплачено <данные изъяты> руб., в том числе: за январь 2014г. - <данные изъяты> руб., за февраль 2014г. - <данные изъяты> руб., за март 2014г.- <данные изъяты> руб. После проведения перерасчета ежемесячного пособия при рождении ребенка Есиповой О. П. размер помощи за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составил <данные изъяты> руб., за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб.
Таким образом, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Есиповой О. П. Управлением назначено пособие в следующих размерах: за январь 2015г. - <данные изъяты> руб., за февраль 2015г. - <данные изъяты> руб., за март 2015г. - <данные изъяты> руб., за апрель 2015г. -<данные изъяты>., за май 2015г. и по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб. При рассмотрении вопроса об индексации пособия при рождении ребенка необходимо руководствоваться п.1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении с ДД.ММ.ГГГГ размера индексации выплат, пособий и компенсаций». Индексации с ДД.ММ.ГГГГ подлежат только выплаты, пособия и компенсации, предусмотренные законодательными актами Российской Федерации, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона "О приостановлении действия положений отдельных законодательных актов Российской Федерации в части порядка индексации окладов денежного содержания государственных гражданских служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц, должностных окладов судей, выплат, пособий и компенсаций и признании утратившим силу Федерального закона "О приостановлении действия части 11 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Есипова О.П. состояла на учете в Управлении как получатель временной государственной помощи детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, назначаемой согласно Порядка назначения и выплаты временной государственной помощи детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка или место проживания которых не известно, утвержденного Постановлением Кабинета министров Украины от ДД.ММ.ГГГГ№. Данный вид помощи назначался на шесть месяцев, начиная с месяца, в котором поданы все необходимые документы. Согласно заявлению Есиповой О.П. от 27.08.2014г. и представленных документов данный вид помощи назначен на период с 01.08.2014г. по 31.01.2015г. и выплачен по 31.01.2015г. включительно в следующих размерах: за период с 01.08.2014г. по 30.09.2014г. - <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>. х 2), с 01.10.2014г. по 31.01.2015г. - <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>. х 2).
Дополнительно в ходе рассмотрения дела представитель Муниципального казенного учреждения «Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес>» ФИО10, пояснила, что временная государственная помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка или место проживания которых не известно выплачена Есиповой О.П. в период с 01.08.2014 г. по 31.01.2015 г. полностью, а не за пять месяцев как считает Есипова О.П. Требования о выплате государственной помощи еще за шесть месяцев, а всего за 12 месяцев не основаны на законе, так как помощь назначалась в период действия Постановления Кабинета Министров Украины от 22.02.2006 года № 189 и ограничивалась шестью месяцами. Поэтому Есипова О.П. не может претендовать на выплату государственной помощи в течении двеннадцати месяцев как это установлено законом Республики Крым от 03.12.2014 года № 20 –ЗРК/2014 «О ежемесячном пособии на ребенка». Правила данного закона распространяются на лиц, пособие которым назначается после 21.02.2014 года. Следовательно требования о взыскании недоплаты ежемесячного пособия на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов в размере <данные изъяты> рублей являются не основанными на законе. При перерасчете Есиповой О.П. пособия по случаю рождения ребенка действительно была обнаружена переплата Управлением пособия в размере всего <данные изъяты> руб. за период с января 2014 года по март 2014года, так как в один и тот же период данное пособие в размере <данные изъяты> руб. выплачивалось административному истцу из Фонда социального страхования. Поскольку пособие при рождении ребенка выплачивается только из Фонда социального страхования было принято решение об удержании излишне выплаченных сумм из пособия в размере <данные изъяты> руб. выплачиваемого Есиповой О.П. Муниципальным казенным учреждением «Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес>». Такое решение не нарушает прав административного истца, так как в целом, с учетом излишне выплаченных сумм размер пособия на ребенка не уменьшился. Переплата произошла из-за того, что реестры о получателях сумм пособий на ребенка из Фонда социального страхования пришли с опозданием в силу объективных причин, ФСС начал осуществлять деятельность по оказанию услуг только 01.01.2015 года, взаимодействие не было регламентировано. 22.10.2015 г. за исх. № Е-62 Муниципальным казенным учреждением «Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес>» административному истцу дано разъяснение о применении Управлением законодательства которое регламентирует вопрос о назначении пособий, а именно назначение ежемесячного пособия на детей произведено в соответствии с Законом Республики Крым от 03.12.2014 г. № 20-ЗРК/2014 «О ежемесячном пособии на ребенка», Порядком назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка и Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи для определения права на получение ежемесячного пособия на ребенка; назначение государственной социальной помощи в виде социального пособия произведено в соответствии с Законом Республики Крым от 27.11.2014 г. № 10-ЗРК «О государственной социальной помощи в Республике Крым» и Порядком предоставления государственной социальной помощи в виде социального пособия; помощь по уходу за ребенком до достижения им трех лет назначена на основании п. 18 Порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми; помощь при рождении ребенка (третьего) назначена в соответствии с п. 13 Порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми; перерасчет ежемесячной помощи при рождении ребенка проведен с учетом назначенных и выплаченных сумм пособия по уходу за ребенком и с учетом выплаченных ранее сумм помощи при рождении ребенка; временная государственная помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов проведена в соответствии с требованиями п.7 Порядка назначения и выплаты временной государственной помощи детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка или место проживания которых неизвестно, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины № 189 от 22.02.2006 г. Данным ответом отказано в удовлетвороении требований административного истца, так как Управление действовало в рамках закона при расчете, назначении и выплате Есиповой О.П. всех предусмотренных пособий.
Представитель заинтересованного лица Фонда социального страхования ФИО7 пояснила, что Есиповой О.П. пособие по случаю рождения ребенка назначалось и выплачивалось на основании документов, представленных в Фонд социального страхования работодателем Есиповой О.П. ФСС назначило Есиповой О.П. ежемесячное пособие в размере <данные изъяты> руб. Данное пособие выплачивалось Фондом социального страхования в период январь 2014г.- <данные изъяты> руб., февраль 2014г. - <данные изъяты> руб., март 2014г. - <данные изъяты> руб., апрель 2014г. - <данные изъяты> руб., а всего выплачено <данные изъяты> руб. Фонд социального страхования обязан был назначить Есиповой О.П. данное пособие, так как в силу закона данный вид пособия выплачивается через Фонд социального страхования. Так как в этот период не было четкого взаимодействия Фонда социального страхования с Муниципальным казенным учреждением «Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес>» по объективным причинам, Управление так же одновременно, за указанный период назначило и выплатило Есиповой О.П. размер пособия на ребенка с января 2015 г. по март 2015 г. всего <данные изъяты> руб. Таким образом Есипова О.П. одновременно получая пособия при рождении ребенка из Фонда социального страхования и Муниципального казенного учреждения «Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес>» не сообщила ни в одно из этих учреждений о том, что пособие выплачивается дважды, что может повлиять на расчет пособия. Когда это обстоятельство обнаружено Муниципальным казенным учреждением «Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес>» принято решение о прекращении выплаты и произведен перерасчет пособия в сторону его уменьшения, то есть Есиповой О.П. установлен размер пособия в сумме <данные изъяты> руб., с учетом выплаченных сумм Фондом социального страхования пособие уменьшено Муниципальным казенным учреждением «Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес>» до размера <данные изъяты> руб. на весь срок выплаты. Таким образом Управлением произведено удержание излишне выплаченных сумм в размере <данные изъяты> руб. за весь период выплаты Есиповой О.П. ежемесячного пособия путем удержания из причитающихся ей выплат до 2019 года. Считает, что все пособия расчитаны и выплачены Есиповой О.П. в соотвествии с действующим законодательством, права ее не нарушены.
Выслушав пояснения сторон, заинтересованного лица, исследовав материалы дела суд считает необходимым в удовлетворении административного иска отказать по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ч.2 ст.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Согласно ч. 2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. В соответствии с ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствим со ст. 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме отдельным категориям граждан и лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не могут быть ниже размеров пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме и выплачиваемых этим категориям граждан и лиц по состоянию на 21 февраля 2014 года. При изменении порядка и условий реализации льгот, предоставлявшихся этим категориям граждан и лиц до 21 февраля 2014 года в натуральной форме, а также порядка и условий осуществления выплат, производимых до указанной даты, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия их предоставления не могут быть ухудшены. Размеры пенсий, пособий (в том числе единовременных), компенсаций и иных видов социальных выплат, а также гарантий, установленных в денежной форме, приводятся в соответствие с размерами таких социальных выплат и гарантий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в течение переходного периода.
Суд считает несостоятельной ссылку административного истца о том, что размер пособия должен составлять <данные изъяты> руб. Суд принимает расчеты пособия при рождении ребенка, представленные Муниципальным казенным учреждением «Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес>» в сумме <данные изъяты> руб. и с учетом выплаченных сумм Фондом социального страхования в сумме <данные изъяты> руб. считает их соотвествующими действующему законодательству по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 12 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» предусмотрено, что помощь при рождении ребенка начисляется исходя из размера прожиточного минимума для детей в возрасте до шести лет, установленного на день рождения ребенка. Помощь при рождении ребенка предоставляется в сумме, кратной 30 размерам прожиточного минимума, - на первого ребенка; кратной 60 размерам прожиточного минимума - на второго ребенка; кратной 120 размерам прожиточного минимума, - на третьего и каждого следующего ребенка. Выплата помощи осуществляется одноразово в десятикратном размере прожиточного минимума при рождении ребенка, остальная сумма помощи на первого ребенка выплачивается в течение следующих 24 месяцев, на второго ребенка - 48 месяцев, на третьего и каждого следующего ребенка - 72 месяцев равными частями в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины. В соответствии со ст. 7 Закона Украины «О государственном бюджете Украины на 2013 год» прожиточный минимум на ребенка в возрасте до шести лет с ДД.ММ.ГГГГ составляет 972 грн., с ДД.ММ.ГГГГ -1032 грн. Учитывая, что третий ребенок заявителя – ФИО2 родилась ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком при проведении расчета прожиточный минимум на ребенка в возрасте до шести лет применен в размере 972 грн. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что суммарный объем помощи при рождении ребенка должен составлять <данные изъяты> грн. <данные изъяты> 120 месяцев), сумма разовой выплаты - <данные изъяты> грн. (972х10), а ежемесячный размер выплат -<данные изъяты> грн. (116640-9720)/72, что эквивалентно <данные изъяты> руб. (1485х3,8), а не в размере <данные изъяты> грн., что эквивалентно <данные изъяты> руб. как ошибочно полагает административный истец. Доводы административного истца о том, что Федеральным законом № –ЗРК /2014 г. не устанавлена обязанность расчитывать и выплачивать пособие при рождении ребенка в порядке, по законодательству, действующему по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, поэтому возможен расчет пособия на ребенка в соответствии федеральным законом, а не законом Украины являются несостоятельными и основаны на неправильном толковании федерального закона административным истцом. Суд считает, что правоотношения по расчету и выплате ежемесячного пособия на ребенка возникли в период действия законодательства Украины, пособие назначено с соблюдением правил, а впоследствии перерасчет пособия произведен в порядке, не ухудшающим положение административного истца. Истец безосновательно при расчете пособия на ребенка применяет сумму прожиточного минимума, установленного на ДД.ММ.ГГГГ год, в то время как ст. 12 Закона Украины «О государственной помощи семьям с детьми» сумма прожиточного минимума при расчете пособия применяется на дату рождения ребенка. Таким образом, ответчиком помощь при рождении на ребенка предоставлялась в соответствии с законодательством в сфере оказания государственной поддержки семьям с детьми, действовавшим на территории Автономной Республики Крым до ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что суд пришел к выводу о том, что у административного истца не возникло право на получение пособия в размере <данные изъяты> руб. не подлежат удовлетворению и требования административного истца о выплате ей пособия при рождении ребенка в размере <данные изъяты> руб. с учетом индексации.
Административны истцом заявлено, что Муниципальным казенным учреждением «Управление труда и социальной защиты населения администрации <адрес>» производятся незаконно удержания из размера пособия в <данные изъяты> рублей ежемесячно суммы в размере <данные изъяты> рублей, в связи с данным обстоятельством размер пособия уменьшен до <данные изъяты> руб.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Крым от 17.12.2014 г. № 36-ЗРК/2014 «Об особенностях установления мер социальной защиты (поддержки) отдельным категорям граждан, проживающих на территории Республики Крым» предусмотрено, что для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, размер пособия при рождении ребенка рассчитывается как разница между совокупным объемом государственной помощи при рождении ребенка, предоставляемым семьям с детьми в соответствии с законодательством в сфере оказания государственной поддержки семьям с детьми, действовавшим на территории Автономной Республики Крым до 21 февраля 2014 года, и суммарным объемом средств на выплату единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, выплачиваемым лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации. Как следует из письма Управления труда и социальной защиты населения администрации города Армянска» от 22.10.2015 г. и объяснений представителя реестры ФСС о назначенном с ДД.ММ.ГГГГ пособии по уходу за ребенком поступили в Управление в марте 2015 г., помощь при рождении ребенка Управлением назначена с января 2015 г. по март 2015 г. выплачена в размере <данные изъяты> руб (<данные изъяты>), с апреля выплата помощи приостановлена в связи с проведением перерасчета и назначено ежемесячное пособие с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> руб., и согласно реестрам ФСС от ДД.ММ.ГГГГ пособие по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ назначено в размере <данные изъяты> руб. Учитывая, что размер помощи составил <данные изъяты> руб., Управлением с января 2015 г. по март 2015 г. выплачено <данные изъяты> руб., размер помощи в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> коп. (<данные изъяты> месяца =<данные изъяты> руб.) Из указанного расчета следует, что административным ответчиком произведен перерасчет ежемесячной помощи при рождении ребенка с учетом назначенных и выплаченных сумм пособия по уходу за ребенком Фондом Социального страхования и с учетом выплаченных ранее сумм помощи при рождении ребенка управлением.
Судом установлено, что административным ответчиком фактически произведено удержание излишне выплаченных сумм затраченных на пособие Есиповой О.П. по случаю рождения ребенка. Данное обстоятельство не оспаривается административным ответчиком и заинтересованным лицом.
Согласно ст. 18 Федерального закона №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от ДД.ММ.ГГГГ получатели государственных пособий обязаны своевременно извещать органы, назначающие государственные пособия гражданам, имеющим детей, о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров государственных пособий гражданам, имеющим детей, или прекращении их выплаты. Согласно ст.19 данного закона органы, осуществляющие назначение и выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, имеют право на выборочную проверку правильности сообщенных заявителем сведений о доходах семьи, в процессе которой указанные органы вправе запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций независимо от форм собственности, владеющих такой информацией. Излишне выплаченные суммы государственных пособий гражданам, имеющим детей, удерживаются с получателя только в случае, если переплата произошла по его вине (предоставление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на право назначения государственных пособий гражданам, имеющим детей, исчисление их размеров) либо в результате счетной ошибки. При прекращении выплаты пособий оставшаяся задолженность взыскивается с получателя в судебном порядке.
Как установлено в судебном заседании истец Есипова О.П. получала одновременно пособие при рождении ребенка как из Фонда социального страхования, так и Муниципального казенного учреждения «Управление труда и социальной защиты населения администрации города Армянска». При этом административный истец не отрицает данного факта, как и того, что не сообщила об этом в указанные учреждения. При таких обстоятельствах суд считает, что бездействие административного истца, не сообщившего информацию о получении пособий, влияет на исчисление их размеров. Данное обстоятельство является основанием для удержания излишне выплаченных сумм с получателя пособий. Муниципальное казенное учреждение «Управление труда и социальной защиты населения администрации города Армянска» действовало с соблюдением правил, установленных ст. 19 Федерального закона №81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 г., при этом законных прав и интересов административного истца не нарушено, сумма пособия не уменьшена.
Также суд считает, не подлежащими удовлетворению требования истицы в части понуждения ответчика выплатить неправомерно удержанную сумму ежемесячного пособия на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, по следующим основаниям. Временная государственная помощь детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, в соответствии с п.7 Порядка назначения и выплаты временной государственной помощи детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка или место проживания которых неизвестно, утвержденного Постановлением Кабинета министров Украины от 22.02.2006 г. № 189 назначается на каждые шесть месяцев, начиная с месяца, в котором поданы документы. Как следует из ответа Управления труда и социальной защиты населения от 22.10.2015 г., согласно заявлению истицы от 27.08.2014 г. и предоставленных документов, временная государственная помощь назначена с 01.08.2014 г. по 31.01.2015 г. и выплачена в полном объеме.
Доводы административного истца о том, что необходимо применить закон Законом Республики Крым от 03.12.2014 г. № 20-ЗРК/2014 «О ежемесячном пособии на ребенка» так как право на получение данного пособия у нее возникло до 31 декабря 2014 года и она имеет право на получение пособия в течении 12 месяцев как предусмотрено данным законом, в связи с тем,что законом не установлено ограничение на применение указанного срока в отношении лиц, которым пособие установлено по законодательству Украины. Доводы истца суд считает не состоятельными, так как правоотношения по расчету и назначению данного пособия возникли в период действия Порядка назначения и выплаты временной государственной помощи детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка или место проживания которых не известно, утвержденного Постановлением Кабинета министров Украины от 22.02.2006 № 189. Данным порядком предусмотрен шестимесячный срок для выплаты пособия, который закончился 31 января 2014 года. Новые правила выплаты пособия установленные Законом Республики Крым от 03.12.2014 г. № 20-ЗРК/2014 о сроках выплаты пособия распространяются на лиц имеющим право на получение пособия с 01.01.2015 года и не распространяются на правоотношения, возникшие до принятия данного закона. Таким образом, прекращение выплаты государственной помощи детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, не имеют возможности содержать ребенка или место проживания которых неизвестно Муниципальным казенным учреждением «Управление труда и социальной защиты населения администрации города Армянска» в отношении Есиповой О.П. не противоречит закону. В связи с признанием судом решения о прекращении выплаты законным, не подлежат удовлетворению требования Есиповой О.П. о понуждении Муниципального казенного учреждения «Управление труда и социальной защиты населения администрации города Армянска» выплатить неправомерно удержанные суммы ежемесячного пособия на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов за период с 01.01.2015 г. по 31.07.2015 г. в размере <данные изъяты> руб.
При установленных обстоятельствах суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для признания действий административного ответчика незаконными и понуждении выполнить определенные действия.
Руководствуясь ст. ст. 8,9, 11, 14, 177-180 КАС РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного иска Есиповой <данные изъяты> к Муниципальному казенному учреждению «Управление труда и социальной защиты населения администрации города Армянска» о признании действий незаконными, понуждении выполнить определенные действия – отказать.
Апелляционная жалоба на решение может быть подана в Верховный Суд Республики Крым через Армянский городской суд Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения в окончательной форме.
Мотивированное решение принято 12 сентября 2016 года
Председательствующий судья Т.Н. Феденева