К делу № 2-364/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«19» января 2016 года г. Армавир
Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Селихов Г.С.,
при секретаре Дроновой Е.М.,
с участием представителя истца ФИО3 по доверенности ФИО1,
представителя ответчика Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю о взыскании единовременной компенсации,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3 обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю о взыскании единовременной компенсации в связи со смертью ее <...>, погибшего в результате военных действий. В обоснование иска указала, что <...>, в <...>, в результате разрешения кризиса на территории <...>, погиб – Х. С.-Х. М., <...> ФИО3, а именно <...>, о чем имеется свидетельство о смерти. <...> Президентом Российской Федерации был подписан Указ <...> «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике», в соответствии с которым, в целях усиления социальной защиты лиц, пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, было постановлено оказать единовременную материальную помощь лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в размере 20-кратной минимальной оплаты труда и семьям погибших в Чеченской Республике – в размере 200-кратной минимальной оплаты труда (далее - МРОТ), при сохранении гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации. В связи с чем, просил взыскать в его пользу с Министерства финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю единовременную компенсацию в размере 1 110 800 рублей.
Ответчик Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю представило в суд возражения на исковое заявление, согласно которому просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку на момент смерти Х. С.-Х. М. истец достигла 18-ти летнего возраста и у нее отсутствует право на получение единовременной компенсации в соответствии с Порядком осуществления осуществления дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике. Также считает, что Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку при наличии законных оснований для удовлетворения иска взыскание денежных средств должно производиться за счет казны РФ, а Министерство Финансов РФ не уполномочивало органы Федерального казначейства выступать ответчиками по искам к казне РФ
В судебное заседание истец ФИО3 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела был извещена надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО1 поддержала исковые требования по изложенным в иске основаниям, при этом пояснила, что на момент гибели Х. С.-Х. М. имел единственного <...> – ФИО3, которая ранее не обращалась за получением компенсации в соответствующие инстанции, поскольку не знала о ней. Кроме того, на момент гибели ее <...> ФИО3 было 22 года, она обучалась в <...>, а именно с <...>. по <...> что подтверждается Дипломом <...> от <...>. Просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление, просила суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, <...>, в <...>, в результате разрешения кризиса на территории Чеченской Республики, погиб – Х. С.-Х. М., <...> - <...> ФИО3, что подтверждается представленными суду: свидетельством о смерти, где указана причина смерти – «убит во время военных действий»; <...>, согласно которому ее <...> указан Х. С.-Х. М..
Согласно Указу Президента РФ от 05 сентября 1995 года № 898 «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике», в целях усиления социальной защиты лиц, пострадавших в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, было постановлено оказать единовременную материальную помощь лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в размере 20-кратной минимальной оплаты труда и семьям погибших в Чеченской Республике - в размере 200-кратной минимальной оплаты труда (далее - МРОТ), при сохранении гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 6 Порядка осуществления дополнительных компенсационных выплат лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, источником финансирования единовременной материальной помощи и компенсационных выплат, предусмотренных настоящим Порядком, являются средства федерального бюджета.
Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 г. № 1208 "О неотложных мерах по обеспечению режима экономии в процессе исполнения федерального бюджета во втором полугодии 1996 г." финансирование Федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы Чеченской Республики в 1996 г. было приостановлено, выделение средств на выплату единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам было прекращено и в настоящее время средства на эти цели в федеральном бюджете не предусматривались.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы. Таким образом, в данном случае от имени казны должно выступать Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Краснодарскому краю.
В соответствии с п.2 ст.90 Конституции РФ, законодательные акты, не утратившие законной силы, подлежат исполнению. Указ Президента РФ № 898 от 05.09.1995 не отменялся и является действующим законодательным актом до настоящего времени, значит, подлежит исполнению.
08 февраля 2001 года в Указ Президента РФ № 898 было внесено изменение, согласно которому сумма выплат стала фиксированной и составила 20 000 рублей.
Данные изменения, внесенные Указом Президента РФ от 08.02.2001 № 136, ухудшают положение лица, пострадавшего в результате разрешения кризиса в ЧР и не могут быть применены, так как противоречат действующему законодательству. <...> истца погиб в <...>, т.е. права и отношения возникли на тот момент, когда предусматривались выплаты в размере 200 МРОТ.
В связи со смертью <...> у истца возникли права, обусловленные указанным нормативным актом Президента Российской Федерации. В Постановлении Конституционного Суда РФ от 24 октября 1996 г. № 17-П указано, что для всех отраслей права правилом является принцип, согласно которому закон, ухудшающий положение граждан, а соответственно и объединений, созданных для реализации конституционных прав и свобод граждан, обратной силы не имеет (СЗ РФ. 1996 № 45.Ст. 5202).
В соответствии с указанным Постановлением Конституционного Суда РФ, по правам и обязанностям, возникшим до введения в действие нового нормативного акта либо внесения в него изменений, существенно ухудшающих положение гражданина, закон обратной силы не имеет, даже тогда, когда эти права не были своевременно осуществлены, а обязанности не были исполнены на момент введения в действие нового нормативного акта, либо внесения в него изменений. К этим правам и обязанностям применяется ранее действующее законодательство. Исходя из того, что закон обратной силы не имеет, и то, что на момент смерти <...> истца действовал Указ Президента России № 898 от 05.09.1995 года в первой редакции, без изменений от 08.02.2001г., где предусматривались выплаты единовременной компенсации в размере 200 МРОТ, выплата единовременной компенсации должна быть произведена в сумме равной 200 минимальных размеров оплаты труда на сегодняшний день, что в соответствии с ФЗ от 02.12.13г. № 336 - ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», который действует с 01.01.14 г. и составляет 5554 руб.
Компенсационные выплаты были гарантированы Указом Президента РФ от 5 сентября 1995 г. № 898, в связи с чем, государство взяло на себя обязательство выплатить сумму в 200-кратном размере минимальной оплаты труда. Кроме того, изменения в Указе Президента РФ от 05.09.1995 года № 898 о выплате 20000 рублей, вместо 200 минимальных размеров оплаты труда, семьям погибших в ЧР, внесенные Указом Президента РФ от 08.02.2001 г. № 136, ухудшают положение лица, пострадавшего в результате разрешения кризиса в ЧР. Так как в соответствии с Федеральным Законом от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ, МРОТ на февраль 2001 года составлял 200 рублей, соответственно сумма материальной помощи, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 05.09.1995 года № 898, из расчета 200 МРОТ, должна была составлять 40000 рублей. В соответствии со ст. 133 Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 22, 23 июля, 25, 30 декабря 2008 г., 7 мая, 17, 24 июля, 10, 25 ноября 2009 г., минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-Ф "О прожиточном минимуме в Российской Федерации (с изменениями от 27 мая 2000 г., 22 августа 2004 г., 24 июля 2009 г.), прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для: оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ; оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам; формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно письму заместителя Министра здравоохранения и социального развития РФ от 04.02.2009 года № 18-5/10/1-1618, финансирование выплат единовременной материальной помощи по Указу Президента Российской Федерации от 05.09.1995 года. № 898 осуществлялось в рамках Федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы ЧР в 1996 году, и расчет выплат проводился из расчета прожиточного минимума на тот период. Прожиточный минимум - сумма стоимости потребительской корзины, то есть тот минимум дохода, необходимый для выживания граждан в Российском государстве, гарантированный самим государством. Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации. В связи с повышением стоимости жизни изменяется и прожиточный минимум. То есть, размер прожиточного минимума, (МРОТ), установленного государством на февраль 1995 года, не соответствует прожиточному минимуму (МРОТ), установленному государством на сегодняшний день. Это свидетельствует о том, что выплата единовременной материальной помощи по Указу Президента Российской Федерации от 05.09.1995 года № 898, в рамках Федеральной целевой программы восстановления экономики и социальной сферы ЧР в 1996 году должна осуществляться в размере 200 МРОТ (прожиточных минимумов) на момент выплаты этой помощи. Это гарантировано государством и не может рассчитываться исходя из МРОТ 1995 года. Федеральный закон о МРОТ, действовавший на тот период, отменен. На сегодняшний день действует Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ), введенный 01.01.2014, в соответствии с которым сумма МРОТ составляет 5554 рублей. В результате обращения Уполномоченного по правам человека в Администрацию Президента РФ от 18 августа2008 г., с просьбой начать выплаты единовременной материальной помощи в соответствии с Указом Президента РФ от 5 сентября 1995 года №898 «О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике», Президентом РФ 7 декабря 2008 года было издано распоряжение за №758-рп. Согласно указанному распоряжению при Министерстве юстиции РФ была образована межведомственная рабочая группа по подготовке предложений по законодательному урегулированию вопроса о компенсации вреда лицам, пострадавшим в период разрешения кризиса и восстановления конституционного порядка на территории Чеченской Республики. Рабочей группе было предписано подготовить предложения Президенту РФ до 1 июня 2009 года.
Однако Министерством юстиции РФ было принято решение о нецелесообразности разработки отдельного федерального закона, предусматривающего урегулирование вопроса компенсации вреда лицам, пострадавшим в период разрешения кризиса в Чеченской Республике. Пострадавшим гражданам было рекомендовано подтверждать свое право на получение компенсации в судебном порядке.
Часть 1 ст.46 Конституции РФ гарантирует право на судебную защиту, в том числе в случаях невыполнения государством принятых на себя обязательств. Неисполнение Указа Президента Российской Федерации нарушает права и свободы граждан, подрывает основы конституционного строя России.
В соответствии с Указом Президента РФ № 898 от 05.09.1995, право на единовременную материальную помощь имеют семьи погибших в Чеченской Республике. Согласно ст.2 Семейного кодекса РФ членами семьи являются супруги, родители, дети. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства (ч.2 ст.29 ГПК РФ).
Исходя из изложенного, руководствуясь Указом Президента РФ № 898 от 05.09.1995 года, ст.ст.29, 133 ГПК РФ, ст.ст.125, 208, 1071, п.4 ст.214 ГК РФ, ст.2 СК РФ, представитель истца просила взыскать с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю в пользу истца, в связи со смертью ее <...>Х. С.Х. М., в соответствии с указом Президента РФ №898 от 05 сентября 1995 года, единовременную компенсацию в сумме 1110800 рублей, исходя из расчета 200 МРОТ на сегодняшний день, поскольку минимальный размер оплаты труда на сегодняшний день составляет 5554 рубля, согласно ст. 1 Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 336-ФЗ, действующий с 01.01.2014 г.
Согласно ст. 47 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлено, что истец ФИО3, <...> года рождения, приходится <...>Х. С.-Х. М., погибшему во время военных действий в Чеченской Республике <...> года. Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 05 сентября 1995 года № 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" (в редакции, действовавшей до 31 декабря 2000 года) предусмотрено оказание единовременной материальной помощи лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, в размере 20-кратной минимальной оплаты труда и семьям погибших в Чеченской Республике - в размере двухсоткратной минимальной оплаты труда при сохранении гарантий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации. На основании пункта 2 данного Указа - Правительству Российской Федерации предписано в месячный срок определить источники финансирования затрат, предусмотренных пунктом 1 настоящего Указа, и порядок осуществления компенсационных выплат лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, а также обеспечить выплаты денежных средств указанным лицам.
Согласно п.2 «Порядка осуществления дополнительных компенсационных выплат лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике», право на единовременную материальную помощь имеют: члены семей погибших (умерших) в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике - жены (мужья), дети, не достигшие 18 лет (учащиеся всех форм обучения до 23 лет), либо старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения 18 лет, отцы и матери - в 200-кратном размере минимальной оплаты труда в равных долях каждому члену семьи. В соответствии с пунктом 6 Порядка осуществления дополнительных компенсационных выплат лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике, утвержденного Правительством РФ 05 ноября 1995 года, - источником финансирования единовременной материальной помощи и компенсационных выплат, предусмотренных настоящим Порядком, являются средства федерального бюджета.
Истец ФИО3, <...> года рождения, приходится <...> погибшему Х. С.Х. М., и на момент его смерти <...> года она не достигла возраста 23 лет и обучалась в Профессиональном училище №29 г. Аргуна Чеченской республики, а именно с <...> г. по <...> г., что подтверждается Дипломом №<...> от <...> г., следовательно, имеет право на единовременную материальную помощь, как член семьи погибшего в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике.
На основании вышеизложенного, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд полагает, что надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю, а заявленные исковые требования являются обоснованными, в связи с чем удовлетворяет заявленные исковые требования в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО3 к Министерству финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю о взыскании единовременной компенсации – удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю за счет средств казны РФ в пользу ФИО3 единовременную компенсацию в связи со смертью <...>, погибшего во время боевых действий, в размере 1110800 (один миллион сто десять тысяч восемьсот) руб.
Решение изготовлено в окончательной форме 25.01.2016 года.
Решение может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Армавирский городской суд.
Решение отменено решением Краснодарского краевого суда от 17.05.2016 года