Дело № 2-198/2014 год
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
23 апреля 2013 года п. Архара
Архаринский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Каралаш З.Ю.,
секретаря судебного заседания Золотаревой К.В.,
с участием заместителя прокурора Архаринского района Ивановой Л.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Архаринского района Амурской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Касаткинского сельсовета Архаринского района о возложении обязанности разместить в телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации Архаринского района сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год лица, замещающего должность муниципальной службы Касаткинского сельсовета, руководителя муниципального казенного учреждения культуры «Фантазия», а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Касаткинского сельсовета о возложении обязанности разместить в телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации <адрес> сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год лица, замещающего должность муниципальной службы Касаткинского сельсовета, руководителя муниципального казенного учреждения культуры «Фантазия», а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В исковом заявлении прокурор указал, что прокуратурой <адрес> установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации <адрес> не размещены сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год лица, замещающего должность муниципальной службы Касаткинского сельсовета, руководителя муниципального казенного учреждения культуры «Фантазия», а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супругов (супруга) и несовершеннолетних детей.
Это является нарушением требований законодательства.
Отношения, связанные с прохождением муниципальной службы гражданами Российской Федерации регулируются Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы, включенные в соответствующий перечень, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Особенности заключения трудового договора с руководителем организации урегулированы статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что руководитель муниципального учреждения ежегодно обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доводах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Из содержания пунктов 1,3.1., 4 части 1 статьи 8 Федерального закона « О противодействии коррупции» следует, что граждане, замещающие должности муниципальной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, и граждане, замещающие должности руководителей муниципальных учреждений, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
В целях реализации статьи 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведении о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Феде-радии и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления неукоснительно соблюдать положения законов, регламентирующих противодействие коррупции, одним из основных принципов которого является публичность и открытость деятельности, как органов государственной власти, так и органов местного самоуправления. Указанный принцип предусматривает обнародование сведений, касающихся деятельности таких органов, в том числе и сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера муниципальных служащих, руководителей муниципальных учреждений и членов их семей.
Перечень должностей муниципальных служащих Касаткинского сельсовета, при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден постановлением главы Касаткинского сельсовета от ДД.ММ.ГГГГ №102.
Нарушение администрацией Касаткинского сельсовета указанных требований законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на получение информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего Касаткинского сельсовета, руководителя муниципального газетного учреждения культуры «Фантазия», а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Не размещение указанной информации в телекоммуникационной сети «Интерне» на официальном сайте администрации <адрес> подтверждается копией страницы Касаткинскогосельсовета с официального сайта администрации <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации к способам защиты гражданских прав отнесен способ пресечения действий, нарушающих право.
Частью 2 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании изложенного, просит обязать администрацию Касаткинского сельсовета разместить в телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации <адрес> сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год лица, замещающего должность муниципальной службы Касаткинского сельсовета, руководителя муниципального казенного учреждения культуры «Фантазия», а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в течение десяти дней со дня вступления в силу решения суда.
В судебном заседании прокурор уточнил исковые требования, просит обязать администрацию Касаткинского сельсовета в течение десяти дней со дня вступления в силу решения суда разместить в телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год лица, замещающего должность муниципальной службы Касаткинского сельсовета, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Представитель ответчика администрации Касаткинского сельсовета <адрес> в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. От представителя Касаткинского сельсовета, и.о. главы Касаткинского сельсовета ФИО4 в судебное заседание поступило письменное заявление о признании исковых требований.
Суд, заслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании ст.42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством, в том числе, единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы, а также единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы.
В соответствии с пунктом 3 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № – ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (пункт 4 ст.5).
Противодействие коррупции – деятельность, в том числе, органов местного самоуправления, в пределах их полномочий по предупреждению коррупции (статья 1).
Пунктами 1 и 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» предусмотрено, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю): граждане, претендующие на замещение должностей государственной или муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации; лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1 - 3.1 настоящей части.
В силу ч. 6 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции», сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, указанными в пункте 4 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» и п. 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», органам местного самоуправления рекомендовано до ДД.ММ.ГГГГ определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Пунктом 4 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ода № «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции», рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в 2-месячный срок разработать, руководствуясь настоящим Указом, и утвердить перечни должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и перечни должностей муниципальной службы, предусмотренные статьей 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Из совокупности вышеприведенных положений федерального законодательства, устанавливающих взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, провозглашающих единство правовых и организационных основ, а также основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение органом местного самоуправления законов, регламентирующих противодействие коррупции.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальные служащие, замещающие должности муниципальной службы, включенные в соответствующий перечень, обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Особенности заключения трудового договора с руководителем организации урегулированы статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьей 275 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что руководитель муниципального учреждения ежегодно обязан представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доводах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей.
Как установлено судом и подтверждено материалами дела в ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что в информационно – телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте администрации <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не размещены сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год лица, замещающего должность муниципальной службы Касаткинского сельсовета, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Постановлением главы администрации Касаткинского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень должностей муниципальной службы администрации Касаткинского сельсовета <адрес>, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны предоставить сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своих супруга (супруга) и несовершеннолетних детей.
Представителем ответчика в судебное заседание не представлено данных о том, что сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год лиц, замещающих должности муниципальной службы Касаткинского сельсовета и членов их семей размещены на официальном сайте администрации <адрес> в телекоммуникационной сети «Интернет».
В силу пунктов 1,6,7, статьи 7 Федерального закона № «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции; унификация прав государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности, а также устанавливаемых для указанных служащих и лиц ограничений, запретов и обязанностей; обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
К числу основных принципов противодействия коррупции статьей 3 Федерального закона № отнесены публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
Принцип публичности и открытости предусматривает обнародование любых сведений, касающихся вопросов организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, за исключением сведений и данных по отношению к которым установлены специальные правила распространения.
Под нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии со ст.1 Федерального закона № для целей настоящего Федерального закона понимаются, в том числе и муниципальные правовые акты.
В соответствии с п. 8 Указа Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Вопросы противодействия коррупции», рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и должности муниципальной службы, и членов их семей на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что действующим законодательством установлена обязанность администрации Касаткинского сельсовета <адрес> по размещению в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего должность муниципальной службы Касаткинского сельсовета, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Архаринского района, удовлетворить.
Возложить на администрацию Касаткинского сельсовета обязанность в течение десяти дней со дня вступления в силу решения суда разместить в информационно - телекоммуникационной сети «Интернет» сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера за 2012 год лица, замещающего должность муниципальной службы Северного сельсовета, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Архаринский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: З.Ю. Каралаш
Решение в окончательной форме изготовлено 24 апреля 2014 года