НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 30.07.2019 № 3А-510/19

Дело № 3а-510/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 июля 2019 года город Архангельск

Архангельский областной суд в составе:

судьи Лобановой Н.В.,

при секретаре Шинаковой М.В.,

с участием прокурора Архангельской областной прокуратуры Загвоздиной Н.А., представителей административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Пинежское» и заинтересованного лица администрации муниципального образования «Пинежское» Олькиной М.А. и Зубовой Н.В., заинтересованного лица главы муниципального образования «Пинежское» Олькиной М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление <данные изъяты> прокурора Архангельской области А.С. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о гарантиях осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования «Пинежское», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе»,

установил:

решением совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение о гарантиях осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования «Пинежское», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе.

Подпунктом 1.2 пункта 1 указанного Положения ежемесячное вознаграждение главы муниципального образования «Пинежское» установлено в размере 19 500 руб.

Решением совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о гарантиях осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования «Пинежское», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе» подпункт 1.2 пункта 1 данного Положения изложен в новой редакции, согласно которой ежемесячное вознаграждение главы муниципального образования «Пинежское» с 1 января 2018 года установлено в размере 20 500 руб.

Решением совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о гарантиях осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования «Пинежское», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе» подпункт 1.2 пункта 1 названного Положения изложен в новой редакции, согласно которой ежемесячное вознаграждение главы муниципального образования «Пинежское» с 1 января 2019 года установлено в размере 23 400 руб.

Решение совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ официально опубликовано в Информационном бюллетене муниципального образования «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, а также на официальном сайте муниципального образования «<данные изъяты>» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на дату рассмотрения дела является действующим.

<данные изъяты> прокурора Архангельской области А.С. обратился в суд с административным иском о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим решения совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о гарантиях осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования «Пинежское», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе».

В обоснование административного иска указано на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта пункту 4 статьи 4 закона Архангельской области от 24 июня 2009 года № 37-4-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области», поскольку решения о повышении с 1 января 2019 года денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности Архангельской области, не принималось.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор Загвоздина Н.А. административное исковое заявление поддержала по изложенным основаниям.

Представители административного ответчика совета депутатов муниципального образования «Пинежское» и заинтересованного лица администрации муниципального образования «Пинежское» Олькина М.А. и Зубова Н.В., заинтересованное лицо глава муниципального образования «Пинежское» Олькина М.А., возражая относительно административного иска, указали на то, что оспариваемым решением произведена не индексация ежемесячного вознаграждения главы муниципального образования «Пинежское», а приведение его размера в соответствие с требованиями федерального и областного законодательства, в связи с чем оснований для признания данного нормативного правового акта недействующим не имеется.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно второму абзацу части 1 статьи 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относится правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом.

Часть 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 закона Архангельской области от 24 июня 2009 года № 37-4-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области» (далее по тексту - закон Архангельской области от 24 июня 2009 года № 37-4-ОЗ) условия и порядок предоставления гарантий осуществления полномочий выборных лиц местного самоуправления определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Архангельской области в соответствии со статьями 4 - 7 названного областного закона. Указанные нормативные правовые акты принимаются в случаях, предусмотренных данным областным законом.

В случаях, предусмотренных данным областным законом, гарантии осуществления полномочий выборных лиц местного самоуправления предоставляются на условиях и в порядке, предусмотренных федеральными законами и областными законами для муниципальных служащих в Архангельской области или муниципальными нормативными правовыми актами для муниципальных служащих соответствующего муниципального образования Архангельской области (пункт 2 статьи 2 закона Архангельской области от 24 июня 2009 года № 37-4-ОЗ).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 3 закона Архангельской области от 24 июня 2009 года № 37-4-ОЗ, подпункту 2 пункта 9 статьи 14 устава муниципального образования «Пинежское», принятого решением совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от 25 ноября 2016 года № 24, главе названного муниципального образования как выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, за счет средств местного бюджета муниципального образования гарантируется оплата труда.

Размер денежного вознаграждения выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, устанавливается и увеличивается (индексируется) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования Архангельской области (пункты 2 и 4 статьи 4 закона Архангельской области от 24 июня 2009 года № 37-4-ОЗ).

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ принято уполномоченным органом местного самоуправления. Форма и порядок принятия этого нормативного правового акта, включая его опубликование, в рассматриваемом случае также соблюдены, что подтверждается представленными в деле материалами, лицами, участвующими в деле, не оспаривается.

Разрешая вопрос о соответствии оспариваемого решения положениям действующего федерального и областного законодательства, суд исходит из следующего.

Пункт 1 статьи 4 закона Архангельской области от 24 июня 2009 года № 37-4-ОЗ предусматривает, что оплата труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, осуществляется в виде денежного вознаграждения (в фиксированной сумме), увеличенного на районный коэффициент и процентную надбавку за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В составе денежного вознаграждения выборного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе, учитываются все виды выплат, причитающиеся такому выборному лицу местного самоуправления за исполнение обязанностей по замещаемой им муниципальной должности, установленной уставом муниципального образования Архангельской области.

Размеры денежного вознаграждения выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, увеличиваются (индексируются) в сроки и размерах, которые установлены для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности Архангельской области (пункт 4 статьи 4 закона Архангельской области от 24 июня 2009 года № 37-4-ОЗ).

Начиная с 1 января 2017 года, размеры денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности Архангельской области, повышались однократно – на основании Указа Президента Российской Федерации от 31 декабря 2017 года № 645 «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности» и распоряжения губернатора Архангельской области от 15 января 2018 года № 37-р «О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Архангельской области» с 1 января 2018 года размер денежного вознаграждения указанных лиц повышен на 4%.

Решением совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о гарантиях осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования «Пинежское», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе» с 1 января 2018 года ежемесячное вознаграждение главы муниципального образования «Пинежское» увеличено до 20 500 руб.

Оспариваемым в данном административном деле решением совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ ежемесячное денежное вознаграждение высшего должностного лица муниципального образования «Пинежское» с 1 января 2019 года увеличено до 23 400 руб., то есть на 12%. Вместе с тем, с указанной даты индексация денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и государственные должности Архангельской области, не производилась.

Суд не усматривает оснований согласиться с утверждением административного ответчика о том, что подпункт 1.2 пункта 1 Положения о гарантиях осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования «Пинежское», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, утвержденного решением совета депутатов муниципального образования «Пинежское» ДД.ММ.ГГГГ (в редакции решения совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ), не соответствовал федеральному и областному законодательству, в связи с чем подлежал изменению.

Представленный в обоснование этого утверждения расчет денежного вознаграждения главы муниципального образования «Пинежское», выполненный, исходя из применения по аналогии положений закона Архангельской области от 27 сентября 2006 года № 222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области», указа губернатора Архангельской области от 30 декабря 2014 года № 136-у «Об утверждении реестра должностей государственной гражданской службы Архангельской области», Положения о денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «Пинежское», утвержденного решением совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ, может быть рассмотрен как один из возможных, но не императивно предписанных способов определения величины денежного вознаграждения указанного должностного лица.

Более того, в силу указания пункта 2 статьи 2 и третьего абзаца пункта 1 статьи 4 закона Архангельской области от 24 июня 2009 года № 37-4-ОЗ метод расчета вознаграждения высшего должностного лица муниципального образования, исходя из применения по аналогии положений законодательства о муниципальной службе, не может быть применен.

Из материалов дела также не следует, что на дату принятия оспариваемого решения имелись какие-либо иные обстоятельства, которые бы служили основанием для пересмотра ранее установленной величины ежемесячного денежного вознаграждения главы муниципального образования «Пинежское». Те обстоятельства, которые приводит административный ответчик (объединение ряда поселений в одно муниципальное образование, исполнение обязанностей по нескольким должностям, передача поселению отдельных полномочий муниципального района), существовали и на момент определения этой величины в 2016 году.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ не соответствует пункту 4 статьи 4 закона Архангельской области от 24 июня 2009 года № 37-4-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутатов представительных органов муниципальных образований, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области», в связи с чем подлежит признанию недействующим.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый нормативный правовой акт признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

С учетом разъяснений, данных в третьем абзаце пункта 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», суд считает необходимым признать решение совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ недействующим с даты вступления решения суда в законную силу.

В силу указания пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в Информационном бюллетене муниципального образования «<данные изъяты>» и на официальном сайте муниципального образования «<данные изъяты>» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Руководствуясь статьями 178-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление <данные изъяты> прокурора Архангельской области А.С. удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим с даты вступления решения суда в законную силу решение совета депутатов муниципального образования «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Совета депутатов МО «Пинежское» от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о гарантиях осуществления полномочий выборных должностных лиц местного самоуправления муниципального образования «Пинежское», осуществляющих свои полномочия на постоянной основе».

Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в печатном издании – Информационном бюллетене муниципального образования «<данные изъяты>» и на официальном сайте муниципального образования «<данные изъяты>» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

На решение суда лицами, участвующим в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором – принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Архангельский областной суд.

Мотивированное решение суда изготовлено 2 августа 2019 года.

Судья Н.В. Лобанова